Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели журналистики и журналистской деятельности




 

Рассмотренные нами концепции никогда не оставались досто­янием одной лишь отвлеченной, не связанной с практикой науки. Каждая из них находила и находит воплощение в реальной журна­листике -- в понимании ее задач, организации системы СМИ, профессиональных установках редакторов и корреспондентов, со­держании и тональности публикаций. На базе теорий складывают­ся модели журналистики как общественного явления и рода дея­тельности. В учебной литературе в этой связи правомерно говорит­ся об исторических типах журналистики12. Но мы используем слово «модель», которое передает очень важный оттенок смысла: рас­сматриваются определенные конструкции прессы, а не только ее классификация на фоне сменяющихся исторических периодов. Кроме того, введение этого понятия позволяет избежать термино-иогической путаницы с другой темой — типологией СМИ. В кон-

12 Ворошилов В. В. Журналистика. СПб., 2001; Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М, 1998.

 

струкцию входят две главные составляющие — место и роль жур­налистики в той или иной социальной системе и обусловленная ими практика, то есть методика и техника труда.

Модель журналистики — явление конкретно-историческое. Го­воря это, мы имеем в виду ее зависимость не столько от времени как такового, сколько от общественной среды, под воздействием которой она формируется. Среда же для прессы представляет со­бой сложнейшее переплетение факторов: социально-государствен­ное устройство, преобладающие идеологические течения, куль­турные традиции и особенности нации, уровень зрелости журна­листской профессии и др. Если мы так понимаем происхождение моделей, то исчезает почва для их прямолинейного сопоставле­ния, вплоть до того, что иногда становится неуместной их крити­ческая оценка по меркам другой социальной формации. При са­мом горячем желании невозможно отменить закономерную связь: модель прессы хороша постольку, поскольку она адекватна среде, в которой существует. Конечно, речь идет не о сиюминутной конъ­юнктуре, а о глубинной природе данного общества и перспекти­вах его прогрессивного изменения.

Вернемся к затронутому выше противостоянию капиталисти­ческой и советской журналистики. Было бы противоестественно, если бы они поменялись местами: в условиях рыночной экономи­ки не могли выходить политико-идеологизированные газеты, тог­да как при социалистическом строе — в том виде, какой он при­нял в Советском Союзе, — исключался примат экономической выгоды над духовным значением прессы. Между тем в пределах своих социальных систем каждая из этих моделей СМИ была устой­чивой и действовала бесперебойно. Иное дело, что потенциал ка­чественного роста советской журналистики был в значительной степени исчерпан, как и у всего «застоявшегося» общества. Во вто­рой половине 80-х годов в стране начались поиски обновления на путях либерализации и пресса получила мощный внешний стимул развития — режим гласности.

История России знает случаи, когда оригинальные, но чужерод­ные для данных обстоятельств модели печати отторгались средой. В середине XIX в. О. И. Сенковский, известный под псевдонимом Барон Брамбеус, выпускал журнал «Библиотека для чтения». На про­тяжении десятилетий он с подвижническим упорством пытался внед­рить тип «легкого» издания, насыщенного более занимательными историями и фактами, чем идеями, и ему удалось завоевать попу­лярность у массовой аудитории. Однако интеллектуальная публика, лидеры общественного мнения считали своими кумирами публицис­тов совсем другого склада — тех, кого Н. Г. Чернышевский называл

 

колонновожатыми, духовными вождями. Соответственно, у кри­тиков-современников деятельность Сенковского не получила при­знания. Чернышевский резюмировал его деятельность следующи­ми словами: «Иметь столько дарований — и растратить их совер­шенно понапрасну...»13 Но уже в конце XIX — начале XX в. в России утвердился буржуазный уклад жизни, ведущим типом издания стала газета, а не толстый публицистический журнал. Общепризнанной нормой стала пресса, которую олицетворяли летучий, вездесущий репортер В. Гиляровский, фельетонист В. Дорошевич, называвший печать приятным утренним собеседником, не обременявшая себя моральными принципами газета А. Суворина «Новое время» с ее миллионными тиражами. Время и в самом деле стало новым, оно востребовало иной тип журналистского сознания и практики.

Модели журналистики получили в литературе определенные названия, которых будем придерживаться и мы. Их особенности находятся в тесной связи с теоретическими концепциями печати, которые рассматривались выше.

Феодально-монархическая пресса воплощает в себе главным образом авторитарную концепцию — как «зеркало» породившей ее социально-политической системы. Однако выводы противни­ков авторитаризма о том, что она изначально несет обществу зло, а не благо, были бы скороспелыми. Поскольку человечество в сво­ем политическом развитии не могло избежать стадии абсолютиз­ма, постольку и пресса этой формации была явлением необходи­мым и в значительной мере полезным. Вспомним, что периоди­ческая печать в России возникла благодаря державной воле Петра I. Правильнее будет охарактеризовать этот тип прессы объективно, без критической риторики. Прошлое нашей страны дает класси­чески чистый образец данной модели.

Ей были свойственны подконтрольность редакционно-издатель-ского дела — через лицензирование, цензуру, назначение руково­дителей, поощрение лояльных издателей и публицистов и наказа­ние строптивых. Свобода печати фактически принадлежала правя­щему сословию, а не широким слоям населения. Россия в данном отношении не являлась исключением из общемирового правила. В условиях абсолютизма в Англии, Германии, Испании, Италии и других европейских странах частной прессе было запрещено ка­саться политических вопросов или, по меньшей мере, трактовать их по своему усмотрению. Нормативным источником для сужде­ний о политике являлись немногочисленные официальные изда-

________________________________

13 См. об этом: Щербакова Г. И. Спор о путях русской журналистики начался в середине XIX века и все еще не закончен//Акценты. 1998. № 3—4.

 

ния, которые определяли единый общегосударственный «стандарт» объяснения важных общественных событий и процессов. Пресса рас­сматривалась как орудие государственного строительства и управле­ния делами в стране в духе политики монархической власти. Так печатное слово служило обеспечению единства и целостности госу­дарства, в том числе с точки зрения взаимодействия столицы и от­даленных окраин. В этом смысле показательно, что в 1830-е годы в российской провинции была создана сеть газет под «типовым» на­званием «Губернские ведомости» — официальных правительствен­ных органов, которые много способствовали консолидации нации.

В идеологическом отношении монархическую журналистику от­личает патриотизм широкого спектра тонов — от искренней пре­данности своему народу до так называемого казенного и квасного. Разумеется, любовь к отечеству нераздельно сливается в такой пе­чати с прославлением трона. Феодализму присущ симбиоз светской и религиозной власти, обожествление правящего режима, что нахо­дит отражение в материалах прессы. В печати открыто заявляется на­циональная идея, получившая высочайшее одобрение. В этом кон­тексте нельзя не сослаться на формулу «православие, самодержа­вие, народность», выработанную министром Николая I графом С. С. Уваровым. В круг идеологических установок монархической прессы входит и забота о народном просвещении. Монарх ощуща­ет на себе обязанность способствовать развитию образования, про­цветанию искусства и науки, исправлению нравов своих поддан­ных. При всей неровности политики царизма в этой сфере несом­ненно, что журналы и газеты несли населению страны колоссальные объемы знаний о мире, нередко компенсируя недостатки собствен­но образовательных учреждений. Характерно, что «отцы» и «мате­ри» нации сами брали в руки перо, чтобы напрямую обращаться к «детям». Такова была Екатерина II, регулярно выступавшая с нра­воучительными сочинениями в журнале «Всякая всячина», так поступали, например, французский король Людовик XII и факти­ческий правитель страны кардинал Ришелье, которые на протя­жении многих лет поставляли в опекаемую властью «La Gazette» Теофраста Ренодо статьи и документы.

Ориентация на идеологическое управление влияет на содержа­ние и литературную манеру промонархических изданий. Здесь в обя­зательном порядке помещаются пространнейшие отчеты о цере­мониалах и происшествиях, имевших место при дворе, во всех деталях описываются наряды и манеры царствующей фамилии и ее клики. Познакомимся с фрагментами отчета о Высочайшем смот­ре потешным частям на Марсовом поле, помещенного в журнале «Огонек» (1913) — художественно-литературном, т.е. отдаленном

 

от политики, издании. Имеются в виду военные игры, которым, кстати сказать, журнал посвятил и несколько крупноформатных снимков, запечатлевших в первую очередь участие в смотре импе­раторской фамилии:

«В 11 часов на яхте "Александрия" прибыли Государь Импера­тор и проследовал с Наследником Цесаревичем и Августейшими Дочерями на катере "Петергоф" к Марсову полю, в сопровожде­нии лиц свиты и начальствующих особ. Потешные склонили стя­ги, взяли на караул, забили барабаны, заиграла музыка. Команду­ющий парадом... рапортовал Его Императорскому Величеству. Го­сударь Император верхом въехал на поле, Наследник Цесаревич и Августейшие Дочери следовали в коляске. При звуках гимна и кли­ках ребят Государь объехал, здороваясь, ряды потешных. Перед царской палаткой расположились министры и высшие военные чины. Государь верхом занял место перед ними, и начались гим­настические упражнения... Осмотрев приготовленные для лучших потешных частей призы, Государь отпустил стоявшего на часах потешного, благодарил заведующих организациями и проследо­вал в Мраморный дворец, где депутации ожидали Его Величество с подношениями. Приняв депутации, Государь отбыл на яхту "Александрия" для следования в Петергоф». Собственно действию на Марсовом поле отводится один абзац, да еще упоминание о том, что в Народном доме участников смотра «обильно накорми­ли обедом и сладостями».

Феодально-монархическая пресса насыщена пропагандистскими приемами и интонациями, временами высокопарна, безапелля­ционна при утверждении официально признанных духовных цен­ностей. Такой стиль мышления и действия неизбежно приводит к консерватизму, косности, и это служит причиной перетекания читательского интереса к оппозиционным органам печати (если они есть), которые обычно отличаются большей свежестью идей и их разнообразием. Мы не случайно употребляем здесь настоящее время глаголов, потому что феодально-монархическая модель прес­сы не исчезла в прошлом. Ее можно встретить и в наши дни, хотя и в несколько модернизированных вариантах. Менее всего это отно­сится к конституционным монархиям Европы, где королевский трон сохраняется скорее как символ преемственности эпох, в большей степени — к режимам единоличной власти, даже если они облада­ют формальными признаками демократии.

Религиозно-клерикальная модель прессы имеет самостоятельное значение в тех общественных системах, где церковь фактически осу­ществляет политическую власть. В светских государствах, которых на земном шаре большинство, конфессиональная (церковная) печать —

 

это одно из направлений специализации по интересам части ауди­тории, такая же, как специализация по возрасту, профессиональ­ным признакам и т.п. Свободное учреждение и деятельность по­добных СМИ в полной мере отвечают гуманистическим принци­пам свободы совести, свободы слова и информации.

Со времени возникновения прессы взгляды на нее церкви как влиятельной общественно-политической силы претерпели сущест­венную эволюцию — от категорического неприятия и запретов (чем особенно «прославилась» католическая инквизиция) до по­строения собственной мощной системы СМИ. Ныне все мировые конфессии располагают не только специальными службами, ку­рирующими массово-информационную деятельность, но и теоре­тическими разработками, призванными обеспечить эффективность влияния на аудиторию.

Начало же религиозно-клерикальной модели журналистики в Европе положили попытки церковных правителей взять под свой контроль всякое распространение новостей. Еще в XVI в. высшие иерархи католицизма устанавливали правила, согласно которым никто не имел права печатать новости без согласия местного епис­копата, и грозили смертной казнью тем, кто будет заниматься этим без ведома официальных властей14. Церковь выступала единым фрон­том с монархией против свободы печати, поскольку она сама была элементом государства. Между прочим, Теофраста Ренодо поста­вил во главе крупнейшей газеты Франции не кто иной, как кар­динал Ришелье — первый министр и фактический правитель во времена Людовика XIII. В царской России печать длительное время подвергалась двойной цензуре — правительственной (светской) и религиозной. Постепенно складывался самостоятельный тип цер­ковной периодики. Православная печать в России возникла в начале XIX в., католическая конфессия пришла к необходимости создать свою прессу в конце того же столетия.

Клерикальной модели журналистики присущи многие черты, которые мы обнаружили у феодально-монархической. Сходство объясняется прежде всего причинами исторического порядка -общностью судеб светской и религиозной власти в странах, где они когда-то составляли единое целое. Конечно, у клерикальной журналистики по сравнению с феодально-монархической замет­но усилена собственно религиозная направленность в стратегии и тактике действий. Происходит как бы замещение главных фигур:

____________________________

14 Урина Н. В. Клерикально-католическая журналистика в системе буржуазной пропаганды. М., 1976. С. 38.

 

вместо монарха в центре внимания оказывается религиозный ли­дер, вместо национально-государственного патриотизма — цен­ность единоверия и т.п. Клерикальная пресса отчетливо догмати­зирована по содержанию и способам преподнесения материала.

Здесь не было бы проблем, если бы речь шла о специализиро­ванной информации, адресованной верующей части аудитории. Но если церковь является ведущей политической силой в государстве или даже правит в нем, то появляются негативные следствия моно­полизма в духовной жизни, возникает опасность принуждения граж­дан к единомыслию, а то и к аскетическому ограничению информа­ционных контактов. Так произошло в одной из азиатских стран, где у руля власти стали исламские фундаменталисты. Теперь населению запрещено пользоваться домашними телевизорами, видеомагнито­фонами и другими средствами связи с «нечистым» внешним миром, нельзя работать со съемочной техникой и давать интервью, мулла превратился в единственного передатчика и интерпретатора знаний. При этом официальная печать, конечно же, сохранилась.

На Европейском континенте примеры религиозно-клерикаль­ной журналистики дает Ватикан. Это крохотное государство уни­кально во многих отношениях: оно является мировой столицей католической веры, в нем сохранилась как реликт средневековья абсолютистская (без парламента) форма правления, к тому же монархия здесь особая — теократическая. Необычна и пресса Ва­тикана: тиражи печатных изданий многократно превышают чис­ленность населения. В папской резиденции выходят официальные бюллетени римско-католической церкви и ежедневная газета «L'Osservatore Romano» («Римский обозреватель»), действуют так­же Радио Ватикан, вещающее на десятках языков, телекомпания, информационное агентство. Под контролем понтифика находятся международные ассоциации католических журналистов. Как сооб­щают наблюдатели, система СМИ приносит бюджету теократи­ческого государства большие убытки. Но Ватикан, разумеется, не откажется от нее, поскольку без массированной пропаганды он лишится влияния на течение религиозных и политических про­цессов в мире. К слову, на рубеже тысячелетий католическая цер­ковь стала гораздо терпимее относиться к иным конфессиям, чем на прежних этапах истории, и в целом ее идеология уже не отли­чается былым радикализмом.

Черты буржуазной модели прессы тем или иным образом воз­никают перед нами при изучении различных тем курса. Поэтому здесь можно ограничиться наиболее общей характеристикой этого крупнейшего явления современной цивилизации. В историческом времени его развитие разделяется на две фазы — раннюю и зрелую.

 

На ранней фазе мы имеем дело с прессой, которая непосредственно «вытекала» из идеологии Просвещения и по своему социальному существу, по конечным устремлениям носила буржуазно-демокра­тический характер. Заявившая о себе при феодализме, будучи оп­позиционной к режиму власти, она имела заостренную антифео­дальную и антиклерикальную направленность, в творчестве самых решительных своих представителей выступала против монархичес­кой власти, за утверждение бессословного равенства и граждан­ских свобод. Эти уже знакомые нам свойства буржуазно-демокра­тической прессы определяли содержание и стиль изданий.

Для подтверждения сказанного мы обратимся к редкостно вы­разительному примеру — многогранной деятельности издателя и публициста Н. И. Новикова. Расцвет его творчества пришелся на царствование Екатерины II (вторая половина XVIII в.), т.е. на пе­риод, когда в России все настойчивее звучали голоса в защиту либерально-гражданских ценностей.

Новиков -- великий русский просветитель и провозвестник будущих буржуазно-демократических веяний в духовной и полити­ческой жизни страны. Он избрал для себя рискованную миссию быть прямым оппонентом императрицы в спорах о судьбах общества и, в частности, о назначении журналистики. Правда, он вынужден был принимать условия игры, предложенные царицей: та анонимно вы­ступала в собственном журнале «Всякая всячина», и Новиков обра­щался к госпоже «Всякой всячине», выражая свое с ней несогласие. Для читателей, впрочем, не составляло труда определить, какие ре­альные действующие лица скрывались за литературными масками. Современники наблюдали за откровенной полемикой журналов Новикова «Трутень» (открытое противопоставление более лояльно­му к власти журналу А. П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела»), «Жи­вописец» и других с официально-охранительными воззрениями. Если Екатерина проповедовала гражданскую покорность и послушание, то Новиков гневно выступал против крепостного рабства; если она считала задачей литератора критику безличных пороков человечес­кого рода, то он отстаивал право бичевать конкретных носителей зла; если государыня призывала к сатире «улыбательной», то он сво­им примером утверждал обличительную. Позднее Н. И. Добролюбов посвятит сатире екатерининского времени обширную и критичес­кую по мысли статью, в которой придет к выводу, что она «не находила возможности развивать свои обличения», поскольку не ставила вопрос о необходимости «общей силы закона», призван­ного заменить феодально-государственный произвол. Но при этом он заметит, что «весьма немногие из тогдашних сатир брали зло в самой его сущности; немногие руководились в своих обличениях

радикальным отвращением к крепостному праву, в какой бы крот­кой форме оно ни проявлялось. А это один из наиболее простых и ясных вопросов, и новиковская сатира его поставила много лучше других»15. Императрица не стала бы спорить с таким заключением: по ее повелению публициста-вольнодумца арестовали и посадили в крепость, а деятельность вольных (частных) типографий была на долгие годы прекращена.

Сатиричность и полемичность вообще составляли характерные особенности демократической прессы в ее противостоянии дрях­леющему феодализму. Еще одна ее особенность выражалась в на­сыщенности текстов нравственно-философскими, а также эконо­мическими, политическими рассуждениями, так что публицисти­ческие произведения нередко напоминали собой трактаты или ораторские речи. Характерное в этом смысле название дал своей статье А. Н. Радищев — страстный антагонист самодержавия: «Бе­седа о том, что есть сын Отечества».

Множеству публицистов буржуазно-демократического направ­ления не было дано увидеть свои идеи воплощенными в жизнь. Одних самодержавие заточало в крепость, когда проигрывало в журнальной полемике (как Новикова и Радищева), других пожи­рал огонь классовых сражений (как народных трибунов Великой французской революции), третьи становились свидетелями транс­формации возвышенных лозунгов всеобщей свободы и равенства в земные, даже меркантильные ценности рыночного предпринима­тельства. На стадии зрелости буржуазная пресса имеет мало сход­ства со своей непосредственной предшественницей, во всяком случае, по внешним признакам. В идейно-политическом отношении она утрачивает принципиальную оппозиционность системе власти. Печать выступает как критик действий конкретного правитель­ства, но не как ниспровергатель основ государственного устрой­ства. В содержательном плане она наполняется не столько пафос-ными размышлениями, сколько фактами повседневного бытия, всячески подчеркивая такое свое качество, как объективность. С экономической точки зрения пресса становится областью выгод­ного помещения капитала, материальная прибыль превращается в ведущий стимул деятельности и критерий успешности предприя­тия (таково общее правило, знающее, разумеется, исключения и не обязательно проявляющееся в однозначной, элементарной фор­ме). Соответственно ключевой фигурой в журналистике является не редактор или корреспондент, а собственник СМИ. «Я даю ин-

____________________________

15 Добролюбов Н. А. Русская сатира в век Екатерины//Добролюбов Н. А. Сочине­ния: В 4т. СПб., [б. г.]. Т. 1-2. С. 155, 114.

 

струкции своим редакторам по всему миру...» — так объяснял уволь­нение излишне инициативного редактора современный владелец транснациональной медиаимперии Р. Мэрдок16. Таким образом, свобода печати выглядит как сложное сочетание относительной независимости редакций от государственных институтов и прак­тически абсолютной подчиненности интересам собственников. С производственно-технологической стороны буржуазная пресса ха­рактеризуется непрерывным совершенствованием и материальной базы, и профессиональной квалификации сотрудников — к этому ее подталкивают жесткие законы конкуренции.

Социалистическую модель журналистики также нужно представ­лять себе в развитии.

Она зарождается в буржуазном обществе как побочная ветвь системы печати, созданной буржуазной демократией. В зависимос­ти от обстоятельств и степени своей радикальности она либо дей­ствует легально (как во многих нынешних странах Европы), либо уходит в подполье (как это случалось в истории России). Однако в любом случае сохраняется коренной признак этой прессы — слу­жение социалистической идее. В свою очередь, ядром социализма как учения служит отрицание эксплуатации человека человеком, прежде всего на путях обобществления большей части средств про­изводства. Таким образом, печать выступает против классического капитализма с его частнособственнической природой — за глу­бинное реформирование строя или за революционную смену гос­подствующей формы собственности и политической власти. Одна­ко пока фундаментальные преобразования в экономике и полити­ческом режиме не произошли, журналистика социалистических партий обычно несет на себе сильный отпечаток буржуазного типа прессы, поскольку вынуждена приспосабливаться к реальным ус­ловиям своего существования.

В рамках нашей темы важнее остановиться на печати социалис­тического общества, в котором данная модель получает возмож­ность реализоваться в полном, законченном виде. Конечно, ос-нрвные принципы, опыт и методика деятельности складываются еще на прежней, «буржуазной» стадии ее развития. Но резкое из­менение социальной среды требует столь же серьезных перемен в печати.

С наибольшей отчетливостью эти требования были выражены В. И. Лениным в первые годы советской власти в России. В статьях

___________________________________

16 Цит. по: Стровский Д. Л. Собственник газеты и редакционный коллектив: особенности взаимоотношений (на примере национальной прессы Великобрита-нии)//Акценты. 1997. Вып. 3-4. С. 27.

 

«О характере наших газет», «Очередные задачи Советской власти» и многочисленных других работах он сформулировал программ­ные установки для печати нового типа (это наименование потом закрепилось в теоретических работах). Прежде всего, основные сред­ства производства газет переходят из частного владения в руки победившего рабоче-крестьянского большинства населения, и пе­чать таким образом обобществляется (точнее, огосударствляется). Далее, центр внимания рабочего класса и его партии переносится с завоевания власти на управление страной, прежде всего в области хозяйствования. Следовательно, и для печати становится актуаль­ным лозунг «Поменьше политики... Побольше экономики». Пресса превращается в инструмент хозяйственного строительства, изучая и освещая жизнь предприятий, с которых теперь снят покров част­ной коммерческой тайны. С помощью критики недостатков и про­паганды положительных образцов она выполняет задачи экономи­ческого воспитания трудящихся, хозяйственного контроля и по­литического самоуправления. Создание мощной индустриальной и научно-технической базы в аграрной по преимуществу стране было бы невозможно без самого активного участия печати.

Это ни в коей мере не означает, что она перестает быть оруди­ем идейно-политической борьбы — в программной постановке во­проса и тем более в реальной биографии советского общества. В тече­ние десятилетий, прошедших после смерти Ленина, политические интересы властей стали откровенно превалировать в организации и практике журналистики. Правящая партия строжайшим образом следила за кадровым составом редакций и содержанием публика­ций, с середины 20-х годов материалы подвергались официальной цензуре. Журналистика покорно выполняла идеологические зака­зы, даже если они противоречили нормам морали. В то же время огромен вклад печати в культурный рост населения, в его приоб­щение к большому миру, и особенно это справедливо по отноше­нию к бывшим социальным «низам». Согласно директивам партии, за предвоенные годы фактически с нуля была построена всеохват­ная система изданий и радиовещания, включавшая в себя журна­листику и для крестьянства, и для жителей национальных окраин, и для детей, и для работников различных областей хозяйства, и т.д. Добавим к этому традицию привлекать к сотрудничеству в прессе авторский актив, организовывать при редакциях литературные и прочие объединения талантливых людей, регулярно публиковать читательские письма, что не имело прецедента в мировой журна­листской практике.

Советским опытом не исчерпываются варианты построения социалистической модели прессы. В странах народной демократии

 

(Восточная Европа) она приобретала несколько другие, нацио­нально-своеобразные черты. Так, в Германской Демократической Республике, где в отличие от Советского Союза сложилось много­партийное государство, выходили газеты национально-демокра­тической партии, христианско-демократического союза и других политических объединений. В печати социалистической Югосла­вии то и дело появлялись такие материалы, которые в Москве или Киеве были бы сочтены недопустимой вольностью. Кроме того, социалистическая модель, разумеется, видоизменялась вместе со своим историческим временем, и черно-белая пропаганда начала 50-х годов мало походила на более «очеловеченную» прессу 80-х.

Современная российская журналистика находится в поиске оп­тимальной модели своего построения и функционирования. С точ­ки зрения своего статуса она простилась с наследием советского режима: в России провозглашены свобода массовой информации и недопустимость любого внешнего вмешательства в практику ре­дакций, и эти положения препятствуют использованию СМИ в качестве орудий авторитарной власти. Реформы в политическом устройстве и в прессе России в начале 90-х годов породили у зару­бежных наблюдателей надежду на то, что в этой стране, где не было инерции частной собственности в СМИ, удастся найти отве­ты на вопросы, которые пока не решены западной журналисти­кой. Как заявил тогда президент Международной организации журналистов А. Ролленберг, появился уникальный шанс создать новую модель системы информации — такую, что не контролиро­валась бы ни государством, ни какой-либо партией, ни законами рынка. Только общественностью!

Действительно, недостатки рыночного регулирования прессы не менее очевидны для непредвзятых специалистов, чем изъяны других моделей. Еще в середине XIX в. русский исследователь печати Н. В. Соколов предупреждал об опасности коммерциализации жур­налистики, об ущербе, который погоня за рекламой наносит публи­цистике. Во второй половине XX столетия за рубежом шли напря­женные поиски подлинно независимого типа прессы. Одним из во­площений этой идеи стало так называемое общественное (или общественно-правовое) телевидение, которое с успехом развивается в Европе и Америке наряду с другими формами собственности на СМИ. Замысел заключается в том, чтобы исключить чье-либо сто­роннее вмешательство в вещательную практику телекомпаний, но при этом обеспечить их конкурентоспособность на рынке информа­ции. Главные черты общественного телевидения зафиксированы в документах Совета Европы, который уделяет ему специальное вни­мание: если содержание коммерческого ТВ определяется интересами

 

прибыли, а государственного — влиянием органов управления, то в задачи общественного вещания входит всестороннее, полное отра­жение жизни общества, а также предоставление гражданам трибуны для обсуждения проблем и укрепление гласной демократии. Цент­ральным вопросом становится такой механизм финансирования, который бы не вел к новому закабалению редакций. Существует не­сколько источников поступления средств: абонентная плата, госу­дарственные субсидии (гарантированные законодательно, а не по произволу отдельных чиновников), доходы от рекламы и спонсор­ства, продажа аудиовизуальных произведений и услуг. Из практики зарубежных коллег известно, что зачастую эти источники использу­ются в комбинации, но при любом решении редакции фактически зависят не от них, а от своей репутации в глазах аудитории.

В нашем распоряжении есть сводные данные об организации и содержании работы общественно-правовых каналов в разных стра­нах. Они дают наглядное представление о том, по какому пути движется эта практика и какие ее варианты могли бы использовать инициаторы создания нового канала (табл. 2).

Как мы видим, при том, что каждая компания избирает соб­ственную версию организации и программной политики, большин­ство из них ориентируется на многоплановое освещение обществен­ной жизни. Доля рекламных поступлений в структуре доходов, как правило, невелика, зато большую часть средств составляют абонент­ная плата, бюджетная поддержка правительства и деньги, зарабаты­ваемые услугами на рынке. Именно этим обстоятельством объясня­ется некоммерческое разнообразие вещания, которое в иных случа­ях обычно тяготеет к наиболее прибыльному «легкому» жанру -«мыльным операм» и т.п. Не они главным образом имеются в виду в графе таблицы «Развлекательные передачи», а театральные спектак­ли, музыка, передачи о культуре, фильмы и др.

Такая схема отношений в сфере СМИ могла бы получить мас­совое применение в России, когда она оказалась перед выбором модели журналистики. Однако реальность не совпала с предполо­жениями. Двигаясь в русле общих тенденций социально-экономи­ческого и политического развития страны, пресса, как принято говорить среди специалистов, одной из первых вошла в рынок. Частная собственность стала определяющим фактором ее органи­зации и функционирования. Одновременно и государственные институты не утратили ни своего финансового влияния на редак­ции (по причине экономической слабости большинства из них), ни намерений использовать прессу в собственных интересах. Нако­нец, политические союзы и движения массовым порядком созда­ют партийные издания. Таким образом, подконтрольность журна-

 

Таблица 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.