Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология и система СМИ 1 страница




 

В процессе взаимодействия журналистики с социальной прак­тикой создается определенная структура средств информации. Она, в свою очередь, должна быть точно отражена в типологических характеристиках, с помощью которых описываются каждое изда­ние и вся система СМИ. Типология, вообще говоря, это классифи­кация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. При изучении журналистики задача заключается в том, чтобы про­фессионально грамотно ориентироваться в тенденциях развития системы СМИ и уметь давать типологическое описание каждого конкретного издания или программы вещания. Сначала надо усво­ить некоторые методологические положения.

Во-первых, типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании изданий. Так, если мы скажем, что газета отличается от журнала по объе­му, то должны будем увидеть взаимосвязь этой характеристики с рядом других признаков (периодичность, размер публикаций, ху­дожественное оформление и др.).

Во-вторых, типология СМИ находится в зависимости от мно­гих внешних (социальных) и внутренних (журналистских) при­чин и факторов. К примеру, создание в 1970-е годы крупных про­изводственных объединений на базе отдельных предприятий вы­звало к жизни многостраничные еженедельники фирм, пришедшие на смену тоненьким фабрично-заводским газетам. Но обновлен­ные редакции опирались на многолетний опыт своих предшествен­ниц, воплощали в жизнь те идеи, которые вынашивались в «ста­рых» изданиях. Подобным образом относительно новая для России деловая пресса (газеты «КоммерсантЪ», «Экономика и время», «Деловой Петербург» и др.) обязана своим появлением и успехом возрождению в России предпринимательства и формированию спроса на деловые издания. Однако потребовались еще, с одной стороны, инициатива конкретных издателей и журналистов, ув­лекшихся этим видом прессы, а с другой стороны — выдающиеся образцы деловых изданий, формировавшиеся в течение последне­го столетия: «Financial Times» в Великобритании, «Wall Street Journal» в США, «Neue Zurcher Zeitung» в Швейцарии и др.

В-третьих, движение в типологии прессы происходит непре­рывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описа­ния изданий. Поэтому конструкции и данные, приведенные в

 

учебниках I960—1980-х годов, не полностью соответствуют реаль­ному состоянию российской журналистики.

Наконец, еще одно предварительное замечание. В различных источниках можно встретить не совпадающие друг с другом типо­логические системы, причем нередко среди специалистов разго­раются жаркие споры о том, в каком порядке располагать факто­ры и признаки типологизации, какие из них важнее — то ли содержание, то ли цели, то ли ориентация на определенную ауди­торию и т.п. В учебном издании мы не касаемся этих дискуссий. Наша задача — сделать пестрый мир прессы понятным и познава­емым, структурировать его, а попутно через призму классифика­ции проследить тенденции, которые определяют его динамику в современных условиях.

Каковы же они — параметры типологизации?

Регион распространения. Принято классифицировать прессу по вертикальному принципу, в соответствии с административно-тер­риториальным устройством государства. Подчеркнем, что за осно­ву берется не место издания, а обслуживаемая территория. Иначе классификация будет некорректной. Газеты, выходящие в провин­ции, нередко претендуют на распространение по всей территории государства и даже за его пределами. Таковы, к примеру, издания петербургского холдинга «Калейдоскоп», которые расходятся бо­лее чем в 100 городах России, стран СНГ и Балтии. И наоборот: некоторые столичные издания имеют крайне узкий ареал распро­странения.

Если зона регулярного действия средства информации расши­ряется до международных масштабов, то оно получает статус транс­национального (или наднационального). Американский журнал «Time», например, имеет четыре зарубежных издания, предназна­ченных для разных континентов. Созданная недавно телекомпания «Всемирный русский канал» рассчитана на 200 млн зарубежных граждан, говорящих по-русски, и с помощью организации спут­никовой связи «Евтелсат» должна приниматься на территории всей Европы.

Следующий уровень — общенациональные СМИ (для нашей стра­ны — общероссийские, федеральные). Таковыми они становятся, если синхронно расходятся по всей территории страны или по преобладающей ее части. Данный критерий исключительно зна­чим не только в собственно журналистском измерении, но и в политическом и юридическом отношениях. Для примера сошлем­ся на федеральное законодательство о предвыборной агитации. Оно определяет особый порядок действий для СМИ, имеющих обще­национальный статус. К ним относятся организации телерадиове-

 

щания, передачи которых уверенно принимаются в половине и более субъектов федерации, и периодические печатные издания, которые распространяются в тех же пределах.

По старинке такие СМИ все еще нередко называют централь­ными. Однако в советское время это слово несло в себе специфи­ческий, не только географический смысл. Отражая принципы устройства государства и управления, печать действовала как иерар­хическая система. Слово центральной «Правды» воспринималось на местах как голос верховной власти, критику недостатков, на­пример, в области надо было понимать как указание исправить положение дел, областные же или тем более районные газеты не имели права критиковать действия всесоюзных органов управле­ния. К тому же вышестоящие издания сами выступали в роли ру­ководящих инстанций по отношению к нижестоящим: с этой це­лью использовался специальный механизм — публикация обзоров печати. С изменением системы власти и управления, а также с утратой журналистикой полномочий официального рупора власти понятие «центральная газета» изжило себя.

В каждой стране складывается своеобразная сеть периодики. У нас под влиянием социальных обстоятельств образовался некий промежуточный тип СМИ. В самом деле, как определить положе­ние тех бывших всесоюзных информационных каналов, которые по-прежнему пользуются спросом в республиках СНГ и Балтии? Транснациональными они вроде бы не являются, поскольку не рассчитаны на эти независимые государства, главным стимулом знакомства с ними служит интерес аудитории к России. Однако фактически передачи телекомпании ОРТ и тиражи газет «Извес­тия», «Труд», «Комсомольская правда» и других изданий регуляр­но «перешагивают» государственные границы. Очевидно, надо от­носить подобные явления к маргинальному (неопределенному) типу, и это состояние сохранится до тех пор, пока маргинальными будут оставаться сами отношения бывших советских республик.

Нет универсальных решений и у вопроса об общенациональ­ной прессе внутри собственной страны. Некоторые аналитики, предсказывая неизбежный закат федеральных изданий в России, ссылаются на опыт США, где таких газет не более четырех, при суммарном тираже около 3 млн экз. В то же время англичане насчи­тывают у себя на родине девять национальных изданий, тираж которых составляет 15 млн. Еще более рельефно национально-куль­турная специфика проступает при обращении к организации ра­дио. Наша страна, как живой организм кровеносной системой, пронизана уникальной сетью проводного вещания, которая деся­тилетиями создавалась с задачей связать в единое целое гигант-

 

ское пространство, в том числе, между прочим, с учетом военно-мобилизационного значения этой сети. Было бы крайне неразумно отказываться от уже имеющейся в распоряжении нации системы связи. Несомненно, судьба общероссийских СМИ должна опреде­ляться с учетом наших традиций, потребностей и, в немалой сте­пени, технико-экономических возможностей.

Конкретное содержание всякий раз вкладывается и в понятие «региональные СМИ». Это могут быть и издания, обслуживающие отдельные субъекты федерации (республики, области, Москву и Петербург), и периодика, рассчитанная на более крупную, исто­рически сложившуюся часть страны, отличающуюся природны­ми, экономическими, национально-культурными особенностями: Северо-Запад, Западная Сибирь, Нечерноземье и т.п. Например, статус региональной получила газета «Северный Кавказ», освеща­ющая события в Кабардино-Балкарии, Дагестане, Северной Осе­тии, Краснодарском и Ставропольском краях и других соседних субъектах федерации.

Под местной прессой в последние годы стали понимать глав­ным образом издания, выходящие в районах и городах областного (республиканского) подчинения. Существует и аналогичная сеть радиовещания. Удовлетворяя особые интересы жителей небольших населенных пунктов, этот тип СМИ имеет надежный потреби­тельский спрос. Однако его экономическая база резко ослабла, «районки» нуждаются в адресной помощи. Откликаясь на эту по­требность, Государственная Дума в 1995 г. приняла Закон «Об эко­номической поддержке районных и городских газет». Позднее часть льгот и привилегий была отменена, но действие других Государ­ственная Дума пролонгировала. Подобные решения принимаются и региональными властями.

В России получила «права гражданства» муниципальная прес­са — сравнительно новые у нас газеты городских районов, волос­тей и малых населенных пунктов (в пределах полномочий муници­пальной власти). В то же время продолжают выходить газеты предпри­ятий, учреждений и учебных заведений. Сеть этих изданий в конце 1920-х годов была создана по всей стране (несколькими годами поз­же возникла подобная сеть производственных радиоредакций). В про­фессиональной среде их называли фабрично-заводскими и вузовс­кими изданиями, газетами фирм, а чаще — многотиражными газе­тами, или, по-свойски, многотиражками. В действительности тиражи этих газет очень малы, поскольку обычно они распространяются в пределах, скажем, одного завода или университета. Многотираж­ками же они стали зваться потому, что их предшественницами исторически были стенные газеты, которые, естественно, выпус-

кались без печатного станка. В производственных редакциях заняты многие тысячи опытных профессионалов, у этого типа печати есть большие заслуги перед отечественной журналистикой и экономи­кой и, надо думать, неплохие перспективы на будущее. Однако их материально-финансовое положение и само существование непос­редственным образом связаны с экономическим состоянием кон­кретных предприятий, учреждений и учебных заведений, кото­рым они принадлежат.

В условиях конкуренции симпатии аудитории заметно перерас­пределяются в пользу региональных СМИ, что в большей степени характерно для печати и в меньшей — для телевидения. Это связа­но и с более полным учетом их редакциями запросов населения, и с относительно невысокой ценой «домашних» изданий (ведь в структуре цены огромную долю занимает доставка периодики к читателю), и с дотациями и льготами, которые предусматривают для своей прессы областные бюджеты. Регионализация характерна и для радио: Петербургское радио популярно у 45% жителей се­верной столицы, хотя всего в эфире для них звучат 24 станции.

Учредитель. Согласно российскому законодательству, учреди­телями (основателями) СМИ, почти без исключений, могут стать любой гражданин Российской Федерации, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Законодательно установлен регистрационный (а не более жесткий разрешительный) порядок учреждения: фактически органы власти всего лишь подтверждают заявку учредителя и берут созданную им газету или канал на учет. Правда, для теле- и радиокомпании надо получить еще лицензию на вещание, на занятие определенной час­тоты в эфире. Регистрационный взнос выражается в доступных граж­данам суммах: 5—7,5 минимального размера оплаты труда для обыч­ных изданий, агентств или аудиовизуальных программ, при пяти­кратном увеличении для рекламных СМИ и десятикратном — для эротических. Все это — свидетельства весьма либерального отноше­ния государства к рождению новых средств информации. В нынеш­ней России на первые по количеству места среди учредителей вы­шли сами редакции и издательства, частные лица, общественные организации, производственные предприятия. На этом фоне как небольшая группа воспринимаются партийные издания.

Средства информации, учрежденные негосударственными и непартийными органами, имеют возможность проводить незави­симую линию в идеологии и политике. Несколько парадоксаль­ной, но яркой иллюстрацией тому служит газета, которую едино­лично учредил некий липецкий фермер — для общения в среде подобных ему людей.

 

Не надо, однако, думать, что сегодня подавляющее большин­ство редакций не ощущает влияния каких-либо политических сил. Острота противоречий в политической жизни порождает борьбу за сферы влияния в журналистике. Со своей стороны определен­ные интересы в печати и на телевидении отстаивают и конкуриру­ющие между собой группировки бизнесменов. Поэтому описание прессы «по учредителю» полезно дополнять характеристикой групп влияния, связанных с редакцией через спонсорство, личные взаи­моотношения, совместную предпринимательскую и политическую деятельность. Конечно, в каждом случае для этого требуется про­водить специальное изучение неформальных связей журналистского коллектива. Здесь мы сталкиваемся с противоречием. На междуна­родном уровне в качестве условия социально ответственной дея­тельности СМИ утверждается принцип их транспарентности (прозрачности). Руководящие органы Совета Европы приняли спе­циальные решения по этому поводу. Чтобы общественность имела возможность формировать собственное мнение о распространяе­мой информации, ей должно быть известно все о лицах, образую­щих капитал медиакомпании и могущих тем или иным способом влиять на ее политику.

Впрочем, сложилась уже своеобразная типология крупнейших групп влияния и реальных собственников, фактически распоряжа­ющихся большинством российских СМИ: промышленно-финан-совые группы (Газпром, ЛУКОЙЛ, «Проф-Медиа» В. Потанина и др.), пресс-монополии (так называемые медиаимперии Б. Бере­зовского, «Московского комсомольца», «Индепендент медиа», Издательского дома «Провинция», охватившего региональную прессу в десятках областей страны, и др.), администрация (в осо­бенности через соучредительство вместе с редакциями региональ­ных и местных изданий и владение большинством телеканалов). Есть сведения о том, что в эту сферу деятельности все активнее стремятся представители преступного мира. Издержки монополиз­ма очевидны, однако вряд ли сами собственники добровольно от­кажутся от завоеванных ими привилегий. В этой области требуется строгое и справедливое регулирование со стороны государства. Одним из таких шагов стало законодательное изменение порядка финансирования районных и городских газет: если до 2000 г. они получали дотации из бюджетов субъектов федерации, то после стали финансироваться напрямую из Минпечати. Тем самым ограничи­вается возможность местных властей делить прессу на угодную и неугодную.

Аудитория. В самом широком плане существует деление на СМИ для всех и обо всем и специализированные (для части аудитории и

 

по более или менее узкой тематике). В литературе прежних лет упо­треблялось наименование «общественно-политическая пресса». Так, в соответствии с реальностью советского строя, акцентировалась главная задача преобладающей части изданий — служить инстру­ментом проведения политики государства. Но, вообще говоря, вы­делять только политический аспект журналистской деятельности неправомерно, особенно сегодня, когда громко заявила о себе коммерческая, развлекательная, просветительская и прочая непо­литизированная журналистика. В «старой», дореволюционной Рос­сии имело хождение понятие «универсальная газета». Оно заслужи­вает того, чтобы вернуться в современный профессиональный сло­варь. С точки зрения потребительского спроса, корректным будет употребление термина из словаря маркетинга (market — рынок, сбыт) — издания общего профиля, предназначенные любой ауди­тории, без сегментирования, то есть разделения ее по какому-нибудь признаку.

Под давлением условий существования редакции сами уточня­ют свою ориентацию, выбирая адекватные и привлекательные для публики определения. Так, по данным Союза распространителей печатной продукции, в конце 90-х годов наиболее массовые по тиражу газеты («АиФ», «Комсомольская правда», «Труд») обозна­чили тематику публикаций как универсальную, политическими себя назвали только «Коммерсант-Daily», «Новые Известия» и «Правда», да еще региональные издания, каждое из которых име­ет тираж не выше 50 тыс. экземпляров.

Специализированная периодика рассчитана на аудиторию с бо­лее или менее четкими контурами, что придает ей устойчивость на рынке, хотя в большинстве случаев и не сулит грандиозного всеобщего спроса. Роль таких координат играют прежде всего со­циально-демографические характеристики (пол, возраст, образо­вание, уровень доходов, профессия, вероисповедание и др.). Обычно не составляет труда по характеру публикаций определить, что то или иное издание адресовано детям, женщинам, сельским жите­лям, православным христианам и т.п. Однако специализация берет в расчет и более детальное сегментирование рынка. Так, узко на­правленная пресса издается для групп потребителей, объединен­ных по личным интересам (для автомобилистов-любителей -«Пятое колесо», для спортивных болельщиков -- «Советский спорт», для поклонников и служителей сцены — «Театральная га­зета» и т.д.). В нашей стране давно и прочно утвердилась професси­онально-отраслевая периодика: «Красная звезда» для военнослу­жащих, «Гудок» для работников железнодорожного транспорта, «Учительская газета», «Медицинская газета», «Строительная газе-

та» и т.п. И наоборот: сравнительно коротки пока еще биографии изданий, рассчитанных на иностранцев и тех граждан России, кто проявляет интерес к контактам с зарубежными фирмами (напри­мер, еженедельника «Иностранец» в Москве и газеты «The St. Petersburg Times» в северной столице).

Социологические исследования показывают, что значительная часть журналистов плохо знает свою предполагаемую аудиторию. Огромный массив публикаций обращен к некоему абстрактному читателю. Это влечет за собой усредненный стиль материалов, без­ликость изданий и их похожесть друг на друга. Позволить себе рос­кошь рассчитывать на интерес всех слоев населения могут разве что ведущие общенациональные издания и программы вещания. Да и те под влиянием общественно-политической конъюнктуры корректируют свой облик, размежевываются по идейным сообра­жениям, выпускают приложения и вкладки для отдельных катего­рий потребителей.

В качестве примера энергичного развертывания целой под­отрасли журналистики сошлемся на рост семейства женской пе­риодики. В мире это одна из самых преуспевающих сфер массово-коммуникационного производства. В России такая печать появи­лась еще в XVIII в., позднее «Журнал для милых дам», «Аглая», «Модный журнал» и им подобные издания завоевали прочную по­пулярность. Однако в советское время ассортимент женских журна­лов было крайне ограниченным. В самые последние годы, наоборот, они стали появляться повсеместно — и на всероссийском, и на ре­гиональном, и на местном уровнях. Наряду с журналами выходят газеты («Москвичка», «Натали» и др.), бюллетени, дайджесты, об­разовалась Лига женских и семейных изданий России «Мир вашему дому». Одновременно с количественным развитием этой подсисте­мы СМИ вырабатывается свойственный ей стиль общения с ауди­торией. В нем отражаются особенности женской психики: эмоцио­нальность, контактность, чувствительность к моральным пробле­мам, повышенные эстетические запросы8.

К сожалению, не приходится говорить о сколько-нибудь за­метном оживлении в области «возрастной» журналистики (детской, молодежной, ветеранской). В частности, идеологическая ревизия в сфере СМИ привела к тому, что фактически была ликвидирована и забыта система молодежных изданий. Она накапливала свой по­тенциал на протяжении десятилетий, ее лидером (и любимицей всей страны) была «Комсомольская правда», а в каждой области

____________________________

8 Ямпольская Р. М. Женская пресса. Ее типологические особенности//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1995. № 1. С. 15-25.

 

выходила своя молодежная газета, широкой популярностью пользо­вались всесоюзные и региональные молодежные журналы. Изда­ния этого типа были ценны не только тем, что удовлетворяли за­просы «своей» возрастной группы, но и тем, что служили своего рода школой и экспериментальной лабораторией для новых поко­лений журналистов. Более чем обычным делом было начать твор­ческую биографию в «молодежке», а потом, уже зрелым специа­листом, переходить в штат «взрослой» газеты. Вновь образованные молодежные издания ни в какой мере не могут рассматриваться как продолжатели традиций своих предшественников. Они выра­ботали особую, искусственную псевдокультуру и закодированный язык общения, отгораживающий юных читателей от иного мира, а не адаптирующий к нему. Корреспондент «Общей газеты» полу­чила задание «начитаться молодежной прессы». «Мы идем в мод­ном прикиде, никем не понятые, и нам все по фигу. Девиз поко­ления такой... В этом меня старательно убеждали журналы для мо­лодых, и я чуть было не согласилась... А потом забросила их куда подальше и с облегчением вздохнула», — делает вывод обозрева-тельница, сама еще не вышедшая из студенческого возраста.

Не приходится говорить и о процветании профсоюзной прес­сы, «толстых» литературно-художественных журналов и другой специализированной периодики, в становлении которой у нашей страны еще совсем недавно были признанные во всем мире дости­жения. Следовательно, с точки зрения специализации система оте­чественной журналистики далека от совершенства и открыта для экспериментов и взвешенных инициатив.

Легитимность. Петербургский социолог А. Н. Алексеев предло­жил классифицировать прессу с точки зрения ее отношений с законодательством и наличия разрешения на издательскую дея­тельность. В нашей стране это было особенно актуально до вступ­ления в силу законодательства о печати, в частности для рубежа 80-х и 90-х годов, когда власти были не в состоянии контролиро­вать и запрещать растущие как грибы оппозиционные газеты. Реги­страционный порядок учреждения средств информации, в отли­чие от разрешительного, снимает остроту противостояния прессо­вого андеграунда и официальных властей. Почти все редакции стали действовать легитимно, то есть пройдя регистрацию в государствен­ных инстанциях. Однако по-прежнему существует группа изданий, которые выходят в свет как квазилегитимные (не запрещенные и не разрешенные законом) или даже нелегитимные (не имеющие права на существование). К последним относятся те средства ин­формации, редакции которых занимают позицию непризнания

 

властных структур — по идейным или, гораздо чаще, экономичес­ким причинам. В Польше, например, некоторое время назад спе­циальной проверкой было выявлено около 50 незарегистрирован­ных теле- и радиостанций. Они скрывались от налогового контро­ля и позволяли себе другие нарушения правовых норм. Подобные факты встречаются и в России, они должны становиться поводом для преследования по закону.

Действующий правовой режим дает критерии для точной ха­рактеристики СМИ, легитимность которых заслуживает специаль­ного рассмотрения. Так, не требуется регистрация следующих средств информации: учреждаемых органами власти для издания официальных сообщений, нормативных и иных актов; периоди­ческих изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров; радио-и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям в преде­лах одного учреждения или промышленного предприятия либо име­ющих не более десяти абонентов; аудио- и видеопрограмм, рас­пространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров. Поскольку существование таких СМИ предусмотрено законода­тельством, их следует считать легитимными.

Неоднозначный случай — это СМИ, нарушающие действую­щее законодательство. За целый ряд деяний предусмотрена ответ­ственность редакции в виде приостановления и прекращения ее деятельности или распространения продукции, признания недей­ствительным свидетельства о регистрации, аннулирования лицен­зии (для телерадиовещателей) и др. К таким деяниям относятся, например, злоупотребление свободой массовой информации, на­рушение порядка распространения тиража или лицензионных ус­ловий, получение свидетельства о регистрации обманным путем и т.д. Типичная картина: издание, заявленное как информацион­ное, на практике оказывается эротическим, для которого преду­смотрены иной по размеру регистрационный взнос, особый поря­док распространения и дополнительный потиражный сбор. Одна­ко право решения о применении названных санкций принадлежит суду или органам, выдающим лицензию. До принятия этого реше­ния издание или вещательная программа могут продолжать выхо­дить в свет, даже если они фактически оказались не в ладах с законом. В подобных ситуациях их статус становится квазилеги­тимным.

Качественная и массовая пресса. Данное разделение прочно во­шло в оборот западных теоретиков и практиков журналистики. В отечественной системе классификации оно только приживается. База для разграничения прессы мнений (качественной, элитар­ной) и прессы новостей (массовой, популярной) существует в

 

самой практике редакций. В известном смысле это результирую­щие характеристики, поскольку они вбирают в себя особенности проблематики, аудитории, тиражирования, стиля, оформления изданий. Так, в Европе пресса мнений обычно имеет сравнитель­но узкую аудиторию, а пресса новостей — значительно более ши­рокую. Сравним: в Англии тираж старейшей качественной газеты «The Times» составляет около 370 тыс. экз., а массовой «News of the World» — свыше 4,5 млн.

Качественной прессе свойственны аналитичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций и главное — надежность фактов и мнений. Так, парижскую «Le Monde», в которой материалы проходят тройной контроль на дос­товерность, университетские преподаватели и студенты использу­ют наряду с официально признанными учебниками. Респектабель­ностью отличается и ее внешний вид, вплоть до того, что газета избегает фотоиллюстраций, отдавая предпочтение текстовым ком­ментариям. Напротив, согласно американскому «Словарю языка средств массовой информации США», популярная пресса — это печатные средства информации, в особенности газеты, в которых больше развлечения, чем информации, и которые предназначены менее образованной части населения; «желтая» журналистика -это источник сенсационных, часто неточных, неприличных или вульгарных материалов, которые сочетаются с грубыми заголов­ками и иллюстрациями. Обилие изобразительных материалов, «кар­тинок» — стойкий признак их дизайна.

Облегченную, досуговую прессу именуют еще бульварной, причем вкладывая в это обозначение негативный оттенок смысла, уравнивая ее с «желтыми» изданиями. На самом деле не стоило бы обеднять палитру массовой печати, лучше в теории и редакцион­ной практике учитывать ее реальное многообразие. Слово «буль­варный» в российской культурной традиции понимается как рас­считанный на обывательские, мещанские вкусы (бульварный ро­ман). Тем самым в художественном творчестве противопоставляются высокий и низкий стили. Однако они благополучно уживаются друг с другом — арии из великих опер соседствуют с кафешантанными куплетами. Причина состоит в том, что «зрительный зал» испыты­вает потребность и в высоком искусстве, и в незатейливом развле­чении, вплоть до балагана. В последние годы на российском теле­видении (следом за мировым) прочные позиции заняли развлека­тельные передачи. Подобным образом и в печатной журналистике следует признать нормальным явлением существование развлека­тельной периодики и использовать это слово для обозначения оп­ределенного типа прессы (если уж очень не нравится слово «буль-

 

варная»). Всевозможные занимательные истории, конкурсы, весе­лые приключения, полезные советы — в публикации и чтении на досуге подобных материалов нет ничего противного человеческой природе или угрожающего «высокой» журналистике. Проблемы появляются тогда, когда бездумное развлекательство, да еще и выполненное в вульгарной манере, начинает вытеснять интеллек­туальную и гражданственную прессу, когда стираются отчетливые грани между ними.

Неверно было бы думать, что популярная, массовая пресса делается на низком профессиональном уровне, в отличие от качест­венной. Только стандарты мастерства здесь не те, что в солидных изданиях. Они определяются умением корреспондентов и редакто­ров приковывать внимание аудитории, руководствуясь знанием массовой психологии и специфики броской подачи информации. С другой стороны, избранный редакцией тип качественного изда­ния совсем не обязательно приводит ее к успеху — здесь тоже все зависит от уровня квалификации сотрудников.

Тем не менее наивысший авторитет в мировой журналистике завоевали именно качественные СМИ. В конце 90-х годов по ре­зультатам опроса специалистов из 50 стран выстроился список лучших изданий (по существу, это рейтинг достижений мировой прессы в XX в.): «Financial Times» (Великобритания), «New York Times» (США), «Frankfurter Allgemeine Zeitung» (Германия), «Wall Street Journal» (США) и т.д. В перечне нет ни одной массовой газе­ты, не говоря уже о «желтой». Очевидно, что международное сооб­щество отдает приоритет надежности и аналитичности, а не внеш­ней привлекательности информации. Примечательно и то, что в списке преобладают представители деловой прессы — печати, осве­щающей солидный бизнес и предназначенной для него. Деловая пресса принципиально не может вводить своих партнеров в за­блуждение, публикуя непроверенные и бесполезные сведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1176; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.