Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология и система СМИ 2 страница




Российские журналисты могли бы обратиться не только к за­рубежному опыту, но и к истории национальной прессы. В воспо­минаниях легендарного репортера В. Гиляровского приводится не­мало фактов разделения дореволюционной печати на солидную и бульварную. Например, в связи с газетой «Русские ведомости» он вспоминал: «Наша профессорская газета, — называла ее либераль­ная интеллигенция... Газета имела своего определенного читателя. Коренная Москва, любившая легкое чтение и уголовную хрони­ку, не читала ее».

Поразительным образом повторяется судьба «легкого чтения». Оно вернулось в массовый оборот, в частности, в форме бесплат­ных изданий. Историки считают предтечей нынешней бесплатной

 

прессы знаменитую «Газету-копейку», выходившую в начале XX в. в крупных городах России. Наблюдатели описывали типичного ра­бочего, который нес с собой на завод обед и сверхдешевую газет­ку, прочитываемую на ходу. К пятилетнему юбилею петербургской «Копейки» ее тираж достиг немыслимой по тем временам циф­ры — 250 тысяч. Вообще же явное разделение печати на две груп­пы — для образованных верхов общества и для массовой публи­ки — совершилось с переходом России к капиталистической фазе своего развития, в 1860-х годах. Тогда начала выходить первая буль­варная газета «Петербургский листок», номера которой открыва­лись информационными подборками, а не громоздкими статья­ми, как в солидных изданиях. Чуть позже увидела свет «Петербург­ская газета», в Москве монополистом на рынке «народного» чтения стал «Московский листок», сосредоточившийся на бытовых сто­ронах жизни и освещавший их в легком репортажном стиле. Эти и им подобные издания быстро стали доходными предприятиями, живущими за счет притока рекламы, а их владельцы составили себе крупные состояния9.

Крупнейшее в современной северной столице бесплатное из­дание «Асток-пресс» встретило свое пятилетие с тиражом 500 ты­сяч. Бесчисленные пассажиры утреннего метро притормаживают у ручников-раздатчиков, чтобы развернуть на эскалаторе страницы, напичканные предложениями покупать дубленки или кассовые аппараты. Традиционная пресса огромной части населения не по карману. На станциях метрополитена и прилежащих территориях расходятся и другие массовые издания: «Привет, Петербург» (300 тыс.), «Метро» (200 тыс.), «Народный ресурс» (500 тыс.) и т.д. На тотальный охват населения рассчитана и доставка по месту жи­тельства (обычно с помощью собственных разносчиков) газет «Эк-стра-Балт» (1100 тыс.), «Центр-плюс» (1500 тыс.), «Для каждого дома» (250 тыс.), «Утро Петербурга» (150 тыс.) и т.д. Для сравне­ния: тиражи ведущих платных газет исчисляются всего лишь де­сятками тысяч. Бесплатная периодика превращается в главного, если не монопольного властителя вкусов массовой публики. В эко­номическом плане ее козырная карта — это привлекательность для рекламодателей огромных по нынешним временам тиражей. Не приходится удивляться, почему расценки на рекламу у массо­вых бесплатных газет превышают тарифы большинства других реги­ональных изданий в два, в три раза и более.

___________________________________

9 Сазонов Е. «Желтая» пресса дореволюционной России//Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Ч. IV/Отв. ред. Я. Н. Засурский. М, 2001. С. 36-37.

 

Качественный состав бесплатных изданий, конечно, не исчер­пывается рекламными «копейками». Здесь и целевая пресса для деловых людей, которая расходится на выставках, презентациях, в салонах и магазинах, и политико-агитационные издания, рас­цвет которых обычно приходится на выборы, и информационная продукция различного рода сообществ и ассоциаций и т.д. Но су­щественно, что издателями, как правило, движут не стремление дать аудитории объективную картину мира, а какие-то иные, кор­поративные интересы.

Оценивая в целом ситуацию в российской журналистике, за­рубежные и отечественные эксперты отмечают, что она оказалась слабо подготовленной к делению периодики на качественную и популярную. Чрезмерной политизацией и «желтизной» страдают не только новые органы печати, но и ведущие всероссийские газе­ты, имевшие прежде репутацию солидных. Из-за нечеткости про­фессиональных ориентиров стремление работать «как на Западе» оборачивается рождением таких изданий, которые лишены четких типологических признаков и выпускаются на «промежуточном» уровне квалификации. Впрочем, в последнее время специалисты начали использовать понятие смешанного типа периодики как спе­цифического для нашей страны. Имеется в виду, что в одном изда­нии сочетаются и полезная, развивающая аудиторию информация, и развлекательные компоненты содержания, в том числе выполнен­ные в игровой форме. Будущее покажет, насколько жизнеспособен и перспективен такой синтез. Пока что относительно больший успех выпал на долю откровенно развлекательной печати и вещательных программ. Как показывают наблюдения за рынком сбыта продук­ции СМИ и опросы населения, досуговая журналистика, пред­назначенная, условно говоря, для чтения в метро и электричке, ощутимо теснит солидную прессу мнений, поглощая львиную долю аудиторных симпатий. Нетрудно увидеть здесь параллели и с конъ­юнктурой информационного рынка за рубежом, и с нашим соб­ственным историческим опытом.

Издательские характеристики. Имеется в виду весь комплекс сведений о периодичности выхода, тираже и распространенности, формате, объеме издания или программы. Это отнюдь не формаль­ные атрибуты. Например, периодичность «заказывает» определенную меру оперативности информации. Различают ежедневные издания (четыре раза в неделю и чаще), выходящие два-три раза в неделю, еженедельные, декадные, помесячные, ежеквартальные и тому подобные органы печати, а также не имеющие регулярной перио­дичности. Издания, выходящие в свет реже одного раза в год, не относятся к периодике.

 

Формат обозначается стандартными параметрами. В вещатель­ной журналистике этим словом обычно обозначается целостная модель программы или канала (например, музыкальный или ин­формационно-музыкальный формат). Для прессы установлены стан­дартные размеры страниц: А2 (или «большой формат», как у «Из­вестий» или «Советской России»), A3 (или «половинный формат», как у «Российских вестей» и преобладающей части районных и городских газет) и А4 (хорошо знакомый студентам размер бумаги для принтеров, которые используются в производстве малотираж­ных газет). Названные параметры обязаны своим происхождением размерам типографской бумаги, на которые настроены печатные машины. Форматы газет кратны по отношению к бумаге и друг к другу. Так, если А2 выражается соотношением 600 х 420 мм (высо­та и ширина листа), то A3 ровно вдвое меньше: 420 х 300. Конеч­но, при желании можно задать другие, произвольные параметры, но отклонение от стандартной наладки техники чревато матери­альными потерями. С появлением возможности печатания тиража на зарубежной технике в издательское дело пришли и новые фор­маты. Особенно быстро завоевывает популярность таблоид — он чуть меньше привычного A3. Таблоидный формат можно встретить в еженедельниках газетного типа, новых тонких журналах, а также в газетах, генетически связанных со своими западными прообра­зами (например, в газете «Деловой Петербург», основанной швед­ским издательским концерном "Bonnier" по образцу других его изданий).

В стандартных единицах измеряются и объемы передаваемой информации. На радио и телевидении это, естественно, хроно­метраж («получасовая передача», «пятиминутка новостей» и т.п.). В прессе для указания объема приводят количество полос (а не страниц, как говорят далекие от журналистики люди): четырехпо­лосное, восьмиполосное издание и т.д. Более точные данные полу­чаются, когда тексты измеряют в условных единицах, именуемых печатными листами или, близко по значению, авторскими листа­ми и учетно-издательскими листами. В данном случае лист равен приблизительно 40 тыс. знаков. Если соблюдать правила машино­писи (а это один из элементов культуры труда), то на странице текста поместится 1700-1800 знаков. Лист составляет 22—24 маши­нописные страницы. При формате А2 газетная полоса составляет '/4 долю печатного листа, A3 — 1/8 и т.д. Свободно владея этими инструментами счета, несложно бывает соотнести между собой по объему издания различных форматов.

Особое значение имеет техника производства журналистской продукции. Прогресс в этой области ощутимо увеличил разнооб-

 

разие способов передачи текстов. Бумага перестала быть единственно возможным носителем печатного слова. Например, в Венесуэле издателям дешевле обходится пластмассовая основа для печати, другие новаторы в погоне за читателями используют нестандарт­ные красители и даже ароматизаторы листа. Известна анекдоти­ческая история про газету «Бифштекс», которую издатель пропи­тывал запахом, соответствующим названию. Ее первыми «потре­бителями» оказывались домашние собаки, опережавшие своих хозяев. Возникают пограничные формы передачи информации, со­четающие в себе черты печатной прессы и эфирной журналистики. В 1980-е годы во Франции, Венгрии и других странах была внедре­на в практику техника видеографии (телетекст), которая ныне получила широкое применение. Апробирована изобретенная в Рос­сии система передачи радиотекста, благодаря которой по прово­дам передается чрезвычайно концентрированная информация в огромных объемах. Все эти нововведения пополняют набор типо­логических признаков в журналистике. Будущее мировой и отече­ственной систем коммуникации напрямую зависит от ее техни­ческого обеспечения и в особенности от совершенствования ли­ний связи.

Система СМИ. Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систе­му журналистики. В структурном плане ее представляют три груп­пы средств информации:

* печатная пресса — газеты, журналы, еженедельники (газет­ного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари;

* аудиовизуальные СМИ -- радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание; особую, про­межуточную подгруппу образует телетекст;

* информационные службы — телеграфные агентства, реклам­ные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественнос­тью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.

При характеристике структуры обычно возникает вопрос о том, к какой группе отнести Интернет. В современной практике невоз­можно игнорировать ни так называемые электронные версии бу­мажных изданий, ни автономные сетевые газеты и журналы, ни доступные для каждого отдельного пользователя, без посредниче­ства редакции, банки данных. Часть специалистов считает эти об­стоятельства достаточными для того, чтобы безоговорочно при­числить кибержурналистику к системе СМИ. Другие столь же кате­горически выступают против. По всей видимости, на рубеже

 

столетий культура еще не накопила достаточно материала для чет­кого определения отношения к Интернету. Пока что приходится принимать во внимание его реальное двойственное положение. Во-первых, ни в России, ни в других государствах он законодательно не относится к системе СМИ (и не может быть отнесен по обще­принятым критериям). Во-вторых, выражения «электронная вер­сия» или «сетевая газета» передают всего лишь форму трансляции материалов, но не изменение характера общения через посредство компьютера. Здесь точнее подошло бы слово «телекоммуникация» (общение на расстоянии), поскольку суть новаций заключается в преодолении дистанции между всеми сторонами информацион­ного обмена. В таком случае не происходит никаких революций, а только резко усовершенствуется существующий комплекс средств дистанционного общения (телевидение, телефон и др.). В-треть­их, есть веские основания у тех, кто рассматривает Интернет и прочие сети как среду, пространство, открытое для использова­ния всеми желающими, включая журналистские редакции, но не как отдельные СМИ с собственной природой.

Каждая группа СМИ занимает особое место в едином их ком­плексе, равно как у каждой есть преимущества и слабости. Специ­фика печати, выражающей свое содержание через письменное сло­во и относительно скупые изобразительные средства, заключена прежде всего в большей, чем на радио и телевидении, аналитич­ности текстов. Сам процесс чтения (декодирования условных пе­чатных знаков) предполагает высокую степень абстрактности мыш­ления, активную работу воображения, интеллектуальное напря­жение. В результате более тесным становится взаимодействие автора и читателя. Кроме того, авторитет прессы подкрепляет многовеко­вая культура письменной речи, заложенная в «генотип» массовых коммуникаций. Наконец, газетно-журнальные тексты удобны как хранилище информации: к ним можно вернуться для подробного изучения, они компактны, легко поддаются копированию и т.п. Правда, современная записывающая техника позволяет накапли­вать и аудиовизуальные программы, но в целом эфирная инфор­мация имеет более короткий жизненный цикл.

Не случайно на фоне усиливающейся экспансии телевидения и компьютерной коммуникации в мире возникло беспокойство о сохранении письменной журналистики в культурном обороте че­ловечества. Практически на всей планете стали неуклонно сни­жаться тиражи газет, что естественным образом совпало с утратой интереса к традиционной книге. Форсированный переход к так называемой экранной культуре отнюдь не приветствуется автори­тетными международными организациями. Многие из них, вклю-

 

чая ЮНЕСКО, разработали специальные программы, направлен­ные против этих тенденций. Одна из них имеет целью привлечь детей к чтению газет, и выполняется она в сотрудничестве с сами­ми газетными редакциями. После приблизительно десятилетнего спада, в конце 90-х годов положение прессы на Европейском кон­тиненте стабилизировалось, а в ряде стран (в Австрии, Италии, Испании, Португалии и др.) наметился рост тиражей ежедневных изданий. К сожалению, Россия здесь не вошла в число лидеров: при колоссальном количестве изданий (около 4,5 тыс.) их средние тиражи крайне низки для многонаселенной державы и продолжа­ют уменьшаться.

Основные преимущества радио связаны с его оперативностью, доступностью для самых широких слоев населения и практически безграничным распространением, а также с технической просто­той и дешевизной производственного процесса. Выразительные средства радиожурналистики — живой голос, шумы, музыка — обладают высоким потенциалом достоверности и образности в передаче реальных событий.

Все эти качества обеспечивают устойчивый спрос на продук­цию радиовещания. В течение последнего десятилетия оно не толь­ко не потеряло аудиторию, но, напротив, энергично развивается в структурном и профессионально-творческом отношении. С од­ной стороны, государственное вещание лишилось прежней моно­полии на эфир: коммерческое и иное негосударственное радио составляет ему ощутимую конкуренцию, частные станции сущест­вуют практически в каждом малом городе страны. С другой сторо­ны, и в государственном, и в коммерческом секторах наметилась тенденция к новой, «внутренней» монополизации. Так, ВГТРК стала ядром гигантской системы общенационального масштаба, объединяющей в себе каналы «Радио России», «Маяк», региональ­ные компании и передающие станции. В частном секторе подобных размеров достигли сетевые компании «Европа плюс» и «Русское радио». По специализации выделяются универсальные каналы, на волнах которых звучат информационные, музыкальные, обществен­но-политические и иные передачи (например, «Радио России» и «Эхо Москвы»), информационные, интересующие публику глав­ным образом как служба свежих новостей, перемежаемых музы­кальными программами (наиболее известна и с давних пор люби­ма слушателями станция «Маяк»), и музыкальные или информа­ционно-музыкальные, на которых выпуски новостей занимают второстепенное положение. Именно в этой последней области ве­щания появилось особенно много новых станций — и потому, что такая деятельность не требует сколько-нибудь значительных затрат

 

и большого штата сотрудников, и потому, что даже без репортер­ского компонента концертные программы привлекают многочис­ленную аудиторию. Примером может служить исключительный успех станций, передающих музыку ретро, к тому же на русском языке: мелодичные старые шлягеры, цыганские романсы, народные ме­лодии. Ни пресса, ни телевидение не дают подобных примеров.

Телевидение сочетает в себе возможности радио, кино, фото­графии, живописи, театра и других предшествовавших ему средств общения и творческой деятельности. Синтезируя изображение и звук, оно способно добиваться почти полного жизнеподобия транс­лируемых картин, обеспечивать совпадение по времени (симул-танность) событий и зрительского наблюдения за ними. Телевиде­ние до предела облегчает аудитории восприятие информации, а потому несет в себе просветительский, пропагандистский и мани-пулятивный заряды колоссальной мощности.

Информационные службы обеспечивают деятельность других СМИ, поставляя им готовые тексты и «сырой» фактический мате­риал. Сами они, как правило, не вступают в контакт с аудитори­ей, если не выпускают собственные журналы или программы. Цен­тральное место в этой группе занимают информационные агент­ства (их еще называют агентствами новостей или телеграфными агентствами). Своим происхождением они обязаны гениальной идее, пришедшей в голову француза Шарля Гаваса в начале XIX в. Он первым раскинул сеть своих представительств в различных мест­ностях, стал продавать газетам добытые ими факты и тем самым сэкономил редакциям расходы на посылку корреспондентов в от­даленные географические точки. В дальнейшем бизнес на агент­ской информации оказался необычайно прибыльным.

Наибольшим влиянием пользуются так называемые мировые информационные агентства: «Associated Press» и «United Press International» (США), «Agence France-Presse» (Франция), «Reuters» (Великобритания) и ИТАР-ТАСС (Россия). Для иллюстрации: агент­ство «Associated Press» представлено на рынке новостей большин­ства стран мира, причем даже в европейских государствах доля его продукции достигает 80% информационного производства. В пре­делах крупных районов земного шара разворачивают свою деятель­ность региональные агентства. Далее по величине идут национальные агентства, областные и городские, а также те, что создаются при издательских и вещательных компаниях.

Предметом гордости как для российских профессионалов, так и для всей нации служит то, что на одном уровне с мировыми гигантами в течение десятилетий работает крупнейшая отечествен­ная фабрика новостей. У ИТАР-ТАСС было немало прямых и отда-

 

ленных предшественников. Первенцем информационной службы в нашей стране явилось Российское телеграфное агентство (1894), подконтрольное германскому агентству Вольфа. Затем возникло Торгово-телеграфное агентство, а в 1904 г. — Санкт-Петербургское телеграфное агентство, от которого современные тассовцы ведут свою родословную. В связи с началом Первой мировой войны оно было переименовано в Петроградское (ПТА) и под этим названи­ем обрело все черты крупного предприятия информационной от­расли. В 1918 г. на его базе ВЦИК образовал государственное Рос­сийское телеграфное агентство (РОСТА), хорошо памятное всем, кто изучал отечественную историю XX в. Наконец в 1925 г. РОСТА превратилось в Телеграфное агентство Советского Союза, которое и вошло позднее в число мировых лидеров. Усилению ТАСС спо­собствовали и его роль официального рупора власти, и его поло­жение фактического монополиста в своей стране. Лишь в начале 60-х годов появилось Агентство печати «Новости» (АПН), носив­шее статус негосударственного, однако ни по объему продукции, ни по характеру деятельности оно не могло составить конкурен­цию ТАСС. После распада Советского Союза гигантское предпри­ятие обрело новое имя -- Информационное телеграфное агент­ство России, но не потеряло и известное всей планете прежнее название. Так удалось сохранить приобретенные за многие годы деловые связи и рынки сбыта информационного товара. Сегодня ИТАР-ТАСС работает на пяти континентах, в России действуют его отделения и корреспондентские пункты во всех региональных центрах. Чтобы нагляднее описать масштабы производства, ска­жем, что в течение суток агентство готовит и предлагает потреби­телям более 150 газетных полос текста.

Времена единообразия на российском рынке новостей давно миновали. Упомянем хотя бы такие общенациональные компании, как Интерфакс, ИМА-пресс, РИА «Новости» и др. Не только в столице, но и в крупнейших городах страны действует сразу не­сколько подобных служб. О многопрофильности их деятельности можно судить на примере агентства «Постфактум». Оно располага­ет обширной сетью корреспондентов по всей России и в СНГ, поддерживает деловые связи не только с отечественными и зару­бежными средствами информации, но и с органами государствен­ной власти, банками, промышленными фирмами и т.д. Подписчи­ки имеют возможность получать информацию в виде тематических сводок и вестников по вопросам экологии, культуры, экономики, военного дела, авиации и космонавтики и т.д. Кроме этого, агент­ство предлагает сервисные услуги: пользование базой данных, в которой содержатся публикации сотен российских СМИ, еже-

 

дневные анонсы событий предстоящего дня, непрерывно обнов­ляемые подборки «горячих» новостей.

Кроме агентств новостей стремительно расширяется сеть дру­гих информационных служб: рекламных компаний, пресс-служб при государственных, коммерческих, общественных, конфессио­нальных организациях. Они поставляют редакциям СМИ деловые сведения, которые в дальнейшем находят отражение в материалах печатной и эфирной журналистики. Отдельно следует упомянуть клубы и ассоциации журналистов. Они, конечно, не являются про­изводителями информации, но способствуют обмену и распрост­ранению важных сообщений, заключению контрактов и соглаше­ний в этой сфере. Примером служит ассоциация корреспондентов зарубежных СМИ, аккредитованных в Москве, число которых с либерализацией внешней политики России возросло в геометри­ческой прогрессии.

Из различия информационных каналов следует, что наиболь­шего взаимопонимания с аудиторией они достигают, если дейст­вуют сообща, скоординированно, как элементы единой системы. Само понятие системы предполагает, что, во-первых, речь идет о целостном образовании, а не о конгломерате разрозненных час­тей, во-вторых, это целое действует и развивается по свойствен­ным ему законам и правилам, в-третьих, между элементами сущест­вуют устойчивые связи, а вся система взаимодействует с внешней средой. Такими внешними средами-партнерами в нашем случае будут, например, государство и политическая система общества, экономика и бизнес, культурная среда нации и человечества, ауди­тория. Невозможно прогнозировать здоровое развитие журналис­тики без учета стратегических тенденций в политике, в отрыве от национально-культурного опыта или в изоляции от процессов, идущих в мировых СМИ. Надо также принимать во внимание, что человек и общество находятся под влиянием сразу нескольких ис­точников информации, независимо от того, есть ли между журна­листами договоренность о сотрудничестве. Потребители продук­ции СМИ испытывают немалые трудности и дискомфорт, когда эти источники либо повторяют друг друга, либо, наоборот, резко расходятся в способах передачи и интерпретации событий.

Изучение типологии и системы СМИ предполагает выработку прогноза развития отечественной журналистики. Однако сделать это сегодня затруднительно. Для системы российской журналис­тики характерна, с одной стороны, тенденция к усилению ее внут­реннего многообразия, возникновению новых типов и отрядов СМИ, а с другой — после периода подъема, пережитого прессой в конце 80-х — начале 90-х годов, в ее деятельности стали прояв-

 

ляться симптомы кризиса: резкое усугубление производственно-экономических трудностей, падение политико-идеологического, морального и делового влияния, снижение профессионально-твор­ческого уровня, сокращение объема производства информации. С диалектической точки зрения это означает, что система печати пришла в состояние неустойчивости, обострились противоречия в ней самой и в связи с нею, нарастает неизбежность ее коренно­го обновления или замены другой, более жизнеспособной струк­турой.

Генетически и хронологически кризис печати совпал с крити­ческой фазой развития политической и экономической жизни в государстве. Существенно, что в политико-государственной облас­ти наблюдается не коллапс новой системы (она еще не успела обрести ясных очертаний), а последний этап разрушения прежней, доперестроечной модели, иначе говоря, кризис на почве утраты системности. Аналогичным образом и журналистика проходит че­рез завершающую стадию отмирания старых представлений, прин­ципов организации и методов работы.

Подобная ситуация уже встречалась в истории отечественной печати. В начале 1920-х годов кризис печати пришелся на момент выхода из разрухи после гражданской войны. Тогда возрождение прессы пошло по пути усиления материального, организационно­го и кадрового обеспечения сверху, со стороны партийно-государ­ственного руководства. Вывод из этого исторического урока за­ключается в том, что вместе со становлением и укреплением но­вого типа государства и общества сложился новый тип организации прессы, явившейся в итоге составным элементом жестко центра­лизованной системы управления и хозяйствования.

Можно прогнозировать, что выход современной журналисти­ки из кризиса в принципиальном плане будет зависеть от опреде­ления и стабилизации нового способа социального устройства. Должна подтвердиться общая закономерность, известная нам по изучению моделей прессы: социальная система «заказывает» соот­ветствующую ей систему средств информации, находит в ней свое отражение.

Указанная зависимость не отменяет потребности в том, чтобы предпринять специальные усилия, направленные на совершенство­вание журналистской деятельности. В конечном счете, никто более самих редакций не заинтересован в новом подъеме популярности и авторитета средств информации. В этом смысле поучителен опыт зарубежной прессы, пережившей в 70—80-х годах кризис обще­ственного доверия. Издатели, журналисты, ученые приложили немало сил, чтобы как можно скорее исправить положение дел.

 

В США и Западной Европе они сконцентрировали свое внимание на сокращении разрыва между ценностными ориентациями прес­сы и аудитории, между устаревшими методиками труда и новыми потребностями общества в информации, между интуитивно-опыт­нической политикой редакций и научными рекомендациями по ее построению. Некоторые практические шаги выразились в исполь­зовании более яркой визуальной формы публикаций, увеличении внимания к повседневным проблемам населения и к личности, реальному человеку, раскрытии расследовательских и аналитичес­ких возможностей прессы, применении более сжатых и энергич­ных форм подачи новостей10. Один из американских специалистов предложил такой вариант прогноза, который заслуживает интере­са российских коллег: «Чтобы в будущем деятельность в сфере информации была более успешной, она должна стать более муску­листой, лучше управляемой и значительно больше сосредоточить­ся на читателях, зрителях, их потребностях и желаниях».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.