Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные функции СМИ 2 страница




Дополнительно осложняют отношения СМИ и пропаганды различия, которые существуют между национальными стандарта­ми журналистской деятельности, а также между теоретическими школами. Если исповедовать принципы информативной прессы («только факты»), то придется признать недопустимым идейное вли­яние на аудиторию. Так, современный русский писатель-эмигрант утверждает, что у Ленина мы не найдем статей, которые в соответ­ствии с традиционными задачами журналистики предназначались бы для объективного освещения какого-либо события или пробле­мы. Все его статьи носили пропагандистский характер, поэтому не приходится считать его журналистом. Спорным представляется пол­ное отрицание у Ленина объективности (как и всякое абсолютное суждение). Приведенная мысль сама тенденциозна и политико-идео-логична. Но главный для нас интерес в этом примере связан со ссыл­кой на «традиционные задачи». Называя газету пропагандистом, агитатором и организатором, Ленин как раз закладывал основы но­вой традиции в журналистике. Он полемизировал с распространен-

 

ным и сегодня взглядом на печать как на бесстрастное зеркало дей­ствительности. Излишне послушное следование этим догматам заво­дит некоторых аналитиков в ловушки, из которых приходится выби­раться с помощью формально-логических ухищрений. Так, в учеб­ном пособии по социологии СМИ, выпущенном в одной из скандинавских стран, признается, что партийная пресса содержит политически аранжированные комментарии к событиям. Отличие комментариев от пропаганды заключается якобы в том, что пер­вые открыто нацелены на убеждение, тогда как вторая маскирует­ся под донесение до читателей информации. Пожалуй, ситуация стала бы понятной и адекватной практике, если бы автор прямо признал факт журналистской пропаганды.

Агитация (от лат. agitatio — приведение в движение) представ­ляет собой воздействие на аудиторию путем создания примера для подражания, а также с помощью призыва и морального стимула. Она побуждает к практическому действию, нередко указывая на объект и способ приложения сил. От пропаганды агитация отлича­ется меньшим размахом теоретических обобщений, большей кон­кретностью материала и оперативностью.

Отличается она и по объекту воздействия. Если вернуться к аналогии структуры сознания со строением атома, то импульс аги­тационного влияния окажется направленным на «оболочку». В этом качестве выступает общественное мнение. Это наиболее подвижная, изменчивая компонента сознания. Есть у него и другие характер­ные черты. Так, ему свойственны ситуативность и реактивность: общественное мнение формируется как реакция, отклик на конк­ретный повод — событие, личность, актуальную проблему и т.п. -и выражается в отношении к нему. Оно значительно богаче, чем мировоззрение, насыщено эмоционально-чувственными и воле­выми компонентами, настроениями, хотя в целом было бы невер­но вводить жесткое разделение на рациональное ядро и иррацио­нальное мнение. Общественное мнение относительно легко подда­ется внешнему воздействию и меняется даже вопреки глубинным основаниям сознания, заключенным в мировоззрении.

В новейшей литературе общественное мнение рассматривается не только как структурный элемент сознания, но и как определен­ное его состояние, срез, проявление. С этой точки зрения особенно отчетливо видно, что мнение и мировоззрение, мироощущение не­разрывно связаны между собой, и разделяются они скорее на уровне теоретического анализа, чем в своем реальном функционировании. По этой причине пропаганда и агитация на практике все теснее переплетаются. В самом деле, когда информационная телепрограмма из раза в раз сообщает о хозяйственных успехах в родном городе,

 

она, весьма вероятно, таким образом агитирует за губернатора как участника избирательной кампании. Но параллельно в сознание на­селения вносятся принципиальные положения его программы. Та, в свою очередь, отражает некую политическую идеологию, будь она либеральной, центристской, социалистической или какой-то иной. Роднит данные функции и способ их проявления -- воздействие через текст на сознание, общественное мнение, настроение аудито­рии. Не случайно в литературе встречается собирательный термин -агитационно-пропагандистекая функция.

Организационная функция «устроена» во многом по-другому. Она непосредственно нацелена на достижение определенных сдвигов в социальной практике, в поведении социальных групп, организаций, людских масс. Добиваться эффекта такого рода можно с помощью публикации (например, предлагая рекомендации по устранению недостатков в деятельности какой-либо службы), и тогда организа­ционное воздействие предварительно проходит через сознание ауди­тории. Но опыт прессы доказал возможность и другого пути — через организацию непосредственного общения и взаимодействия людей.

Сама по себе многоплановая деятельность по выпуску перио­дического издания объединяет ее участников, причем не только редакцию, но и массу других, внередакционных сотрудников. Этот потенциал целенаправленно использовал Ленин, когда в начале XX в. сделал газету «Искра» организационным центром создания своей партии. Заложенные им теоретические основы и традиции нашли продолжение в практике советской журналистики. Она из­вестна такими, например, крупными акциями, как организация соревнования фабрик и заводов в 20—30-е годы, всенародной по­мощи фронту во время Великой Отечественной войны, шефства над гигантскими промышленными стройками в послевоенные де­сятилетия и др. Во всех подобных случаях редакциям принадлежала не только первоначальная инициатива, но и координирующая роль при организации совместной деятельности участников кампании.

Эту роль не «отменили» социально-политические реформы в новой России. Она служит естественным продолжением активнос­ти публициста, который стремится добиться наибольших практи­ческих результатов. Журналистка «Литературной газеты» Л. Графо-ва напечатала, по ее словам, не одну сотню статей о бедственном положении беженцев, но поняла, что одними публикациями делу не поможешь. Тогда она создала и возглавила комитет помощи беженцам «Гражданское содействие», затем — координационный совет того же профиля «Форум переселенческих организаций», чтобы наладить поставки жертвам миграции одежды, лекарств, денег и т.п. Разумеется, корреспондентская работа при этом не

 

прекращалась, а, наоборот, поддерживала и усиливала организа­ционную активность.

Еще одно проявление организаторской функции — организа­ционно-массовая работа. Так обозначается целое направление взаи­модействия журналистов с группами населения, внештатными кор­респондентами, общественными организациями и т.п. Упомянем некоторые из ставших популярными форм организационно-массо­вой работы редакций: газетные конкурсы и лотереи, телемарафоны, спортивные соревнования на призы редакции, рекламные фестива­ли, подписные кампании, предусматривающие разнообразные кон­такты журналистов с потенциальными читателями. Эту тему мы за­трагивали в связи с изучением обратных связей прессы.

Отдельного рассмотрения заслуживают общественные начала внутри редакций. Журналисты привлекают внештатных помощни­ков не только для подготовки публикаций, но и для ведения внут-риредакционной работы. С этой целью создаются редакционные советы, расширенные редколлегии, иногда — отделы на общест­венных началах, что особенно полезно малой прессе, имеющей ограниченные штаты. Типичным примером служит общественная приемная. В ней обычно работают юристы, медики, специалисты коммунально-бытовой отрасли, просто умудренные житейским опытом люди. Они помогают посетителям редакций советом и кон­сультацией, а иногда берутся хлопотать за них для разрешения конфликтной ситуации. Кроме содействия гражданам и укрепле­ния контактов с аудиторией общественные начала заключают в себе и другой смысл: они предоставляют деятельным людям воз­можность приобщиться к редакционной работе, дают выход их социальной активности. Это обстоятельство особенно важно при­нимать во внимание, поскольку среди активистов прессы, как правило, встречается немало пенсионеров.

Среди субъектов, использующих прессу в своих интересах, от­носительно слабо изучена личность, отдельный представитель ауди­тории. Так повелось в теории и практике прессы, что ее функцио­нирование по большей части рассматривалось во взаимоотноше­ниях с социальными институтами. Между тем отдельный читатель испытывает по отношению к журналистам совсем не те ожида­ния, которые возникают у государственного аппарата или поли­тической партии. Он раскрывает газету совсем не для того, чтобы ощутить себя объектом пропаганды, тем более манипуляций. Оте­чественная журналистика на глазах избавляется от демонстратив­ного пренебрежения к массовой публике — в противном случае она рисковала бы остаться без читателя и зрителя. Проблема выбо­ра ориентации — на элиту или «рядового» человека — многими

 

редакциями решается в пользу последнего. Знаменательные слова принадлежат главному редактору «Общей газеты» Егору Яковлеву: «Надо развивать вкус. Но это еще не повод, чтобы пренебрегать уже сложившимися вкусами. Идти на поводу у масс — в этом иногда, честное слово, нет ничего предосудительного». Иное дело, какие именно из потребностей читателя учитываются и отражаются в функционировании СМИ в первую очередь.

На данном уровне из журналистики извлекается особенно бо­гатый спектр ее свойств и проявлений. Структура личностных по­требностей отражает целый микрокосм уникальных отношений, который в известном смысле сложнее однотипных интересов со­циальных групп и институтов. Охватить анализом все потребности миллионов конкретных людей — непосильная задача. Мы можем выделить группы (блоки) близких друг к другу запросов человека и удовлетворяющих их функций журналистики.

Группа функций ориентации объединяет в себе такие виды жур­налистской деятельности, которые способствуют социализации ин­дивида. Часть из них носит прикладной и даже утилитарный характер (рекламно-справочная информация). Другие нужны человеку для познания окружающей среды и корректирования своего поведения в ней. Здесь на передний план выходит прогнозирование развития ситуаций (например, оценка тех последствий, которые будут иметь для гражданина экономические нововведения правительства), а также трансляция морально-этических стандартов, принятых сегодня в обществе (например, изменение моральных оценок частного тор­говца — от безусловного осуждения в конце 1970-х годов к осто­рожному интересу в середине 1980-х и поощрению в 1990-х).

Другая группа личностных функций формируется на базе по­нятия связи с обществом и конкретными людьми: идейной, эмо­циональной, организационно-деятельной. Мы видели их проявле­ния при анализе информационно-коммуникативной роли прессы. Журналистика способна помочь читателю в поиске единомышлен­ников, идейных союзников, которых ему, возможно, не удается встретить в своем повседневном окружении. Но незримые связи ус­танавливаются и в более обыденной форме: человек по материалам прессы следит за карьерой бывших сослуживцев (что особенно ха­рактерно для ведомственных изданий — например военных) или за судьбой кумиров — актеров, политиков, спортсменов. Ничем не за­менимо общение со своим поколением, особенно для людей стар­шего возраста, которое происходит в виде телевизионных встреч, публикации мемуаров, интервью с героями прежних лет и т.п.

Отдельная группа функций объединяется понятием психологи­ческой разрядки. Здесь мы встретим развлечение и релаксацию (от

 

лат. relaxatio — расслабление), чем, к сожалению, наша журналис­тика уже перенасытила аудиторию. Здесь же — упоминавшаяся выше гедонистическая функция (от греч. hedone — наслаждение). Ее зача­стую сводят к бездумному развлечению, хотя на самом деле удо­вольствие могут доставлять и весьма трудоемкие и для журналис­та, и для читателя операции. Мы, например, получаем удовольствие от изысканного дизайна журнальной обложки или телевизионной студии, манеры ведущего произносить слова или блистательной игры ума в полемической публикации. Высокое наслаждение дос­тавляет разговор с интересным собеседником -- рассказчиком, знатоком, самобытным мыслителем, -- подаренный аудитории редакцией. Трудно переоценить значение гедонистической функ­ции в современной журналистике. И социальная система, и от­дельный человек испытывают все большую потребность в том, чтобы жизнь доставляла удовольствие. В России это тяготение ощу­щается далеко не всеми слоями населения, а в экономически бла­гополучной Европе оно стало признанным фактом. Германский профессор журналистики Г. Рагер в этой связи подчеркивает, что общество ныне носит гедонистические черты и ждет соответству­ющей продукции от СМИ.

В этой группе находится и функция психогигиены, направлен­ная на сохранение и укрепление нервно-психического здоровья читателя, зрителя и слушателя. Такое излечивающее от неверия миру и людям воздействие оказывает торжество справедливости, наблюдаемое после выступлений прессы: взяточник наказан, доб­росовестный труд вознагражден, вместо хаоса устанавливается нормальный порядок вещей — и пусть справедливость восторжест­вовала не рядом с читателем, окружающая жизнь уже не кажется ему беспросветной. Психогигиеническое значение имеет и перепис­ка журналистов с читателями. Ответ из редакции на жалобу или просьбу о совете способен разрушить стену одиночества вокруг авто­ра запроса, нередко повышает его оценку в собственных глазах, как бы наивно это ни выглядело для снобистски настроенных редакто­ров. Поэтому, в частности, крайне недальновидно поступают те из­дания, которые помещают рядом с выходными данными отпугива­ющую ремарку: «Мы не вступаем в переписку с авторами писем». В редакциях хорошо известна особая категория корреспонденции -письма-исповеди, в которых читатели раскрывают свои душевные переживания, рассказывают о горестях или радостях личной жизни, а в конце добавляют неожиданную строчку: «Прошу мое письмо не публиковать», да еще и не указывают обратный адрес. Очевидно, человеку психологически легче довериться далекому и анонимному слушателю, чем конкретному знакомому.

 

Каждая функция может проявляться с «обратным знаком», то есть давать эффект, противоположный ожиданиям. Тогда ее пра­вильнее именовать дисфункцией. В общении с личностью дисфунк­циональное поведение СМИ наносит чувствительный вред обеим сторонам. Раздражение, которое вызывает у читателя игнорирова­ние его персональных интересов, не компенсируется победами редакции на других направлениях деятельности. Напротив, точ­ный учет потребностей аудитории способен обеспечить устойчи­вый спрос на издание или программу. На языке маркетинга отыс­кание «своего» читателя называется сегментированием рынка. Сред­ства информации, которые своевременно занялись этой работой, в трудные для прессы времена не испытывают сложностей с поку­пателями. Примером служит экономический успех издательской компании «КоммерсантЪ». Основной адресат ее деятельности -так называемые новые русские предприниматели. Переходя с еже­недельного на ежедневный график выпуска газеты, редакция по­местила на своих страницах статистико-социологический портрет читателя, то есть продемонстрировала хорошую подготовленность к взаимодействию с ним. Вот некоторые параметры этого портре­та: социальный состав, личный доход, происхождение, распоря­док дня, самооценка, отношение к возможности эмигрировать, шкала жизненных ценностей, духовные связи с прошлыми поко­лениями... Как видим, во внимание принимаются не только соци­ально-демографические характеристики, но и типичные личност­ные черты партнера по общению.

Анализ функций печати редко затрагивает такой специфичес­кий вид социальных субъектов, как журналисты. Для них пресса выполняет служебно-профессионалъную функцию (реализация зна­ний и навыков, исполнение должностных обязанностей и общест­венного долга, обеспечение средствами к существованию) и твор­ческую (самопознание, личностная самореализация и саморазви­тие в процессе создания журналистских произведений).

Может быть, отчетливее других корреспондентов исключитель­ную ценность для них газетного труда понимают литераторы, со­трудничающие в прессе, — люди, имеющие возможность сравни­вать два сходных вида деятельности. «Что дала мне газета? — задавал­ся вопросом мастер изысканной прозы Ю. Олеша. — Связь с массой, настоящую действенную связь (письма, взаимная помощь, беседы обо всем). Я много ездил по всем дорогам Союза, встречал многих людей. Все это, трансформируясь, укрепляло мое знание и мысли о мире. Газетной работы никогда не брошу. И очень часто, когда насту­пают творческие сомнения, работа над фельетоном меня лечит». Без долгих комментариев понятно, что специфический набор квалифи­кационных и личностных черт, сформированных именно для ре-

 

дакционной работы, не может найти полного применения в иных сферах деятельности. Даже когда журналист успешно продвигается на ином поприще (вспомним тему карьеры), он вынужденно рас­стается с возможностями самовыражения, которые предоставляла ему первая профессия. Тем более досадно, когда его лишают этих возможностей по произволу. Так, сокращение сети местных изда­ний, которое наблюдается в некоторых регионах страны и оправ­дывается экономическими причинами, влечет за собой безработи­цу среди газетчиков. Рынок труда для них закрыт, поскольку спе­циалисты такой квалификации не требуются в других отраслях хозяйствования.

Масштаб потерь гораздо больше, чем может показаться с точ­ки зрения «чистой» экономики, демографии, социологии труда и т.п. В философском измерении надо задуматься о журналистском творчестве как о смысле существования человека, посвятившего себя этому делу. Вслушаемся в глубокие размышления русского филосо­фа Н. А. Бердяева — они помогут нам приподняться над обыденным отношением к своей профессии, лучше понять ее значение для нас самих, а также выбрать для себя самый продуктивный стиль дея­тельности: «Обыкновенно поставленную мной тему о творчестве не­верно понимают. Ее понимают в обычном смысле культурного твор­чества, творчества "наук и искусств", творчества художественных произведений, писания книг и пр. При этом эта тема превращается в довольно банальный вопрос... Но моя тема совсем иная, гораздо более глубокая. Я совсем не ставил вопрос об оправдании творче­ства, я ставил вопрос об оправдании творчеством. Творчество не нуждается в оправдании, оно оправдывает человека...»12

С точки зрения творческой самореализации личности, журна­листика является уникально богатой областью занятий. К этой мысли подводит знакомство с функциональным разделением тру­да в редакции. Здесь находят приложение способности литератора и фотографа, аналитика и внимательного наблюдателя, «мастера разговорного жанра» и художника, администратора и экономиста. Трудно представить себе другие профессии, которые позволяли бы сочетать выполнение производственного плана с регулярным выражением своих гражданских, эстетических, морально-нрав­ственных позиций. При этом сохраняется независимость от объек­тов критики (в идеальном варианте), да еще и появляется некото­рая возможность оказывать на них влияние. Наконец, нельзя не вспомнить о том, что именно в прессе, благодаря отраслевой спе-

________________________________

12 Бердяев Н. А. Самопознание. Л., 1991. С. 205.

 

циализации корреспондентов, удовлетворяется интерес к заман­чивым темам и другим профессиям. Страстный болельщик факти­чески вращается в любимой среде, когда освещает вопросы спорта, театральный критик вхож за кулисы, куда простому зрителю по­пасть не суждено, а юношеская увлеченность космонавтикой при­водит человека в редакционный отдел науки. Журналисты стано­вятся интересными людьми для своих знакомых, потому что ник­то другой не обладает таким количеством свежей информации из первых рук. Профессия увлекательная, необычная, и беречь ее от коррозии или внешней агрессии положено прежде всего самим журналистам.

Ролевой и субъектный подходы к проблеме функций СМИ дают нам разные варианты ее решения. Возможны и другие версии ана­лиза, которые опять-таки приведут к своеобразным, новым ре­зультатам. Однако в любом таком случае мы увидим лишь процесс функционирования, но не итоговый, совокупный его результат, или — социальное назначение журналистики. Существуют разные, в том числе и взаимоисключающие толкования этого действительно непростого вопроса. Например, довольно широкое распростране­ние получили идеи о том, что назначение прессы заключается в распространении информации, в формировании общественного мнения и др.

Об информационной трактовке назначения прессы мы факти­чески вели речь в связи с информационно-коммуникативной ро­лью журналистики. Выяснилось, что одной роли явно недостаточ­но для характеристики многообразной работы журналистики в целом и каждой конкретной редакции. Попытка отдать приоритет общественному мнению страдает тем же недостатком. Конечно, было бы странно отрицать огромное влияние печати на обществен­ное мнение, которое, в свою очередь, является мощным факто­ром социального прогресса. Но пресса тесно взаимодействует со всей совокупностью элементов, составляющих общественное со­знание, с целостным сознанием в различных его состояниях, а также с социальной практикой. Именно в ней, в практике, в пове­дении отдельных людей и масс населения результируются усилия журналистов. Посредниками или промежуточными стадиями слу­жат и общественное (или личное) мнение, и распространение ин­формации, и социальные чувства, и другие объекты приложения природных свойств прессы. В социальной практике, в конечном счете, надо искать разгадку поднятого вопроса.

Назначение журналистики состоит в преобразующем воздействии на практику в соответствии с актуальными интересами общества и человека и целями социального прогресса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.