Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гласность и ее проявления в журналистике




 

Тема гласности тесно связана с вопросом о свободе печати. В литературе даже встречается такая мысль: гласность — это, мол, неполная, неразвитая свобода, некий ее эрзац. На самом деле су­ществуют два разных понятия и явления, хотя и дополняющих друг друга. Знакомство с историей прессы и ее теоретическими концепциями убеждает в том, что журналистика не только разви­вается синхронно с социальной системой, но и нуждается в таком состоянии общества, при котором она способна в полной мере раскрыть свой богатый гуманистический, социокультурный и ком­муникативный потенциал.

Нет сомнений в том, что политической основой для свободно­го функционирования прессы должна служить демократия. Но это еще не окончательное решение проблемы. Во-первых, потому что понятие «демократия» всегда нуждается в конкретизации: насколько оно широко, права каких слоев населения в нем отражены, какие реальные отношения складываются у власти с гражданами и т.д. Во-вторых, потому что между конституционным политическим строем и практикой прессы есть некая «соединительная ткань», которую составляют общепринятые нормы массового общения в данном государстве, способы регулирования информационных потоков, осознание различными субъектами социальной ответ­ственности за свои действия и т.д. Именно эта духовно-информаци­онная обстановка, производная от политики, но гораздо более богатая содержанием и красками, составляет непосредственную среду жизнедеятельности прессы.

В России для характеристики информационной открытости общества издавна употреблялось слово гласность. Один из модных сегодня телеведущих, поражая уровнем своей эрудиции, заявля­ет, что данный термин был «изобретен» в ЦК КПСС, когда не было и не могло быть свободы слова. Однако, во-первых, как мы увидим далее, содержание гласности не исчерпывается свободой высказываний — иначе не существовало бы, например, такой пра­вовой нормы, как гласность судопроизводства. Во-вторых, исто­рики находят зарождение этого явления еще в старых славянских городах, с их традицией выносить на всеобщее обсуждение спор­ные вопросы коллективного существования. Как писал Н. М. Ка­рамзин, «сии народные собрания были древним обыкновением в городах российских, доказывали участие граждан в правлении и могли давать им смелость, неизвестную в державах строгого, не­ограниченного единовластия». Временами расширение гласности

 

становилось своего рода синонимом либерализации социально-политической обстановки. Например, в конце 50-х годов прошло­го века развернулось публичное обсуждение грядущей земельной реформы — и российские либералы восприняли это как внедре­ние гласности в политику царского правительства. В 1890-х годах знаменитая энциклопедия Ф. Брокгауза и И. Ефрона утверждала, что в России гласность получила не встречавшееся до тех пор раз­витие и что она обеспечена законодательно и административно.

Как правило, борьбу за гласность особенно настойчиво вели оппозиционные силы. Тем самым они стремились лишить прави­тельство привилегий в области социально значимой информации. В частности, большое внимание уделялось гласности в марксистской теории. К. Маркс писал, что задача печати — «превратить государство из таинственного жреческого дела в ясное, всем доступное и всех касающееся мирское дело...»12 И гласность, и журналистика, по его представлениям, включены в систему политике-властных от­ношений. С их помощью устанавливается взаимодействие между верхним уровнем государственного управления и широкими слоя­ми населения. В русле этих воззрений высказывался и В. И. Ленин в период борьбы с царским самодержавием.

В советское время пик гласности пришелся на самое начало 20-х годов. Тогда доступными для всех желающих были заседания губерн­ских исполкомов и сельских Советов, для участия в работе выбор­ных органов власти приглашались представители местных организа­ций, селений, женских и профессиональных объединений. О дея­тельности правящей партии подробно рассказывал журнал ее Центрального Комитета «Известия». В нем публиковались не только принятые ЦК решения, но и отчеты всех его отделов, информация о съездах и заседаниях, даже поименные списки исключенных из партии и восстановленных, с указанием причин, планы работы высших руководящих органов. Такая же детальная информация дава­лась о деятельности профсоюзов, комсомола, армии. Подобным об­разом строили свою работу центральная газета «Правда» и губернс­кие издания, а также партийные журналы. К сожалению, в последу­ющие годы стремление власти к открытости проявлялось все слабее, в реальной государственной политике подобные идеи чаще декла­рировались, чем осуществлялись. Так, в Конституции СССР 1977 г. гласности отводилось видное место. Многие журналисты в период застоя честно стремились воплотить данный конституционный прин­цип в жизнь. Однако общая социально-политическая обстановка в стране не создавала для этого надежных предпосылок и гарантий.

___________________________

12 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 166.

 

В 1980-е годы старинное по происхождению понятие вызвало живейшее внимание не только отечественной, но и мировой об­щественности. Оно стало как бы символом этапа преобразований, получившего название перестройки. Решающую роль в этом сыгра­ла XIX Всесоюзная конференция КПСС (1988), на которой глас­ность была возведена в ранг ведущего принципа политической жизни в стране. Поэт Е. Евтушенко писал тогда: «Как слово "спут­ник", русское слово "гласность" уже вошло в мировой лексикон без перевода, ибо оно становится делом».

На рубеже 1980-х и 1990-х годов были сформулированы науч­ные представления об информационном обеспечении гласности. Оно включает в себя следующие слагаемые:

1. Открытость в деятельности государственных и общественных организаций. Общественности известны их структура, персональ­ный состав, распределение компетенции. Гражданам и журналис­там обеспечен доступ к должностным лицам и отчетным докумен­там организаций.

2. Наличие статистики, соответствующей международным стан­дартам и охватывающей помимо производственной и непроизвод­ственную сферу жизни общества.

3. Существование развитой социологической службы, позволя­ющей оперативно выявлять общественное мнение, прогнозиро­вать возможные последствия принятия или, напротив, неприня­тия тех или иных мер.

4. Доведение с помощью СМИ до сведения широкого круга лиц альтернативных, авторских концепций решения социально значимых вопросов. Превращение печати, телевидения и радио в трибуну общественного мнения, канал выражения плюрализма мнений и интересов.

5. Открытость в отношении не только настоящего, но и прош­лого страны (организация доступа к архивам, публикация доку­ментов министерств и ведомств по истечении определенного сро­ка и т.д.), а также будущего (выпуск изданий, знакомящих всех заинтересованных лиц с проектами законодательных актов, введе­ние правила предварительной публикации проектов других нор­мативных актов).

6. Публичность: от назначения или избрания на руководящие должности до публикации в специальных изданиях решений судов по гражданским и уголовным делам, вступивших в законную силу13.

_________________________________

13 Энтин В. Л. Право на информацию//Гласность: Мнения, поиски, полити-ка/Огв. ред. и сост. Ю. М. Батурин. М., 1989. С. 200-201.

 

Нетрудно увидеть, что, во-первых, многие из провозглашен­ных идей стали реальностью наших дней (например, создание мощных социологических служб, открытость архивов), но, во-вто­рых, в полной мере программа пока что не выполнена, в-третьих, гласность рассматривалась как универсальный параметр, исполь­зуемый при характеристике всех ведущих сфер общественной жиз­ни. Однако та полоса отечественной истории завершилась, а вмес­те с ней заметно угас и интерес к гласности — она как бы вышла из моды. В связи со сложными политическими коллизиями власти не раз административными мерами сужали границы открытости своей деятельности и ограничивали доступ к ней СМИ. Тем самым была ярко продемонстрирована тесная зависимость гласности от политики в государстве. Внимание сторонников реформ, в частно­сти журналистов, переключилось на борьбу за свободу печати как более строгое в социологическом, правовом и административном отношениях явление.

Между тем гласность ни в коей мере не утрачивает значения для общественного прогресса и журналистской деятельности. Бо­лее того, рассмотрение свободы печати, равно как и других аспек­тов теории и практики СМИ, возможно лишь в контексте гласно­сти и в зависимости от нее. Формируемое сегодня представление о гласности должно вобрать в себя опыт, накопленный всей миро­вой цивилизацией, и в первую очередь отечественной историей. Но это не повторение идей, принадлежащих прошлому, и не ко­пирование какого-либо зарубежного образца, а качественно но­вый феномен. Для начала надо дать ему определение.

В толковых словарях русского языка гласность описывается как известность, доступность для широкого ознакомления и обсужде­ния. В литературе обществоведческого профиля акцент переносит­ся на другие свойства гласности — на ее роль в осуществлении принципов демократии, на обеспечение открытости в деятельно­сти государственных и общественных организаций.

Такой, подчеркнуто социальный подход к предмету нашего анализа дает возможность глубже понять механизмы деятельности прессы в условиях гласности. Мы рассматриваем ее как вид общест­венных отношений, построенных на доверии и взаимопонимании между всеми институтами социальной системы, населением и отдельными гражданами. Решающим фактором развития отношений гласности служит политика государства, направленная на совершенствова­ние демократии. В правовом плане отношения гласности обеспечи­ваются полновластием народа, правом граждан на участие в уп­равлении государством и обществом, подотчетностью органов уп­равления гражданам, наличием свободы слова и печати. Формой

 

осуществления гласности служит широкое обращение актуальной информации по вопросам, требующим публичного обсуждения, решения и контроля, а результатом -- оптимизация процессов управления и самоуправления в обществе.

Конечно, журналистика служит самым широким и мощным каналом оповещения о событиях и проблемах, которые предаются гласности. Без нее многие явления как бы и не существуют для мира, будь то назревший социальный вопрос или эпизод из лич­ной биографии общественного деятеля. «...Если б, случайно, ока­залось, что именно мы-то и есть праведники, все равно... газетчи­ки нам не поверят. А если газетчики не поверят — кто же пове­рит?» — шутливо по форме, но верно по сути писал М. Горький Ф. Шаляпину. Гласность ни в коей мере не монополизируется жур­налистикой и не сводится к ее практике. Она предстает перед нами как характеристика определенного качества всей общественной жизни, а по отношению к прессе она является средой существова­ния и деятельности.

Рассмотрим это положение на примере из текущей социаль­ной практики. Газета рассказывает о собрании жителей муници­пального округа, на котором обсуждался спорный проект застройки одного из кварталов. По первоначальному плану здесь предполага­лось разбить современный студенческий городок, насыщенный социальными объектами — библиотеками, столовыми, спортпло­щадками, торговыми помещениями и т.п. Однако нашлись инвес­торы, готовые вместо этого финансировать строительство высот­ных жилых домов. Им-то и пришлось отвечать на претензии жите­лей, недовольных использованием площадки в коммерческих целях и ухудшением своих коммунальных условий, учащейся молодежи, которая обитает в обветшавшем старом студгородке, депутатов, представителей совета социальной защиты населения. Собрание приняло резолюцию, которая направлена против неоправданного изменения генерального плана строительства. Теперь городским властям придется принимать решение с учетом ясно выраженного мнения общественности.

Как мы видим, импульс гласности в данном случае исходил не от журналистов. Наоборот, инициаторы обсуждения создали об­становку, в которой принципиальная для населения проблема вынесена на открытую дискуссионную трибуну, административ­ные дела вершатся не втайне от граждан, а при их непосредствен­ном участии. В такой благоприятной среде полной мерой проявля­ет свой потенциал пресса, которая как бы раздвигает стены зала, переносит разговор на уровень массовой аудитории. Попутно она демонстрирует «сеанс» гражданской активности в отстаивании прав

 

населения, то есть выполняет еще и роль школы общественного самоуправления.

Функции гласности (роль, содержание) определяются с опо­рой на социологические источники. В политическом плане к ее функциям относятся демократизация общества и создание меха­низмов для участия граждан в решении государственных и иных существенных вопросов, в социальном — реализация эффектив­ных форм общественного контроля, в социально-психологичес­ком — воспитание высокой политической культуры масс, форми­рование у них гражданственного отношения к делу и соответству­ющая психологическая перестройка должностных лиц.

Сбор и тиражирование сведений являются не самоцелью, а средством достижения социальных результатов. Информация — это язык гласности, но обществу совсем не безразлично, о чем и как вещают СМИ. Один иностранный фотограф воспользовался усло­виями гласности для того, чтобы снимать обнаженную натуру на фоне культурно-исторических памятников Москвы и у ложи Пре­зидента в Большом театре. «Гласность означает прозрачность, сле­довательно, и заголение...» — так однобоко он понимает приори­теты в нашей информационной политике.

В атмосфере гласности на первый план выступают полезные социальные эффекты информационной деятельности. К ним, в пер­вую очередь, относится углубленное познание того общества, в ко­тором мы живем. Пресса — незаменимый для социальной системы инструмент самопознания, как мы видели при анализе функций журналистики. Выделим также эффект социального действия. Он связан с практическим решением поднимаемых через СМИ во­просов. Автор несет моральную ответственность за судьбу героев публикаций, за исход тех дел, которые его стараниями стали пред­метом общественного внимания. Безответственность проявляется в нежелании торопливого корреспондента вникнуть в ситуацию или в стремлении любой ценой обнародовать выигрышную информа­цию, даже если она не совсем отвечает действительности. Так, ряд средств информации поспешил предать гласности сообщение ин­формационного агентства о банкротстве одного из крупнейших предприятий Петербурга. Опубликованные факты не подтверди­лись, но энергетики, на всякий случай, отключили мнимого бан­крота от своей сети.

В числе эффектов гласности — укрепление контактов органов управления с рядовыми гражданами. Благодаря ей появляется воз­можность держать систему власти под постоянным общественным контролем. Кроме этого, она обеспечивает постоянный приток информации «снизу». Все ценные суждения и мнения, рождающиеся

 

у населения, должны быть восприняты «наверху». Гласность — это не только возможность говорить, но и гарантия быть услышанным. Вот почему пресса обязана привлекать к сотрудничеству все новых и новых людей. «Если почти все тексты пишутся постоянными со­трудниками или "родственниками и знакомыми кролика", как вы­ражался Винни-Пух, то журнал неизбежно стагнирует» — так от­зывалась о нашей отечественной прессе 90-х годов наблюдатель­ница из Германии Соня Марголина. Гласность, далее, помогает росту политической культуры граждан. Обилие информации зара­зительно действует на аудиторию, вызывает у нее стремление не только осмыслить происходящее вокруг, но и принять участие в общественной жизни.

Одной из сторон гласности является плюрализм, что в букваль­ном переводе означает — множественность, разнообразие. В жур­налистике, а затем и в массовом сознании закрепилось узкое по­нимание плюрализма — как явления, относящегося главным об­разом к сфере мнений. В действительности разнообразие мнений и высказываний — всего лишь вершина пирамиды, основание кото­рой составляют базовые сферы социальной жизни. Плюралисти­ческие начала проявляются в экономике (многообразие форм соб­ственности), культуре (различные школы и течения), политике (многопартийность), идеологии (свободная соревновательность идей), а также в моде, увлечениях и т.п.

Гласность обеспечивает и укрепляет стремление общества к внутреннему многообразию, в том числе в такой деликатной сфе­ре, как национально-этнические или религиозные различия. Даже убежденный сторонник протестантской религии Дж. Мильтон вы­ступал за плюрализм в дискуссиях о вере и видел в них потенциал духовного развития человечества.

«И если люди, являющиеся руководителями ереси, заблуждаются, то разве не наша леность, упрямство и неверие в правое дело ме­шают нам дружески беседовать с ними и дружески расходиться, обсуждая и исследуя предмет перед свободной и многолюдной ауди­торией если не ради их, то ради нас. Всякий, вкусивший знания, скажет, сколь великую пользу он получал от тех, кто, не доволь­ствуясь старыми рецептами, оказывались способными устанавли­вать и проводить в жизнь новые принципы. Если бы даже эти люди были подобны пыли и праху от обуви нашей, то и в таком случае... ими не следовало бы пренебрегать совершенно. Но если они при­надлежат к числу тех, кого Бог, по нужде этого времени, наделил особо чрезвычайными и обильными дарами... а мы, в поспешной ревности... решаем заградить им уста из боязни, как бы они не вы­ступили с новыми и опасными взглядами, то горе нам, так как,

 

думая защищать подобным образом Евангелие, мы становимся его преследователями!»14

Хорошие примеры для подражания наша пресса может найти в современной практике зарубежных коллег, исповедующих идеи религиозной и расово-этнической терпимости. В Австралии, име­ющей репутацию страны мигрантов, создана специальная радио­телевещательная служба, призванная консолидировать десятки этнических меньшинств. Руководство службы бдительно следит за тем, чтобы при освещении событий отражались разные точки зре­ния, особенно — чтобы не допускалась какая-либо национальная нарочитость.

Гласность нуждается в гарантиях и условиях своего осуществ­ления. Мы уже установили, что центральное место среди них зани­мают политическая воля руководства страны и государственная политика в целом. Рассмотрим и другие гарантии. В их число входит развитая законодательная база информационных процессов, в ча­стности — правовое обеспечение доступа к информации граждан и журналистов и сокращение количества тайн и секретов, особен­но в государственной и коммерческой сферах. Действующее в Рос­сии законодательство не допускает монополизации какого-либо вида средств информации. Нет и монополии редакций на мнение и оценку. Они обязаны опубликовать ответ гражданина или орга­низации, чьи честь и законные интересы были ущемлены в выс­туплении редакции. Закреплено право журналистов получать све­дения о деятельности государственных органов, общественных объе­динений и должностных лиц, а отказ в предоставлении таких данных может быть обжалован в административном или судебном порядке. Существуют и другие правовые гарантии гласности.

В свою очередь, нормы права могут быть реализованы, если под ними есть экономическая и материально-техническая почва. В этом отношении расширение гласности встречается с большими трудностями. Для отражения в прессе всей палитры существующих интересов и взглядов нужна всеохватная система печати и телера­диостудий, отражающая все краски бытия и мнений. Однако в дей­ствительности насыщенность общества прессой не велика. В стране не хватает высококачественной бумаги и типографских мощнос­тей, практически не развито производство оборудования для теле­вещательных центров. Крайне затрудняют распространение массо­вой информации высокие тарифы на почтовые услуги и использо­вание линий связи. В условиях дефицита и дороговизны правом на

_______________________

14 Мильтон Д. Указ. соч. С. 62-63.

 

общение с миром через СМИ фактически может воспользоваться лишь ограниченный круг лиц.

К гарантиям осуществления гласности относится также высо­кая политическая, этическая и профессиональная культура лю­дей, участвующих в информационном обмене и занимающих по­следовательно демократические позиции. Авторитарный образ мыш­ления и поведения имеет очень прочные корни в обществе. Он принимает разные обличья — в зависимости от социальной роли того или иного человека.

Со стороны должностных лиц авторитаризм проявляется в стремлении ограничить своеволие прессы — тогда как надо было бы признать, что ею нельзя и не нужно командовать. Но и в среде самих журналистов сохраняется непримиримость по отношению к любым оппонентам. Любопытный обмен мнениями о гласности произошел между российскими и зарубежными участниками Ев­ропейского форума СМИ, проходившего в нашей стране. На во­прос американского ведущего, есть ли сферы общественной жиз­ни, которые российские журналисты не могут освещать, редактор журнала для сотрудников СМИ ответил: таких нет, но освещать будут с разной степенью глубины. Еще выразительнее прозвучало выступление популярного телеведущего. Он попытался втолковать «наивным» западным коллегам, что в России нельзя рассуждать об абстрактной гласности, а надо понимать конкретные отношения. Да, пресса знала о нездоровье Б. Ельцина, но поддерживала его во время президентских выборов, потому что иначе она фактически поддержала бы Г. Зюганова. А журналисты знают, что такое свобо­да печати при коммунистах... Трудно подобрать более зримый об­разчик «избирательной» или даже корыстной гласности.

Особенно много нареканий вызывает низкая культура полеми­ки. Еще в XVIII в. Вольтер писал, что «гуманная словесность стала весьма негуманной: здесь оскорбляют, клевещут, строят козни, сочиняют куплеты»15. К сожалению, многие современные журна­листы заслуживают столь же нелестных отзывов. Такой непредвзя­тый наблюдатель, как Патриарх Московский и Всея Руси Алек­сий II, заметил однажды, что люди оказались не готовы к пра­вильному восприятию понятий «гласность», «демократия», «плюрализм»: на них спекулируют в весьма неблаговидных целях, на потеху толпе выносятся малозначительные факты и откровен­ные домыслы, плюрализм используется для пропаганды абсурд­ных идей — лишь бы привлечь внимание к персоне их автора.

_________________________

15 Вольтер. Эстетика. М., 1974. С. 59.

 

Из всего сказанного следует, что гласность представляет со­бой чрезвычайно сложное и многоаспектное явление. Возникаю­щие в процессе ее развития проблемы служат «зеркалом» реаль­ного состояния и движения общества. Они могут быть разрешены не путем ограничений и запретов — пусть временных, «до норма­лизации положения дел в обществе», — а только путем неуклон­ного расширения гласности. Сказанное относится и к массовой культуре обращения с гласностью: она формируется только в ус­ловиях открытого ведения дел в государстве и их свободного об­суждения в СМИ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.