Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совет министров




С точки зрения конституционной доктрины исполнительная власть в ОАЭ представлена тремя высшими органами - главой государства, верховным советом союза и советом министров. В этой связи надо отметить, что среди арабских правоведов нет единого мнения по поводу правового положения данного органа. Одни считают, что совет министров является лишь учреждением, входящим в исполнительную власть. Данные специалисты ссылаются на ст.60 конституции, которая называет совет министров учреждением. Другие же, основываясь на ст.45 конституции, считают, что совет министров является исполнительной властью, так как он обладает как политическими, так и административными полномочиями. Однако мы считаем, что в условиях, когдапринцип разделения властей не действует, разговор о месте совета министров в системе высших органов теряет свой смысл.

Полномочия совета министров определены в ст.60 конституции. В его компетенцию входит:

· разработка и предложение законопроектов;

· разработка проекта федерального бюджета;

· принятие постановлений и инструкций для исполнения законов и других нормативных актов;

· наблюдение за исполнением судебных решений, а также международных договоров и соглашений;

· назначение и увольнение федеральных чиновников, которые не требуют особого распоряжения других высших органов государства.

Законодательная власть представлена федеральным Национальным Советом, в состав которого входят представители от каждого эмирата, число которых закреплено в Конституции и определяется в зависимости от численности населения, политической и экономической ситуации в эмирате. Согласно статьи 69 Конституции ОАЭ, каждый эмират вправе выбирать собственный метод избрания членов Национального Совета. Вместе с этим каждый член Совета считается представителем народа союза, а не эмирата, который он представляет в данном совете (статья 77). Эмират Абу- Даби имеет в Национальном Совете 8 мест, Шарика и Раас Аль-Хима - по 6 мест, Аджман и Фуджейра и Аль-Куйван - по 4 места.

Однако, по мнению некоторых специалистов в области конституционного права, назначение представителей эмиратов в Национальный Совет в некоторых случаях является оптимальным, так как политический уровень граждан недостаточно высок для того, чтобы выбрать члена Совета, тем более, если родоплеменные отношения являются основным критерием избирательного процесса. Как считают правоведы, шейх эмирата подбирает членов Национального Совета Союза после проведения многочисленных консультаций.

Мы считаем, что в любом случае назначенные шейхом члены совета не являются представителями народа, несмотря на подтверждение статьи 77 Конституции, о которой шла речь выше. В связи с этим необходимо отметить, что статья 64 Конституции подчеркивает временный характер принципа назначаемости, подтверждая то, что шейх назначает членов Национального Совета до организации выборов всех или части членов Национального Совета путем всеобщего избирательного права в различных избирательных округах и в соответствии со специально принятым законом о выборах.

Национальный Совет, являясь основным законодательным органом ОАЭ, лишен всей полнотой законодательной власти. Он не обладает правом законодательной инициативы, а может лишь обсуждать законы, которые предлагает Совет министров и вносить по своему усмотрению поправки и дополнения. Однако он может наложить вето на законопроекты. В соответствии со статьей 110 Конституции ОАЭ, если Национальный Совет внес в законопроект поправку, которая не была принята главой государства или Высшим Советом, а также в том случае, когда Национальный Совет Союза отверг законопроект, глава государства или Высший Совет вправе вернуть его в Национальный Совет. Глава государства вправе издать закон, если его одобрил Высший Совет.

Таким образом, национальный Совет Союза не обладает реальной властью в вопросах, касающихся внесения изменений в законопроекты или отказа от принятия этих проектов. На основании этого можно отметить, что полномочия этого совета в данном случае носят чисто консультативный и рекомендательный характер, так как окончательное решение принадлежит главе государства и Высшему Совету Союза. Поэтому можно отнести Национальный совет к категории консультативных парламентов, которые характерны для монархий Ближнего Востока.

А что касается политических полномочий совета, то Конституция ОАЭ определяет их в двух аспектах. Во-первых, на основании статьи 93 пункта 2 премьер-министр и его заместитель, а также уполномоченный министр должны ответить на вопросы, которые адресуют им любой из членов Совета. Во-вторых, Конституция дает право членам национального Совета Союза обсуждать любой вопрос, касающийся политики государства. Однако законодатель закрепил некоторые положения, ограничивающие данное право. Статья 92 определяет эти ограничения следующим образом:

1. Для обсуждения вопросов необходимо согласие Совета министров, так как если Совет министров считает, что обсуждение данного вопроса противоречит интересам государства, то вопрос не обсуждается.

2. Необходимо присутствие премьер-министра или уполномоченного министра на заседании, на котором поводится обсуждение.

3. После обсуждения Национальный Совет Союза имеет право давать рекомендации Совету министров, который может их учесть или отвергнуть. В последнем случае Национальный Совет вправе требовать объяснение причины отказа.

Как мы видим, полномочия Национального Совета в политической сфере ограничены, к тому же Совет не обладает правом запроса или допроса членов правительства. Совет не обладает также правом объявления вотума недоверия совету министров или отдельным его членам.

Высший союзный суд стоит на вершине судебной власти. Согласно ст101 конституции суд является независимым конституционным органом, задача которого заключается в регулировании отношений между центральным правительством и органами власти на местах. Решения суда являются окончательными и обязательными для исполнения. Суд формируется из председателя и 4 судьей. Закон допускает назначение необходимого количества судьей для решения определенных дел. Кроме конституции деятельность высшего союзного суда регламентируется федеральным законом № 10 от 1973 года с изменениями 1985 года. Согласно данному закону судьи являются независимым и несменяемыми, а их деятельность может быть прекращена в следующих случаях:

· смерть члена суда;

· добровольная отставка;

· истечение срока контракта (для членов суда, работающих на контрактной основе);

· достижение пенсионного возраста;

· недееспособность по состоянию здоровья;

· переход на другую работу;

· увольнение за поступки несовместимы с должностью судьи.

Суд имеет как общие, так и специальные полномочия. Среди общих полномочии суда можно выделить следующие:

· разрешение споров между эмиратами, членами союза, а также между эмиратами и правительством союза. При этом суд рассматривает дела по просьбе любой из указанных сторон;

· толкование положения конституции по запросу правительства одного из эмиратов. Постановление суда в таком случае является обязательным для всех;

· допрос министров и высших чиновников, назначенных специальным указом, по подозрению в совершении должностного преступления или преступления, связанного с поделкой документов, штампов и валюты;

· разрешение споров и коллизии между федеральными органами правосудия и органами правосудия субъектов относительно их полномочий;

· разрешение коллизии в решениях органов правосудия отдельных эмиратов.

А что касается специальных полномочий, то согласно п. п2-3 ст-99 конституции высший суд является единственным органом, уполномоченным решать вопрос о соответствии положений нормативных актов и судебных решений конституции страны. Конституция определяет также стороны, обладающие правом запроса в высший суд: ими могут быть эмираты, члены союза, федеральные органы власти и отдельные граждане.

Право обращения в суд принадлежит главе эмирата (шейху), этим же правом обладают и органы правосудия в случае рассмотрения определенных дел. Органы правосудия могут обращаться в суд как самостоятельно, так и по требованию одной из сторон дела.

Согласно ст.45 конституции право запроса в высший суд имеют и федеральные органы власти - глава союза, его заместитель, высший совет союза и совет министров, которые (как было отмечено высшее) представляют исполнительную власть.

Согласно ст-58 закона № 10 (о высшем союзном суде) судебная власть имеет право рассматривать дела о соответствии федеральных законов и местного законодательства конституции страны как по требованию одной из сторон дела, так и самостоятельно.

Конституция дает гражданам право также обратиться в суд с жалобой о неконституционности законов и иных нормативных актов, но только в случае рассмотрения конкретного дела (ст-99 п-3).

Надо отметить, что само решение суда не отменяет закон в случае его неконституционности, а лишь обязывает уполномоченную власть принять меры по устранению норм, противоречащих конституции (ст.101).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.