Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К Гл. 1




ЕТЮЮЛЭЭХ-ЁРГЁНТЁЙ

Семенов Платон Савич 41 года

2-го Мальжегарского наслега.

Зап. Кангаласского улуса.

16 января 1925 года

 

(Борьба шамана с оспой)

 

Ётююлээх Ёргёнтёй – дед Мытахского шамана Боруочан. Брат его (Ё.Ё.) Кыырчыг тоже был шаман. Последний бодался с Оспой и бежал от неё в тайгу, в Мытахский наслег. Когда он перекочёвывал, сбежала одна кобылица с двух-травым жеребёнком. Шаман вернулся за ней назад, но в это время Оспа подкараулила его и пожрала. Тогда его старший брат Ётююлээх Ёргён пошёл и тоже стал бодаться с Оспой. Он победил её и взял обязательство не бывать среди его потомков: Свой договор, как рассказывают, они записали на утесах речки Сини.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

 

Примечание: Фраза – «Ютюгэн Юрэйдин, Сах сарайдын» - старинная поговорка, произносимая, когда грозит какая-либо страшная беда. Общий смысл – пусть не сбудется это, и да не допустят до того божества. По-видимому, когда-то «Ютюгэн» и «Сах» были главными божествами якутов. Эта поговорка употребляется очень редко лишь старозаветными людьми.

В настоящее время у якутов понятие о «Сах», как о божестве, утратилось. Среди якутов Амгинского-Ленского плоскогорья существуют рассказы о том, что Сах – сын дьявола. Но однако благодаря консерватизму языка, особенно в поговорках, возможно восстановить древнее всеоб`емлющее значение «Сах`а», как главного божества того степного народа, от которого происходят главные носители якутской культуры.

Очень часто с уст якута вылетает ходячая и всем известная поговорка – «Сах билэр». Говорится, когда человек что-либо не знает, затрудняется ответить: «Сах» знает. Здесь имя «Сах» совершенно бессознательно употреблено в смысле «бог», а вся поговорка тождественна с русским – «бог знает». С другой стороны эволюция религиозных понятий обычно старого бога превращает в дьявола. В другой ходячей поговорке – «Сах ыллын» - пусть чорт возьмёт – «Сах» уже выступает, тоже бессознательно, со значением дьявола.

Поговорка, приведенная в печатаемом предании, спаривает «Сах» с «Ютюгэнъом.». Значение последнего имени ясно: это - наименование матери земли и ея духа. (Ютюгэн иччитэ). Очевидно, речь идет о паре богов — матери земли и... отца неба.

Почти все наречия монгольских и турецких языков, в том числе якутский, сохранили слово «сах» (чак, шак, пах) — со значением — «время». Кроме того, «цахи-хо» по монгольски — высекать (огонь кремнем), по якут, «сагар».. цахигур – кремень, цахилган молния по монг., чокуур-кремень, чагылган – молния по якутски. Таким образом, «Сах» - имеет ближайшую связь с небесным огнём.

С выпадением начального звука «с» - «Ах», «Ак» - слово «Сах» сохранилось во многих тюркских наречиях – со значением белый. В монгольских наречиях «цаган» «саган» - белый, «цага», «цаган» - общее наименование молочной пищи.

«Сага-хо» - доить по монг., «сааха» - (у бур.С.) – доить. Тот же корень находим в тюркских наречиях Алтае-Саянского нагорья – «саг» - доить, «сау» в других тюркских наречиях.

«Саумал» по кирг. - свежий кумыс, разбавленный свежим молоком, поэтическое название кумыса вообще. Этот же эпитет кумыса, без сознания его значения сохраняется в поэтической речи и якутов - «саамал кымыс», но «саг», «сау» - перешли у них в «ыа», «ыыр» - доить.

Все приведенные слова сближают понятия – доить, белый, молочная пища с небесным огнем и с летним жаром.

Не было ли «Сах» когда-то мифологическим именем солнца бога летнего жара и молочного изобилия? Степняки дневные часы измеряли по удоям кобылиц и коров, но естественными часами у них являются солнце и луна. В связи с изложенным наименованием «Сака», «Саха» можно понимать, как люди Сах`а, поклонники солнца.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.