Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактический практикум




Реформа образования в Республике Беларусь

За минувшее десятилетие, особенно во второй половине 90-х годов, в образовании Республики Беларусь произошли существенные изменения. Началась реформа образования. Необходимость ее обусловлена следующими факторами:

- Сохранение здоровья детей. За последние 15 лет учебная нагрузка в основной школе заметно возросла, ее увеличение наряду с другими факторами негативно сказывается на здоровье школьников.

- Повышение качества образования. Достижение нового качества образования должно стать средством социализации учащихся, основой их успешной деятельности. В условиях наукоемких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке молодежи. В условиях информационного общества изменяется самоценностность знаний как таковых. С одной стороны - они становятся более доступными, а с другой получение новых знаний, умений является обязательным для человека на протяжении всей его жизни. Невозможно в школе или другом учебном заведении получить полное, всестороннее образование на всю жизнь. Отсюда вывод. Сохраняя наши достижения в области фундаментального и профессионального образования. Необходимо преобразовать учебный процесс на формирование у школьников и студентов желания и умения самостоятельно получать знания из различных источников информации.

- Конкурентоспособность отечественного образования. Согласно Декларации Совета Европы(1992), преобладающей международной политикой является 12-летнее школьное образование. В большинстве развитых стран общее среднее образование обеспечивается за 12-14 лет. Что касается высшего образования, то согласно Лиссабонской конвенции необходимо начать переход к двухступенчатой подготовке специалистов с высшим образованием (бакалавр(4 года), специалист (5 лет) - 1-ая ступень; магистр - 2-ая ступень) Введение в Белоруссии общепринятой в мировом сообществе продолжительности обучения в средней школе и вузе позволит не допустить увеличения технологического разрыва с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников и предоставит им дополнительную возможность для выбора индивидуальной образовательной программы.

Реформа образования затрагивает следующие направления:

1. Организационную структуру:

- 12-летнее среднее образование

- начало обучения с б-летнего возраста;

- введение подготовительного класса;

- обязательное 10-летнее обучение в базовой школе;

- поэтапный переход к многоступенчатой системе высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру

- диверсификацию типов учебных заведений: высший колледж-институт - академия, университет;

- интеграция средне специального и высшего образования в рамках университетских комплексов ССУЗ - ВУЗ, лицей - ВУЗ (Табл. 1, прил. 1)

2. Содержание образования:

- обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе;

- сущностное содержание образования за счет выделения системообразующих понятий, принципов, закономерностей с одновременной разгрузкой за счет второстепенного или устаревшего материала;

- Блочно-модульный подход;

- изменение подходов к содержанию образования как к образовательной среде для личностного развития учащихся;

- усиление в образовательном процессе индивидуального компонента содержания образования, реализующего возможность индивидуальной образовательной траектории ученика;

- разработка деятельностного компонента содержания образования, то есть включение в обязательный минимум содержания образования специально отобранных способов деятельности, техник и технологий, которыми необходимо овладеть учащемуся, студенту.

3. Технологию (методику) обучения.

- Личностно-ориентированное обучение, направленное на обеспечение личностного роста ученика, его самореализацию по отношению к образовательным областям.

- расширение применения обучающе-исследовательского принципа организации учебного процесса, который предполагает активное включение студентов в конкретную научно-исследовательскую работу;

- применение активных методов и форм обучения;

- увеличение доли самостоятельной работы студентов;

- использование информационных, компьютерных технологий, дистанционных форм обучения.

В нашей стране нынешняя Реформа образования не первая. Проблемы образования пытались решить в ходе реформ 1959,1966,1977, 1984 годов. Однако это удавалось не в полной мере в силу постоянной смены образовательных ориентиров, стремления осуществить преобразования в сжатые сроки. Поэтому для успешного осуществления нынешней реформы образования, по нашему мнению, необходимо решить целый комплекс проблем, связанных, прежде всего с социальной сферой:

• повышения уровня средней зарплаты педагогических работников. В 2001 году средний уровень по отрасли составлял 60% от средней по промышленности.

• существенное увеличение финансирования системы образования из государственного бюджета. Расходы на образование в 2000 году составляли -5,9%, 2002 - 6,7% от внутреннего валового продукта. По нашему мнению, этих средств для дальнейшего развития белорусского образования явно недостаточно. В середине 80-х гг. доля образования во внутреннем валовом продукте составляла около 10%. Тогда лучшие выпускники школ шли в педвузы. Из них в будущем сформировалась плеяда отличных педагогов.

• повышение престижа учителя. Рейтинг профессии учителя резко упал. Учитель не на словах, а на деле должен почувствовать свою значимость и значительность.

• улучшение качества учебников;

• повышение требовательности к Вузам за судьбу своих выпускников.

3. Закон Республики Беларусь "Об образовании"

Многие из этих проблем можно и нужно решать законодательным путем. Одним из законов, направленных на совершенствование образования для всех, является Закон Республики Беларусь "Об образовании", принятый в 1991 году, измененный и дополненный в 1995, 1996, 1999, 2002 годах. В редакции Закона от 19 марта 2002 года 14 глав и 49 статей, относящихся к государственной политике в области образования, системе образования и ее управлению, социальным гарантиям и реализации прав граждан на образование. Новая редакция Закона об образовании учитывает главные цели развития национальной системы образования и в статье 1 Закона провозглашает следующие принципы образования:

• приоритетности образования;

• обязательности общего базового образования;

• осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

• доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

• национально-культурной основы образования;

• приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

• научности;

• экологи чекой направленности образования;

• демократического характера управления образованием;

• светского характера образования.

В этой же статье рассматривается взаимоотношение учреждений образования и зарегистрированных религиозных организаций, по которой в организациях системы образования не допускается деятельность религиозных организаций, которая противоречит законодательству, в том числе анонимная. Во внеурочное время учреждения образования могут взаимодействовать с зарегистрированными организациями по вопросам воспитания детей на основе письменных заявлений законных представителей детей или совершеннолетних учащихся.

Статья 5 главы 1 определяет вопрос о языках обучения и воспитания. Основными языками обучения и воспитания в учреждения образования Республики Беларусь являются белорусский и русский. В законе записано, что государство гарантирует гражданам право выбора языка обучения и воспитания и создает соответствующие условия для реализации этого права. Обучению на белорусском языке, изданию литературы, учебников и учебных пособий на белорусском языке оказывается государственная поддержка.

Глава 2 закона "Об образовании" посвящена национальной системе образования, где рассмотрена структура национальной системы образования, включающая в себя:

• участников образовательного процесса;

• Образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

• учреждения образования и другие организации;

• государственные органы управления образованием. Согласно. Ст.2 Закона "Об образовании" образование в Республике Беларусь подразделяется на основное и дополнительное. Основное образование (ст. 7) включает следующие уровни:


дошкольное образование;

общее базовое образование;

общее среднее образование;

профессионально-техническое образование;

среднее специальное образование;

высшее образование;

послевузовское образование.


Дополнительное образование (Ст.8) может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

• внешкольное обучение и воспитание;

• повышение квалификации и переподготовку кадров.

Статья 10 Закона определяет общие требования к порядку приема, распределения обучающихся в учреждениях образования. Согласно этой статье, выпускники, обучающиеся за счет средств республиканского и местных бюджетов в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, распределяются в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

Статьей 11 Закона в Республике Беларусь устанавливается система образовательных стандартов. Государственные образовательные стандарты Республики Беларусь содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании.

Отраслевые образовательные стандарты определяют:

• Обязательный минимум содержания образования.

• Максимальный объем учебной нагрузки.

• Требования к уровню подготовки выпускников.

По сути дела в этих трех компонентах и сосредоточены отраслевые образовательные стандарты. То есть образовательными стандартами не являются ни учебные программы, ни учебники, как это иногда считают. Наоборот, программы и пособия должны разрабатываться в соответствии с государственными стандартами.

Главы 3-11 Закона "Об образовании " в Республике Беларусь посвящены каждому звену системы образования. Установлены конкретные требования ко всем типам Учреждений образования. Законом создано правовое поле для существования различных типов учреждений образования. Установлен порядок их лицензирования и аккредитации, государственного контроля за обеспечением качества образования (Гл.3,ст. 15-19).

В главе 4 Закона Республики Беларусь "Об образовании" регулируется получение дошкольного образования, зафиксировано, что дошкольные учреждения могут углубленно развивать одно из направлений учебно-оздоровительной работы.

Закон закрепил изменения в структуре общего среднего образования (Гл.5). Продолжительность его получения - 12 лет. Общее среднее образование включает уровень базового образования. Срок обучения в базовой школе - 10 лет. Получение базового образования обязательное условие для завершения общего среднего образования, в учреждениях, которые обеспечивают получение общего среднего, профессионально-технического, средне специального образования.

Важным для профессионально-технического образования является норма закона об интеграции профессионально-технического образования со средне специальным образованием (Гл. б).

Высшим учебным заведением закон гарантирует свободу педагогической и научной деятельности, свободу выбора форм и методов обучения, автономию управления. Структура высшего образования включает две ступени, в том числе бакалавриат, магистратуру. Снято ограничение на получение только одного бесплатного высшего образования. Предусматривается кредитование граждан, которые обучаются на платной форме обучения. Статья 18 особо отмечает, что аккредитованные учебные заведения, в том числе и частные, в которых уровни подготовки выпускников соответствуют образовательным стандартам, имеют право на выдачу документов установленного единого образца об образовании. (Гл. 8).

В Закон включена глава, посвященная специальному образованию (Гл.10). Это правовая основа для создания в перспективе системы беспрерывного образования для лиц с особенностями психофизического развития.

Принятый Закон "Об образовании" - базовый, это значит, что он служит основой для разработки и принятия законов прямого действия. Так, в ближайшее время будут разработаны и приняты законы "О профессионально-техническом образовании", "О высшем образовании", "О специальном образовании", "Об образовании взрослых".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Республики Беларусь (В редакции Закона от 19 марта 2002 г. № 95-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №37, 2/844).

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000.-с. 130-139.

3. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Просвещение, 1996. - 345 -356.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.-168-185.

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите наиболее яркие впечатления, мысли или суждения, возникшие у вас в ходе знакомства с данной темой.

2. Что такое мировое образовательное пространство?

3. Каковы мировые образовательные тенденции?

4. В какой степени мировые тенденции развития образования должны влиять на отбор отечественного содержания образования?

5. В чем, на Ваш взгляд, преимущества перехода отечественной школы на 12-летний срок обучения и проблемные стороны данного перехода?

6. Каковы тенденции высшего образования в Республике Беларусь?

7. В чем сущность реформы образования в Республике Беларусь?

ТЕСТ

 

1. Когда был принят Закон Республики Беларусь "Об образовании"


1)1991

2)1995

3)2002


2. Обязательным образованием в Республике Беларусь является:


1) профессионально-техническое;

2) среднее образование;

3) базовое образование;


3. Образование в Республике Беларусь подразделяют:


1) на основное и дополнительное;

2) на базовое и общее среднее образование;

3) на профессионально-техническое и высшее.


4. Право на образование в Республике Беларусь имеют:

1) лица, проживающие на территории Республики Беларусь;

2) граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства постоянно проживающие на территории Республики Беларусь;

3) граждане Республики Беларусь.

5. Основными языками обучения и воспитания в Учреждениях образования РБ являются:

1) белорусский, русский и один из иностранных языков;

2) белорусский, русский;

3) Белорусский, русский и язык национальной общности.

6. Национальная система образования включает:

1) участников образовательного процесса; образовательные стандарты; учреждения образования; государственные органы управления образованием.;

2) дошкольное образование, образование в школе, профессионально-техническое образование, средне специальное образование, высшее образование, подготовка научно-педагогических кадров, повышение квалификации, самообразование;

3) участников образовательного процесса, образовательные стандарты, дошкольное образование, профессионально-техническое образование, средне специальное образование, высшее образование, подготовка научно-педагогических кадров, повышение квалификации, самообразование, государственные органы управлением образования.

7. Основными формами получения образования являются:


1) очная и заочная

2) дневная и заочная

3) дневная и дистанционная


8. Подготовка специалистов с высшим образованием включает в себя:


1) бакалавр- специалист- магистр

2) специалист - магистр -аспирант

3) лицеист - специалист - магистр


9. Структура послевузовского образования включает следующие ступени:

1) аспирантура, адъюнктура, ассистентура-стажировка; докторантура;

2) магистратура, аспирантура, докторантура;

3) аспирантура, адъюнктура, ассистентура-стажировка.

(Тренинг умений).

1. Изучите государственный образовательный стандарт по вашей специальности (приложение 2). Определите Вашу индивидуальную образовательную стратегию в соответствии с образовательным стандартом по вашей специальности.

2. Проанализируйте содержание Ст. 15 Закона Республики Беларусь "Об образовании". Сформулируйте не менее трех дискуссионных вопроса по данной статье.

3. На основе Ст. 19 Закона РБ "Об Образовании" разработайте структуру Устава учреждения образования.

4. В каком бы вузе (содержание образования, распределение учебной нагрузки в течении дня, недели, года, структура органов управления) хотелось бы учиться Вам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.