Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 7. Из истории развития методов психодиагностики




Из истории развития методов психодиагностики.
3 принципа, которые использует и современный диагност:

1. Целостный подход к изучению человека – внешний вид, личностные свойства, проф. стсоавляющие, и т.д.

2. Создание экстремальных ситуаций.

3. Тестирование имело соц. направленность и никогда не носило развлекательного характера.
Хуан Хуарт – первый человека, разработавший тест (интеллекта).

Рассмативал: понимание, память, воображение.
Предпосылки становления психодиагностики как науки:

1. Потребность врачебной практики в диагностике душевно-больных и умственно отсталых детей.

50-70 гг. 19 века – возникает экспериментальная психология (В.Вундт – основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Германии (1878 г.). Изучал ощущения, и вызываемые ими двигательные акты).
2. Появилась необходимость измерения в психологической науке.

30-ые гг. 19 века – введено понятие психометрии.

+ лаборатория Вебера-Фехнера.
Направления ПД:
1. Индивидуальное тестирование.

Ференст Гальтон – основатель индивидуального тестирования.

- один из основателей евгеники (улучшение человеческой породы);

- стремился создать метод измерения способностей для улучшения людей (селекция людей).

!! Особо следует отметить, что Гальтон оказался новатором и в области статистических наук.

В психологии – метод корреляции.

Суть этого метода заключалась в том, что изменение одного какого-то параметра ведет к изменению другого.
Джеймс Мак-Кин Кеттелл – последователь Гальтона.

1890 г. – вводит понятие «умственный тест».

Высказывает мысль, что ценность тестов возрастет, если условия проведения будут одинаковыми.

ð Тесты нужно стандартизировать. Это необходимо для сравнения результатов, полученных разными людьми.

Кеттелл предложил 50 тестов.

Измерял, в основном, элементарные психические функции.

К концу 19 века эти тесты широко использовались в образовании, но скоро заметили расхождения между результатами теста и оценками преподавателей → появилась необходимость стандартизации тестов.
Альфред Бине – один из основоположников экспериментальной психологии.

1894 г. – при изучении интеллекта надо изучать психические процессы.

Появилось всеобщее образование и появилась необходимость отделять детей по умственным способностям.

Цель его методики – отсеивание из школы умственно отсталых детей.
А. Бине и А. Симон – провели серию экспериментов на внимание, память, мышление детей.

1905 г. – первая шкала, направленная на диагностику умственной отсталости (из 30 заданий).

Особое место – вербальный материал (основные компоненты интеллекта):

- суждение

- понимание

- рассуждение
Далее…

Тесты Бине-Симона (1908 г.) – особенности:

- группировка по возрасту;

- Бине ввел понятие «умственный возраст» (которое сочеталось с хронологическим возрастом);

- «Абсолютная мера интеллекта» – разность между умственным возрастом и возрастом хронологическим.
В.Л. Штерн (1912 г.) – предложил другую меру интеллекта: не разность, а отношение умственного возраста к хронологическому ×100.

Интеллект = УВ/ХВ×100

1911 г. – возрастной уровень от 3-х лет до уровня взрослого человека.
Дети делились на:

- обычные (УВ = ХВ);

- продвинутые (УВ > ХВ);

- отсталые (УВ < ХВ)
Большей популярностью пользовалась шкала 1908 г.
Льюис Медисон Термен – дополнил задания, изменил некоторые из них, подверг статистической проверке, ввел коэффициент IQ в качестве оценки результатов.

^ Резко сместил акценты: тесты Стендфорд-Бине – изучают нормальных детей и градируют их по уровню развития интеллекта.
Заслугой Термена также являлось и то, что он разработал серию подробных инструкций по проведению, т.е. СТАНДАРТИЗАЦИЯ.

Подчеркивал, что отклонение от стандартных процедур может привести к ошибкам.
^ 2. Групповое тестирование.

Артур Синтон Отис – один из аспирантов Термена.

Заслуга Отиса – адаптирование теста Бине для группового тестирования ð не требовало большой затраты времени и средств.

^ Создал 2 серии тестов:

 


  1. Серия альфа – предназначены для грамотных (арифметические действия, синонимы, антонимы и т.п.), хорошо знающих английский язык.

  2. Серия бета – для неграмотных или иностранцев (в виде картинок).

 

1918 г. – уже был окончательных вариант теста и испытание прошли около миллиона человек.
Преимущества группового тестирования:

- скорость;

- массовость и дешевость.

За достаточно короткое время можно обследовать большое количество людей.

+ Они были четко стандартизированы (проверить их могли даже те, кто не сильно сведущ в психологии (в отличие от индивидуальных тестов)).
^ 3. Тестирование специальных способностей.

- Сборный тест общих механических способностей.

- Тест на способность к обучению музыки (Сишор).

- множество методик для использования в образовании (но были низкой дифференциальной валидности).
Расширение методов математической статистики.

Факторный анализ позволял точнее определять и классифицировать специальные способности.
1904 г.Ч.Спирмен – выделил 2 фактора: G – одинаковый для всех видов деятельности, S – характерен лишь в специальных видах.
1938 г.прогрессивные матрицы Ровена – для измерения общего интеллекта. Основывается на теории генерального фактора Спирмена.
1939 г.Д.Векслер – шкала интеллекта Векслера-Беллвью – для оценки разных сторон интеллекта:

- вербальный;

- невербальный/ практический;

- общий показатель интеллекта.

Отрицал концепцию умственного возраста как непродуктивную.

Значение IQ – среднее данных какой-либо группы (конкретные лица сравнивались с общими).
Э.Л. Торндайк, Луис Леон Терстоун – интеллект состоит из независимых способностей или факторов.

^ 1938 г.Терстоун – тест первичных умственных способностей. Шкала измеряет 7 независимых факторов, которые характеризуют интеллект ð мультифакторная теория интеллекта.
Параллельно с созданием этих теорий совершенствуется психометрика.
^ 4. Личностная психодиагностика.

Стилевые и мотивационные черты личности.

Используются особые методы:

- опросники;

- проективные методики.
Основатель – Вудвордс.

1917 г. – создал первый личностный опросник (на выявление аномального поведения).
Р.Кеттелл (Раймонд Кеттелл) – 16-ти факторный личностный опросник (16PF).

Факторные опросники → факторный анализ – средство снижения размеренности описания личности.

Главное – выявление основных свойств личности (16 шт.).
Проективые методики.

В основе – понятие бессознательного (как скрытого двигателя личности).

Разум – скрывает бессознательное.

Проективные методики → решение особых задач, которые позволяют произвольно проявляться бессознательному в личности.
1921 г. – Г.Роршарх – тест – 10 таблиц с симметричными пятнами (надо найти ассоциации).
1935 г. – Мюррей и Морган – создают ТАТ (тест тематической апперцепции) – что человек видит, как объясняет (рис. с определенными изображениями).
1945 г. – С.Розенцвейг – оценка реакций на фрустрацию.
1960-ые гг. – акцент на анализе ситуаций, в которых осуществляется деятельность, или на индивидуальности человека (чем определяется поведение).
3 основные тенденции в развитии ПД:

1. По предмету исследования:

Исследование интеллекта → измерение личности в целом
2. По форме обследования:

Индивидуальные тесты → групповое тестирование
3. Расширение методов мат.статистики:

Корреляционный анализ → факторный анализ → кластерный анализ → …и т.д.
+ к билету 7.

Из истории развития методов психодиагностики.
История клинического метода.

Изначально психологические обследования были связаны с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии с целью коррекции дезадаптивных форм поведения детей и подростков, а также психопрофилактики, психотерапии и социальной реабилитации пациентов с психосоматическими и пограничными расстройствами.

ð можно говорить, что методы психодиагностики берут свое начало в основном из такой области психологии как клиническая психология.
Клиническая психология – термин, получивший распространение в западной психологии, в одном из своих значений близкий термину «медицинская психология» (Б. Д. Карварский). Свои истоки она берет в работах психиатров конца XIX в. (Э. Крепелина, Э. Кречмера, И. Брейера, 3. Фрейда, Ж. Шарко, 77. Жане и др.), стремившихся с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать ее феноменологию и специфическое отличие от нормы.
Но исторически представления о предметах и методах клинической психологии претерпели существенные изменения.
Клинический метод складывался, объединяя в себе лучшие традиции классической психиатрии (внимательное, сочувственное наблюдение; интуитивное понимание больного как человека) с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.
С 60-х гг. благодаря «антипсихиатрическому течению» в клиническую психологию проникают гуманистические идеи, изменяется и само понятие «клиника», становясь синонимом «клиники жизни», включая в себя многообразие межличностных проблем, конфликтов, экзистенциальных кризисов.
Клинический метод объединяет номотетические и идиографические знания о человеке.

В результате наблюдения, изучения или психотерапевтического анализа так называемого случая складывается целостное представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознавания человеком наиболее значимых аспектов его субъективной жизненной истории.
Клинический подход (в широком смысле слова) позволяет решать проблемы диагностики и психологической помощи взрослым и детям в сфере воспитания и образования, иметь дело с трудовой и социальной реабилитацией пожилых людей и инвалидов, создавать специальные программы работы с жертвами насилия и посттравматического стресса.
История тестового метода.

Понятие «тест» ввел американский психолог Джеймс Кеттел в конце XIX в., но распространение тестовый метод получил лишь в первой половине XX в. благодаря работам француза А. Бине, американца Л. М. Термена, россиянина Г. И. Россолимо и др.
^ Первым широко используемым тестом стала шкала Бине–Симона (созданная в 1905 г. для диагностики уровня умственного развития детей и выявления неспособных к обучению в массовой школе).
В настоящее время психологами разработано несколько тысяч тестов и тестовых батарей.

!! Со временем тест устаревает, т. к. изменяется культура общества, уровень образования населения, возникает так называемая тестовая искушенность, что требует пересмотра содержания тестовых заданий.
Применение тестов всегда является этапом решения исследовательской или практической задачи, совместной деятельностью психодиагноста и клиента. Важное значение имеет соблюдение техники психологического тестирования.
Билет 8.

Развитие отечественной психодиагностики.
3 основных этапа становления:
(связаны с политическим и идеологическим строем)


  1. Первый период = кон.19 века – 1936 г.

  2. Второй период = кон.60-х – 90-ые гг.

  3. Третий период = кон.90-х – настоящее время.

Первый период.
Кон.19 века:
– внесение экспериментального метода (связано с лаб. Вундта – стажировка).
– исследования физиологии ВНД (Сеченов, Павлов)
В первую очередь изучался мозг ð изучение материальной основы психических явлений.

Бехтерев – психические процессы = невропсихика.
1885 г. – открытие первой экспериментальной лаборатории (при клинике нервных и психических болезней Казанского университета).
^ Центральная проблема – проблема зависимости психики от мозга и от внешнего мира ð:

– изучались объективные признаки (пр: изменение пульса и дыхания как отражение страха и т.д.);

– исследование скорости протекания психических процессов.
Нач.20 века – первые психодиагностические работы (исследование индивидуальных психологических особенностей человека).
1909 г. – Г.И. Россалима – шкала для измерения уровня развития общих способностей = психологические профили.

^ Основная цель: отличие нормальных детей от УО (критерий).

Определение 11 психических процессов (10 вопросов):

3 группы (11 процессов):

1. Внимание и воля.

2. Точность и прочность восприятия.

3. Ассоциативная деятельность.
- предложил графическую форму представления/ изображения психических процессов = психологический профиль.

!! Независимость от возраста испытуемого.
Блонский: «…в отличие от западного тестрования, Россалима стремился к целостной оценке личности».
Лазурский – новое направление в дифференциальной психологии – научная характерология.

Основная цель: построение человека из его наклонностей.
ПРОТИВ лабораторных экспериментов; ЗА естественный эксперимент (благодаря этому удается исследовать не отдельные психические процессы и их функции, а психические функции и личность в целом).
Рыбаков Ф.Е. – тест для определения уровня пространственного воображения – «Фигура Рыбакова».
На основе его идеи создаются популярные методики.

На Родине не воспринимались всерьез, но широко использовались за рубежом.
20–30-ые гг. – развитие высокими темпами во многих сферах (педагогика, медицина, психология).
1928 г. – А.Т. Болтунов – измерительная шкала ума.

В основе – шкала Бине-Симона.

НО! Много отличий.

Главное отличие – возможность проводить групповое исследование.
М.Ю. Сыркин – изучение сопряженности показателей тестов одаренности и признаков социального положения.

Первым доказал, что между тестовыми оценками и социальными признаками испытуемых – линейная форма связи.
Л.С. Выготский – идея о «психологическом диагнозе» (ввел это понятие).

«Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства» (1936 г.).

Разработал ряд диагностических методов и теоретических вопросов. Раскрыл понятие «психологический диагноз».

Диагноз – умение не только дать характеристики, но и прогнозировать (проследить логику процесса развития).
Диагностика применяется почти во всех сферах жизнедеятельности человека:

- психология труда

- психотехника

- педология и т.д.
Применялось много тестов.

НО!.. мало внимания тому, какие тесты применяются и кто их применяет → много недовольства по отношению к результатам теста (идеологическая реакция).
1936 г. – «Постановление о педологических извращениях в системе наркомпроссов».

Жестко критиковались тесты.

Критика тестов и педологии.

Педология объявлена буржуазной, вредной наукой (была исключена).

ПД ушла из массового применения обратно в лаборатории.
Второй период.

Кон.60-х гг. – вновь появляются работы психодиагностической школы.

Б.Г. Ананьев – комплексное изучение человека (применение различных тестов, опросников, и т.д.).
^ II половина 70-х гг. – возвращение применения зарубежных методик; использование зарубежных тестов – привычное дело (НО!.. дилетантский подход).

Переводы зарубежных тестов.

Анализ в форме простого описания.
1974 г. – формирование адекватного отношения к тестам благодаря симпозиуму в Таллине. → необходимо всемирное расширение и углубление исследований.
Дек. 1979 г. – международная конференция «Психологическая диагностика в развитых странах».

1981 г. – выпуск коллективной монографии «Психологическая диагностика: проблемы и исследования»/ ред. Гуревича К.Н. → общие вопросы конструирования, проверки и применения диагностических методик.
А. Анастази «Психологическое тестирование» – переведен на русский язык в???? г.
Третий период.

- Появились адаптированные версии западных методик. Публикуются в открытой печати по клинической диагностике.

- Появляется много работ по психометрике.

- Разрабатываются и внедряются в практику отечественные диагностики.

- Открываются новые факультеты и отделения психологии (начали изучать ПД).

- Возрастает количество специалистов в области психологии → необходимы надежные методы изучения → стимул для развития ПД.

- Развивается система психологической службы образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.197 сек.