Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 23




Билет 22.

^ Объективный подход в психодиагностике.
Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа действий.
Специфические особенности:

1. Предполагают невозможность фальсификации результатов со стороны испытуемого (пр: цель теста скрыта от испытуемого).

2. -//- отсутствие влияния со стороны экспериментатора (например, его теоретических предпочтений).
Предполагает 2 большие группы методик:

- для диагностики собственно личностных особенностей (неинтеллектуальные);

- тесты интеллекта.
Личностные опросники – представлены двумя группами.

 


  1. ^ Тесты действий / целевые личностные тесты – это относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какого-либо задания.


Качество выполнения этих заданий зависит от развития перцептивных процессов.

Иначе их называют непрямыми, т.к. цель в них замаскирована. Обследуемый не знает какая его индивидуальная особенность изучается.

(пр: тест замаскированных фигур – направлен на изучение полезависимости и поленезависимости.

Суть ее заключается в том: смотрят – насколько легко человек выделяет фигуру из фона, а судят о личностных особенностях человека).



  1. ^ Ситуационные тесты – обследуемый помещается в ситуацию, подобную той, которая может возникнуть в реальной действительности.


(пр: Хартшорн, Меем – тест исследования воспитательного характера.

Пр. тестов: дилемма выбора, с конкретной работой, с кружками - подглядывание).
^ Кроме личностных методик и тестов интеллекта в объективных методах:

 


  1. Тесты специальных способностей – они предназначены для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, которые обеспечивают успешность деятельности в относительно узких областях деятельности.


(пр: тест музыкальных способностей; счетных, конторских и т.д.… способностей).



  1. Тесты достижений – выявляют овладение определенными ЗУНами.

 

Понятие интеллекта. Модели структуры интеллекта.
4 основных подхода:

1. Интеллект – это обобщенная способность к обучению.
2. Интеллект – это способность к обобщенному абстрактному мышлению.

Функция интеллекта – в эффективном использовании символов и понятий.

Большинство исследователей широко трактовали способность к абстрагированию.

Этот подход очень близок к следующей трактовке интеллекта.
3. Интеллект – это то, что обеспечивает эффективность адаптации в сложной среде.

^ Штерн – общая способность приспособления человека к новым условиям, к новым жизненным задачам.

Векслер – общая способность, которая проявляется в целенаправленной деятельности, в правильном рассуждении, понимании, приспособлении среды к своим возможностям.

^ Пиаже – когнитивная теория: структурирование отношений между средой и человеком.
4. Интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта.
Эти подходы – взаимодополняющие.
Бурлачук – рабочее понятие интеллекта.

Интеллект – это относительно самостоятельная динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственных и врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, и преимущественно обеспечивающая адекватное взаимодействие с окружающей действительностью.
^ Иерархические теории структуры интеллекта.

Группа различных показателей находится во взаимосвязи, определяя одну способность.

Групповые факторы – общие для более или менее ограниченных групп тестов.

Иерархическая теория интеллекта:

1) На вершине – генеральный фактор (открытый Спирменом)

2) Затем – достаточно широкие групповые факторы: вербально-образовательный и практическо-механический интеллект.

3) Подразделяются на субфакторы:

Вербально-образовательный → вербальный и счетный субфакторы;

Практическо-механический → механико-информационный, пространственный, мануальный субфакторы.

4) На низшем уровне – специфические факторы.
Модели интеллекта.

Модель Девида Векслера (США).

Показал, что успешность решения тестов на интеллект зависит от многих факторов.

3 уровня интеллекта (иерархия – от более высокого уровня к более низкому):

1. Уровень общего интеллекта.

2. Уровень групповых факторов (в том числе – вербальных и невербальных).

3. Уровень специфических факторов, которые соответствуют отдельным субтестам.
Вербальный интеллект – это способность к вербальному мыслительному анализу и синтезу, к решению вербальных задач (пр: определение понятий, установка сходств и различий и т.д.).

Невербальный интеллект – это способность оперировать реальными предметами, образами, изображениями (=интеллект действия = практический интеллект).
Векслер считал, что…

^ Вербальный интеллект отражает приобретенные способности.

Невербальный – отражает природные психофизиологические возможности человека.

(современные исследования доказывают обратное).
Модель Чарльза Спирмена (США).

1923 г. – разработана модель, основанная на статистическом анализе показателей тестов (мышления, памяти, внимания).
Спирмен обнаружил положительную корреляцию между результатами этих тестов ð отдельные проявления интеллекта сильно связаны (пр: если у человека высокое внимание, то можно предположить, что память и мышление тоже высокие).

Вывод Спирмена: существует некий генеральный фактор, который оказывает влияние на все изучаемые переменные (этот фактор – G).
Согласно Спирмену, этот фактор имеет 2 интерпретации:

Узкая: этот фактор присущ всем измерениям интеллекта.

^ Более широкая: фактор- G = умственная энергия.
По мнению Спирмена:

1) Фактор- G связан с постижением связей и отношений между предметами и явлениями действительности.

2) Фактор- G влияет/ проявляется в сложных математических и вербальных действиях, т.е. максимально проявляется в действиях, которые происходят во внутреннем плане и он практически не проявляется в непосредственных взаимоотношениях с окружающей средой.
Кроме фактора- ^ G Спирмен выявил специфические факторы. Эти факторы присущи только определенному тесту и не связаны друг с другом.
Для измерения фактора- G принято использовать тесты Айзенка, Кеттелла и прогрессивные матрицы Равена.
Модель Кеттелла.

Продолжение модели Спирмена.

Сущность интеллекта (солидарен со Спирменом) – постижение отношений, зависимостей.
Фактор- ^ G складывается их 2 общих факторов:

1. Свободный/ текучий интеллект – не зависит от степени приобщенности человека к культуре. Его уровень определяется общим развитием третичных ассоциативных зон коры больших полушарий.

Проявляется этот интеллект при решении перцептивных задач, когда от обследуемого требуется найти, например, соотношение различных элементов (изображения).
2. Связный/ кристаллизованный интеллект – совокупность знаний и интеллектуальных навыков, которые приобретаются в процессе социализации личности.

Данный фактор положительно коррелирует с вербальным, арифметическим интеллектом и проявляется в решении тестов, требующих обученности.
Кроме этих 2=х факторов Кеттелл выделяет ^ 3 вида интеллектуальных способностей:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.