Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опросник акцентуаций личности (по К. Леонгарду)




Билет 35.

Общая характерологическая психодиагностика.
Все психические качества человека, объединяясь и взаимодействуя друг с другом, образуют характер.
Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, определяющее типичные для нее способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях.
Характер значимо связан с темпераментом, который проявляется как внешняя форма выражения характера, накладывающая своеобразный отпечаток на те или иные проявления характера.
В характере личность проявляется со стороны ее содержания (а в темперамента – со стороны динамических свойств).
Характер в основном возникает и формируется прижизненно, в процессе общения и совместной деятельности.

Является одновременно и устойчивым, и изменяющимся образованием:

Устойчивым, т.к. черты характера обуславливают определенное поведение индивида.

Изменяющимся, т.к. сами черты характера могут изменяться под воздействием внешних факторов (условий ж-д, проф. активности и т.д.).
При изучении характера наблюдается ряд подходов:

1. Характер – созвездие рядоположенных особенностей поведения…

MMPI – диагностирует такие проявления характера как:

- норма,

- оригинальность,

- интроверсия,

- твердость,

- воля,

- педантизм,

- ригидность,

- чувствительность,

- тревога,

- мнительность,

- самоконтроль.
2. ^ К. Леонгард при исследовании акцентуаций личности выделял рад обобщенных проявлений – акцентуаций характера: демонстративный (истероидный), злопамятный (паранояльный), возбудимый (эпилептоидный) и т.д.
Изучая черты характера (или качества личности), можно выделить 4 крупных блока черт, характеризующих отношение человека к разным сторонам жизни.

^ 4 блока черт:

1. Отношение к людям – общительность, откровенность, чуткость, открытость, доброта, замкнутость, застенчивость, злобность, высокомерие и т.д.

2. Отношение к деятельности – добросовестность, трудолюбие, инициативность, небрежность, консерватизм, безответственность и т.д.

3. Отношение к общественной и личной собственности – аккуратность, бережливость, экономность, неряшливость, скупость и т.д.

4. Отношение к себе – скромность, самокритичность, требовательность, самолюбие, самоуверенность, тщеславие, эгоизм и т.д.
Методики на изучение характерологических свойств.

Автор: А.А. Баранов.

Цель: направлен на определение доминирующей акцентуации темперамента, характера и стиля мышления. Наиболее эффективен для экспертной оценки указанных параметров личности.

Общие теоретические положения: основывается на типологии акцентуаций личности по Карлу Леонгалду.

Область применения: подростковый возраст.

Организация: индивидуальная или групповая.

Краткое описание методики: состоит из 72 утверждений, которые опрашиваемый должен принять («Да») или отвергнуть («Нет») как соответствующие или несоответствующие его поведению.

Обработка результатов: учитываются лишь утверждения, на которые испытуемый (или эксперт) ответил утвердительно («Да», соответствуем моему (или оцениваемого) поведению). В таблице приведены шифры акцентуаций и номера утверждений, которые соответствуют этим акцентуациям.

Различные утверждения в разной степени отражают выраженность акцентуаций, поэтому следует присваивать им разные баллы (они также указаны в таблице).

Руководствуясь описанной шкалой, подсчитывается общая сумма баллов, набранных испытуемым, и определяются типы акцентуаций темперамента (05–10 (шифр)), характера (01–04) и стиля мышления (11–12).

Краткое описание шкал:

Типы акцентуаций личности по Леонгарду.

01. Демонстративный – развитая способность к вытеснению из памяти неприятных сведений и фактов, вследствие чего корректируются все сферы деятельности.

02. Злопамятный – преобладает стойкость эмоциональных состояний гнева или страха, которые держаться очень долгое время, хотя никакие новые переживания их не активизируют.

03. Педантичный – неприятные факты, травмирующие переживания часто довлеют в памяти; негибкость, инертность психических процессов.

04. Возбудимый – в основе поведения преобладают влечения, инстинкты и неконтролируемые побуждения, приводящие к разрядке в большей мере физической, нежели духовной.

05. Оптимист – приподнятость настроения, жажда деятельности, словоохотливость, живость мышления и возникновение идей по ходу беседы.

06. Циклический – сменяются, чередуясь, состояния энергичности и подавленности.

07. Пессимист – низкий основной уровень настроения, сосредоточенность больше на негативных сторонах жизни, чем на положительных.

08. Экзальтированный – резкие переходы от восторга по поводу радостных событий к тревоге и отчаянию по поводу негативных.

09. Тревожный – тревожность, повышенная робость и пугливость.

10. Мягкосердечный – повышенная чувствительность и глубина переживаний в области тонких эмоций, связанных с проявлениями душевности, гуманности и отзывчивости; впечатлительность.

11. Экстраверт – больше обращен в сторону восприятий, чем представлений, может легко поддаваться влиянию окружения, стимулам извне.

12. Интроверт – живет не столько восприятиями и ощущениями, сколько своими представлениями. Внешние события на него влияют мало. Склонен к раздумьям, но слабая готовность к деятельности.

* примечание: названия акцентуаций представлены в виде общеупотребительных (бытовых) терминов, а не в клинических понятиях.

Выходные данные: Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999.
1. Определение акцентуированного выражения черт человека (тест К.Леонгарда –– Н.Шмишека).

Автор: Н. Шмишек.

Цель: изучение (выявление) акцентуации характера.

Общие теоретические положения: основывается на типологии акцентуаций личности по Карлу Леонгалду.

Область применения: подростковый возраст.

Организация: индивидуальная или групповая.

Краткое описание методики: состоит из 88 вопросов, на которые возможно 2 варианта ответа: «Да» или «Нет».

Обработка результатов: по ключу, за каждое совпадение = 1 балл. Полученные баллы по каждой шкале умножаются на определенный индекс (это необходимо для того, чтобы уравновесить ответы (привести их в единую систему отсчета), т.к. количество вопросов в разных шкалах – разное).

В результате выявляется 4 степени выраженности акцентуаций:

0-14 баллов – норма, т.е. акцентуация не выражена.

15-20 баллов – скрытая акцентуация (тенденция).

20-24 балла – явная акцентуация.

* дальше – патология.

Краткое описание шкал:

Типы акцентуаций личности по Леонгарду.

 


  1. Демонстративный – легкость установления контактов, любят быть в центре внимания, склонны к фантазированию, очень неглубоки в чувствах, стремятся к лидерству, артистичны; эгоизм, лицемерие, хвастовство.

  2. Застревающий – умеренная общительность, занудность, склонность к нравоучениям, упорство, целеустремленность; инициатор в конфликте; очень мнительны, уязвимы; долго «застревают» на какой-то проблеме.

  3. Педантичный – редко вступают в конфликты, скорее пассивны в конфликтах, много формальных требований к себе и др., аккуратны, скрупулезны, склонны действовать по плану, педантичны; аккуратны, но брезгливы; занудны, нуждаются в заботе; рано формируются моральные ценности, остро реагируют на отношение окружающих, очень тревожны.

  4. Возбудимый – низкая контактность, замедленность в реакциях, неуживчивы, властность, активны в конфликте, равнодушны к будущему; нередко бывают добросовестны, аккуратны в спокойном состоянии.

  5. Гипертимный – радужный, активный тип; могут быть безответственными.

  6. Дистимический – подавленность настроения, серьезность, пессимизм, заниженная самооценка, обостренное чувство справедливости, пассивность.

  7. Тревожно-боязливый – низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение.

  8. Аффективно-экзальтированный – контактны, словоохотливы, влюбчивы; очень остро все переживают, очень быстрая перемена настроений, очень улыбчивы, склонны восторгаться, восхищаться.

  9. Эммотивный – узкий круг общения, редко сами вступают в конфликты, эмоциональность, чувствительность, тревожность, гуманность, сопереживание др., доброта, сострадательность, очень сентиментальны.

  10. Циклотимный/аффективно-лабильный – частая смена настроения – то (+), то (–); зависимы от внешних обстоятельств, с возрастом преобладают (–).


* не учитывает экстравертированный и интровертированный типы.
3. Тест-опросник 16PF.

Автор: Р.Кеттелл (адаптация А.Г. Шмелева, В.И. Пихолько, А.С. Соловейчика).

Цель: оценка степени выраженности 16 личностных черт.

Общие теоретические положения:

Область применения: с 16 лет.

Организация: индивидуальная или групповая.

Процедура обследования: обычно предполагает проведение 2-х сеансов-обследований: вначале с использованием одной формы теста (А, С, Е - по уровню образования), затем, как правило, в другой день - соответ­ствующей параллельной формы (В, D, F).

Краткое описание методики: Наиболее часто применя­емые формы А и В включают перечень из 187 вопросов, отнесенных к одному из 16 факторов; предполагает 3 ответа: а), б) и в). В письменном варианте для проведения требуются комплект тестовых буклетов с инструкцией испытуемо­му и списком вопросов.

Обработка результатов: стандартная: по ключу.

* Во втором факторе совпадение с ключом равно 1 баллу.

В остальных факторах совпадение с «б» равно 1 баллу, а совпадение с буквами «а» и «в» по ключу равно 2 баллам.

После проведения обследования подсчитывается количество «сырых» баллов по разным шкалам. После присвоения баллов за ответы по всем вопросам данной шкалы определяется общая сумма баллов по конкретной шкале. Далее «сырые баллы» переводятся в стены. Использование шкалы стенов позволяют соотнести результаты конкретного испытуемого с данными выборки людей, на которой стандартизировался тест.

Учитываются различия по возрасту и полу.

Результаты делятся на 4 уровня выраженности: 0 – 3 стена, 4 стена, 7 стенов, 8 – 10 стенов.

Краткое описание шкал:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.