Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные проводящие пути спинного мозга и их физиологическое значение 2 страница




Важнейшим циклическим образованием лимбической системы является большой лимбиче-

ский круг Пейпеца (гиппокамп → мамиллярные тела гипоталамуса → передние ядра таламу-

са → кора поясной извилины → парагиппокампова извилина → гиппокамп). Этот круг играет

большую роль в формировании эмоций, процессов памяти и обучения.

Другой лимбический круг – малый круг Найта – от миндалины через терминальную по-

лоску таламуса к мамиллярным телам гипоталамуса, затем к ядрам прозрачной перегородки

и обратно к миндалинам. Этот круг имеет важное значение в формировании агрессивно-обо-

ронительных, пищевых и сексуальных форм поведения. Обилие связей лимбической системы со структурами ЦНС затрудняет выделение функций мозга, в которых бы она не принимала участие. Так, установлено ее отношение к регулирова-

нию реакций автономной, соматической систем при эмоционально-мотивационной деятельности, регулированию уровня внимания, восприятия, воспроизведения эмоционально значимой

информации.

Лимбическая система определяет выбор и реализацию адаптационных форм поведения, ди-

намику врожденных форм поведения, поддержание гомеостаза, обеспечивает создание эмоци-

онального фона, формирование и реализацию процессов ВНД.

Древняя и старая кора имеют прямое отношение к обонятельной функции. В свою очередь,

обонятельный анализатор как самый древний является неспецифическим активатором всех

видов деятельности коры большого мозга.

Наиболее полифункциональными образованиями лимбической системы являются гиппо-

камп, миндалевидные тела и гипоталамус.

 

№28. Обл. коры гол. Мозга.

 

В коре большого мозга содержится по разным данным от 10 до 14 млрд нейронов. Послой-

ное расположение нейронов в коре называется цитоархитектоникой. В направлении с поверх-

ности в глубь коры различают шесть горизонтальных слоев (рис. 19).

1. Молекулярный слой. Имеет очень мало клеток, но большое количество ветвящихся ден-

дритов пирамидных клеток, формирующих сплетение, расположенное параллельно поверх-

ности.

2. Наружный зернистый слой. Составлен в основном звездчатыми клетками и частично

малыми пирамидными клетками. Волокна клеток этого слоя расположены преимущественно

вдоль поверхности коры, образуя кортикокортикальные связи.

3. Наружный пирамидный слой. Состоит преимущественно из пирамидных клеток средней

величины. Аксоны этих клеток также образуют кортикокортикальные ассоциативные связи.

4. Внутренний зернистый слой по характеру клеток (звездчатые клетки) и расположению их

волокон аналогичен наружному зернистому слою. В этом слое афферентные волокна имеют

синаптические окончания, идущие от нейронов специфических ядер таламуса.

5. Внутренний пирамидный слой. Образован средними и крупными пирамидными клетка-

ми, причем гигантские пирамидные клетки Беца расположены в двигательной коре. Аксоны

этих клеток образуют эфферентные кортикоспинальный и кортикобульбарный двигательные

пути.

6. Слой полиморфных клеток образован преимущественно веретенообразными клетками,

аксоны которых образуют кортикоталамические пути.

В слоях 1 и 4 происходит восприятие и обработка поступающих в кору сигналов. Нейроны

2-го и 3-го слоев осуществляют кортикокортикальные ассоциативные связи. Покидающие кору

эфферентные пути формируются преимущественно в 4–6-м слоях. Кора различных полей ха-

рактеризуется преимущественным развитием тех или иных слоев. В моторных центрах коры

сильно развиты 3-й, 5-й и 6-й слои и плохо выражены 2-й и 4-й. Это так называемый аграну-

лярный тип коры. В чувствительных корковых центрах слабо развиты слои, содержащие сред-

ние и крупные пирамиды, тогда как зернистые слои (2 и 4) достигают своего максимального

развития. Это гранулярный тип коры.

 

№42. Торможение в коре гол.мозга.

Наряду с процессами возбуждения существенная роль (как при безусловнорефлекторной,

так и при условнорефлекторной деятельности) принадлежит процессам торможения, т. е. уг-

нетения, подавления деятельного состояния. Возбуждение и торможение, непрерывно взаимо-

действуя, определяют возможность осуществления одних реакций и задержки других. Следо-

вательно, образование любого условного рефлекса в виде координированного ответного акта

требует возбуждения одних корковых нервных центров и торможения других. Кроме того, мы

уже говорили о том, что условные рефлексы непостоянны, могут видоизменяться и вовсе ис-

чезать. Эти процессы тоже невозможны без торможения.

Заслуга открытия торможения в центральной нервной системе принадлежит И. М. Се-

ченову. Впоследствии изучая закономерности условнорефлекторной деятельности мозга,

И. П. Павлов установил, что существует два вида торможения – безусловное (внешнее) и ус-

ловное (внутреннее)

Внешнее (безусловное) торможение есть процесс экстренного ослабления или прекраще-

ния отдельных поведенческих реакций при действии раздражителей, поступающих из внеш-

ней или внутренней среды. Безусловное торможение по своей природе является врожденным

видом торможения, присущим всем отделам центральной нервной системы и свойственным

как безусловным, так и условным рефлексам. Оно возникает без предварительной выработки.

К этому виду торможения относятся внешнее торможение и запредельное.

Внешнее торможение основано на взаимодействии центров условного рефлекса и посто-

роннего раздражителя. Причиной могут быть различные условнорефлекторные реакции, а

также различные безусловные рефлексы (например, ориентировочный рефлекс, оборонитель-

ная реакция – испуг, страх). Однако в большинстве случаев посторонние стимулы вызывают

ориентировочную реакцию, что соответственно приводит к прекращению текущей поведенче-

ской деятельности организма. Например, если в момент действия условного сигнала начинает

действовать сильный посторонний раздражитель, то условная реакция тормозится. Сильное

возбуждение, возникающее в центре постороннего раздражителя, по закону индукции, резко

снижает возбудимость корковых центров данного условного рефлекса. Внешнее торможение

постоянно встречается в практике физической культуры и спорта. Например, условнорефлек-

торные связи, обеспечивающие в обычной обстановке на тренировочном занятии отличное

выполнение гимнастических комбинаций, могут нарушаться под влиянием сильных раздра-

жителей (соревнование, присутствие посторонних лиц, резкие замечания тренера и др.), дей-

ствующих как внешний тормоз. При повторных воздействиях внешнее торможение угасает

или проявляется незначительно. Необходимо указать, что внешнее торможение значительно

сильнее сказывается на относительно мало закрепленных условных рефлексах. Из спортивной

практики известно, что чем прочнее в процессе тренировки закреплены двигательные услов-

ные рефлексы, тем меньше они нарушаются при наличии внешнего торможения. типом нервной системы. У лиц с уравновешенным типом нервной системы внешнее тормо-

жение, при одних и тех же условиях, выражено слабее, чем у представителей неуравновешен-

ного типа. Это касается и лиц имеющих функциональные расстройства нервной деятельности.

Запредельное (охранительное) торможение, развивающееся при действии сверхсильных

или обычных, но длительно продолжающихся раздражений, представляет собой защитный ме-

ханизм, охраняющий нервные клетки от истощения и способствующий восстановлению их хи-

мического состава и нормального функционального состояния. Травмы, резкие и длительные

раздражения анализаторов и многое другое способно вызывать охранительное торможение.

Если торможение условных рефлексов первично возникает в их центрах, то такого рода тор-

можение называют внутренним. Существует несколько видов внутреннего торможения. Угасательное торможение. Если раздражители, вызывающие условный рефлекс, не под-

креплять действием безусловных рефлексов, то они постепенно угасают. Угасание условных

рефлексов является не полным разрывом установившихся временных связей, а лишь их тор-

можением. Во-первых, после перерыва (например, на следующий день) угашенный рефлекс

самостоятельно постепенно восстанавливается. Лишь при многократном повторном неподкре-

плении условного раздражителя безусловным рефлексом угасание становится стойким. Во-

вторых, угашенный рефлекс сразу же восстанавливается, если во время действия угашенного

условного раздражителя внезапно воздействовать каким-либо сильным посторонним раздра-

жителем. Это явление, связанное с устранением торможения условных рефлексов, называется

растормаживанием. Угасание условных рефлексов при неподкреплении соответствующими

безусловными или условными (при рефлексах высших порядков) раздражителями имеет боль-

шое биологическое значение, так как при этом устраняются именно те условные раздражите-

ли, которые потеряли свое сигнальное значение для приспособления к окружающей среде.

Дифференцировочное торможение – это приспособление организма к условиям окружаю-

щей среды, характеризующееся тончайшим соответствием ответных реакций особенностям

раздражения. Это соответствие приобретается благодаря возможности осуществлять высо-

кую степень дифференцирования (различения) условных раздражителей внешней среды. Ус-

ловные рефлексы вначале образуются в генерализованной форме. В дальнейшем происходит

процесс дифференцирования, т. е. специализации условных раздражителей, который связан

с торможением реакции на раздражители, не подкрепляемые безусловными или ранее выра-

ботанными условными рефлексами. Например, при образовании условного рефлекса на тон

1000 Гц при первой пробе рефлекс будет обнаруживаться и на высокие (2500 Гц), и на более

низкие (500 Гц) тоны. Но если тон 2500 и 500 Гц не подкреплять, рефлекс на них постепенно

угаснет.

Сложнейшие дифференцировки образуются у человека при действии сигналов второй сиг-

нальной системы. Он неодинаково реагирует не только на различные слова, но и на инто-

нации, с которыми эти слова сказаны, на место того или иного слова в предложении и др.

Сложные процессы дифференцирования происходят при образовании двигательных условных

рефлексов. Например, при обучении различным физическим упражнениям руководитель под-

крепляет правильное выполнение двигательного акта и не подкрепляет неправильное. Такого

рода словесные подкрепления способствуют дифференцированию правильного выполнения

упражнения и неправильного.

Скорость образования дифференцировок зависит от степени филогенетического и онтогене-

тического развития организма, его индивидуальных особенностей, функционального значения

раздражений, которые необходимо дифференцировать. У человека в раннем детском возрасте

дифференцировки вырабатываются труднее, чем в более позднем. Большое значение имеет и

функциональное состояние нервной системы. Например, при резком утомлении, при заболева-

нии дифференцировки вырабатываются у человека труднее. В отдельных случаях дифферен-

цирование сложных и вместе с тем близких по характеру раздражений требует огромного тру-

да. Например, для образования дифференцировок в речедвигательных условных рефлексах,

позволяющих говорить без акцента на иностранном языке, нужна большая практика.

Особым видом дифференцировочного торможения является так называемый условный тор-

моз. Если новый раздражитель, действующий непосредственно перед хорошо выработанным

условным раздражителем, не будет подкрепляться безусловным рефлексом, то он превращает-

ся в условный тормоз. Например, после выработки слюноотделительного условного рефлекса

на звук метронома к нему присоединяют какой-либо новый раздражитель – свет, после которо-

го начинает звучать метроном. Если действие метронома всегда подкреплять введением в рот

кислоты, а при действии последовательной комбинации «свет – метроном» не давать такого

подкрепления, то свет станет условным тормозом, в этом случае действие метронома станет

вызывать условный рефлекс. Если же перед этим будет действовать свет («свет + метроном»),

то рефлекс окажется заторможенным. Условное торможение часто проявляется при выполне-

нии физических упражнений, например, в спортивных играх (запрещение некоторых действий

в определенных зонах игры).

Торможение при запаздывании подкрепления условного раздражения. Торможение может

развиваться при выработанных условных рефлексах с большим отставлением от начала дей-

ствия условного раздражителя до подкрепления безусловным рефлексом. Торможение при за-

паздывании подкрепления условного рефлекса возникает не сразу, а вырабатывается посте-

пенно. При этом, чем сильнее условный раздражитель, тем с большим трудом вырабатывается

этот вид торможения. У человека многие условные рефлексы имеют запаздывающий характер.

Кратковременные явления запаздывания наблюдаются, например, при строевых командах.

 

№44. Динамический стереотип.

 

Динамический стереотип. Различные условные рефлексы постоянно взаимодействуют

друг с другом. Если раздражители повторяются в определенном порядке, то между ними фор-

мируется взаимосвязь, характеризующаяся стереотипной последовательностью возникнове-

ния ответных реакций. При этом рефлексы соответствуют не столько данному раздражителю,

сколько месту раздражителя в их последовательной цепи.

Таким образом, динамический стереотип можно характеризовать как систему условных

рефлексов на совокупность раздражителей естественной среды. Термин «динамический» под-

черкивает функциональный характер этого стереотипа: формирование и закрепление его толь-

ко после соответствующих упражнений, возможность его переделки, угасание при длительных

перерывах, ухудшение при утомлении, сильных эмоциях, заболеваниях и пр. В двигательной

деятельности спортсмена стереотип проявляется, например, в последовательности фаз слож-

ных гимнастических, тяжелоатлетических и других стандартно выполняемых движений.

Динамический стереотип может быть связан не только с отдельными вегетативными или

двигательными функциями, но и с целостной деятельностью организма, режимом жизни чело-

века. Формирование таких динамических стереотипов имеет большое значение для человека.

Социальная среда, воздействующая на него,– быт, учеба, работа, как правило, в течение более

или менее длительного времени остается относительно постоянной (домашний и рабочий ре-

жимы, их темп и др.). Системность облегчает деятельность: человек, привыкший изо дня в

день делать одну и ту же работу, обычно выполняет ее с большей легкостью.

Однако образование прочного динамического стереотипа может наряду с положительным

значением иметь и отрицательное. В некоторых случаях при изменении ситуации, прочный

динамический стереотип (привычка действовать по определенному стандарту) затрудняет

приспособление организма к реакциям, более соответствующим новым условиям труда и

быта. Переделка стереотипа представляет для нервной системы трудный процесс. Чтобы вы-

работать новый стереотип, необходимо сначала угасить старый; однако хорошо закрепленный

стереотип трудно поддается угасанию и может проявляться вновь при возникновении условий,

которым он соответствовал. Изменение привычных форм работы, режима жизни пережива-

ется тяжело и может привести к нарушениям некоторых функций организма, особенно у лиц

пожилого возраста. Поэтому, как указывал И. П. Павлов, установление динамического стерео-

типа является положительным при стандартных условиях деятельности и отрицательным при

варьировании этих условий и резком их изменении.

 

№56.Праксис.

Под праксисом понимают целенаправленное действие. Человек усваивает в процессе жизни массу специальных двигательных актов. Многие из этих навыков, формируясь при участии высших корковых механизмов, автоматизируются и становятся такой же неотъемлемой способностью человека, как и простые движения. Однако при поражении корковых механизмов, участвующих в осуществлении этих актов, возникают своеобразные двигательные расстройства - апраксии, при которых нет ни параличей, ни нарушений тонуса или координации и даже возможны простые произвольные движения, но более сложные, чисто человеческие двигательные акты нарушаются. Больной вдруг оказывается не в состоянии выполнять такие, казалось бы, простые действия, как рукопожатие, застегивание пуговиц, причесывание, зажигание спички и т.д. Апраксия возникает прежде всего при поражении теменно-височно-затылочной области доминантного полушария, при этом страдают обе половины тела. Может возникнуть апраксия также при поражении субдоминантного правого полушария (у правшей) и мозолистого тела, связывающего оба полушария. В этом случае апраксия определяется только слева. При апраксии страдает план действия, т.е. составление непрерывной цепочки двигательных автоматизмов. Вследствие нарушения плана действия при попытках выполнить задание больной совершает много ненужных движений. В отдельных случаях наблюдается парапраксия, когда выполняется действие, лишь отдаленно напоминающее данное задание. Иногда наблюдаются также персеверации, т. е. застревание на каких-либо действиях. Например, больного просят произвести манящее движение рукой. После выполнения этого задания предлагают погрозить пальцем, но больной по-прежнему выполняет первое действие. В некоторых случаях при апраксии обычные, бытовые действия сохраняются, но утрачиваются профессиональные навыки (например, умение пользоваться рубанком, отверткой и т.д.). По клиническим проявлениям различают несколько видов апраксии: моторную, идеаторную и конструктивную. Моторная апраксия. Больной не может выполнять действий по заданию и даже по подражанию. Его просят разрезать бумагу ножницами, зашнуровать ботинок, разлиновать бумагу при помощи карандаша и линейки и т.д., но больной, хотя и понимает задание, не может его выполнить, проявляя полную беспомощность. Даже если показать, как это делается, больной все равно не может повторить движение. В отдельных случаях оказывается невозможным выполнение таких простых действий, как приседание, повороты, хлопание в ладоши. Разновидностью моторной апраксии является моторная афазия (афазия Брока, речевая апраксия). Идеаторная апраксия. Больной не может выполнять действия по заданию с реальными и воображаемыми предметами (например, показать, как причесываются, размешивают сахар в стакане и т.д.), в то же время действия по подражанию сохранены. В некоторых случаях больной может автоматически, не задумываясь, выполнять определенные действия. Например, целенаправленно он не может застегнуть пуговицу, но выполняет это действие автоматически. Конструктивная апраксия. Больной может выполнять различные действия по подражанию и по устному приказу, но оказывается не в состоянии создать качественно новый двигательный акт, сложить целое из частей, например составить из спичек определенную фигуру, сложить пирамиду и т.д. Некоторые варианты апраксии связаны с нарушением гнозиса. Больной не узнает предмет или у него нарушена схема тела, поэтому он не в состоянии выполнять задания или выполняет их неуверенно и не совсем правильно. Важно помнить, что праксис формируется по мере созревания ребенка, дети младшего возраста не могут выполнять еще таких простых действий, как причесывание, застегивание пуговиц и т.д.

№57.Память.

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти — амнезии — могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

Гипомнезии — ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.).

Гипермнезии — аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский)

Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

Особо выделяется детская амнезия — потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте. Впрочем, есть данные, что воспоминания первых лет жизни (и даже внутриутробного существования) могут быть частично актуализированы в изменённых состояниях сознания.

 

№58.Мышление.

Мышление - высшая форма отражения и познания объективной реальности человеком, установление внутренних связей между предметами и явлениями окружающего нас мира.

Расстройства мышления (ассоциативного процесса) имеют место при любых психических болезнях.

Увеличение количества ассоциаций, образующихся в каждый данный промежуток времени, облегчение их наступления носят название ускорения ассоциативного процесса. В выраженных случаях ускорение мышления доходит до скачки идей, при которой наблюдается непрерывная смена одной незаконченной мысли другой. Мышление при этом характеризуется крайней отвлекаемостью, преобладанием образных представлений над отвлеченными идеями.

Замедление мышления - возникновение ассоциаций крайне замедляется, число ассоциаций уменьшается, они возникают с трудом, их мало, содержание их однообразно и бедно. Больные жалуются на утрату способности к мышлению, ослабление умственных способностей, интеллектуальное отупение.

Бессвязность мышления - утрата способности к образованию ассоциаций, к соединению восприятий, представлений, понятий, к отражению действительности в ее связях и отношениях. Это потеря способности к самым элементарным обобщениям, к осуществлению анализа и синтеза. Речь больных при этом представляет набор не связанных смыслом слов.

Обстоятельность мышления - расстройство ассоциативного процесса, когда образование новых ассоциаций крайне замедляется вследствие продолжительного доминирования предыдущих. Выражается в вязкости, тугоподвижности мышления, снижении его продуктивности. При этом наступает утрата способности выделения главного из второстепенного, существенного из несущественного.

Персеверация мышления - длительное доминирование при общем резко выраженном затруднении ассоциативного процесса одной какой-либо мысли, одного какого-то представления. При этом на разные вопросы дается один и тот же ответ за счет доминирования в сознании ограниченного числа мыслей и представлений.

Резонерство - пространные и бесплодные рассуждения.

Шперрунги - непроизвольные обрывы мыслей.

Бред - ложное умозаключение, которое, во-первых, не соответствует действительности, искаженно ее отражает, во-вторых, полностью овладевает сознанием больного, остается, несмотря на явное противоречие с действительностью, недоступным коррекции.

Сверхценные идеи - суждения, возникающие в результате реальных обстоятельств, но занимающие в дальнейшем несоответствующее их значению преобладающее положение в сознании человека с развитием чрезмерного эмоционального напряжения. В отличие от бреда они возникают как патологическое преобразование, обычно запоздалое, естественной реакции на реальные события. Для бреда же характерно с самого начала патологическое толкование действительности. Сверхценные же идеи, несмотря на доминирующее положение в сознании, не становятся воззрением, их появление не сопровождается изменением личности, что характерно для бреда. По истечении некоторого времени сверхценные идеи при благоприятных обстоятельствах утрачивают свою интенсивность и исчезают.

 

№59.Эмоции

Эмоции представляют собой интегративную форму реакции организма, носящую субъективный характер. Все без исключения жизненные потребности человека сопровождаются и поддерживаются соответствующим эмоциональным тонусом (П. К. Анохин). Человек не ограничивается в общении с окружающим только суждением о нем, он постоянно выражает свои эмоции, свое отношение к миру.

Эмоции играют значительную роль во всех проявлениях человеческой деятельности. Физиологическую основу эмоций составляет совместная деятельность коры и подкорковых образований. И. П. Павлову принадлежат слова: «Эмоции — источник силы для корковых клеток». Согласно учению И. П. Павлова об основных нейродинамических системах, определяющих психическую деятельность, «ближайшая» подкорковая область, особенно гипоталамус, есть первая инстанция для сложных соотношений организма с окружающей средой. Это положение И. П. Павлова, высказанное много десятилетий назад, нашло яркое подтверждение в новейших исследованиях по изучению субстрата эмоций. Исследования эти позволяют считать, что области палеокортекса и связанные с ними подкорковые структуры (лимбическая система) имеют самое тесное отношение к формированию эмоций. Во внешнее выражение эмоций включаются все функции организма, поскольку эмоции являются сигналом положительного или отрицательного для организма воздействия. В процессе эволюции приспособительные эмоциональные реакции закрепились и достигли большого разнообразия.

Многочисленные экспериментальные исследования, осуществление которых стало возможным благодаря успехам в области нейрофизиологии, психофармакологии, в значительной степени уточнили физиологическую сущность эмоций. Так, в эксперименте на животных удалось показать, что стимуляция и разрушение некоторых анатомических структур лимбиче-ской системы, как миндалина и перегородка, вызывают закономерное изменение эмоциональных и двигательных реакций. При стимуляции миндалины у животных отмечались реакции агрессии, страха, оживление двигательной активности; стимуляция перегородки сопровождалась угнетением эмоциональных и двигательных проявлений. Разрушение миндалины влекло за собой исчезновение реакции ярости на длительное время, а разрушение перегородки — резкую активизацию эмоциональных реакций.

Внешне эмоции выражаются мимическими реакциями, двигательными актами и разнообразными вегетативно-висцеральными проявлениями.

Преобладающие эмоциональные реакции, складывающиеся под влиянием интероцептивных и экстероцептивных воздействий, создают определенный эмоциональный фон, настроение, которое и вне всякой патологии может меняться в сторону как повышения, так и снижения. Однако у психически здоровых эти колебания происходят в пределах физиологических границ.

Выраженные эмоциональные колебания называются аффектами. Бурные эмоциональные порывы, свойственные здоровым лицам в определенных условиях (гнев, радость, отчаяние и т. п.), носят название физиологических аффектов.

 

№60.Воля

Воля - способность сознательно и целенаправленно контролировать свою деятельность и направлять ее.

К расстройствам воли относятся следующие.

Гипобулия - снижение волевой активности, бедность побуждений к деятельности.

Гипербулия - усиление волевой активности, чрезмерная деятельность.

Парабулия - извращение волевой активности в форме расстройств поведения. Часто встречается при кататонии, когда больной гримасничает, принимает вынужденные позы, совершает стереотипные действия.

Абулия - отсутствие побуждений, утрата желаний, полная бездеятельность.

Ступор - обездвижение, оцепенение.

К волевым расстройствам относятся также различные расстройства инстинктов, которые могут быть усилены или ослаблены. Нарушение пищевого инстинкта в виде его усиления называется полифагия. Ослабление пищевого инстинкта называется монофагия. Отказ от пищи носит название анорексии, данное расстройство встречается при неврозах и при шизофрении.

Формы нарушения полового влечения: гиперсексуальность (усиление полового влечения), гипосексуальность (ослабление полового влечения, импотенция у мужчин, фригидность у женщин).

Извращения полового инстинкта: садизм (половое возбуждение и удовлетворение возникает при нанесении партнеру физической боли), мазохизм (половое возбуждение и удовлетворение возникают, только если само лицо подвергается оскорблениям и унижениям - как физическим, так и моральным), фетишизм (половое возбуждение и удовлетворение возникает при созерцании, ощупывании или прикладывании к телу различных вещей, одежды противоположного пола), эксгибиционизм (половое возбуждение и удовлетворение возникают при обнажении собственных половых органов перед лицом противоположного пола), гомосексуализм (совершение половых актов с лицами своего пола), лесбиянство (описывается у женщин как сексуальное влечение к лицам своего пола), скотоложство (половые акты с животными), педофилия (половое влечение к детям), геронтофилия (половое влечение к лицам пожилого возраста), нарциссизм (самовлюбленность, половое влечение к собственному телу), вуайеризм (половое возбуждение и удовлетворение возникает при подглядывании за совершением полового акта другими лицами).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.