Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности осмотра места происшествия при расследовании дорожно-транспортных происшествий




Другие должностные лица.

Велосипедисты.

Пассажиры.

Пешеходы.

Водители.

5. Лица, ответственные за техническое состояние ТС.

 

88. Крим. х-ка и клас-ия ДТП.

Часть обстановки – внеш материальная среда, в к-ой ос-ся дор движение.

Постоянные усл-ия:

1).конструктивные особ-ти устр-ва дороги на уч-ке, где произ-ло ДТП. 2).наличие технич ср-в регулирования и орг-ции движ-я, ограждений и разметки, остановок. 3).внешние усл-я: здание и сооружения, лес, обрыв

Временные усл-я - состояние поверхности дороги в зав-ти от погоды, ремонтных работ… динамические эл-ты: интенсивность дв-ия тр-та и пешеходов, взаимное положение объектов во время движ-я, варьирование сигналов регулирования движения.

Объективные усл-я - освещенность, времени суток, года, климата, наличие искусственных фонарей, интенсивности звуков

Субъективные - индивидуальные св-ва личности.

Стадии: 1) начальная – появ-ся факторы, нарушающие функциональное равновесие и требующие от водителя дополнительных мер для сохранения условий безоп-сти. (внешние факторы: поведение пешеходов, дождь, режимы движ-я транспорта; внутр факторы: неисправность тр-та, состояние водителя). реакция на эти факторы не требует экстренных мер, можно просто снизить скорость, посигналить. 2) возникновение аварийной ситуации – фактическое нарушение функциональных связей в системе ДД. Водитель не м. адекватно реаг-ть и утрачивает возм-ть влиять на ход события. => неуправляемая аварийная обст-ка, на к-ую м. влиять доп-ые факторы.

Аварийная ситуация – открытая или скрытая. Открытая – вод-ль м своевременно обнаружить ее. Скрытая – сущ-ют усл-я, к-ые объективно не позволяют обнаружить аварийную обст-ку, но это не искл-ет виновности и ответственности, но требует тщательного исследования динамики события.

По степени уч-ия: общая и односторонняя. Общ-я – одновременно 2 или более субъектов лишаются возм-ти влиять на ход событий. Одностор-я – опасность возн-ет для 1 уч-ка, 2-й м предупредить ДТП.

ДТП: столкновение (при встречном дв-и - в рез-те наруш-я правил обгона или объезда; при попутном – наруш-е безоп-ой дистанции), наезд, опрокидывание.

Виновники часто малоопытные вод-ли, к-ые не умеют оценивать, прогнозировать ситуацию. На ситуацию влияют кач-ва личности, связ-ые с возрастом. Молодые самоуверенные неоправданно рискуют. 40 лет и старше – слишком осторожны, медленно реагируют, нарушают ритм движ-я и стан-ся возмущающим фактором. 80 % ДТП сов-ся вод-ми, 20 – пешеходами. Влияет пьянство.

 

 

Перед производством осмотра места происшествия необходимо:

- принять меры к оказанию медицинской помощи пострадавшим,

- обеспечить охрану места происшествия,

- безопасное движения ТС и пешеходов,

- сохранность следов и материальных объектов, имеющих значение для расследования.

При ОМП необходимо установить:

• место совершения ДТП (определить его границы);

• когда было совершено ДТП (при возможности) – время суток, года и если представляется возможным (случаи очевидности), его вид;

• всех участников и свидетелей ДТП (если имеется такая возможность), определить направление их движения до происшествия (скорость движения либо темп; направление движения; местонахождение на дороге – полоса движения, обочина либо тротуар);

• место первоначального контакта (где произошло столкновение, наезд и т.п.);

• дальнейшая динамика движения участников ДТП и их конечное положение, и состояние (в т.ч. и ТС). Это необходимо, в первую очередь, если ТС, пешеходы, животные и т.д. до начала осмотра перемещались;

• следы направления движения участников происшествия на месте первоначального контакта и дальнейшего движения.

Границы места происшествия:

Первоначально определение границ происходит при общем осмотре места ДТП. Кроме этого, возможны случаи, когда границы расширяются и уточняются. Если первоначально сложно определить границы, то необходимо начинать осмотр от центра к периферии. При этом, рекомендуется, начинать осмотр с выявления и фиксации быстро исчезающих следов, которые располагаются как на проезжей части (покрытии дороги), так и на ТС, дорожных сооружениях, трупе и т.д.

 

Состояние дорожного покрытия:

• сухое;

• мокрое (в начале дождя, с грязью, чистое);

• свежевыпавший снег (с указанием толщины);

• уплотненный снег (возможно с вкраплением льда либо с включением частиц песка);

• обледенелое или гололедица (с указанием температуры воздуха).

Кроме того необходимо указание на наличие:

- продольного или поперечного наклона дороги и его величины, не находится ли на покрытии – ям, волнообразований, бугров, выбоин и т.п.

- если имеется колея, указываются ее глубина (до … см.), ширина и длина.

- в ряде случаев возникает необходимость в определении угла поворота (радиуса), территории перекрестка.

Кроме осмотра проезжей части необходимо осмотреть и другие элементы дороги:

> тротуар либо обочина – ширина и тип покрытия (асфальт, песок, щебень, шлак и др.), высота относительно проезжей части (бордюр);

> кювет – ширина, глубина, наклон откосов.

> трамвайный путь – его полотно, смещение в сторону и др.;

> наличие посадочных остановок либо площадок.

 

Подлежит фиксации степень освещенности участка дороги:

- естественное,

- искусственное.

Указываются какие лампы установлены на фонарных столбах:

- накаливания,

- люминесцентные дневного света,

- ртутные высокого давления.

Необходимо указание на состояние погоды:

- наличие облаков,

- звезд,

- луны,

- тумана.

 

Указывается наличие объектов внешнего окружения:

- домов;

- дорожных сооружений (светофоры, семафоры, шлагбаумы);

- дорожных знаков, действие которых - распространяется на данный участок дороги;

- деревьев и кустарников;

- железнодорожных переездов;

- и другое.

Закончив общий осмотр, необходимо перейти к детальному, который включает в себя:

1. Осмотр участка дороги (проезжей части, обочины, тротуара и т.д.) для обнаружения, фиксации и изъятия следов.

2. Осмотр трупа.

3. Осмотр транспортного средства.

Особенности осмотра места ДТП:

• Основной задачей осмотра места ДТП является исследование материальной об-становки на месте происшествия. Основными объектами, составляющими мате-риальную обстановку и подлежащими тщательному изучению являются:

1) участок дороги, на котором произошла авария;

2) следы ТС и иные следы на месте происшествия, позволяющие восстановаить механизм события;

3) труп (если авария на транспорте связана с человеческими жертвами);

4) ТС, участвовавшие в ДТП.

• Особенность такого осмотра - непрерывное изменение обстановки на месте ДТП, необходимость быстрого реагирования в виду возможности уничтожения следов ДТП.

• Как правило, первыми на месте ДТП оказываются работники ГИБДД, на кото-рых возложена обязанность по сохранению обстановки ДТП, помощь пострадав-шим и принятие мер к задержанию водителей ТС, участвовавших в ДТП. Дейст-вия, проводимые в рамках вышеуказанных обязанностей, часто приводят к из-менению обстановки места ДТП. В таких случаях, необходимо принятие мер для фиксации обстановки на момент ДТП.

• Протокол – главное средство фиксации обнаруженного. Рулеточный метод за-меров дает погрешность ок. 4%. Использовать стереофотограмметрический метод – погрешность 0,2%, занимает около 10 минут всего, фиксирует объемные пара-метры.

Особенности осмотра ТС:

• Осмотр ТС может быть частью осмотра места происшествия или отдельным следственным действием. Часто к осмотру привлекают специалиста-автотехника.

• Основными задачами осмотра ТС являются:

- выявление следов и повреждений, возникших в результате ДТП;

- установление технического состояния ТС.

• Перед началом осмотра необходимо зафиксировать местоположение ТС отно-сительно других ориентиров (других ТС, трупа, обочины, и т.д.)

• При описание повреждений одним из постоянных ориентиров, расстояние от которых замеряется, должен быть уровень дороги.

• Для лучшей фиксации состояния поврежденного ТС производится фотографи-рование по правилам узловой и детальной фотосъемки.

• После выявления и фиксации всех видимых следов и повреждений на ТС необ-ходимо установить техническое состояние ТС. При необходимости детального ис-следования ТС назначается автотехническая экспертиза.

• При осмотре нескольких ТС необходимо сопоставить полученные ими повреж-дения друг с другом.

Особенности осмотра трупа:

• Осмотр трупа на месте ДТП производится по общим правилам. Особое внима-ние уделяется имеющимся на трупе следам и повреждениям, тщательно осматри-вается одежда и обувь.

Особенности допроса водителей ТС, участвовавших в ДТП:

• Достоверность сведений, полученных в результате допроса водителей ТС может быть определена только в совокупности всех собранных доказательств. При отве-тах на вопросы водителям свойственна субъективная оценка собственных дейст-вий и действий других участников ДТП. Это должно быть учтено при проведении допроса.

• Перед допросом необходимо установить личность водителя и проверить нали-чие следующих документов:

- водительского удостоверения;

- технического паспорта на машину;

- документов на перевозку груза;

- путевого листа, и т.д.

• Характер и круг вопрос при допросе определяется в зависимости от характера ДТП

 

90. Судебная экспертиза при ДТП:

Вопросы о механизме ДТП в целом, о месте столкновения ТС, направлении их движ-я… иногда – комплексные экспертизы с участием трасологов, фикиков, химиков. Эксперту предост-ся материалы дела, протоколы осмотра, вещдоки, показания свид-лей, закл-ие судмедэкспертизы, фотографии. Иногда – личное исследование экспертов ТС и дорожной ситуации.

Нек-ые вопросы относительно мех-зма развития ДТП могут быть разрешены при проведении суд-мед экспертизы: уст-ть положение потерпевшего в момент первичного контакта и последующее движение ТС. Иногда важно определить физ-ое состояние водителя, наличие у него опред-ых св-в (недостаточная острота зрения, дальтонизм, глухота…)

С помощью автотехнической экспертизы проверяется версия об участии в происшествии неизвестного субъекта. Путем расчета мех-зма дв-ия ТС и сопоставления рез-в исследования с предполагаемым положением и действиями «3-го уч-ка» эксперт может подтвердить или исключить объект-ую возм-ть дорожной обстановки, на к-ой настаивает предполагаемый виновник.

После проверки показаний экспертиза – для ответа на вопрос о наличии у вод-ля тех возм-ти предотвратить ДТП, если он отрицает вину. При версии – неисправность ТС – комплексная экспертиза для уст-я причин и времени разрушения деталей и возможности своевременного обнаружения повреждения. Изымаются и осматриваются докум-ты о ремонте ТС и установке дефектной детали, приказы д/л об обяз-тях лиц, отвечающих за выпуск ТС. Экс-за исп-ся, когда обвиняемые оспаривают данные о маневрировании, скорости ТС или пешехода, утверждают, что наруш-ие ПДД допустил др уч-к. Проверяются выводы следователя, поиск возможных ошибок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.