Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы АХД




Принципы экономического анализа
Общие Специфические
   

 

ЗАДАНИЕ 4

 

Выделить результативные показатели и факторы их определяющие.
Факторы классифицировать по степени их зависимости от деятельности пред­приятия, если известно:

- к августу месяцу отчетного года на заводе должно быть осуществлено
техническое перевооружение цеха и начат выпуск продукции на 70% мощности. К установленному сроку цех не смог выпускать продукцию.

В процессе обследования выявлено:

- вовремя не была готова документация на техническое перевооружение
по вине проектировщика;

- предприятие-поставщик позднее, чем было оговорено Условиями по­
ставки, доставило новое оборудование;

- монтаж и установка оборудования осуществлялись меньшей численно­стью рабочих, чем было предусмотрено бизнес-планом;

- цеха завода, не подвергавшиеся реконструкции, работали неритмично;

- в целом по заводу на конец года были превышены затраты по заработной плате, не выполнен бизнес-план по выпуску продукции, не выполнен план по росту производительности труда.

ЗАДАНИЕ 5

 

Охарактеризовать различие показателей по степени общности характеризуемых ими явлений:

- себестоимость товарной продукции предприятия, цеха;

- среднеотраслевая себестоимость единицы продукции, себестоимость
единицы продукции на предприятии;

- расход материалов на весь выпуск продукции и на изделие;

- трудоемкость единицы изделия и трудоемкость одной операции.

 

ЗАДАНИЕ 6

 

Определить в каждой группе результативные и факторные показатели

по характеру их связи:

- выпуск продукции, численность рабочих и производительность труда;

- производительность труда, уровень техники, технологии и организации
производства, труда, управления;

- ритмичность поставок, ритмичность выпуска продукции;

- своевременное и качественное осуществление ремонтов, сокращение
простоев оборудования;

- выпуск продукции, среднегодовая стоимость основных производствен­ных фондов, фондоотдача, расход материалов, материалоемкость.

ЗАДАНИЕ 7

 

Выделить количественные, структурные и качественные показатели.

- среднегодовая стоимость основных фондов;

- численность работающих;

- выработка работающего;

- удельный вес численности рабочих в числе работающих;

- себестоимость единицы продукции;

- норма затрат материала на единицу продукции;

- потери рабочего времени;

- фондоотдача;

- рентабельность продукции.

ЗАДАНИЕ 8

 

Какие сравнения необходимы для оценки степени использования оборудования на предприятии, если известно:

- коэффициент сменности работы оборудования на данном предприятии -1,7;

- среднеотраслевой-1,6;

- на лучших предприятиях отрасли-1,8;

- на лучших предприятиях других отраслей-2,5?

Определить возможности анализируемого предприятия по повышению коэффициента сменности работы оборудования, учитывая условия сопостави­мости показателей. Какие виды сравнения относятся к сравнению во времени, и какие к сравнению в пространстве.

ЗАДАНИЕ 9

 

Определить, какие виды сравнений возможны, если имеются следующие данные:

- трудоемкость производства единицы аналогичной продукции (в нормочасах) на заводе А составила:

- по плану - 20;

- по отчету - 22;

- в предыдущем году - 23;

- на заводе Б - 25;

- на заводе В - 20.

Указать назначение возможных сопоставлений.

ЗАДАНИЕ 10

 

Результаты каких предприятий можно сравнить, не нарушая требова­ний сопоставимости показателей, если известно:

- выработка товарной продукции на 1 работника промышленно-производственного персонала в объединении А составила 500 тыс.руб., выра­ботка товарной продукции на 1 рабочего в объединении Б - 300 тыс.руб., выра­ботка нормативной чистой продукции на 1 рабочего в объединении В - 320тыс.руб., выработка нормативной чистой продукции на 1 рабочего в объедине­нии Г - 250 тыс.руб.

 

ЗАДАНИЕ 11

 

Какие показатели следует сравнить для оценки выполнения бизнес-
плана, соблюдая условия сопоставимости показателей:

- объем реализации продукции:

- по бизнес-плану - 520 млн. руб.;

- по отчету:

- в действующих ценах - 540 млн. руб.;

- в ценах бизнес-плана - 530 млн. руб.?

 

ЗАДАНИЕ 12

 

Составить модели соотношений темпов роста следующих показателей:

- производительность труда;

- фондовооруженность труда;

- средняя заработная плата;

- себестоимость продукции;

- прибыль.

Контрольные вопросы

1.Что понимается под предметом экономического анализа?

2.Назовите основные особенности метода экономического анализа?

3.Какие Вы знаете общие и специфические принципы экономического

анализа?

4.Назовите основные задачи экономического анализа?

5.Какие имеются характерные особенности метода экономического анализа?

5.Дайте характеристику финансового и управленческого анализа?

6.Дайте понятия текущего, оперативного и перспективного анализа.

 

Тема 2. Методика экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия

 

Метод экономического анализа – это способ изучения, измерения влияния отдельных факторов на результаты хозяйственной деятельности предприятия, путём обработки специальными приёмами различных источников информации.

Методика – это комплекс приёмов, используемых экономическим анализом. Все приёмы экономического анализа можно разделить на 2 группы:

1. Традиционные – сравнение, группировки, балансовый метод, метод обобщения, приемы элиминирования.

2. Экономико-математические – матричный анализ, рейтинговый анализ, детерминированное и стохастическое моделирование.

 

Вопросы к практическим занятиям:

1. Классификация методов и приемов анализа.

2.Метод сравнения.

3.Индексный метод.

4.Балансовый метод.

5.Метод цепных подстановок.

6. Метод абсолютных разниц.

7.Метод функционально-стоимостного анализа и графический метод.

8.Экономико-метематические методы.

9.Приемы экономического анализа.

10. Методы рейтинговой оценки.

Практические задания

Студент должен сделать соответствующие расчёты и выводы к ним.

 

ЗАДАНИЕ 1

Используя способ группировки проанализировать возрастной состав оборудования, если известно (табл.1).

Группировка предполагает определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов их обусловливающих. При этом объектом изучения могут выступать как сами предприятия, так и их внутренние подразделения и отдельные хозяйственные операции. Аналитические группировки предназначены для выявления взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми явлениями, объектами, показателями. При построении аналитической группировки из двух взаимосвязанных показателей, один рассматривается в качестве фактора, влияющего на другой, а второй как результат влияния первого. В качестве информационной основы группировки служит генеральная совокупность однотипных объектов или выборочная совокупность.

 

Таблица 1

Группировка оборудования по сроку эксплуатации

Виды оборудования Возрастные группы, в % к итогу Итого
  до 5 лет До 10 лет До 20 лет более 20 лет  
Литейное 11,7 20,0 35,0 33,3  
Металлорежущее 5,0 18,0 40,3 36,7  
Прочее 13,0 14,4 40,2 32,4  
Итого          

 

ЗАДАНИЕ 2

Определить среднедневную выработку одного работающего по участку строительного управления, если известно следующее:

- среднедневная выработка одного работающего на отдельных объектах составила следующие величины:

руб.

на 70-квартирном жилом доме 20

на котельной 31

на 12-квартирном жилом доме 31

на 14-квартирном жилом доме 34

- затраты труда на строительство указанных объектов за рассматриваемый период были разные:

чел. / дн.

на 70-квартирном жилом доме 12400

на котельной 32260

на 12-квартирном жилом доме 600

на 14-квартирном жилом доме 1200

 

ЗАДАНИЕ 3

Используя балансовый метод, составить баланс товарной продукции.

Исходные данные:

излишки продукции. выявленные при инвентаризации - 10 тыс. руб.;

остатки нереализованной продукции на начало года - 790 тыс. руб.;

остатки нереализованной продукции на конец года - 868 тыс. руб.;

объем реализованной в отчетном году продукции - 21 960 тыс. руб.;

недостача продукции на складе - 2 тыс. руб.;

выпуск товарной продукции за отчетный год - 22 030 тыс. руб.

 

Формула балансового метода такова:

З0 + П = Р + В - З1, где

З0, З1 - запас товаров на начало и конец отчетного периода,

П - поступление товаров за отчетный период,

Р - реализация товаров в отчетном периоде,

В - прочее выбытие товаров в отчетном периоде (естественная убыль, уценка и т.д.)

Каждую из перечисленных величин можно представить как алгебраическую сумму остальных. Сам товарно-сырьевой баланс позволяет сделать важные аналитические выводы, особенно если он составляется не только в целом, но и по отдельным группам сырья.

ЗАДАНИЕ 4

Определить результативный показатель и влияние факторов на него способом цепных подстановок, если известно (табл.2):

Таблица 2

Средняя продолжительность рабочего дня

Показатель Единица измерения По плану По отчету
1. Средняя продолжительность рабочего дня 2. Численность рабочих 3. Число дней, отработанных 1 рабочим за год час. чел.   дней 8,00   7,85  

 

Метод цепных подстановок состоит из последовательной замены плановой величины одного из алгебраических слагаемых или одного из сомножителей его фактической величиной, все остальные показатели считаются при этом неизменными. Алгоритм расчета с использованием данного метода можно представить следующим образом:

А = Х х У х Z, где А - обобщающий (результативный) показатель; X,Y,Z - факторы, под влиянием которых происходит изменение результативного показателя.

А0 = Х0 х У0 х Z0;

1-я подстановка: Х1 х У0 х Z0; DА(Х) = 1-я подстановка - А0

2-я подстановка: Х1 х У1 х Z0; DА(У) = 2-я подстановка - 1-я подстановка

3-я подстановка: Х1 х У1 х Z1; DА(Z) = 3-я подстановка - 2-я подстановка

DА = А1 - А0 = DА(Х) + DА(У) + DА(Z).

При расчете с использованием метода цепных подстановок очень важно обеспечить строгую последовательность замены факторов. В практике анализа в первую очередь выявляется влияние количественных показателей, а затем - качественных. Например, если требуется определить степень влияния численности работников и производительности труда на объем выпуска промышленной продукции, то вначале определяют влияние численности работников, а затем - производительности труда.

 

ЗАДАНИЕ 5

Определить способом абсолютных разниц количественное влияние факторов на среднегодовую выработку одного работника промышленно-производственного персонала (ППП), если известно (табл.3):

Таблица 3

Изменение среднегодовой выработки одного работника ППП

Показатели По плану По отчету
1. Удельный вес рабочих в общей численности ППП 2. Среднегодовая выработка рабочего, в тыс. руб. 0,75 0,78

 

Способ абсолютных разниц основан на нахождении разности между фактической и базисной величиной частных показателей с последующим определением найденной таким образом величины на изменение обобщающего показателя. Алгоритм расчета и последовательность замены частных показателей аналогична способу цепных подстановок, но влияние частного показателя на результативный рассчитывается сразу. Все показатели, предшествующие исчисляемому изменению частного показателя берутся в их фактическом значении, последующие показатели в базисном. Алгоритм расчета выглядит следующим образом:

А = Х х У х Z, где А - обобщающий (результативный) показатель; X,Y,Z - факторы, под влиянием которых происходит изменение результативного показателя.

А0 = Х0 х У0 х Z0;

DА(Х) = (Х1 - Х0) х У0 х Z0;

DА(У) = Х1 х (У1 - У0) х Z0;

DА(Z) = Х1 х У1 х (Z1 - Z0);

DА = А1 - А0 = DА(Х) + DА(У) + DА(Z).

При анализе способом абсолютных разниц особое внимание следует обращать на знаки.

ЗАДАНИЕ 6

Определить способом абсолютных разниц влияние на фондоотдачу промышленно-производственных основных фондов (ППОФ) и на объем продукции изменения удельного веса активной части фондов в стоимости ППОФ и фондоотдачи активной части фондов (табл.4):

Таблица 4

Изменение объема выпущенной продукции и фондоотдачи

Показатель Единица измерения По плану По отчету
1. Удельный вес активной части фондов в стоимости ППОФ 2. Фондоотдача активной части основных фондов на 100 руб. фондов 3. Среднегодовая стоимость ППФО коэф.     руб. тыс.руб. 0,545     76,0 х 0,560     75,0

 

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные методы и модели анализа.

2.Какие формы сравнения Вы знаете?

3. Какие экономические явления изучаются методом группировки?

4.В каких случаях применяется метод цепных подстановок? В чем его специфика?

5.Как выглядит алгоритм расчета методом абсолютных разниц?

6. В каких случаях применяется балансовый метод? В чем его специфика?

7. В каких случаях применяется метод функционально-стоимостного анализа и графический метод?

8.Назовите основные приемы экономического анализа.

9. В чем заключается особенность методов рейтинговой оценки?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.