Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановка и реализация учебной задачи, формирование в ходе ее решения учебной деятельности учащихся, а также освоение учащимися процесса восхождения от абстрактного к конкретному

Характер взаимодействия учителя с учащимися и учащихся между собой в ходе урока

ЭКСПЕРТНАЯ КАРТА АНАЛИЗА РАЗВИВАЮЩЕГО УРОКА

Дата_______ Класс______ Предмет_______________ Учитель___________________________________

Тема_____________________________________________________________________________________

Цель_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип урока_________________________________________________________________________________

Цель посещения: выяснить, насколько проект урока и его осуществление соответствуют основным позициям и требованиям теории и методики развивающего обучения.

Программа наблюдения:

  1. Определить характер взаимодействия учителя с учащимися и учащихся между собой в ходе урока.
  2. Установить, каким образом процессы постановки и решения учебной задачи, формирования в ходе ее решения учебной деятельности учащихся, а также освоения учащимися процесса восхождения от абстрактного к конкретному привели к осмыслению понятия и общего принципа действия.
  3. Проследить взаимосвязь всех этих процессов и зависимость конечного результата урока от уровня их соответствия друг другу, показав это в ходе анализа урока учителю.

 

Параметры наблюдения Индикаторы
Подготовка учащихся к коллективно-распределенной деятельности  
  • Умение уч-ся работать в малых группах, в паре, вступать в содержательно-предметные отношения;
  • Внутренняя раскрепощенность и сформированность сдерживающих начал в поведении;
  • Культурный навык дискуссии, наличие микродискуссий в группах.
Роль учителя в коллективно-распределенной деятельности  
  • Оптимальность стиля: от мягко-доверительного до жестко-требовательного;
  • Уважение личности ученика, при этом учитель не ведет его за собой, а лишь помогает;
  • Запуск дискуссии при помощи средств-ловушек или распределение между уч-ся разных точек зрения;
  • Ведение дискуссии: организует среди уч-ся обмен мнениями или дает свои оценки отдельным мнениям, тем самым, подрывая основы дискуссии;
  • Эмоциональная и содержательная поддержка каждому ребенку.
Роль ученика в коллективно-распределенной деятельности    
  • Осуществляется диалог уч-ся;
  • Взаимный анализ независимых оценок в диалоге и дискуссии;
  • Аргументировано выражают свои мысли и адекватно воспринимают мысли других;
  • Характер взаимоотношений: сотрудничество или соперничество.
Педагогическая деятельность учителя Учебная деятельность учащихся
Как учитель организует этап рефлексивной оценки ситуации? Какими способами он формирует у учащихся «знания о незнании»? Учитель должен добиться такого положения, когда уч-ся убеждаются в недостаточности у них способов действий или знаний. Создает проблемную ситуацию.   Уч-ся путем осмысления ситуаций убеждаются в том, что новая задача не может быть решена с помощью имеющихся способов действий или знаний. У уч-ся формируется потребность в поиске новых способов действий.
Как учитель организует этап анализа ситуации? Анализ должен быть направлен · на выяснение тех условий, которые вызвали непригодность ранее усвоенных способов действий, · на необходимость их замены новыми или реконструкции старых. Понимают и устанавливают несоответствие ранее усвоенных способов действий фактическим условиям. Формируется мотив как стремление доказать себе, что получить результат можно, если устранить дефицит знаний, способов действий.
Как учитель создает ситуацию для формирования учащимися цели и программы ее достижения?
  • Подводит уч-ся к пониманию общего смысла предстоящей деятельности.
  • Обусловливает искомый способ какими-то ранее не учитывающимися свойствами предмета.
  • По собственной инициативе выдвигают различные гипотезы, стремятся проверить обоснованность этих гипотез.
  • После решения задачи уч-ся могут подробно рассказать о структуре найденного способа или описать его в виде схемы.
Как учитель организует постановку учебной задачи (для урока постановки учебной задачи)?
  • Действует целенаправленно.
  • Включает в обсуждение понятие.
  • Понимает, что исходное учебное действие осуществляется для обнаружения оснований объекта, отраженных в понятии.
  • Исследуют задачу при помощи понятия.
Как учитель организует решение частных задач (в соответствии с типом урока)?
  • Последовательно объявляет условия задачи.
  • Последовательность частных задач обусловлена.
 
  • Опираются на известный им способ действия.
  • При необходимости воспроизводят структуру известного им способ действия.
  • Фиксируют решение частной задачи.
  • Соотносят с эталоном (действия контроля и оценки).
Как учитель организует моделирование (в соответствии с типом урока)?
  • Акцентирует внимание уч-ся на связях между выделенными свойствами предмета.
  • Выявляет внутренние связи, которые ранее не учитывались.
  • Целенаправленно осуществляет переход от действий с предметом к действию с моделью.
  • Осознанно осуществляют действия с моделью
  • Убеждаются, что найдены не случайные зависимости, а общий принцип.
  • Осуществляют моделирование в разных формах (буквенной, графической, предметной).
Как учитель организует преобразование модели (в соответствии с типом урока)?
  • Показывает недостаточность прежней модели.
  • Организует выявление новых свойств предмета.
 
  • Осознают недостаточность прежней модели.
  • Выделяют новые свойства предмета.
  • Осуществляют моделирование в разных формах (буквенной, графической, предметной).
Как учитель выводит на понимание многообразия частных случаев общего способа решения задач?    
  • Конкретизируют выявленный общий способ в ходе решения частных задач.
  • Осознанно используют выведенное понятие и общий способ действия.
Как учитель организует контроль?
  • Разнообразие приемов контроля.
  • Учет возрастных особенностей при организации контроля.
  • Включение всех уч-ся в процесс контроля.
 
  • Насколько быстро и осмысленно устанавливают соответствие сделанного намеченной цели.
  • Самостоятельность.
  • Место контроля: до начала действия, в процессе или в конце.
Как учитель организует оценивание?
  • Разнообразие приемов оценивания
  • Учет возрастных особенностей при организации оценивания.
  • Включение всех уч-ся в процесс оценивания.
  • Способ предъявления эталона.
  • На всех стадиях решения учебной задачи происходит оценивание.
  • Оценка своих возможностей.
  • Опираются на свою оценку или на оценку учителя.
Вывод о целостности процесса решения учебной задачи в соответствии с типом урока.
Определить уровень сформированности учебной деятельности учащихся (в зависимости от класса). Нужное подчеркнуть.
  1. Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности.
  2. Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителемосуществляется относительно успешно.
  3. Неадекватный перенос учебных действий.
  4. Адекватный перенос учебных действий.
  5. Самостоятельное построение учебных действий.
  6. Обобщение учебных действий.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экспертизы на предварительном следствии | Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Дискретность электрического заряда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.