Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Культура




63. Вспомните, какими были СМИ при советах. Какова, вы считаете, была степень правдивости подаваемой там информации, доверяли ли им, интересно ли было читать советские газеты, смотреть советское телевидение?

64. В начале 1990-х появилось большое количество новых газет, в том числе оппозиционных? Какие газеты Вы читали в это время? Ваше отношение к свободе слова?

65. В этот период было опубликовано большое количество исторических статей и издано книг по истории по прежде неизвестным проблемам (репрессии, насильственная коллективизация, культ личности, Великое княжество Литовское и пр.). Читали ли Вы что-нибудь по этим проблемам? Что произвело на Вас наибольшее впечатление?

66. С конца 80-х в СМИ стали освещаться т.н. «новые явления». Заговорили об НЛО, полтергейсте, на ТВ появились Чумак и Кашпировский, экстрасенсы и астрологи. Вспомните, пожалуйста, как это было. Интересовались ли вы этими вещами, что заинтересовало больше всего?

67. Когда перестали запрещать посещать церковь и костел? Стало ли больше верующих в Вашем населенном пункте? Можно ли сказать, что пришла мода на веру в Бога? Хорошо ли это?

68. Как вы относитесь к появлению большого количества «новых религий»? Какова, на ваш взгляд, их роль в обществе?

69. Как Вы восприняли хлынувшие на постсоветское пространство образцы западной массовой культуры (мода, музыка, МакДональдс, новые слова (например, шопинг, шоу, кворум), американские боевики, токшоу, реалити шоу, сериалы).

 

70. Что еще вы хотели бы рассказать о себе?

Согласны ли вы на публикацию своего имени или хотите оставить эту информацию анонимной?

 


Пояснительная записка

Цель проекта. Данный проект осуществляется в рамках одного из приоритетных направлений современной антропологии «Антропология постсоветской действительности: стратегии выживания, социальная рестратификация, индивидуум и власть». Уникальность проекта заключается в том, что будет исследовано одно общество в разные исторические периоды (сравнительный анализ советского и постсоветского периодов), а также различные регионы Пограничья: Беларусь (Западная и Восточная) и Украина (Западная и Восточная) в одну эпоху. Эти регионы рассматривается нами как пространства особого цивилизационного, политического, экономического и культурного взаимодействия.

Исследование связано с современными представлениями о культуре повседневности, которые базируются на методологии культурной и исторической антропологии. В центре внимания – рядовой обычный человек, его проблемы на работе, в быту, в повседневной жизни, взаимоотношения с властью (стратегии выживания, социальная рестратификация, индивидуум и власть), т.е. социальные изменения и динамика трансформаций в индивидуальной и коллективной ментальности.

Из повседневности мы выделили адаптивные повседневные практики. Исходя из понимания адаптации как процесса и результата приспособления человека к внешней среде, направленного на выживание и стабильное существование, мы попытались выяснить, какие инновационные поведенческие, институциональные и прочие модели получали распространение и укоренялись в повседневной жизни в два столь непростых периода. Переживание, с одной стороны, глубокого структурного кризиса с присущей ему ломкой старой социально-политической системы, социальной незащищенностью, психологическим дискомфортом, разрушением привычных категорий, норм и стереотипов, и, с другой стороны, процессов глобализации, которые характеризуются такими чертами, как культурный плюрализм, коллаж социальных практик, альтернативность выбора, приводит к идентификационной дезориентации людей, когда старые, устоявшиеся идентичности утрачены, а новые находятся в стадии формирования. Эти пространства «между» становятся фундаментом для выработки стратегий самости – индивидуальной или коллективной – которые порождают новые черты идентичности, новые зоны взаимодействия и попытки переосмыслить идею общества самого по себе.

Методика. Для выполнения поставленных задач исследовательским коллективом разработан унифицированный вопросник для украинских и белорусских участников проекта. Нас интересует субъективное, личностное восприятие прошлого, а не история реальных событий. Поэтому основным методом сбора материала будет биографическое интервью, построенное в форме свободного повествования – расскажите о своей жизни. При составлении вопросника авторы следовали общепринятой традиции, когда интервью делится на две части – биографический нарратив («life story») и работа «вопрос-ответ», то есть интервью должно начинаться с просьбы «Расскажите, что вы помните о...», после чего будет следовать ряд конкретных вопросов. Исходя из заявленной темы – изучение культурных адаптивных практик в советский и постсоветский периоды — основное внимание при составлении вопросника уделено прежде всего вопросам о повседневной жизни людей (быт, общение, семья, работа).

Респонденты. Поскольку целью проекта является попытка проследить трансформацию повседневной адаптации в советском обществе и в процессе трансформации его в постсоветское, в качестве респондентов должны выступать те, кому на момент начала перестройки было 30-45 лет. Социальные преобразования наиболее остро сказались именно на данной возрастной группе, так как это были люди, которые уже во многом состоялись в советском обществе, те, кто уже заработал определенный материальный и социальный капитал, и должен был наиболее активно реагировать на нововведения, наиболее быстро искать свое место в новом мире. Именно им, с одной стороны, было что терять, в отличие от более молодых, и, с другой стороны, рано почивать на лаврах, в отличие от стариков. Таким образом, респонденты должны быть 1940 – 1955 годов рождения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.