Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Традиционная культура и современность




Темы докладов и рефератов

План семинарского занятия

1. Этнические функции культуры. Защитные механизмы этнической куль­туры.

2. Этническая культура и культура этноса. Структура этнической культу­ры. Уровни этнической культуры.

3. Этнические стереотипы поведения.

4. Этнические образы основных народов мира.

1. Психологические особенности русских и американцев.

2. Сходство и различие национальных характеров японцев и китайцев.

Литература

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. -М., 1990.

Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М., 1983. Ц

Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-логос. - М., 1995.;

Емельянов Ю. Н. Основы культурной антропологии. - СПб., 1994. •,(.

Емельянов Ю. Н. Введение в культурантропологию. - СПб., 1992. д

Кочетков В. В. Психология межкультурных различий. - Саратов, 1998. ;

Народы и религии мира: Энциклопедия. - М., 1998.

Минюшев Ф. И. Социальная антропология. - М., 1997.

Народы мира: Историко-этнографический справочник. - М., 1988.

Сикевич 3. В. Социология и психология национальных отношений. - СПб:,
1999.:

Этнические стереотипы поведения. - М., 1985.

Этнознаковые функции культуры. - М., 1991.


Исторически этнология началась с этнографии - описания ма­териальной культуры, образа жизни, традиций и обычаев прими­тивных, или, по современным классификациям, бесписьменных, народов. Весь XIX век шло накопление данных, фактического ма­териала об этих народах. Этому способствовала и активная коло­ниальная политика развитых стран, так как этнография всегда была наукой, имеющей прикладное значение: чтобы лучше управ­лять народами, нужно было знать их традиции и обычаи, не до­пускать грубых ошибок, затрагивая сферы культуры, значимые для этих народов.

После накопления достаточного фактического материала насту­пил этап обобщений, синтеза - уровень этнологии - науки, которая, не отказываясь от непосредственного наблюдения, стремилась к широким обобщениям. Их целью были уже описание и анализ жиз­ни соседних народов, воссоздание прошлого какого-либо народа или изучение определенных типов материальных объектов, обрядов и обычаев на материале нескольких этносов.

Современная этнология идет еще дальше, ее влекут более ши­рокие обобщения, справедливые для всех человеческих сообществ -от большого современного народа до самого маленького мелане­зийского племени. Новое направление этнологических исследова­ний стало особенно актуальным после Второй мировой войны, приведшей к краху колониальной системы в мире. Освободив­шиеся народы и новые, появившиеся на политической карте мира государства должны были найти свое место в цивилизованном мире, приобщиться к современной культуре, овладеть ценностями и нормами, необходимыми для жизни сегодня. Поэтому очень остро встала проблема модернизации традиционных обществ и культур, включения их в современный мир. Теории модерниза­ции, создававшиеся в это время, требовали решения не только практических, но и теоретических вопросов. Среди них причины различий в восприятии и мышлении традиционного и современ-


 

ного человека, специфика традиционной культуры, возможность преодоления этих различий и преобразования традиционного общества в современное, модернизированное.

Существенным, важным было также и то, что в ходе подобных исследований появилась возможность выявления общих черт у традиционных и модернизированных обществ, выявления роли традиционных элементов в культуре современных народов. Изу­чение традиционных и архаических культур дает также возмож­ность ответить на некоторые сложнейшие вопросы антропологи­ческой науки об особенностях восприятия и мышления первобыт­ного человека, о специфике его культуры.

Прежде чем переходить к анализу вопросов, поставленных нами, необходимо внести ясность в термины «традиционная культура» и «архаическая культура». Результатом длительного процесса все­стороннего преобразования животного в человека, или итогом антропосоциокультурогенеза, стало образование непосредствен­ных предков человека, а также переход от докультурного состоя­ния к первобытной культуре и первобытному обществу. Затем по мере совершенствования способов преобразования природы пер­вобытное общество и культура все больше меняются, все культур­ные и социальные процессы ускоряются, что обеспечивает выход из первобытного состояния. При этом происходит нарушение од­нородности первобытного общества и культуры, формируются разные типы культур со своими способами освоения и преобразо­вания мира и природы.

Вопреки традиционным представлениям, согласно которым следующей ступенью после выхода из первобытности признает­ся Древний Восток, а затем античность, мы считаем, что эти ти­пы культур не связаны линейной зависимостью. Эти типы циви­лизаций имели собственные социокультурные основы. Так, Древний Восток развивался на основе сельскохозяйственного типа деятельности и создал земледельческую цивилизацию с азиатским способом производства в качестве ее экономической основы и восточной деспотией как формой государственности. Античный мир, создавая собственную цивилизацию, ориентиро­вался на развитие ремесла и торговли, что потребовало в каче­стве ее экономической основы рабовладения и городов-государств, постепенно пришедших к демократии как форме правления. Но помимо этих двух широко известных путей раз­вития человечества многие народы продолжали вести кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством, а также охотой и соби­рательством.

Так на выходе человечества из первобытного состояния перед ним раскрылись три направления возможного дальнейшего раз-


вития. И на каждом из них исходные формы первобытного мышления, мифологии, обрядов, нравственного, эстетического и художественного сознания преобразовывались особенным обра­зом, порождая различные типы культуры. Каждому из них была уготована своя судьба. Но культура кочевников-скотоводов (а тем более охотников и собирателей, сохранившаяся кое-где) оказалась в общей перспективе истории человечества тупиковой формой. Ведь примитивность их жизни обрекает их на сущест­вование, близкое к жизни животных. Из-за того что жизнь и сознание этих людей были ближе всего к первобытному состоя­нию и наиболее устойчиво сохраняли архаические черты, исто­рики нередко вообще не отличают этот тип культуры от перво­бытного, хотя это и неверно. На самом деле это традиционные культуры, безусловно отличные от культур земледельческих наро­дов, но обладающие самым главным свойством таких культур -предельно устойчивым характером, отрицанием любых нова­ций, очень медленным изменением. Таковы были цивилизации Египта, Вавилона, Индии, Китая. По многим параметрам они были схожи с архаическими культурами.

Основы же современной, модернизированной культуры, ори­ентированной на новации и быстрые изменения, были заложены лишь античной цивилизацией, сконцентрированной в городах-государствах, ориентированной на прогресс и неограниченное преобразование окружающего мира. Реальное развитие модерни­зированной культуры началось уже в новое время, примерно с XVI века, в Западной Европе.

Таким образом, под архаическими культурами мы будем 'по­нимать культуры охотников и собирателей, со хранившиеся Йо сегодняшнего дня в глухих уголках нашей планеты. Традицион­ные культуры связаны с более высоким уровнем развития хозяй­ства - земледелием и кочевым скотоводством, а также с ориента­цией на стабильность и устойчивость, но по многим параметрам схожи с архаической, а потому эти понятия иногда можно исполь­зовать как синонимы. Модернизированная культура, возникшая в Европе и ориентированная на новации и прогресс, в наши дни превратилась в основу мировой культуры, носителями которой сегодня становится все большее число народов.

Европейских ученых-этнологов всегда волновал вопрос об от­личиях архаических народов от европейцев, о возможности суще­ствования у них особого типа мышления, изучение которого мог­ло не только решить практические вопросы отношений с этими народами, но и дать ответ на вопрос о специфике первобытного мышления и культуры. Поэтому многие крупнейшие исследовате­ли ставили перед собой такие задачи.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.