Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандартизация теста




Тестовые эталоны (или тестовые нормы).

1. Сама сырая шкала может иметь практический смысл.

2. Стандартизированные шкалы: Шкала IQ, Т-шкала, шкала стэнайнов (стандартная девятка), шкала стэнов.

 

З. Процентильная шкала.

Процентиль – процент испытуемых из выборки стандартизации, которые получили равный или более низкий балл, чем балл данного испытуемого.

 

4. Критериальные нормы.

В качестве эталона используется целевой критерий. Высокую эффективность показывают узкоспециализированные диагностические методики, нацеленные на очень конкретные и узкие критерии.

 

5. Социально-психологический норматив.

Независим от результатов испытаний и объективно задан. СПН реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Следовательно, сам тест в полном его объеме и является таким нормативом. Для анализа данных относительно их близости к СПН, рассматривается как 100% -ое выполнение теста, испытуемые делятся на 5 подгрупп. Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполнивших задания.

10% – наиболее успешные, 20% – близкие к успешным, 40% – средние,

20% – мало успешные, 10% – наименее успешные.

 

 

В репрезентативности тестовых норм рассматривают следующие проблемы:

1. Стандартизация шкалы.

 

2. Статистическая природа тестовых шкал. Как повысить долю постоянного компонента и сократить долю случайного в величине суммарного балла по шкале теста.

 

3. Проблема меры в психометрике. В дифференциальной психометрике отсутствуют физические эталоны: мы не располагаем индивидами, которые были бы постоянными носителями заданной величины измеряемого свойства. Роль косвенных эталонов в психометрике выполняют сами тесты.

 

4. Оценка типа распределения тестовых баллов и проверка устойчивости распределения.

 

 

Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.

Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает регламентацию процедуры, унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования, характеристика контингентов испытуемых (указывается область применения теста). К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении эксперимента относятся такие: инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере; ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими; в процессе эксперимента не давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения; эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое, по возможности, время дня, в сходных условиях; временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.

 

 

Вопрос 13

Шкальные оценки

Шкальные оценки – способ оценки результата теста путём установления его места на специальной шкале.

 

Шкала содержит данные о внутригрупповых нормах выполнения данной методики в выборке стандартизации. Индивидуальное выполнение заданий (оценки первичные испытуемых) сравнивается с их выполнением в сопоставимой нормативной группе.

ШО имеют чётко определенное количественное содержание и могут быть использованы при статистическом анализе.

Одной из распространенных в психологической диагностике форм оценивания результата теста путём соотнесения с групповыми данными является расчёт процентилей.

Процентиль – процентаная доля индивидов из выборки, результат которых ниже данного первичного показателя.

Шкалу процентилей можно рассматривать как совокупность ранговых градаций при числе рангов 100 и отсчете от 1ого ранга, соответствующего самому низкому результату. 5ый процентиль соответствует медиане.

Процентили не следует смешивать с обычными процентными показателями. Последние представляют собой долю правильных решений из общего количества заданий в индивидуальном результате.

Основной недостаток процентильных шкал состоит в неравномерности единиц измерения. Процентили показывают относительное положение каждого испытуемого в нормативной выборке, но не величину различий между результатами.

Вместе с тем процентильные оценки обладают и рядом достоинств. Они легко доступны пониманию пользователей психодиагностической информацией, универсальны по отношению к различным типам методик и легко рассчитываются.

Процентильные оценки не относятся к типичным шкальным показателям. Более широкое распространение в психодиагностике получили стандартные показатели, рассчитываемые на основе линейного или нелинейного преобразования первичных показателей, распределенных по нормальному или близкому к нормальному закону. При таком расчёте проводится z-преобразование оценок. Чтобы определить z-стандартный показатель, определяют разность между индивидуальным первичным результатом и средним значением для нормативной группы, а затем делят эту разность на qнормативной выборки. Полученная таким образом шкала z имеет среднюю точку М=0, отрицательные значения обозначают результаты ниже среднего и убывают по мере удаления от нулевой точки, положительные обозначают результаты, соответственно, выше среднего.

Примером нелинейного преобразования в стандартную шкалу является шкала стайнов, где оценки принимают значения от 1 до 9, M=5. Первичные показатели легко преобразуются в стайны. Для этого испытуемые ранжируются по возрастанию результатов, и из них образуются группы с числом лиц, соответствующим определенным частотам оценок в нормальном распределении тестовых результатов.

Пусть в выборке стандартизации 200 человек, тогда по 8 (4%) испытуемых, имеющих самые низкие и самые высокие оценки, будут отнесены к 1 и 9 стайнам соответственно. Процедура продолжается до заполнения всех интервалов шкалы. Соответствующие процентным градациям баллы по тесту, таким образом, будут упорядочены в шкалу, соответствующую стандартным частотам распределения результата.

 

Одной из наиболее распространённых форм ШО в тестах интеллекта явл. стандартный IQ показатель.

 

Вопрос 14

Измерительные шкалы

 

1. Понятие измерения и шкалирования.

Измерение – процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в опред. масштабе и шкале. Каждая из измерит. шкал определяется наличием или отсутствием 4-х характеристик: описание, порядок, расстояние, начальная точка.

Измерение – это приписывание числовых форм объектам или событиям в соответствии с определенными правилами.

Некот. отображение системы чисел на совок-ть характеристик элементов эмпирич. с-мы называется шкалой. Она применяется в исслед-ях как на этапе сбора инф. для измерения характеристик объекта, так и на этапе обработки инф. для упорядочения совок-ти разнородн. сведений.

Процесс построения шкалы наз. шкалированием – некий алгоритм, согласно кот. каждый объект с-мы обозначается соотв. числом.

 

2. Виды шкал.

В завис. от хар-ра отношений между объектами, кот. индентифицир-ся шкалой, различают след. виды шкал:

С. Стивенсом предложена классификация из 4 типов шкал измерения:

1) номинативная, или номинальная, или шкала наименований;

2) порядковая, или ординальная, шкала;

3) интервальная, или шкала равных интервалов;

4) шкала равных отношений.

 

1) Номинальная – иногда наз. классификационной, т.к. упорядочивает изучаемые объекты в классы, не пересекающиеся м-ду собой. Она основыв-ся на выявлении у объекта наличия или отсутствия опред. признака. Эта шкала лежит в основе всех шкальных процедур.

Название же не измеряется количественно, оно лишь позволяет отличить один объект от другого или одного субъекта от другого. Номинативная шкала – это способ классификации объектов или субъектов, распределения их по ячейкам классификации.

Простейший случай номинативной шкалы – дихотомическая шкала, состоящая всего лишь из двух ячеек, например: «имеет братьев и сестер – единственный ребенок в семье»; «иностранец –соотечественник»; «проголосовал «за» – проголосовал «против»» и т.п.

Расклассифицировав все объекты, реакции или испытуемых, можно перейти, от

наименований к числам, подсчитав количество наблюдений в каждом классе. Номинальная шкала позволяет подсчитывать частоты встречаемости разных наименований или значений признака и затем работать с этими частотами. Единица измерения, которой мы оперируем – это одно наблюдение.

Операции с числами для номинативной шкалы.

1) Нахождение частот распределения по пунктам шкалы с помощью процентирования или в натуральных единицах. Нетрудно подсчитать численность каждой группы и отношение этой численности к общему ряду распределения (частоты).

2) Поиск средней тенденции по модальной частоте. Модальной (Мо) называют группу с наибольшей численностью. Эти две операции дают представление о распределении психологических характеристик в количественных показателях. Его наглядность повышается отображением в диаграммах.

3) Самым сильным способом количественного анализа является установление взаимосвязи между рядами свойств, расположенных неупорядоченно. С этой целью составляют перекрестные таблицы. Помимо простой процентовки в таблицах перекрестной классификации можно подсчитать критерий сопряженности признаков по Пирсону.

 

2) Порядковая (ранговая) – совок. рассматриваемых объектов не только классиф-ся в группы, но м-ду группами устанавлив-ся опред. порядок, строгая последоват-ть. Эта шкала предусматр. сопоставление уровня интенсивности определяемого признака у исследуемых групп объекта и располож-е их по признаку (>, <), но без указания насколько > или <.

Если в шкале наименований было безразлично, в каком порядке расположены классификационные ячейки, то в порядковой шкале они образуют последовательность от ячейки «самое малое значение» к ячейке «самое большое значение» (или наоборот).

Это полностью упорядоченная шкала наименований, она устанавливает отношения равенства между явлениями в каждом классе и отношения последовательности в понятиях

больше, меньше между всеми без исключения классами.

Упорядоченные номинальные шкалы общеупотребимы при опросах общественного мнения. С их помощью измеряют интенсивность оценок каких-то психологических свойств, суждений, событий, степени согласия или несогласия с предложенными утверждениями. Весьма часто употребляемая разновидность шкал этого типа – ранговые. Они предполагают полное упорядочение каких-то объектов.

Пример: закрытый дифференцированный ответ на пункт опросника:

- полностью согласен;

- пожалуй, могу согласиться;

- не уверен;

- скорее не согласен;

- совершенно не согласен.

Операции с числами.

Интервалы в этой шкале не равны, поэтому числа обозначают лишь порядок следования признаков. И операции с числами – это операции с рангами, но не с количественным выражением свойств в каждом пункте.

1) Числа поддаются монотонным преобразованиям: их можно заменить другими с сохранением прежнего порядка. Так вместо ранжирования от 1 до 5 можно упорядочить тот же ряд в числах от 2 до10. Отношения между рангами останутся неизменными.

2) Суммарные оценки по ряду упорядоченных номинальных шкал – хороший способ измерять одно и то же свойство по набору различных индикаторов.

3) Для работы с материалом, собранным по упорядоченной шкале, можно использовать, помимо модальных показателей (Мо), поиск средней тенденции с помощью медианы (Ме), найти среднее арифметической (М) и сделать оценку разброса данных с помощью дисперсии (D) и стандартного отклонения (σ).

4) Наиболее сильный показатель для таких шкал – корреляция рангов по Спирмену или по Кендаллу. Ранговые корреляции указывают на наличие или отсутствие функциональных связей в двух рядах признаков, измеренных упорядоченными шкалами.

 

3) Интервальная – она в отличие от порядковой не только устанавливает отношение >,<, но и позволяет фиксир-ть размер интервала. Эта шкала предст. собой полностью упорядоченный ряд интервалов, кот. в совок-ти охватывают все поле значений анализированного признака.

Интервальная шкала – это шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц – меньше на определенное количество единиц». Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии.

Шкала интервалов представляет собой полностью упорядоченный ряд с измеренными интервалами между пунктами, причем отсчет начинается с произвольно от выбранной величины (нет абсолютного нуля).

Пример: шкала стандартного IQ - показателя

Операции с числами в интервальной метрической шкале богаче, чем в номинальных

шкалах.

1) Точка отсчета на шкале выбирается произвольно.

2) Все методы описательной статистики.

3) Возможности корреляционного и регрессионного анализа. Можно использовать коэффициент парной корреляции Пирсона и коэффициенты множественной корреляции, что может предсказать изменения в одной переменной в зависимости от изменений в другой или в целом ряде переменных.

 

4) Шкала отношений – имеет нулевую точку, кот. указывает на полное отсутствие измеряемого признака. Все значения показателя сравниваются с эталоном измерения и м.б. измерены без относительно друг друга.

Шкала равных отношений – это шкала, классифицирующая объекты или субъектов пропорционально степени выраженности измеряемого свойства. В шкалах отношений классы обозначаются числами, которые пропорциональны друг другу: 2 так относится к 4, как 4 к 8. Это предполагает наличие абсолютной нулевой точки отсчета. Считается, что в психологии примерами шкал равных отношений являются шкалы порогов абсолютной чувствительности. Тем не менее, возможности человеческой психики столь велики, что трудно представить себе абсолютный нуль в какой-либо измеряемой психологической переменной. Абсолютная глупость и абсолютная честность – понятия скорее житейской психологии.

 

Результатом любого И. является некий набор количественных шкальных значений, репрезентирующих уровень данного свойства у каждого измеренного индивида. За небольшими возможными исключениями (подобными IQ), психол. И. не имеет широко принятых и четко определенных измерительных шкал.

Психологи обычно обходят эту проблему, предпочитая выражать индивидуальный результат в единицах относительного положения в группе сравнения (нормативно-ориентированное И.) или сравнивать его со стандартом минимально допустимого уровня умения или владения материалом (содержательно- или критериально-ориентированное И.), а не в единицах шкал, к-рые имеют независимое значение.

 

3. Шкала социальной желательности (шкала достоверности)

Шкала социальной желательности - специализированная (служебная) шкала теста-опросника, с помощью которой измеряют тенденцию к социальной желательности у данного конкретного испытуемого. Эта шкала позволяет отбраковывать недостоверные протоколы. Другое название - "шкала лжи", шкала достоверности.. В настоящее время в литературе дается следующее определение социальной желательности: социальная желательность - это тенденция испытуемых отвечать на вопросы теста так, чтобы выглядеть "социально положительным": если возможен "социально желательный" ответ (Клайн П.).

В последующих зарубежных работах, а также в исследованиях А. Г. Шмелева и В.И. Похилько факторной структуры пунктов тест-опросников было выявлено, что фактор социальной желательности имеет особую силу в ситуациях «экспертизы», то есть принудительного обследования, когда испытуемые имеют основания маскировать свои психологические особенности.

Для того, чтобы избежать социальной желательности некоторые авторы создают шкалу лжи (например, Айзенк в тестах ЕРI и EPQ), в которую вводят особую группу заданий для выявления тех лиц, которые склонны давать социально одобряемые ответы. Они состоят из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые, увы, иногда совершаются большинством людей. Набравший наибольшее количество баллов по такой шкале рассматривается как дающий социально одобряемые ответы, а поэтому его показатели по тесту могут быть проигнорированы.

 

Вопрос 15

Профессионально-этические нормы и принципы в психодиагностике

 

Поскольку в нашей стране практическая психология является относительно молодой и пока недостаточ­но структурированной отраслью, она не имеет действующих органов и способов контроля за практикой отдельных психо­логов. Поэтому предлагаемые «Нормы...» не носят характера закона, обязательного для исполнения, их нарушение не может повлечь за собой каких-либо официальных санкций. Цель «Норм...» — дать практи­кующим психологам четкие ориентиры в том, что касается этики поведения психо­диагностических обследований. В основе «Норм...» лежат общепризнанные права человека, и основным критерием и кон­тролером их выполнения должна являться профессиональная честность и гуман­ность самих психологов.

 

Две основные причины не­обходимости контроля за использованием психодиагностических тестов таковы:

а) предотвратить всеобщую доступность содержания теста, которая делает его невалидным;

б) гарантировать использование тестов только квалифицированными специа­листами.

Для того чтобы предотвратить непра­вильное употребление психологических тестов, возникает необходимость в соблю­дении ряда требований как к разработке и проведению самих тестов, так и к исполь­зованию их результатов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.