Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Основные нарушения энергетического обеспечения психической деятельности




Иммунитет

 

Уровень активации, энергоснабжения и стато-кинетического БШlанса психических процессов.

Уровень 1 - уровень ощущений и управления собственным телом - является базовым для организации двигательных актов вышележащих уровней. Он обеспечивает и регулирует общий энергетический, активационный фон, на котором разыгрываются все психические функции; поддерживает тонус мышц, Т.е. совокупность явлений гибкого и пластичного реагирования возбудимости мышечного массива в условиях работы целостного организма, как текучее состояние подготовленности нервно­мышечной периферии к избирательному принятию эффекторного процесса и его реализации. Обеспечивает наиболее экономичные (сточки зрения энергетики и иннервации) формулы движения, организуя высокослаженные, максимально экологичные (адаптивные) движения всего тела.

Ведущей афферентацией 1 уровня является афферентация собственного тела (проприоцептивная, протопатическая и интероцептивная чувствительность). Тело на этом уровне есть и исходная система координат, с которой соотносятся рецепции движения, и конечная их цель.

Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в:

- аффективной и активационной лабильности; быстрой

истощаемости; обилии органных дизритмий, внешне особенно ярко заметных в дыхании;

различного рода мышечных дистониях (гипо- и гипертонус), треморе; общей диспластичности, неловкости и недостаточно дифферецированной координации в пространстве собственного тела; бедности выразительных движений;

- наличии небольшого числа сенсо-моторных автоматизмов и избыточного количества синкинезий на фоне ослабления пусковых и тормозных механизмов, дефицита собственной инициативы, фиксации ригидных телесных установок.

Возникающие на данном этапе коррекционные задачи

связаны соответственно с устранением и нивелировкой дисфункций 1 уровня.

Основополагающей проблемой при этом является обеспечение и регуляция общего активационного фона, необходимого и достаточного для протекания всех психических процессов, Т.е. возникает закономерная необходимость повышения энергетического потенциала. Нарушения тонуса, истощаемость, дефицит собственной инициативы, модально-неспецифические нарушения памяти и внимания, неадекватный аффективный фон и эмоциональная лабильность тесно связаны с низкими значениями общего активационного фона.

Базовыми здесь являются дыхательные упражнения в сочетании с образным представлением и специальными способами повышения энергетического потенциала ребенка.

Для квалификации имеющейся у ребенка недостаточности важно обращать внимание на наличие или отсутствие у ребенка следующих явлений (патофеноменов).

1. гипо или гипертонус

2. мышечные зажимы

3. синкенезии

4. тики

5. навязчивые дыижения

6. вычурные позы

7. регидныетелесные установки

2 группа

1пластичность (ригидность)в ходе действий (нейродинамика), истощаемость, утомляемость, аффективные проявления.

3 группа

1наличие выраженных вегетативных реакций, аллергий, энурез,сбои ритмики дыхания (преддыхание) соматические дизритмии, нарушение формулы сна.

4 группа полноуенность конвергенции глаз и полей зрительного восприятия (нет ли игнорирования)

Такие патолфеномены свидетельствуют о препатологическойм состоянии подкорковых образованиймозга, что требует специальнойнаправленной коррекцуии.

Все перечисленное по сути является отражением базального уровня саморегуляции человека, причем непроизвольного, и во многом жестко генетически запрограммированного, функционирующего помимо воли и желания ребенка.

Его полноценный статус предопределяет весь последующий путь развития ВПФ. К концу первого года жизни эти структуры становяться точкой опоры онтогенеза в целом.

Вопросы к теме 2:

1. Перечислить основные функции первого блока мозга. (гомеостаз, иммунитет, ритмические процессы организма и нервной деятельности, регуляция эмоциональных состояний и соматических процессов, функционирование физиологических систем организма, первичная переработка всей внешней и внутренней информации, нейродинамика, регуляция движений, эндокринные и гуморальные процессы, ориентировочная деятельность, неспецифическое внимание и память, базальный уровень регуляции деятельности.)

2. Назовите «верховного главнокомандующего» эндокринной системы. (гипоталамус)

3. Какая структура эндокринной системы является фабрикой по выработке гормонов? (гипофиз)

4. Какова роль эндокринной системы в регуляции жизнедеятельности?

5. Что такой афферентация?

6. Что такое эфферентация?

7. Какие системы входят в первый блок мозга? (эндокринная, гуморальная, стриопалидарная, лимбическая)

8. Перечислить физиологические системы организма

9. Какого значение первого блока мозга в обеспечении базальной регуляции деятельности?

10. Раскрыть основную симптоматику нарушений первого блока мозга. (по А.В.Семенович)

 

 

 

 

 

Кпереди от глубокой центральной борозды располо­жены лобные доли, позади неё - теменные. Латеральные или сильвиевы борозды отделяют от лобных и теменных долей височные доли, а затылочно-теменные борозды отделяют затылочные доли от темен­ных и височных. Различные области коры взаимодействуют друг с другом посредством прямых связей или с помощью ядер таламуса. Существует хорошо развитая сеть проводящих путей, которые позво­ляют коре больших полушарий получать сигналы от подкорковых структур и, в свою очередь, передавать им необходимую информацию. В зависимости от выполняемых функций различные области коры подразделяются на сенсорные, моторные и ассоциативные. К сенсор­ным областям относятся: соматосенсорная кора, занимающая задние центральные извилины, зрительная кора, находящаяся в затылочных долях и слуховая кора, занимающая часть височных долей. Моторная кора находится в передних центральных извилинах и в примыкающих к этим извилинам регионах лобных долей. Ассоциативная кора занимает всю остальную поверхность мозга и подразделяется на префронтальную кору лобных долей, теменно-височно-затылочную (парието-темпорально-окципитальную) и лимбическую, к которой относят внутренние и нижние поверхности лобных долей, внутренние поверхности заты­лочных долей, и нижние отделы височных долей. Префронтальная кора создаёт планы комплекса моторных действий, теменно-височно-затылочная интегрирует всю сенсорную информацию, а лимбическая участ­вует в формировании памяти, эмоций и определяет мотивационные ас­пекты поведения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.