Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПД мышления. Осн. методики. Мышление –наиб. обобщенная и опосред-я форма психич




Мышление – наиб. обобщенная и опосред-я форма психич. отраж-я, устанавл-я связи и отнош. м/д познаваемыми объектами. ПД м-я – сов-ть приемов и методов направл-х на кач-е и колич-е измен-я особ-й мыш-я. Выды мыш-я: наглядно-действенное – вид м-я опирающ-ся на непосредств-е восприят. предметов, реал. преобраз-е в проц-се действий с предметами. Наглядно- образное – вид М, хар-ся опорой на представления и образы, ф-ции образ-го м-я связаны с представлением ситуаций и изменений в ин, кот. ч-к хочет получить в рез-те своей д-ти. Словесно-логич-е – вид М, осущ-й при помощи логич. операций с понятиями. Мыслит-е процессы (это проц-с, кот. предшествует осознание исходной ситуации, кот. явл сознат-м и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, кот. заверш-ся к-либо результ. (нахожд-е реш-я, формир-е сужд-я)): Операции: 1)анализ – мысленное расчлинение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. 2)синтез- обратный анализу проц-с, кот. восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.3)сравнение- мышл-е сопоставляет вещи, явления и их св-ва, выявляя их сходства и различия, что приводит к классификации.4)Обобщение(или генерализация) – отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих с раскрытием существенных связей.Обобщение м/т совершаться путем сравнения, при кот. выд-ся общие кач-ва (соверш-ся вэлементар-х формах м-я), а в более высших формах О. соверш-ся ч/з раскрытие отнош-й, связей и закономерно-й.5)Абстракция – это выделение какой-либо одной стороны, св-ва и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот выделить только ворму. Обобщение и абстракция – явл 2-мя взаимосвяз-ми сторонами единого мыслит-го проц-са, при помощи кот. мысль идет к познанию.

Лущихина выделяет следующие методы исследования мышления:

1)метод самонаблюдения;

2)метод наблюдения (регистрируются эмоциональные компоненты поведенческих реакций);

3)метод беседы;

4)метод анкетирования;

5)лабораторный эксперимент;

6)тестирование (необходима всегда норма для выборки), (сравнения между группами);

7)моделирование мыслительных процессов. Конкретное моделирование очень сложно, обычно используется математическое ил абстрактное моделирование;

8)психофизиологическое исследование (вживление электродов- показатели сложности степени заинтересованности).

ПР-РЫ МЕТОДИК:

- методика Лаченса, направлена на исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач;

- методика Покровского, тест установл. закономерностей. Методика служит для оценки кач-в мышл.: анализ, сравнение, умение делать логич. построения, умения делать тождества и различия, легкости оценивания ассоциат-х связей, скорость переключения).

- тест Лигмана «логические закономерности» направлен на изучение развития уровня мышления;

- методика «инт - ая лабильность» направлена на исследование лабильности.

-у Айзенка есть словесный,математический и др.

Тема 3. Проективне методики в ПД

Понятие проективный метод (приоритет использ-я данного понятия дал Мюррей) – это приемы иссл. Л, в кот. испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на кот. он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации. Их эффективно использовать при выявлении скрытых, латентных или неосознаваемых признаков сторон Л. Признаки, общие для всех проект. методик: 1) неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испыт-й обладает относит-й свободой в выборе ответа или тактики поведения, 2) отсутствие ограничений при выборе ответов; 3) отсутствие оценки.

Преимущества и недостатки проективных методов

1. Большинство п.м. эффективны в качестве ср-ва «наведения мостов» при первых контактах эксп-ра с исп-м. Их цель-отвлечь внимание инд-да от самого себя и тем самым снижает тревожность и осторожность.

2. П.м. менее подвержены фальсификации, чем опросники построенные на сведениях об индивиде.Цель п.м. обычно замаскирована.

3. В руках опытного экспериментатора они могут быть эффективным способом ведения диалога с испытуемым.

4. Ценность п.м. зависит от умения эксп-ра, т.о. и рез-т не может быть оценен независимо от него.

5. Психометрич. Тесты обычно охватыв. Узкую полосу инф., но при высоком уровне надежности. П.м. дают широкую полосу инф., но при низкой надежности. Тип полученных от 1 и той же методики данных может меняться от 1 испытуемого к другому.

Источники проективних методик (Холистическая психол, психоанализ, экспер. исс. Нового взгляда)

Холистическая психол. внесла в проективный метод понимание Л как целостной, уникальной системы. Следовательно, познание субъективного внутреннего мира Л должно исключать ее изучение путем выявления некот. общих закономерностей и их сопоставления со "средней Лю" (как в стандартизованных методах). Отнош. Л и ее соц. окружения есть процесс структурирования "жизненного пространства" в целях создания и поддержания "личного мира". Проективный эксперимент, с т.з. холистической психологии, моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределенной ситуации получает свободу в выборе элементов "жизненного пространства" и способов их структурирования.

Положение проект.метода с т.з. холистической психол:

1. Единство Л и соц. среды, их неразрывность и постоянное взаимодействие

2. Предмет проект иссл – не объективное отнош Л среды, а их субъективная концептуализация индивидов

3. Уникальная сист. познават-х процессов, потребностей и черт, а такде способов адаптации, образующих опред. стиль

Проект метод с т.з. холистич. психол. – это средство изучения путей и способов организации индивида своего физич. и соц. опыта, а также субъективных представлений о себе и своем соц. окружении

Психоанализ главный теор. источник проект. метода

В обоснование проект. Метода Фрейд исходил из существования первичных и вторичных психич. процессов. Первичные – мотивированы, тесно связ. с аффектом, в них находят выражение глубинные бессознательные тенденции Л (это вообр, сновидения, грезы). Вторичные процессы: реальный мир отражается более “объективно” и как бы независимо от аффективного отношения индивида (мышл., восприят).

Самого Фрейда, особенно в ранний период формир. теории психоанализа, интересовали первичные процессы. В частности, воображение и любая др. творч. д-ть рассматривались как самовыражение Л и прежде все­го — ее нереализуемых бессознательных потребностей и мотивов. в период расцвета психоанализа Г. Роршах обнаруживает связь между фантазией и глубинными проявлениями Л. Еще более недвусмысленна позиция Г. Меррея, видевшего цель ТАТ в выявлении неосознаваемых (латентных) потребностей и конфликтов. Меррей, следовательно, отождествлял процесс восприятия неопределенных изображений с фантазированием в его фрейдовском понимании, из чего, в частности, следовало, что содержание апперцепции находится в прямо пропорциональной зависимости от силы доминирующей потребности.

Психоанализ выдел 4 т.з. на проекцию:

1. Классич. проекция – отождествляется с понятием «защитный мех-м», используемый бессознат-й сферой Я, посредством кот. внутр. импульсы и чувства неприемлимые вцелом для Л припис-ся внешн. Объекту и тогда проникают в сознание как измененное восприятие внешн. мира. Проекция – это процесс сознат-го и бессознат-го перенесения субъектом собств. св-в и сосотояний на внешн. объекты

2. Аттрибутивная – в основе лежит приписывание собств. Мотивов, чувств, черт Л др.. людям. Отождествляется с клас сич., но связ только с бессознательным

3. Аутистическая – возникла экспериментально, в процессе иссл-я порога узнавания разл объектов

4. Рационализированная – отлич-ся от классич-й, рационализированной, мотивированной, т.е. испытуемый всегда находит оправдание себе («все так делают»)

Экспериментальные исследования Нового Взгляда

В многочисленных экспериментах New Look было показано, что восприятие эмоц. значимого, но социально-запретного материала (“слов-“табу”, сюжетных картин) в усл. технич. затрудненности процесса его опознания (тахистоскопическое предъявление, использование “шумов”) может подвергаться значительным колебаниям. Это касается как порога опознания, так и воспринятого содержания. Для объяснения этих феноменов выдвигалась гипотеза о трех мех-мах селективности восприятия:

I. Принцип резонанса — стимулы, релевантные потребностям, ценностям Л воспринимаются правильней и быст­рее, чем не соответствующие им.

II. Принцип защиты — стимулы, противоречащие ожиданиям субъекта или несущие информацию, потенциально враждеб­ную “Эго”, узнаются хуже и подвергаются большему искажению.

III. Принцип сенсибильности — стимулы, угрожающие целостности индивида, могущие привести к серьезным наруше­ниям в психическом, функционировании, узнаются быстрее всех прочих.

После того как в одной из своих работ Брунер спец-но подчеркнул близость экспер-й схемы, используемой New Look парадигме проективного исследования, Эриксон и Лазарус опубликовали данные о действии перцептивной защиты и сенсибилизации в тестах Роршаха и ТАТ. Согласно т.з. этих авторов, обнаруженные перцептивные феномены представляют собой частный случай действия мех-мов психол. защиты, ранее описанных клинич-м психоанализом.

Экспер-е данные показали существование индивидуальных различий в реагировании на стрессогенный материал. Так, можно говорить о “репрессорах”, людях истероидного склада с вытеснением в качестве преимущественного типа защиты. Их поведение в жизни, х-р отношений с окружающими людьми, познават-е процессы имеют ряд общих черт: избегание эмоц. насыщенных ситуаций, “забывание” событий, связ-х с собственными неудачами, амбивалентные чувства к родителям, секс. проблемам и соц. явлениям; для них хар-н высокий уровень тревожности, ригидность мышления и восприятия и т. д. Испытуемые с подобным набором личностных особенностей чаще всего и демонстрируют феномен перцептивной защиты.

Благодаря иссл-м New Look вопр. о возможности прямой диагностики потребностей по данным проективных тестов получил свое окончат-е разрешение.Была доказана связь м/д содержанием потребности, ее интенсивностью и проект-м выражением. Оказалось, что потребности, не несущие угрозы “Я”, т. е. соц-но приемлемые, но в силу объективных обстоятельств не находящие удовлетворения в открытом повед., могут непосредственно (аутистически) проявляться в проективной продукции. Экспер-ты New Look способствовали также переориентировке проективных иссл-й на диагностику защитных мех-мов и их специфических форм в том или ином, тесте.

Классификация проективних методик

Проек. метод-прием исслед. Л в кот. испыт-го помещают в ситуацию, р-цию на кот. он осущ-т в завис-ти от знач-я для него этой ситуации. Признаки п.м.:неопред-ть,неоднознач.стимулов,кот.использ-ся;отсут.огранич. при выборе ответов; отсут.оценки отв-в как прав-х,т.и неправ. КЛАССИФ.:

Франкл

· конституивные-вкл в себя:оформл-е стимулов,придание им суб-го смысла(тест Роршаха);

· конструктивные-созд-е из оформл.деталей осмысленного целого и толков-е его(т.Миро);

· инрерпретатив-е-истолков.к-л события или ситуации исходя из собств.соображ-й(ТАТ);

· катарктические-осущ-е игровой д-ти в спец.орг-ных услов-х (психодрама);

· рефреактивные-анализ особ-тей комуник.д-ти (КАС);

· экспрессивные - рисов.на своб.тему (несущ.животн-е);

· импрессив.-предпочт. одних стимулов,как наиб.желат-х к др-м.;

· оддетивнные - заверш.предлож.,рассказа;

· семантич.-означ.эмоц.отнош.к обьекту как выражение личного смыла (репертуарные решетки Келли)

Соколова - разраб

· методики структуирования - тест чернильных пятен Роршах;

· конструированные- тест Миро и его разл. модификации;

· интерпритации - ТАТ, т.фрустрации Розенцвейга;

· методики катарсиса - психодрама, проект. игра;

· методики изуч. экспрессии – анализ почерка, особ-ти речевого общения

· метдики дополнения - неоконч. предл., ассоц-й тест Юнга;

· методики изуч. продуктов творчества - рисуночные тесты

Рабин - предл.использ.в кач-ве основ-я для классиф.-типы р-ции испыт.на стимульн. матер-л:

· ассоциация как способ р-ции;

· конструкция;

· реш-е или дополн.;

· экспрессия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.