Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие совестного портрета, требования, предъявляемые к его составлению




Судебно-автороведческая экспертиза.

В гражданском праве и криминалистике различные подходы к понятию автора. Формальный подход: автором является отправитель этого документа (по названию и адресу фирмы на бланке). А есть фактический автор-исполнитель (юрисконсульт – фактический составитель -> оператор-исполнитель). Т. е. Установление автора – большая проблема. И в исполнительных документах различается составитель приказа, указа и исполнитель (указывается его код, если не подпись). – Так должно быть и в юридической практике.

В криминалистике автор – тот, кто составил документ. Часто автор не тождествен исполнителю документа. Нужно доказать, совпадают они или различаются. Нужно назначать автороведческую экспертизу.

Письменная речь – индивидуальное, устойчивое явление, проходит этапы формирования, как почерк. На это влияют внутренние и внешние факторы. Внутренние – быстрота протекания нервных процессов (1-я или 2-я система преобладает). Авторы делятся на:

- мыслительный тип

- эмоциональный (художественный) тип

- смешанный тип.

2-й фактор – быстрота протекания психических реакций. Плюс уровень умственного развития, общий уровень культуры, образования.

Внешний – языковая среда, в которой общается автор. – уровень культуры, образования обучающего в детском саду, школе, семье, какое окружение.

Этапы формирования:

1. Обучение по образцам.

Литературные нормы языка. Но в результате внешних и внутренних факторов – отклонения.

2. Условные рефлексы – ФДК (динамич. стереотип). Закрепляются отклонения в письменной речи.

3. Формирование автоматизма владения письменной речью.

Идентификационные признаки человека:

- общие

- частные.

Общие признаки письменной речи:

- Общий уровень владения письменно речью (высокий, средний, низкий): -развитие речи, богатство письменной речи, культура языка, насколько развит мыслительный процесс.

- Стилистические навыки письменной речи:

- каким стилем человек владеет, смешивает ли разные стили, использует разговорный язык, не владея стилем;

- лексические особенности (неологизмы, жаргонизмы, варваризмы – неправильное употребление, диалектизмы)

- архитектоника письменной речи (построение, выделение частей изложения текста).

Частные признаки:

- индивидуальные ошибки (грамматические, лексические, стилистические) – должны быть устойчивыми для данного человека, повторяться.

Проблема: юридические тексты короткие, устойчивость не проследить.

Назначение автороведческой экспертизы.

Когда нужно установить конкретного автора, если есть сомнения: автор = исполнитель, кому из них принадлежит ошибка и т. п.

Когда нет лица и образцов письменной речи, необходимо установить, одним ли автором выполнены документы, какими характеристиками обладает автор. Можно установить: интеллектуальный, культурный, образовательный уровень, какой вид образования (гуманитарное, техническое и их виды), родной язык, место длительного проживания в той или иной местности, профессию.

Последние разработки: определение, под диктовку, путем переписывания или самостоятельно выполнен текст. Проблема: маленький объем исследуемого материала.

Требования автороведов: не менее 500 слов в исследуемом тексте. Добывание материалов для сравнения (свободных, условно-свободных, экспериментальных). Очень трудно найти свободные образцы, а они должны быть в минимум 7 раз больше по объему исследуемого документа. А свободные образцы важнее, чем при почерке.

Нов.: Автороведы уже соглашаются на направление зафиксированной устной речи. – Не может быть использована для установления личности автора, но можно установить личностные характеристики.

Могут быть любым способом изготовлены документы – рукописные, компьютерные, типографские, факсы. Это преимущество по сравнению с почерком.

Очень ограниченные возможности: в экспертном учреждении должен быть в штате филолог – в качестве базового образования – со специализацией в области УПП, судебной экспертизы.

Только 1 учреждение – Центр Минюста на Некрасова. В ЭКУ нет, о ФСБ нет информации.

Методики пока не так унифицированы и стандартны (в отличие от почерковедения), т. к. это новое направление. Есть различные методики и рекомендации, что затрудняет оценку заключений. Есть 2 уровня изучения информации в письменной речи:

- аудитивный (эксперт применяет свои знания и свой опыт) – очень распространен, особенно в Северо-Западном регионе, т. к. нет математической обработки информации.

- Применение инструментальных методов – статистических, прежде всего. Они не всегда используются. Право назначать дополнительную, повторную экспертизу в Москве.

В ФСБ большие каталоги эталонов высшего образования, культурного развития и т. п.

Новые методики определения, под диктовку или путем переписывания выполнен текст.

Диктовка. (для экспертов) 1. Определение количественной корреляции между разными группами ошибок (нарушается при диктовке). (для юристов) 2. Если диктовка – разрыв между уровнями владения письменной речью и почерком, может быть высокий уровень письменной речи и низкая степень выработанности почерка при диктовке. 3.Отсутствие ошибок, которые требуют знания сложных правил грамматики и пунктуации, и наличие простых. 4. Наличие пропущенных букв, буквосочетаний. 5. Неправильные окончания слов, неразборчивые, их отсутствие.

Переписывание.

3 и 2 признаки те же. Повторение одних и тех же буквосочетаний и слов. Постанова знаков препинания не перед нужным словом, а после него, человек не всегда себя контролирует. Проблема актуальна при захвате заложников, похищении человека.

Методика определения пола человека.

Не всегда эксперты дают категорическое заключение о поле, а дают характеристику – характерно для маскулинных или феминных текстов (окраска).

Для женщин актуально занять положение в обществе, социальный статус. Поэтому письменная речь женщин более грамотна, соответствует нормам литературного языка. Больше литературных оборотов, т. к. женщина больше читает художественной литературы, а мужчина – газеты и журналы. Для мужчины не важен социальный статус, мужчина небрежен к письменной речи, больше диалектизмов, разговорных оборотов.

У мужчин при письменной речи функционирует левое полушарие, а у женщин то и другое. Разработки физиологов: речевые центры в левом и правом полушарии, но речь женщин более эмоциональна, лучше работает правое полушарие: большое количество прилагательных, которые не всегда согласуются между собой и с существительными («ужасно красиво»), «чрезвычайно», «необыкновенно» - аффектированность, гиперболы («умру, но не…»).

Влияет круг интересов мужчины и женщины. У женщин на первом плане одежда, украшения, квартира, а потом дети, мужчина. У мужчины – спорт, автомобиль, компьютер, служебные интересы (нет темы детей, семьи).

Существенные различия в построении письменной речи, содержательной части текста. Изложение мужчины всегда абстрактно, обобщенно, начинается непосредственно с темы. Для женщины характерна конкретика (как видят), много вводного материала, отступлений от основной темы, отсутствуют аргументы (характерны для мужчин). Построение предложений: для мужчин характерны сложноподчиненные предложения с аргументами, а у женщин – простые, сложносочиненные.

Употребление ненормативной лексики присуще тем и другим. Но очень изощренное анонимное письмо – от женщины. Но у мужчины это в контексте и со смыслом, а у женщины – бессмысленное нагромождение.

41. Признаки внешности человека – их свойства и классификация.

Многочисленные и разнообразные особенности внешности человека образуют три основные группы признаков: анатомические, функциональные и сопутст­вующие. Анатомические и функциональные признаки считаются собственными и являются основными в идентификации человека. Сопутствующие — это при­знаки одежды и других предметов, характеризующие косвенно внешний облик человека и способствующие его отождествлению.

К анатомическим признакам относятся размеры, форма, контур, положение, цвет и особенности стро­ения отдельных частей лица и тела.

Под размерами понимаются количественные харак­теристики тела в целом и его отдельных частей, а также их пропорции (высота, ширина, глубина). Форма — это характер линий и плоскостей, которыми ограничивают­ся отдельные части тела человека. Контур — это характер внешних линейных очертаний тела человека. Положение — местонахождение того или иного анатомического, эле­мента тела или его деталей по отношению к другим элементам, точкам или каким-то иным ориентирам. Особенностями называются признаки, которые сравни­тельно редко встречаются у других людей, дополнитель­но характеризуют какую-то черту лица или тела челове­ка. Например, к числу особенностей относится асим­метричность, которая заключается в несоответствии каких-то парных элементов внешности человека (глаз, ушей, рук и т.п.).

Функциональныепризнаки характеризуют внешнее проявление жизнедеятельности человека. Среди них наиболее выраженными и доступными наблюдению яв­ляются признаки, характеризующие осанку, походку, жестикуляцию, мимику и речь.

Осанка определяется положением головы по отно­шению к вертикали и туловищу, а также положением туловища относительно вертикали. Осанка характери­зуется и привычным положением рук. Она может быть прямая, сгорбленная, сутулая, свободная или распу­щенная. Положение рук может быть вдоль туловища, за спиной, на бедрах, в карманах и т.п. Голова - от­кинута назад, наклонена вперед, склонена на бок, вправо или влево. Походка определяется главным об­разом взаимным положением ног, рук и корпуса в различные моменты движения, а также темпом ходь­бы. Она характеризует человека в движении и может быть медленной, тяжелой, шаркающей, подпрыгиваю­щей, семенящей, вихляющей, вразвалочку, быстрой, с размахиванием руками и т.д.

Жестикуляция проявляется в особых движениях рук, к которым прибегают с целью повышения выразитель­ности речи. Она различается по характеру движений, содержанию и степени выразительности (оживленная, сдержанная и т.п.).

Мимика задается движением мускулов лица и явля­ется привычным способом выражения определенного состояния или чувства. Она может быть маловырази­тельной или развитой, проявляться в прищуривании глаз, поднятии бровей, прикусывании губ и т.п.

Речевые функции характеризуются элементами соб­ственной речи и речевого механизма. Они проявляются в языке, диалекте и акценте. Речевой механизм характеризуется особенностями произношения и голоса. Речь может быть медленной, быстрой, спокойной, внятной, возбужденной. Иногда проявляются картавость, шепелявость, гнусавость, а также элементы местного говора или определенного акцента. Голос в зависимости от силы звучания может быть: слабый, средний или сильный, по тембру — бас, баритон, тенор, альт, фальцет; по частоте — глухой, звонкий, чистый, хрип­лый, сиплый.

Поведение человека проявляется внешне в различных привычках и манерах и выражается в особенностях вы­полнения определенных действий, например, здоро­ваться с окружающими, приглаживать волосы, смеять­ся, тушить окурок, держать сигарету и т.п.

Большую ценность в идентификации личности пред­ставляют особые приметы, т.е. редкие признаки, которые придают внешности человека ярко выраженный индивидуальный характер. Такие приметы могут быть анато­мическими, функциональными, относиться к одежде, украшениям человека. Особые приметы, которые легко доступны наблюдению и сразу же обращают на себя внимание, принято называть в криминалистике броски­ми приметами. К особым приметам анатомического ха­рактера относятся очень малый или большой рост, цве­товые аномалии во внешности, родимые пятна, боро­давки, рубцы, шрамы, татуировки и т.п. Особыми приметами функционального характера являются рез­кие отклонения от нормальных движений отдельных частей тела или нормальных положений (хромота, де­фекты произношения, заикание, тик и т.п.).

Отображения внешнего облика человека, используе­мые в криминалистике, принято делить на субъектив­ные и объективные. Субъективные отображения возни­кают в результате непосредственного зрительного вос­приятия человека или его останков другим лицом. Нередко наблюдение впоследствии дополняется вос­произведением мысленного образа в материально-фиксированном виде (рисунком или описанием). Наиболее распространенным субъективным отображением явля­ется мысленный образ. Он может использоваться непо­средственно (при опознании одного лица другим) или опосредованно через описание, фото-, видео- и кино­изображение.

 

Словесный портрет — криминалистический методописания внешности человека с использование единых терминов, осуществ­ляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов. Правила описания по методу словесного портрета базируется на принципах единообразия применяемой терминологии, систем­ности - последовательность (очередность) описания и полноты - подробная характеристика каждого элемента.

■ Сначала описываются общефизические признаки внешно­сти (пол, возраст, национальность, рост, телосложение) далее ана­томические признаки отдельных частей тела и элементов, после этого функциональные и сопутствующие признаки.

■ Описание осуществляется по схеме «от общего к частному» и «сверху вниз». При этом сначала характеризуют фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, отдельные его элементы, шею, пле­чи, грудь, руки, ноги.

■ Каждый из анатомических элементов характеризуется по форме, размеру и положению, а некоторые — по цвету.

При описании формы элементов — используют наименование геометрических фигур (круглый, овальный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и др.).

При описании размеров элементов — их относительное отно­шение к другим элементам, при этом характеризуется высота, длина, ширина, количество и т. д. Градация величин бывает трех­членная: большой, средний, малый; пятичленная — добавляется очень большой и очень маленький и семичленная — добавляется выше среднего и ниже среднего.

Положение элемента определяется относительно вертикаль­ных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. д.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное).

По цвету характеризуют волосы (черные, рыжие, седые), гла­за (карие, голубые), цвет кожи (желтая, красная, пигментные или родимые пятна), татуировки.

■ При описании должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины, позволяющие устранить разночте­ния и обеспечивающие единообразие и точность описания.

Анатомические признаки описываются применительно к двум ракурсам: вид спереди (анфас) и вид сбоку (правый профиль).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.