Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слайд 3




Слайд 1 Тема 1. Гендер и гендерная идентичность. Современные направления развития гендерной проблематики.

Тема 2. Гендерная идеология

План:

1. Гендерные роли. Кросскультурные исследования гендерных ролей.

2. Гендерные стереотипы.

3. Гендерные предубеждения и гендерные установки.

Слайд 2 План:

1.Понятие «гендер». Дифференциация понятий «половая идентичность», «полоролевая идентичность», «гендерная идентичность».

2.Проблемы формирования и развития гендерной идентичности в различных концепциях и теориях.

3.Формирование гендерной идентичности как психолого-педагогическая проблема.

1. Понятие «гендер». Дифференциация понятий «половая идентичность», «полоролевая идентичность», «гендерная идентичность».

Современная социально-психологическая наука различает понятия «пол» и «гендер».

Слайд 4 Пол обычно обозначает широкий «комплекс репродуктивных, соматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или девочку, мужчину или женщину».

В более точном значении полом называется набор анатомо-морфологических признаков, по которым различаются и репродуктивно дополняют друг друга особи одного вида.

Слайд 5 Таким образом, употребление понятия «пол» уместно, когда речь идет о биологической детерминации отличий мужчин и женщин.

Слайд 6 Понятие «гендер» употребляется с целью отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека.

Слайд 7 Гендер – это «осознанное значение пола, социокультурная манифестация факта пребывания мужчиной или женщиной, освоенные характеристики, ожидания и модели поведения» [179; 60].

Не пол, а именно гендер обуславливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии, род занятий мужчин и женщин.

Слайд 8 В английском языке, в отличие от русского, разграничиваются понятия социально пола (gender) и биологического (sex). «Sex» и «гендер» находятся на разных полюсах в жизни человека.

Слайд 9 «Sex» является стартовой позицией, он определяется при рождении и детерминирован биологическими факторами: особенностями протекания биохимических процессов, гормональным статусом, генетическими различиями, анатомией.

Слайд 10 «Гендер» – это своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью.

Многие исследователи предлагают свое видение проблем гендерной теории, зачастую подменяя гендерную проблематику проблемой пола, используя половую классификацию в качестве методологической предпосылки для гендерного исследования. В современной науке нет единого толкования термина «гендерная идентичность».

Слайд 11 Следует отметить, что не всеми авторами специально дифференцируются понятия «гендерная идентичность», «полоролевая идентичность» и «половая идентичность». С нашей точки зрения эти понятия не являются тождественными.

Наиболее часто встречающееся определение половой идентичности представлено в психологическом словаре:

Слайд 12 Половая идентичность – единство самосознания и поведения индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующемуся на требования соответствующей половой роли.Акцент делается на согласованности сознания и поведения, которая определяются половыми ролями.

Некоторые авторы, как отмечают Я. Л. Коломинский и М. X. Мелтсас, разделяют понятия половой идентичности и полоролевой идентичности:

- половая идентичность — понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу;

- Слайд 13 полоролевая идентичность — знание и усвоения ролей мужчины и женщины.

Большинство исследователей отмечают симбиоз физиологических и социальных влияний на формирование и становление половой идентичности.

Теперь обратимся к более подробному анализу понятия «гендерная идентичность».

Слайд 14 По определению Т.В. Бендас, гендерная идентичность означает и отождествление себя с определенным полом, и отношение к себе как к представителю определенного пола, и освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик.

Н. Смелзер считает, что гендерная идентичность «связана с нашим представлением о своем поле – чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной».

Слайд 15 По мнению Дж. Лорбер гендерная идентичность - это личное восприятие своей половой принадлежности в связи с предписанными полу социальными функциями и статусом.

И.Л. Коган предлагает свое понимание гендерной идентичности в соответствии с развиваемой автором теории. Гендерная идентичность понимается им как своеобразный информационный фильтр, через который просеивается входящая и исходящая информация.

Слайд 16 И.С. Клецина рассматривает гендерную идентичность как многоуровневую и сложноорганизованную структуру, выделяя в ней три компонента:

Слайд 17 -когнитивный (познавательный) – осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности-женственности. Это образ Я как мужчины или женщины, осознание степени соответствия-несоответствия черт как представителя гендерной группы;

Слайд 18 - аффективный (оценочный), который предполагает оценивание психологических черт и особенностей ролевого поведения исходя из эталонных представлений о маскулинности-фемининности;

Слайд 19 - конативный (поведенческий), включающий самопрезентацию как представителя гендерной группы и способы разрешения кризисов идентичности на основе выборов способов поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями.

В приведенных выше примерах определений половой и гендерной идентичностей можно отметить наличие общих моментов. И в первом и во втором случаях речь идет о важном аспекте самосознания, об ощущении человеком себя как представителя определенного пола, что в свою очередь налагает отпечаток на особенности поведения, соотносимых с понятиями маскулинности и фемининности.

Слайд 20 Не смотря на определенное сходство, в феномене половой идентичности в первую очередь акцентируются соматические признаки, на основе которых формируется идентичность человека как представителя определенного пола, а в Слайд 21 гендерной идентичности на первый план выходят социокультурные параметры категорий «мужское» и «женское», в соответствии с которыми человек идентифицирует себя с конкретной гендерной группой, конструируя свою идентичность как представитель какого-либо пола.

Гендерная идентичность не статична, происходящие изменения определяются получаемыми в течение жизни знаниями человека о себе в процессе взаимодействия с окружающим миром, изменяются социальные роли, жизненные цели и мировоззрение.

Слайд 22 Существуют три уровня явлений, которые объясняют возникновение и трансформацию гендерной идентичности: биологический, психологический и социальный.

Слайд 23 Биологический уровень – это ресурс женщин и мужчин как индивидов, начиная с клеточного уровня и до системы строения органов. Это структурные и функциональные возможности организма, обуславливающие условия жизнедеятельности мужчин и женщин.

Слайд 24 Психологический уровень – это личностный ресурс, используемый при конструировании идентичности, в который входят когнитивные способности, мотивационно-волевая сфера, ценности, ориентации и др.

Слайд 25 Социальный уровень – это социальные трансформации, превалирующая в обществе идеология, обуславливающая общественные отношения мужчин и женщин. Социальные изменения могут способствовать реорганизации на поведенческом уровне, изменяя системы ролей и стереотипные модели социальных групп.

Гендерная идентичность играет важную роль в процессах адаптации и саморегуляции. Это одна из базовых структур самосознания. Если в самосознании личности имеется дисгармония и несогласованность, то оно может содержать эмоциональные реакции отвержения или неприятия своего или другого пола. В основе гендерного конфликта лежит представление о полярности мужественности и женственности, закрепленное в период ранней социализации в семье. Эта "ложная дилемма" влияет на самооценку, самоуважение, коммуникативную компетентность, удовлетворенность браком.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.