Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гендерные предубеждения и гендерные установки




Гендерные стереотипы.

Гендерные роли. Кросс-культурные исследования гендерных ролей.

Тема 2. Гендерная идеология

План:

1. Гендерные роли. Кросскультурные исследования гендерных ролей.

2. Гендерные стереотипы.

3. Гендерные предубеждения и гендерные установки.

 

 

1 слайд Тема: Гендерная идеология

Когда ребенок рождается на свет, всегда первым делом спрашивают – это девочка или мальчик?

2 слайд Цели:

1.Обучающая – закрепление основных понятий темы, выработка умений и навыков по решению практических задач и анализу проблемных ситуаций, связанных с этой темой.

2.Развивающая – развитие представлений о гендерной идеологии: гендерных ролях, стереотипах и установках.

3.Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, умение слушать, терпимость по отношению к себе и другим.

3 слайд Литература:

1. Антология гендерной теории / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилен, 2000.

2. Бендас, Т.В., Гендерная психология: Учебное пообие. СПб.: Питер. 2005. С. 200.

3. Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Шон Берн – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007

4. Введение в гендерные исследования. Ч. 1: Учеб. пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХГЦИ, Алтейя, 2001.

5. Здравомыслова, Е., Темкина, А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. Центр независимых социальных исследований. Вып. 4. СПб.: СФПК СПбГУ, 1996.

 

4 слайд ПЛАН

1. Гендерные роли. Кросс-культурные исследования гендерных ролей. 5 слайд

Гендерные роли всегда связанны с определённой нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своём сознании и поведении. Часть этих норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем в виде наставлений родителей или испытывая неодобрения со стороны общества.

6 слайд Гендерные роли представляют собой наборы отличительных характеристик, которые включают аттитюды, черты личности и модели поведения, определяемые культурой как соответствующие тому, или иному полу. Эти представления о соответствии обычно разделяются, в какой-то степени, большинством представителей определенной культуры.

7 слайд Гендерная роль ‒ дифференциации дея­тельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, нор­мативна, выражает определенные социальные ожидания (экспектации), проявляется в поведении. На уровне культуры существует в кон­тексте определенной системы половой символики и стереотипов мас­кулинности и фемининности.

Таким образом, гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют дру­гим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или жен­скому полу.

Другими словами, гендерная роль - это социальное проявление гендерной идентичности индивида.

Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную гендерную роль.

8 слайд Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по признаку пола. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способ­ность женщин к деторождению. В современных обществах давно отпала та социальная необходимость разделения труда на основе детородной способности женщин, которая существовала в архаи­ческих обществах. Большинство женщин работают в производ­ственной сфере вне дома, а мужчины давно перестали быть толь­ко «воинами и охотниками», защищающими и кормящими свою семью. И, тем не менее, стереотипы о традиционных гендерных ро­лях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на домашней сфере деятельности, а от мужчин ‒ в сфере про­фессиональной, общественной.

9 слайд Важную роль в утверждении гендерного стереотипа о закреплении социальных ролей в соответствии с полом сыграла концепци «есте­ственной» взаимодополнительности полов Талкота Парсонса и Ро­берта Бейлса, рассматривавших дифференциацию мужских и жен­ских ролей в структурно-функциональном плане. Согласно их точке зрения, в современной семье супруги должны выполнять две различ­ные роли.

10 слайд Инструментальная роль состоит в поддержании связи меж­ду семьей и внешним миром ‒ это профессиональная деятельность, приносящая материальный доход и социальный статус.

11 слайд Экспрессив­ная роль предполагает в первую очередь заботу о детях и регулирова­ние взаимоотношений внутри семьи.

Каким образом на основе этих двух ролей происходит распределение обязанностей между супруга­ми? Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяет однозначно ее экспрессивную роль, а муж, который не может выполнять эти биологические функции, становит­ся исполнителем инструментальной роли.

Однако феминист­ская критика показала, что в основе дихотомии инструментальное и экспрессивности ‒ при всей ее эмпирической и житейской убеди­тельности ‒ лежат не столько природные половые различия, сколько социальные нормы, следование которым стесняет индивидуальное са­моразвитие и самовыражение женщин и мужчин.

12 слайд Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком к разработке Сандрой Бэм концепции андрогинии, согласно ко­торой человек, 13 слайд независимо от своего биологического пола, может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соеди­няя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества.

14 слайд Это позволяет выделить маскулинную, фемининную, андрогинную модели гендерных ролей.

15 слайд Гендерные роли можно изучать на трех различных уровнях.

16 слайд На макросоциальном уровне речь идет о дифференциации социальных функций по половому признаку и о соответствующих культурных нормах. Описать «женскую роль» на этом уровне ‒ значит раскрыть специфику социального положения женщины (типичные виды деятельности, социальный статус, массовые представления о женщине) через соотнесение его с положением мужчины в рамках данного об­щества, строя.

17 слайд На уровне межличностных отношений гендерная роль производна не только от общесоциальных норм и условий, но и от изучаемой конкретной системы совместной деятельности. Роль матери или жены всегда зависит от того, как конкретно распределяются обязанности в данной семье, как определяются в ней роли отца, мужа, детей и т. д.

18 слайд На интраиндивидуальном уровне интернализованная гендерная роль ‒ производная от особенностей конкретной личности: инди­вид строит свое поведение в качестве мужа или отца с учетом сво­их представлений о том, каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных уста­новок и жизненного опыта.

За последние десятилетия представления о мужских и женских гендерных ролях претерпели серьезные изменения. Может быть, они стали более гибкими и лояльными в отношении женской роли. А может быть, увеличили количество социально одобряемых сфер деятельности женщины (не только дом, но и работа).

Одной из причин изменения гендерных ролей стал рост числа работающих женщин. На современном этапе развития общества женщина уже не может в большинстве случаев быть удовлетворена ролью исполнительницы, все чаще им приходится самостоятельно принимать решения и выполнять функции еще совсем недавно считавшиеся «чисто мужскими». Есть женщины, которые традиционно предпочитают заниматься домом и семьей, но часто вынуждены еще и работать вне дома, обеспечивая семью. Такие мамы чаще воспитывают в своих детях традиционные взгляды на гендерные роли и наоборот эмансипированные женщины склонны и в детях культивировать более либеральное отношение к гендерным ролям.

Либерализация женской роли не могла не вызвать и потребности в смене мужских ролей. Современным мужчинам часто приходиться большее участие принимать в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства.

Понимание и принятие изменившейся ситуации, повлекшей за собой трансформацию гендерных стереотипов и отношений к роли мужчины и женщины в социуме, - одно из решающих условий гармонии в отношениях между мужчиной и женщиной.

19 слайд В последнее время стали развиваться кросс-культурные исследования гендерной идеологии. Выяснилось, что в 20 слайд развитых странах популярна идея эгалитарности (равенства полов), а 21 слайд в традиционных культурах (особенно мусульманских — Индии, Пакистане, Нигерии) идея предпочтения различий между мужчинами и женщинами. В Японии, стране с традиционной гендерной идеологией, различаются взгляды разных поколении: старшее предпочитает идею неравенства, а молодое — равенства, но специфического: многие японские женщины предпочитают лидерство в семье, но не стремятся к лидерству на работе.

Очевидно, недовольство женщин в большей степени возникает там, где их лишают лидерства во всех областях жизни. Во многих культурах только декларировалось, что семья — это епархия женщины, а на самом деле она и там была бесправна. И в тех случаях, когда женщина имеет возможность проявлять свой лидерский потенциал в семье (как в Японии) или когда ее роль в семье ценит общество (как в Польше), женщина не столь ретиво стремится к лидерству в мужском деловом мире, чем в тех культурах, где она занимает полностью подчиненное положение.

Поскольку в коллективистских культурах требуется более жесткое следование индивида нормам и ценностям общества, чем в индивидуалистических культурах, где ценится благополучие отдельной личности, то следует ожидать и более жесткого требования соответствия гендерным стереотипам в первых по сравнению со вторыми.

22 слайд Кросс-культурные исследования гендерных ролей показали, что различия этих ролей связаны с типом культуры:

1) 23 слайд в фемининных культурах с низкой дистанцией власти (страны Скандинавии) семьи являются личностно-ориентированными, с равномерным распределением власти и участием в принятии решений всех ее членов, 24 слайд а в маскулинных культурах с высокой дистанцией власти (Япония, Греция, Малайзия, Мексика) в семьях наблюдается жесткое различие ролей мужчин и женщин, семья представляет собой иерархию, где решения принимает авторитарный глава семьи (чаще муж);

2) 25 слайд в семьях индивидуалистических культур более близкими являются отношения «по горизонтали» (между мужем и женой), 26 слайд а коллективистских — «по вертикали» (между родителями и детьми).

27 слайд 2. Гендерный стереотип.

28 слайд Гендерный стереотипшаблонные житейские представления о различиях между мужчинами и женщинами, предписание мужчинам и женщинам вести себя в соответствии с выработанными в обществе правилами для представителей определенного пола.

29 слайд Гендерный аутостереотип — шаблонное мнение о поведении и характеристиках личности представителей своего пола.

30 слайд Гендерный гетеростереотип — шаблонное мнение о поведении и характеристиках личности представителей противоположного пола.

Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на про­цесс социализации детей, во многом определяя его направленность.

Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и про­фессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одно­му из самых распространенных стереотипов, предписывающих стан­дартные модели ролевого поведения мужчин и женщин. В соот­ветствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями считаются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин ‒ профессиональные роли (работник, труженик, добытчик, корми­лец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин ‒ по наличию семьи идетей. Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые у них могут быть, вторичны по отношению к этим семейным ролям. Для выполнения традицион­ной роли домашней хозяйки женщина должна обладать чуткостью, сострадательностью и заботливостью. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин тре­буются ориентированность на людей и стремление к установле­нию близких межличностных взаимоотношений.

Сегодня гендерные стереотипы меняются, но по-разному у различных слоев общества. Так, 31 слайд стереотип женственности сложился в ХIХ в., но остается популярным до сих пор (особенно у мужчин): женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой и в то же время пассивной и зависимой. 32 слайд Но, по представлениям самих современных женщин, им надо быть умными, энергичными, предприимчивыми — т. е. обладать мужскими качествами.

33 слайд Стереотип маскулинности также изменился: традиционно в него входили физическая сила, подавление нежности, функциональное отношение к женщине и одновременно несдержанность в выражении гнева и страсти. 34 слайд Современный портрет иной: интеллект ценится выше физической силы, допускается проявление нежности и душевной тонкости, требуется обуздание «грубых» чувств, хотя у менее образованных людей стереотип маскулинности остается более традиционным (как и у подростков).

Но в целом можно констатировать, что современная культура, безусловно, отличается по своим представлениям о гендерных различиях и гендерном равенстве от предшествующих культур.

Характерные 35 слайд современные тенденции: радикальная ломка традиционной половой стратификации, ослабление половых различий в поведении (вследствие общей трудовой деятельности и совместного обучения), 36 слайд переход во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами от иерархического соподчинения к равноправию, 37 слайд изменение культурных стереотипов маскулинности-фемининности.

38 слайд – ролик кружок-квадрат

39 слайд 3. Гендерные предубеждения и гендерные установки. Механизм формирования гендерных установок.

40 слайд Гендерные предубеждениянегативная установка (не всегда осознаваемая) по отношению к представителям своего или противоположного пола; проявляется в эмоциональном неприятии, осуждении, отрицательных высказываниях, ограничении контактов.

 

41 слайд – ролик. О новом сотруднике


42 слайд Гендерные установкипозитивный или негативный настрой, отношение к своему и противоположному полу: желание быть представителем определенного пола; предпочтение соответствующих половых ролей, занятий; позитивная или негативная оценка пола.

43 слайд Гендерные установки можно разделить на три группы:

- традиционные,

- эгалитарные,

- неопределенные.

44 слайд Формирование гендерных установок у детей

Исследуя гендерные установки общества, западные ученые считают, что в более неблагополучной ситуации находятся девочки. Однако, в нашей культуре дело может обстоять по-другому: в ней причудливо сочетаются элементы маскулинности и фемининности — мужские качества (лидерство, смелость, решительность, независимость) кажутся более привлекательными на рациональном уровне, однако на эмоциональном уровне более позитивно отношение к фемининным качествам (сочувствие, понимание других, слабость и беззащитность всегда ценились нашим народом) и, может быть, в целом — к женщинам.


В. Е. Каган (2000) называет такое сочетание эмоционально-когнитивным диссонансом (рассогласование маскулинной когнитивной ориентации и позитивного эмоционального отношения к женскому полу). Именно этот диссонанс является механизмом формирования гендерных установок детей 3-7 лет. Были получены очень интересные результаты.

Хотя после 4 лет все дети правильно называют свой пол и свои половые роли, у мальчиков и девочек обнаружены определенные различия. Мальчикипредпочитают все роли своего пола (дяди, мужа, папы), а у девочек сочетаются противоречивые установки: желание быть тетей, но мужем, и тетей, но папой. И девочкам и мальчикам больше нравятся маскулинные роли — из-за их большей привлека-тельности и широких возможностей. В то же время и у тех и у других к седьмому году жизни складывается позитивная оценка женского пола (ярко выраженная одним испытуемым-мальчиком: «Мальчики и девочки одинаковые, но девочки лучше»). Негативный образ Я, характерный для мальчиков, может быть связан с влиянием воспитателей, которые отрицательно относятся к маскулинному поведению.

45 слайд Половые различия в гендерных установках отчетливо проявляются к седьмому году жизни.

46 слайд Механизм формирования этих установок — эмоционально-когнитивный диссонанс (рассогласование маскулинной когнитивной ориентации и позитивного эмоционального отношения к женскому полу).

Этот диссонанс является отражением противоречивости современной культуры.

47 слайд Пути разрешения диссонанса у мальчиков и девочек различны: 48 слайд у девочек когнитивная ориентация на мужской пол (уже на четвертом году жизни) уравновешивается эмоциональной ориентацией на женский пол,

49 слайд у мальчиков когнитивная ориентация на мужской пол (в том же возрасте) сочетается с отсутствием эмоциональной дифференциации мальчиков и девочек. Их негативный образ Я связан с влиянием воспитателей, которые отрицательно относятся к маскулинному поведению.

 

50 слайд – ролик поменялись ролями

51 слайд – СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.