Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система обнаружения пожара




Возникновение пожара на отечественных самолетах контролируется термоэлектрическими системами типа ССП-2А. Системы контроля ССП-2А вырабатывают и выдают в самолетную часть системы обнаружения электрические сигналы о возникновении пожара в контролируемом отсеке. Принцип работы этих систем основан на использовании явления возникновения термоэлектродвижущей силы в датчиках при повышении температуры окружающей их среды. Датчики систем контроля установлены непосредственно в пожарозащищаемых отсеках. Каждый датчик соединен с соответствующим исполнительным блоком по двухпроводной схеме. Передача сигналов от систем контроля к элементам сигнализации в кабине экипажа, в систему пожаротушения, к аппаратуре речевой информации и в систему регистрации режимов полета производится самолетной коммутационной аппаратурой.

Появление дыма в грузовой (пассажирской) кабине контролируется фотоэлектрическими сигнализаторами дыма. Действие сигнализатора состоит в том, что он выдает электрический сигнал в систему сигнализации дыма при уменьшении прозрачности среды, окружающей фоторезистор сигнализатора. Это действие основано на том, что изменение прозрачности среды, окружающей фоторезистор, ведет к изменению освещенности его поверхности, что в свою очередь приводит к изменению электрического сопротивления фоторезистора.

Рассмотрим некоторые системы обнаружения пожара и дыма современных самолетов.

 

 

Система обнаружения пожара в гондолах двигателей самолета Ил-76

Для обнаружения пожара в гондолах двигателей (см.Рис.1) используются четыре комплекта систем ССП-2А.

 

Рис.1

 

Комплект каждой системы состоит из исполнительного блока БИ-2АЮ, 18 датчиков ДПС-1АГ и 18 розеток ССП-2И-РМ. При возникновении пожара системы ССП-2А выдают сигналы на включение световой и звуковой (речевой) сигнализации, на автоматическое включение огнетушителя первой очереди тушения пожара и в систему регистрации режимов полета. Передача этих сигналов от систем контроля производится с помощью восьми реле автоматического включения огнетушителя первой очереди и восьми реле включения сигнализации (по два реле каждого типа на гондолу). Исправность систем проверяется двумя переключателями, установленными на панели "Проверка систем сигнализации".

В гондоле каждого двигателя установлено 18 датчиков обнаружения пожара ДПС-1АГ: по четыре датчика на шпангоутах №2, 4, 5 и шесть датчиков на шпангоуте №3. Датчики соединяются с самолетной частью системы обнаружения пожара через розетки ССП-2И-РМ. Датчики крепятся к розеткам накидными гайками. Розетки крепятся на специальных кронштейнах, установленных на элементах конструкции гондолы. Три датчика, соединенные последовательно, образуют группу. Каждая группа датчиков связана с исполнительным блоком по двухпроводной схеме, проводка в гондолах выполнена с теплостойкой изоляцией. Шесть групп датчиков, размещенных в одной гондоле, подключаются к двум исполнительным блокам - по три группы на блок. Таким образом, каждый исполнительный блок обслуживает шесть групп датчиков, три из которых установлены в гондоле одного двигателя, а три других - в гондоле соседнего двигателя. Четыре исполнительных блока БИ-2АЮ системы обнаружения пожара в гондолах установлены попарно на верхних полках левого (для гондол 1 и 2) и правого (для гондол 3 и 4) отсеков противопожарного оборудования грузовой кабины. Входящие в систему обнаружения пожара в гондолах реле автоматического включения огнетушителя первой очереди и реле включения сигнализации установлены в правом и левом блок-реле управления.

При включенных АЗС напряжение бортовой сети самолета подводится к исполнительным блокам и контактам всех реле системы обнаружения пожара в гондолах двигателей. При возникновении пожара в термобатареях группы датчиков, расположенных в зоне пожара, возникает термоэлектродвижущая сила. При возрастании температуры выше установленного предела (со скоростью, превышающей скорость изменения температуры в нормальном рабочем режиме) величина термоэлектродвижущей силы становится достаточной для срабатывания реле в исполнительном блоке, к которому подключена данная группа датчиков. В результате этого исполнительный блок направляет напряжение бортовой сети к реле автоматического включения огнетушителя первой очереди. Через замкнувшиеся контакты этого реле напряжение подается к запалам пироголовок огнетушителя, к сигнализатору пожара в мнемоническом табло и на обмотку первого реле включения сигнализации о пожаре. Первое реле включения сигнализации, срабатывая, направляет напряжение бортовой сети на обмотку второго реле включения сигнализации о пожаре и на обмотку реле включения главного табло. Через контакты второго реле происходит включение индикатора переключателя подачи огнегасящего состава в гондолу. Одновременно это реле становится на самоблокировку, что обеспечивает горение желтой сигнальной лампы после того, как из системы обнаружения будет снят сигнал о пожаре.

Реле включения главного табло, срабатывая по сигналу первого реле включения сигнализации, направляет напряжение бортовой сети к датчику импульсов ДИ-1А, который включает в режим мигания четыре сигнальные лампы главного табло с надписью "Пожар". Одновременно через контакты этого реле напряжение подается к аппаратуре речевой информации РИ-65 и к самописцу МСРП-64.

После ликвидации пожара и снижения температуры среды, окружающей датчик, ниже установленного предела сигнал о пожаре снимается - система обнаружения возвращается в состояние готовности к действию и выключаются указанные выше элементы сигнализации в кабине за исключением индикатора переключателя подачи огнегасящего состава в аварийную гондолу. По горению этого индикатора члены экипажа могут установить место пожара или место мгновенного воздействия на датчик температуры, вызвавшей кратковременное включение сигнализации и автоматическое срабатывание огнетушителя первой очереди. Индикатор выключается нажатием кнопки "Проверка ламп п/патр. огнетушителей и разблокировка ламп места пожара", при котором происходит размыкание цепи самоблокировки реле включения этого индикатора. Система обнаружения пожара в гондолах двигателей работает аналогично и при проверке ее исправности. При этом сигналом о пожаре служит напряжение бортовой сети, которое подается (через исполнительные блоки) к датчикам обнаружения пожара с помощью переключателей "Гондолы двигателей" на панели "Проверка систем сигнализации".

Система работает от бортовой сети постоянного тока напряжением 27В. Температура срабатывания системы 180-400°С (при скорости нарастания, температуры среды, окружающей датчик, равной 2°С/сек и одновременном нагреве трех датчиков). Система приходит в состояние готовности к действию после тушения пожара при резком снижении температуры среды от 350-330°С за время не более 3 секунд.

Основным чувствительным элементом системы является датчик ДПС-1АГ. Этот дифференциальный малоинерционный датчик точечного типа предназначен для создания термоэлектродвижущей силы при возрастании температуры среды, окружающей датчик, со скоростью, превышающей скорость изменения температуры в нормальных условиях. Чувствительным элементом датчика (см.Рис.2) является термобатарея, собранная из четырех хромель-алюмелевых термопар, соединенных последовательно. Термобатарея имеет инерционные и малоинерционные (по отношению к нагреву) спаи, различающиеся своей массой. Малоинерционные и нерабочие инерционные спаи выполнены в виде шариков. Стальной колпачок предохраняет термобатарею от повреждений. Основание датчика выполнено из термостойкой пластмассы, в которую заделаны контактные штыри из нержавеющей стали, к которым припаивается термобатарея. Диаметр плюсового штыря 2 мм, минусового 1,5 мм. К верхней части плюсового штыря припаяны концы хромелевого элемента, к минусовому штырю - концы алюмелевого элемента. Датчик имеет накидную гайку для крепления к розетке ССП-2И-РМ.

Рис.2

При быстром нагревании термобатареи датчика ее малоинерционные спаи нагреваются значительно быстрее инерционных, в результате чего возникает разность температур нагрева малоинерционных и инерционных спаев и на выходе датчика появляется термоэлектродвижущая сила. При изменении температуры среды, окружающей датчики, со скоростью не ниже 2°С/сек в термобатареях этих датчиков возникает электродвижущая сила, вызывающая срабатывание исполнительного блока. При резком снижении температуры среды до +100°С термоэлектродвижущая сила падает до такой величины, что исполнительный блок возвращается в исходное положение.

Обнаружение перегрева в гондолах двигателя самолета Ил-76

Для обнаружения перегрева в гондолах двигателей при возможном разрушении труб отбора горячего воздуха от двигателей самолет оборудован системой, в которой используются приемники температуры П-77 вар.2 с сигнализаторами 5747Т. При возникновении перегрева в гондоле двигателя система выдает сигналы на включение световой сигнализации на панель управления и сигнализации противопожарной системы и на центральную панель летчиков.

 

Рис.3

 

В систему обнаружения перегрева в гондолах двигателей входят приемники температуры П-77 вар.2 (4 шт.), сигнализаторы температуры 5747Т (4 шт.), реле и светосигнализаторы. Приемники температуры (см.Рис.3) устанавливаются на кронштейнах в каждой гондоле в зоне размещения патрубков отбора воздуха от двигателей между 6 и 7 рамами гондолы двигателя. Сигнализаторы размещены в грузовой кабине на профилях, установленных на панелях потолка кабины у шпангоута № 31, по два сигнализатора с правой и левой стороны от оси самолета. Светосигнализаторы о перегреве в гондолах размещены на двух панелях. Общий светосигнализатор, загорающийся при срабатывании сигнализации при возникновении перегрева в любой гондоле, установлен на кронштейне в верхней части центральной панели летчиков. Светосигнализаторы, срабатывающие только при перегреве в конкретной гондоле, помещены на панели управления и сигнализации противопожарной системы. При повышении температуры воздуха до 180°С в местах установки приемников температуры П-77 вар.2 в их чувствительных элементах изменяется сопротивление. В результате этого на сигнальной диагонали резистивного моста сигнализатора температуры 5747Т, к которому подсоединен приемник температуры, возникает напряжение отрицательной полярности, которое после усиления приводит к срабатыванию ключевой схемы сигнализатора. Сигнализатор через его замкнувшиеся контакты подает напряжение на соответствующие светосигнализаторы "Перегрев", размещенные на панели противопожарной защиты, и на светосигнализатор "ПЕРЕГР ГОНД", установленный на кронштейне на центральной панели летчиков. Лампы сигнализаторов загораются.

Система обнаружения пожара и перегрева в гондолах двигателей самолета Суперджет

Система предназначена для обнаружения пожара и перегрева в пожароопасных отсеках двигателей и сигнализации о них экипажу. Система обнаружения перегрева и пожара в отсеках двигателей построена по принципу контроля температур в зонах возможного возникновения и распространения пламени. Система обнаружения пожара/перегрева каждого двигателя (см.Рис.4) включает в себя восемь двуканальных датчиков, расположенных в отсеке вентилятора и в отсеке газогенератора. Всего на самолете установлено 16 датчиков пожара/перегрева двигателей. Сигналы от датчиков поступают в компьютер пожарной защиты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.