Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типовые следственные ситуации и первоначальные следственные действия по делам об экологических преступлениях в случаях загрязнения водоемов, рек, озер и воздуха




Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по таким делам.

1. Общие вопросы.

В систему преступлений по нарушению эксплуатации транспортных средств включаются преступления на всех видах транспорта (железнодорожный, автомобильный, авиационный, водный).

Самое распространенное – это статья 264 УК РФ – нарушении правил дорожного движения, повлекшее причинение тяжких последствий или смерти.

ДТП – это определенное событие, происшедшее в результате нарушений определенного правила дорожного движения и эксплуатации транспорта, находящееся с данными нарушениями в причинно-следственной связи и повлекшее вредные последствия, предусмотренные УК.

Классификация ДТП:

1. По механизму:

- Столкновение ТС

- Наезды ТС на пешехода, препятствие

- Выпадение пассажира из транспорта

- Опрокидывание транспорта

- Прочие ДТП (схождение трамвая с рельс, падение в обрыв, реку)

Данная классификация принята за основу единого в РФ – учета ДТП в ОВД.

 

2. По субъективно-личностным основаниям:

- По вине водителей (вождение в состоянии опьянения, утомления, несоблюдение правил маневра, превышение скорости, несоблюдение дистанции, неожиданный выезд из своего ряда, неподчинение сигналам светофора, а также просто неверные действия вследствие неправильной оценки ситуации на дороге).

- Вследствие неправильных действий пешехода (движение по проезжей части дороги, переход улиц в местах, не предназначенных для этой цели, неожиданное появление)

- Вследствие нарушений лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспорта (например, нарушение правил обслуживания транспорта, нарушение дорожного надзора за состоянием полотна или организацией движения).

 

Нередко причин бывает несколько, то есть ошибаются, например, водители обоих столкнувшихся автомобилей.

 

2. Крим. характеристика.

1 – механизм и обстановка – самые главные элементы.

Механизм ДТП – это система временных, динамических и иных связей, а также этапов, обстоятельств, факторов, формирующих следы-последствия на взаимодействующих объектах ДТП.

Зная механизм, мы сможем выделить этапы ДТП, определить криминалистически значимые признаки.

Механизм есть двух видов:

- Механизм нарушения правил движения, т.е. какие нормы и как они нарушены.

- Механизм причинения вреда, т.е. разрушительного действия ТС.

2 – Способ крим. поведения участников.

Способ – это система факторов действия или бездействия участников ДТП, оставляющих следы, позволяющие ретроспективно воспроизвести картину происшедшего, особенности поведения (например, бывает, что ДТП маскирует другое преступление, например, убийство).

 

3 – участники нарушения.

Зная личностные характеристики участников, легче разобраться в нарушении.

Все элементы крим. характеристики связаны. Если обстановка ДТП формируется из окружающей среды, особенностей дороги, состояния транспорта, то механизм формируется под воздействием всех элементов крим. характеристики.

 

Устанавливаемые обстоятельства:

1. Суть ДТП.

2. Где, когда, каким образом произошло ДТП.

3. Последствия ДТП (смерть, вред здоровья, имущественный ущерб).

4. Наличие причинной связи между нарушениями правил БДД и наступившими последствиями.

5. Какова форма вины каждого участника (преступная небрежность, умысел, легкомыслие).

6. Кто виноват.

7. Обстоятельства, способствовавшие ДТП (например, гололед).

8. Не имела ли место инсценировка ДТП.

3. Следственные ситуации.

Постановка ситуации Содержание и версии
Ситуация 1 – обстановка зафиксирована без изменений. 1. Водитель известен. 2. ТС известно. 3. Версии следующие: А) ДТП вследствие нарушения водителем ПДД Б) ДТП вследствие нарушения правил пешеходом (внезапный выход из неосвещенной зоны) В) Выпуск в эксплуатацию заведомо неисправного средства лицом осуществлявшим техническое обслуживание (например, с дефектом тормозной части) Г) ДТП вследствие случайного стечения обстоятельств, которые не охватывались предвидением участника ДТП.
Ситуация 2 – обстановка изменена участниками 1. Дополнительные версии к ситуации 1: - Почему изменена обстановка (например, с целью восстановления движения)  
Ситуация 3 – обстановка не изменена, но водитель скрылся 1. Чаще всего при больших повреждениях. 2. Нередко водитель в этих случаях, в состоянии алкогольного опьянения или при угоне ТС. 3. Дополнительные версии: А) О виде ТС. Б) О лице, управлявшем им.
Ситуация 4 – обнаружен труп, но без признаков ДТП 1. Версия о попытке инсценировки ДТП с целью маскировки убийства.    
Ситуация 5 – обнаружен труп, с признаками ДТП, но не на трассе движения.   Версии: А) ДТП, замаскированное под другое преступление. Б) Иное преступление, замаскированное под ДТП. В) Версии о давности и месте наступления события. Г) Версии о виновных лицах.  

 

4. Следственные действия.

1. Осмотр места происшествия.

- В любую погоду и время суток как можно быстрее.

- Несвоевременным осмотром может воспользоваться водитель для уничтожения следов, повреждения узлов машины с тем, чтобы заявить о выходе из строя машины.

- Обеспечивается безопасность движения (знаки, конусы, ограждения).

- Состав следственно-оперативной группы: следователь, сотрудники ГИБДД, специалист криминалист, автотехник, оперуполномоченный уголовного розыска (если скрылся участник), кинолог, судебный медицинский эксперт (если есть труп).

- Сразу необходимо вызвать бригаду скорой помощи (если есть пострадавшие).

- Выявляются данные для определения места события. Времени следообразования, установлению расположения объектов, извлечению материальных источников информации.

- Осмотр участка дороги позволяет установить обстоятельства.

- Изучаются дорожные условия: качество дорожного покрытия, его эксплуатационное состояние, особенности.

- Границы могут быть от нескольких метров, до сотни метров.

- Внимательно изучаются капли масла, воды, следы тормозного пути, осколки фар, лобового и ветрового стекла, частицы краски, отдельные детали или частицы машины.

- Измеряются параметры тормозного пути: рельеф дороги, степень износа протектора, состояние тормозов.

- Главная задача – фиксация обстановки, следовательно, проводится как можно больше измерений

- Осмотр участка местности, прилегающего к месту ДТП: нет ли повреждений на окружающих предметах (деревья, столбы), на поврежденных предметах изучаются следы автомобиля (микрочастицы, частицы краски).

- При осмотре могут использоваться Стереофотограмметрические приборы: приборы, позволяющие выполнять стереоскопические измерения по стереопаре фотоснимков с целью определения размеров, формы и пространственного положения сфотографированных объектов. Основные части каждого С. п. независимо от его принципиальной схемы и конструктивного оформления: координатно-измерительная система; снимкодержатели (обычно два), на которых располагаются фотоснимки; наблюдательная система, с помощью которой наблюдают стереомодель, измерительные марки, располагаемые в каждой ветви наблюдательной системы или в пространстве геометрической модели объекта, воссоздаваемой при проектировании двух его изображений.

 

2. Осмотр ТС на месте происшествия.

- После аварии сохраняет на себе множество следов, которые хорошо видны.

- Устанавливается вид и модель ТС

- Внешнее состояние, наличие и характер груза.

- Признаки участия ТС (механические повреждения, следы наложения или отслоения).

- Техническое состояние транспорта (состояние основных систем безопасности (тормозов, етс)),

- Следы пальцев рук на руле, если водитель скрылся, или утверждает, что за рулем был не он. Кроме того, изымаются следы подошв на коврике.

- Положение ТС на месте происшествия, по отношению:

- К элементам дороги (тротуар, газон)

- К неподвижным ориентирам (столб, угол дома)

- другим транспортным средствам)

Все это фотографируется и производятся измерения.

- Осмотр начинается снизу вверх, с передней части автомашины к задней.

- Особо тщательно смотрят – бампер, фары. капот, лобовое стекло, передние крылья.

- В нижней части: мосты, рессоры, ось.

- Следы рук – в рукоятке переключения передач, на приборной панели.

- Запаховые следы с сидений, иных предметов.

- Целесообразно привлекать специалиста.

 

3. Осмотр трупа (на месте происшествия или в морге).

- Особое внимание уделяют травмам и следам автомобиля.

- Они могут быть на одежде и теле поврежденного.

- Изучаются следы наложения: смазка, лакокрасочные частицы, отпечатки протектора. Особую роль это играет при проверке версии об инсценировке.

- Повреждения как правило компрессионные (сдавливание, уплотнение поврежденных частей тела), обширные по размеру и односторонние по локализации.

 

4. Осмотр документов водителя.

 

5. Медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего для установления состояния алкогольного опьянения.

- Измеряется путем алкометра с участием врача

- Иногда водитель отправляется на судебно-медицинскую экспертизу.

-

6. Изъятие и осмотр одежды потерпевшего.

 

7. Допросы очевидцев и иных свидетелей.

- Иногда допрашивать надо в первую очередь, даже раньше чем делать осмотр.

- Если потерпевший получил повреждение, то он допрашивается прямо на месте происшествия.

- Вопросы:

- Как происходило ДТП

- Не имеют ли потерпевшие физических недостатков, мешающим им правильно ориентироваться в пространстве (могут допрашиваться родственники).

- Обязательно допросить потерпевшего – пассажира, о том, как он вел себя до и после аварии (но надо учитывать, что они могут свидетельствовать ложно).

- Если водитель скрылся, то надо спросить ГРН, вид средства, признаки водителя (пол, возраст).

 

8. Судебно-медицинская экспертиза трупа и предъявление для опознания личности погибшего (если труп не опознан).

 

9. Следственный эксперимент, проверка показаний на месте.

 

(10). Если водитель скрылся – то незамедлительный розыск водителя и ТС.

- Используются данные о следах на проезжей части, ширине колеи передних и задних колес, протекторе, базе, модели шины.

- Используются сведения от частей, детали, следах на теле потерпевшего.

- Ориентирующие сведения немедленно сообщаются в ГИБДД

- При возможности проводится розыск по горячим следам.

 

11. Автотехническая экспертиза

Это вид инженерно-технической экспертизы, которая назначается для установления механизма ДТП, определения технического состояния ТС, его отдельных узлов, технической оценки действий водителя во время ДТП, установления причинной связи между неисправностью автомобиля и событием.

 

Важно в ней то, что исходными данными являются не только следы на объектах, но и содержащиеся в протоколах осмотра места происшествия данные, фотографии, видеозаписи, схемы, протоколы допроса очевидцев. Потому любая нечеткость может дать неправильный результат экспертизы, и здесь это проявляется особенно остро.

Вопросы.

В целях качественного назначения и квалифицированного проведения автотехнической экспертизы рекомендуется:

 

1. При расследовании ДТП, связанных с наездами на пешеходов.

 

В определении (постановлении) о назначении АТЭ излагаются следующие исходные данные:

1.1. Тип (марка)транспортного средства(ТС), число пассажиров, масса груза, техническое состояние.

1.2. Дорожные условия: тип покрытия, продольный профиль, ширина проезжей части, состояние покрытия(сухое, мокрое, грязное, снег, лед и т.д.).

1.3. Характер наезда - в процессе торможения или без него, какой частью ТС контактировало с пешеходом, координаты места контакта относительно габаритов ТС.

1.4. Наличие следов: длина следа торможения (юза) и до оси каких колес он замерен, наличие следов наката после торможения и их длина(могут быть следы заноса и разворота, указать их длину).

1.5. Указать место наезда и его удаление от начала или конца следа юза, общую длину следа торможения или расстояние перемещения ТС в заторможенном состоянии после наезда до полной остановки.

1.6. Установить, с какого момента возникла опасность для движения, а следовательно: путь пешехода, время движения, направление движения (под углом к осевой линии), время на остановку (если она была) пешехода при переходе дороги.

1.7. Расстояние видимости пешехода с рабочего места водителя.

2. При подготовке исходных данных по наезду, в случаях ограниченной видимости из-за наличия транспортных средств на проезжей части, дополнительно указать:

2.1. тип (модель) ТС-2, место нахождения его относительно проезжей части дороги и ТС-1. (Где стоит или как двигался).

2.2. Скорость ТС-2 и интервал по отношению ТС-1, дистанция при попутном движении.

2.3. Расстояние от передней или задней части ТС-2 до линии движения пешехода в момент начала движения пешехода по проезжей части.

2.4. Боковое смещение пешехода на пути по направлению движения ТС-1 или навстречу движения ТС-1.

Вопросы на разрешение экспертизы:

1. С какой скоростью двигалось ТС-1 в данных условиях к моменту начала торможения, исходя из указанной в исходных данных длины следов торможения.

2. Какой остановочный путь имеет ТС-1 в условиях места происшествия.

3. На каком расстоянии от места наезда находилось ТС-1 в момент начала движения пешехода на пути, указанном в исходных данных.

4. Располагал ли водитель ТС-1 технической возможностью предотвратить наезд на пешехода в момент начала движения пешехода на пути, указанном в исходных данных, или появлении его из-за ТС-2.

5. Имел ли возможность потерпевший выйти за пределы полосы движения автомобиля, если бы водитель своевременно применил торможение, при том же темпе движения пешехода.

6. Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель автомобиля в данной дорожной ситуации и соответствовали его действия с технической точки зрения требованиям ПДД.

 

2. Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с столкновением транспортных средств:

 

1. Подготовка исходных данных.

1.1. Тип (марка) ТС, масса груза или число пассажиров, техническое состояние ТС.

1.2. Дорожные условия: тип покрытия, продольный профиль дороги, ширина проезжей части, состояние (сухое, мокрое, грязное, снег, лед и т.д.), в зоне видимости в направлении движения, наличие дорожных знаков, разметки ТС-1 и ТС-2, длины следов юза до столкновения и характер следов после столкновения и их длина, было ли их совместное перемещение после столкновения и на какое расстояние, на какой угол развернулись ТС после столкновения.

1.3. Указать место расположения относительно границ проезжей части; осыпи стекла, осыпи грунта, расположения ТС после ДТП, расположение отделившихся частей ТС.

1.4. Скорость транспортных средств перед ДТП.

1.5. Действия водителей ТС.

1.6. Время движения ТС, создавшего опасность с момента ее возникновения, либо расстояние преодоленное ТС, создавшим опасность, с момента ее возникновения до момента столкновения.

Вопросы на разрешение экспертизы:

1. С какой скоростью двигалось ТС-1 (или ТС-2) перед торможением, если длина следа юза до столкновения составляет..... м, после столкновения ТС-1, развернулось на..... гр. и продвинулось до остановки на..... м?

2. На каком удалении находилось ТС-1 от места столкновения в момент начала движения ТС-2 через перекресток (или выезда на его полосу в момент обгона или объезда ТС-3 или в момент возникновения опасности?

3. Каков остановочный путь ТС-1 в данной ДТС при экстренном торможении в данных дорожных условиях со скорости, установленной экспертом или (следствием)?

4. Имел ли водитель ТС-1 техническую возможность избежать столкновения, если бы применил экстренное торможение в момент указать момент возникновения опасности или в момент обнаружения опасности в зоне видимости.

5. Имел ли техническую возможность (успевал ли) водитель ТС-2 выехать за пределы полосы движения ТС-1, если бы последний, двигаясь с разрешенной скоростью, применил торможение в момент возникновения опасности для движения или в момент обнаружения опасности в зоне видимости.

6. Какими пунктами Правил должен был руководствоваться водитель ТС-1 в данной ДТС и соответствовали ли его действия требованиям ПДД.

7. Какова с технической точки зрения причина данного происшествия и не находятся ли в причинной связи действия водителя ТС-1 или ТС-2 с данным происшествием.

 

При столкновении ТС в отдельных случаях следствию есть необходимость в решении вопросов по транспортной трасологии:

1. Каков механизм столкновения ТС-1 и ТС-2?

2. Каков угол взаимного расположения ТС-1 и ТС-2 в момент столкновения?

3. Где относительно границ проезжей части находится место столкновения ТС-1 и ТС-2? Для этой цели необходимо кроме указанных исходных данных представить для осмотра оба транспортных средства с повреждениями без их искажения при транспортировке и хранении до момента осмотра.

 

3. Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с маневрированием транспортного средства (в процессе обгона).

 

При подготовке исходных данных дополнительно указать: плотность транспортного потока, скорость транспортного потока или обгоняемого автомобиля; характер производимого обгона (с выездом из ряда при движении в транспортном потоке), скорость обгоняющего транспортного средства; Сведения о встречном транспортном средстве: скорость, удаление в момент начала обгона; Действия водителей транспортных средств: обгоняемого, обгоняющего и встречного транспорта; При наличии указанных экспертом могут быть решены следующие вопросы:

1. При заданных исходных данных, каково необходимо безопасное расстояние для выполнения обгона автомобиля..... автомобилем.....

2. Каково безопасное расстояние до встречного транспортного средства для выполнения вышеуказанного маневра при исходных данных, указанных в постановлении.

3. Соответствовали ли действия водителя автомобиля (совершающего обгон)... требованиям ПДД и не находятся ли они в причинной связи с происшествием.

4. Соответствовали ли действия водителя обгоняющего автомобиля и встречного автомобиля требованиям Правил дорожного движения.

 

4. Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с диагностикой технического состояния ТС.

 

Наиболее вероятные неисправности и отказы, которые могут послужить причиной ДТП: - неисправности, вызывающие утрату работоспособности (отказ рулевого управления и потерю управляемости автомобиля или устойчивости его движения); - неисправности, вызывающие утрату работоспособности рабочей тормозной системы или снижению эффективности ее действия; - неисправности ходовой части, вызывающие самопроизвольное изменение направления движения или потерю устойчивости движения. Диагностическое исследование технического состояния транспортного средства организуется следствием, с привлечением необходимых сил и средств (подъемно-транспортного оборудования), предоставляется также техническое описание и инструкция по эксплуатации ТС на русском языке. ТС к месту осмотра доставляются таким образом, чтобы исключить возникновение дополнительных повреждений механизмов и систем, искажения внешних повреждений. В постановлении отражается место, время, вид ДТП, дорожные условия, характер повреждений транспортного средства, условия его хранения, организации осмотра и порядок предоставления объектов для исследования, вызванная необходимость экспертного исследования технического состояния данного ТС.

При исследовании технического состояния ТС экспертом могут быть решены следующие вопросы:

1. По рулевому управлению ТС: - каково техническое состояние рулевого управления и поворотных устройств управляемых колес автомобиля на момент осмотра; соответствовало ли техническое состояние рулевого управления требованиям ПДД; - могли ли данные неисправности привести к потере управляемости ТС в условиях данного происшествия; - если неисправность возникла до ДТП, то мог ли водитель или другие должностные лица обнаружить ее при техническом обслуживании или контрольном осмотре транспортного средства.

2. По рабочей тормозной системе ТС: - работоспособна ли на момент осмотра рабочая тормозная система автомобиля; соответствует ли техническое состояние рабочей тормозной системы требованиям ПДД; - если тормозная система неработоспособна, то когда и вследствие чего наступил отказ; - если отказ произошел до ДТП, то не является ли это причиной данного происшествия.

3. По ходовой части ТС: - каково техническое состояние узлов ходовой части ТС; - могли ли данные повреждения возникнуть до ДТП и не находятся ли они в причинной связи с происшествием.

 

5. Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с проверкой показаний.

 

На разрешение эксперта ставятся вопросы: - соответствуют ли техническим расчетам показания водителя автомобиля (какие именно показания) и могут ли с технической точки зрения произойти действия, на которые ссылается водитель. По определению лица, находившегося за рулем в момент ДТП (столкновения ТС, опрокидывания, наезда на препятствие) назначается комплексная автотехническая и судебно-медицинская экспертиза. На разрешение эксперта ставятся вопросы: - кто из лиц, сидящих в автомобиле, находился за рулем в момент ДТП. Не мог ли находиться за рулем автомобиля гражданин (указать фамилию и инициалы). Совместными объектами исследования являются: - одежда и телесные повреждения; - масштабные фотоснимки мест повреждения транспортного средства; - транспортное средство с повреждениями, соответствующие моменту ДТП; - протокол осмотра места ДТП с масштабной схемой. Данный вид исследования проводится наряду с другими вопросами, указанными в постановлении, при исходных данных, изложенных выше. Следует также сказать, что для разрешения названных вопросов, наряду с экспертами автотехниками и судебными медиками, привлекается к исследованию одежды и обуви эксперт трасолог.

 

Существуют программно-технические средства: AUTOGRAF, PC-CRASH, Автоэксперт, в которые вводятся данные, и которые производят компьютерное моделирование, которое затем проверяется экспертом.

 

 

12. Следственный эксперимент.

Проводится в условиях максимально быстрых.

- Нельзя проверять опытным путем обстоятельства, связанные с резким торможением. Маневрированием.

- Как правило проверяют степень видимости водителем проезжей части, дорожных знаков, скорости движения автомашины, наличия у водителя профессиональных навыков вождения.

 

 

20. Особенности методики расследования пожаров и нарушений правил пожарной безопасности: криминалистическая характеристика, типовые следственные ситуации, основные методы расследования в этих ситуациях.

Охрана материальных ценностей и имущества граждан от пожаров является в нашей стране одной из основных государственных задач. Несмотря на это, количество пожаров в России, согласно статистическим данным, постоянно возрастает. Пожары ежегодно приносят государству колоссальные материальные убытки, которые почти в три раза превышают совокупный ущерб, причиняемый всеми видами совершаемых преступлений вместе взятых. Нередко в огне гибнут люди. Это еще более обязывает правоохранительные органы совершенствовать профилактические методы, своевременно устанавливать причины и виновников противоправных деяний, связанных с пожарами.

 

Типичные причины пожаров:

 

1) Нарушение правил и мер пожарной безопасности, под которыми подразумевается комплекс положений, устанавливающих порядок соблюдения норм и стандартов, призванных предотвратить пожары и обеспечить безопасность людей в случае их возникновения. Нарушения правил пожарной безопасности обычно выражаются в неосторожном, небрежном обращении с огнем, ненадлежащем хранении взрывчатых, горючих и иных опасных в пожарном отношении материалов, несоблюдении установленных норм устройства и эксплуатации электрических машин и двигателей внутреннего сгорания, неправильном использовании осветительных, отопительных и нагревательных приборов.

 

2) Стихийные явления (грозовые разряды, фокусирование солнечных лучей и др.).

 

3) Умышленные действия людей — поджоги, совершаемые по различным мотивам.

 

Уголовно-правовое законодательство предусматривает наступление ответственности за следующие деяния, связанные с криминальными пожарами:

 

В криминалистической характеристике данной группы преступлений выделяются элементы, имеющие общее значение:

 

1) всегда происходит значительный пожар, в результате которого наступают те или иные тяжкие последствия в виде уничтожения или повреждения материальных объектов, причинения вреда здоровью или гибели людей;

 

2) причинами возникновения пожаров могут быть: воздействие на объект открытого огня (пламени, искры, раскаленного тела и т.п.); воспламенение от внешнего источника, без открытого огня, например повышение температуры в результате трения или воздействия лучистой энергии; самовозгорание в результате внутренних процессов, происходящих в массе вещества, в частности химического разложения или соединения биологического характера, а также взрыв;

 

3) во всех случаях имеются следы поджогов или преступных нарушений правил пожарной безопасности, которые так или иначе связаны с применением огня или следами его воздействия. Сосредоточением таких следов является очаг пожара, то есть место, откуда началось распространение огня. Именно здесь можно найти первичный источник огня, проследить пути его распространения.

 

На месте пожара всегда находятся различные объекты, в той или иной степени поврежденные пламенем. Могут быть сгоревшие животные, а также травмированные или погибшие люди. В окрестностях пожарища остаются следы подхода и ухода людей, подъезда и отъезда транспортных средств. Следы преступления имеются на одежде и теле поджигателя (грунт с места поджога, капли горючих веществ, использованных преступником, опале-ния, ожоги и т.п.).

 

Следы подготовки зажигательных устройств могут быть обнаружены по месту жительства или работы последнего. Важное значение имеют следы, указывающие на умышленные действия поджигателя.

 

К ним относятся:

 

наличие на месте происшествия двух и более очагов пожара, что как раз и свидетельствует о поджоге;

обнаружение очага пожара в таком месте, где самопроизвольное возгорание исключено;

обнаружение на месте преступления средств поджога;

преднамеренная порча штатных средств борьбы с огнем, вывод из рабочего состояния систем сигнализации о возгорании и автоматического пожаротушения; создание условий интенсивного распространения огня (например, разлив бензина);

локализация очага пожара в местах, наиболее уязвимых для огня, а также предназначенных для хранения финансовых, товарных и иных документов, материальных ценностей, по поводу которых должны проводиться или проводятся проверочные мероприятия;

наличие обстоятельств, свидетельствующих о сокрытии поджигателем другого преступления либо об изъятии из помещения до пожара определенных предметов, вещей, документов, ценностей и т.п.;

 

4) первоначальный этап расследования примерно одинаков. Поступает сигнал о пожаре при крайне ограниченных данных, а иногда и при неизвестности его причин и последствий. Немедленно начинает действовать пожарная команда (у нее свои конкретные задачи — ликвидировать пожар, не дать ему распространиться на другие объекты путем применения технических средств и специальных методов деятельности).

 

Она учитывает нужды следствия только в тех пределах, которые возможны в данных экстремальных условиях (спасение жизни людей, животных и материальных ценностей). Из совокупности этих компонентов и складывается специфика организации и тактики расследования поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности.

 

 

Наиболее характерными первоначальными следственными ситуациями по данным делам являются следующие:

1) уголовное дело о пожаре возбуждено по данным осмотра места происшествия и иной устной информации, полученной от органов пожарного надзора, отдельных граждан и должностных лиц, сообщивших о факте пожара в день его возникновения. Пожар привел к значительным разрушениям на горевшем объекте или жертвам среди людей. Осмотр места происшествия из-за сильных разрушений или длительного тушения пожара был неполным (частичным), но позволившим собрать некоторые сведения о возможном месте (очаге) возникновения пожара. Первичная информация в таких случаях чаще всего не содержит достаточно надежных данных для суждения о возможных причинах пожара и его обстоятельствах. В подобных ситуациях возможны предположения о разных причинах пожара, в том числе и путем поджога. Это осложняет расследование в самом его начале. Ситуация в целом требует тщательного анализа и оценки с участием соответствующих специалистов*;

2) уголовное дело о нарушении правил пожарной безопасности возбуждено по материалам дознавательской деятельности органов пожарного надзора, содержащим указания на признаки преступного нарушения правил пожарной безопасности и некоторые сведения о его обстоятельствах и очаге пожара. Материал поступил спустя несколько дней после пожара. Причиненный пожаром вред не столь значителен, как в первом случае. Наличие материалов органов пожарного надзора в подобной обстановке чаще всего облегчает ориентацию следователя в сути происшедшего, его причинах и возможных виновных. Отдельные сложности в расследовании могут возникнуть в результате несколько запоздалого начала расследования.

 

В свою очередь каждая из этих ситуаций может быть разделена на ряд подвидов в зависимости от тяжести наступивших последствий, результативности следственного осмотра и т.д.

В обеих ситуациях основными и главными являются следственные версии о причинах пожара, одной из которых, наряду с версией о нарушениях правил пожарной безопасности, практически всегда бывает и версия о поджоге. От их проверки и уяснения причины зависят методы установления сути происшедшего, определение направления расследования, круг подлежащих выяснению вопросов, а также характер возможных версий о виновных в пожаре лицах.

Для установления причины пожара в плане расследования должно быть предусмотрено собирание информации о пожарно-технической характеристике объекта и сущности производственной и иной деятельности на нем, выявление очага и механизма пожара и уяснения степени проявления разрушительных огневых факторов с учетом разрушительных результатов тушения пожара.

Остальной круг вопросов, включаемых в план расследования и подлежащих выяснению в процессе расследования, обычно связан с задачами установления лиц, нарушивших правила пожарной безопасности или совершивших поджог, форм вины, мотивов и целей преступного поведения, причинной связи, личностных данных преступников, характера и размера причиненного пожаром ущерба и условий, способствовавших пожару.

Методика расследования любого дела о нарушении правил пожарной безопасности сходна с методикой расследования дел о преступных нарушениях требований промышленной безопасности и правил безопасности труда. При поджогах методика дальнейшего расследования имеет свою специфику, обусловленную необходимостью установления поджигателя и мотивов поджога.

Первоначальные следственные и иные действия, их комплекс и очередность в каждом конкретном случае расследования определяются складывающимися конкретными следственными ситуациями в начале следствия и данными, указывающими на причину пожара. Выше уже были выделены две типичные первоначальные ситуации.

Для первой типовой следственной ситуации применительно к делам о нарушениях правил пожарной безопасности характерен следующий комплекс первоначальных следственных действий: осмотр места пожара; допрос потерпевших, очевидцев, работников данного объекта, участников тушения пожара; осмотр изъятых объектов с места пожара; судебно-медицинская экспертиза (при наличии жертв пожара); изъятие и осмотр технической и иной документации, а также ознакомление с информацией органов государственного пожарного надзора, первыми попавшими на место пожара и помогавшими следователю в его осмотре. В случае задержания подозреваемого проводится личный обыск, обыск по месту проживания, допрос, а иногда освидетельствование.

Для второй типовой следственной ситуации в случаях нарушения правил пожарной безопасности наиболее типичны такие действия: осмотр места пожара; допрос потерпевшего, очевидцев, работников горевшего объекта, участников тушения пожара; судебно-медицинская экспертиза (в необходимых случаях); изъятие и изучение противопожарных правил (инструкций), приказов и иной технической документации по вопросам противопожарных

мер; пожарно-техническая экспертиза; изучение материалов органов пожарного надзора по результатам своего дознания. При поджогах проводятся те же действия, что и в первой ситуации.

При крупных пожарах с тяжкими последствиями в соответствии с нормативными указаниями МВД РФ на места происшествия должны выезжать руководители разных служб этого ведомства и различные специалисты. В этих случаях следователю, начавшему расследование такого происшествия, бывает довольно нелегко быть руководителем этой процессуальной деятельности. И от того, насколько быстро следователь сумеет взять руководство расследованием в свои руки в этих условиях, зависит эффективность многих его первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Осмотр места пожара является важнейшим следственным действием по этим делам, поскольку основные данные о причинах пожара и виновных лицах следователь может получить именно в результате осмотра места пожарища. При этом чем быстрее после тушения пожара будет проведен осмотр места происшествия, тем результативнее он может оказаться. Другим, не менее важным условием успешного осмотра является участие в нем специалистов в области пожарного дела, которые помогают следователю обнаружить, изъять и зафиксировать следы и предметы, существенные для выявления очага пожара и причины загорания. Для этих ситуаций имеются специальные выездные автомашины-лаборатории, позволяющие использовать необходимые технические средства при осмотре. При подозрениях на поджог желательно привлечь к осмотру специалиста-криминалиста, а при наличии человеческих жертв – судебно-медицинского эксперта. Целесообразно привлекать к этому следственному действию и других специалистов с учетом специфики того производства, на котором произошел пожар. Привлечение специалистов к таким осмотрам фактически является одним из важных тактических требований этого следственного действия.

При осмотре нередко приходится разбирать сгоревшие конструкции, завалы и т.п., поэтому следователь должен позаботиться о технических помощниках, могущих выполнять эту работу.

В большинстве случаев на месте пожара можно выделить несколько узлов, например: 1) с признаками интенсивного действия огня (сильно выгоревшие участки, резко деформированные металлические конструкции и т.д.); 2) места сосредоточения электропроводок, выключателей и переключателей (электропульты); 3) со следами горючих жидкостей и легковоспламеняющихся веществ.

В качестве отдельных узлов могут выступать и различные производственные установки, части каких-либо сооружений, окна, двери и т.д. В этих случаях осмотр целесообразнее проводить последовательно по выделенным узлам. На небольших территориях осмотр места пожара может быть сплошным без выделения каких-либо узлов.

Одной из важных задач осмотра является установление следов очага пожара. Для очага характерно наибольшее выгорание пола, стен, потолков, предметов, сильное закопчение, деформация, оплавление и покрытие окалиной металлических частей, отслаивание и образование трещин в каменных и бетонных объектах и т.п. К установлению очага пожара чаще всего приводит целенаправленное ведение осмотра по направлению к месту наиболее яркого проявления указанных признаков.

В очаге пожара необходимо выявить возможные источники огня (электрические, газовые, керосиновые, бензиновые и др.), изучить следы горения (пепел, сажу, золу, шлак и остатки различных предметов).

Дальнейшее направление осмотра от установленного или вероятного очага пожара целесообразнее выбирать по пути распространения огня с целью выявления факторов, способствовавших или препятствовавших возникновению и распространению огня, Это весьма важно для правильного уяснения механизма данного события, его причины и возможных профилактических мер.

При осмотре почти всех узлов в зоне пожара приходится разбирать пожарный мусор, а иногда вскрывать и разбирать конструкции, препятствующие доступу к участкам осмотра. Разбор пожарного мусора, особенно в очаге пожара, является одним из важных специфических элементов осмотра места происшествия. В пожарном мусоре можно обнаружить остатки не сгоревших полностью предметов, товаров, веществ, обгоревшие электро- и иные приборы – источники огня, остатки горючих жидкостей; технических приспособлений (при поджогах) и т. п. Для успешности указанной операции мусор должен разбираться планомерно, послойно и поочередно.

В случае необходимости с пожарища должны быть изъяты образцы зол, пепла, несгоревших объектов, имеющих значение для установления причин пожара и выявления характера сгоревших объектов.

При осмотре трупа на месте пожара особое внимание рекомендуется обращать на его позу (для обгоревшего трупа характерна так называемая «поза боксера»), наличие или отсутствие на нем повреждений прижизненного происхождения с целью получения данных для предварительного вывода о том, когда наступила смерть, до или после пожара (окончательное заключение по этому вопросу дает судебно-медицинская экспертиза). Это имеет большое значение для быстрой ориентации в сути происшедшего по делам об убийствах с последующим поджогом. Выявить данные признаки нелегко, ибо обгоранию чаще всего подвергается не только одежда, но и кожный покров. Поэтому целесообразнее всего эти признаки искать на тех частях тела, которые плотно соприкасались с какими-либо поверхностями (например, полом) и лучше сохранились.

Допрос свидетелей и потерпевших. В качестве свидетелей чаще всего допрашиваются очевидцы возникновения, развития и тушения пожара, пожарные и другие лица, участвовавшие в ликвидации огня, лица, что-либо знающие об обстоятельствах, непосредственно предшествовавших пожару, и о состоянии объекта до начала пожара, представители администрации (при пожарах в магазине, палатках, складах).

Очевидцы допрашиваются о том, что связано с началом, развитием и тушением пожара (когда, где и откуда они увидели пламя, дым и какого цвета, что появилось в начале – дым или огонь, о метеорологических условиях в момент пожара, откуда и как началось тушение и т.д.). При их допросе целесообразно пользоваться несложными схемами и планами фасада и помещения объекта пожара (для более точного определения тех мест, откуда появился огонь и дым).

Другие свидетели – не очевидцы – допрашиваются об особенностях объекта, где имел место пожар, состоянии его пожарной безопасности и всех остальных фактах, имеющих отношение к пожару с учетом их возможной информированности о нем.

У лиц, тушивших пожар, желательно выяснить то, что они увидели по прибытию на место пожара и что обнаружили после проникновения на объект тушения (где пламя было сильнее, что находилось в горящем помещении, не было ли взломанных дверей, ящиков, шкафов, разбросанных бумаг, зажигательных приспособлений, каково состояние противопожарной безопасности на объекте и т.д.).

При допросе потерпевших чаще всего выясняются данные об обстоятельствах пожара, его причине, сгоревшем имуществе, о подозрениях по поводу виновников пожара, состоянии мер противопожарной безопасности и т.п.

 

При расследовании пожаров перед следователем нередко встают вопросы, требующие пожарно-технических знаний. Для их разрешения чаще всего назначается пожарно-техническая экспертиза, на разрешение которой можно поставить вопросы, касающиеся установления:

1) очага и непосредственной причины возникновения пожара;

2) фактов, связанных с поджогом и нарушением правил пожарной безопасности; 3) условий, времени возникновения пожара и особенности развития горения во время пожара (о степени горючести отдельных материалов и веществ, о последовательности распространения огня, о влиянии отдельных факторов на развитие пожара и т.д.); 4) всех необходимых элементов причинной связи между наступившими последствиями и несоблюдением технических требовании правил пожарной безопасности; 5) состояния противопожарных средств на данном объекте и разработки профилактических рекомендаций. Эта экспертиза проводится сотрудниками испытательно-пожарных лаборатории управлений пожарной охраны ЦНИИПО, экспертно-криминалистических подразделений МВД, УВД, а также экспертами Федерального центра судебных экспертиз Минюста России и лабораторий судебной экспертизы Минюста России.

В необходимых случаях проводятся судебно-химическая и судебно-медицинская экспертизы. Первая – для установления химического состава сгоревших веществ по их остаткам либо продуктам сгорания, обнаруженным в очаге пожара. Вторая – с целью выяснения причин наступления смерти: подвергался действию огня живой человек или труп, нет ли на трупе повреждений кроме ожогов, какова степень ожогов у живого потерпевшего и др.

Следственные действия на последующем этапе чаще всего бывают направлены на собирание данных, изобличающих уже известных нарушителей правил пожарной безопасности или разысканных и задержанных поджигателей, предъявление им обвинения и их допрос. Чаще всего проводятся следующие действия: допрос свидетелей; экспертное исследование отдельных предметов, изъятых с мест пожара и у подозреваемого; выемка, осмотр и изучение дополнительной технической документации, распоряжений, приказов и т.п.; следственный эксперимент (при необходимости); допрос обвиняемых.

Комплекс и последовательность следственных действий зависят от складывающихся к этому моменту следственных ситуаций. Так, если преступник под давлением собранных к этому периоду доказательств сознается в совершенном им поджоге или нарушении правил пожарной безопасности, то последующие следственные действия целесообразнее направить на собирание недостающих данных, закрепляющих его признание.

Если преступник отрицает свою вину в пожаре, несмотря на изобличающие его данные, комплекс последующих следственных действий может включать в себя все или почти все из приведенного выше примерного перечня следственных действий.

При установлении обстоятельств, способствующих возникновению пожаров на том или ином объекте (в том числе и родственных объектах), необходимо принять профилактические меры в форме внесения представления, с предложениями по предотвращению подобных нарушений, направления информационных писем о технических причинах пожара, выступлений (на собраниях, совещаниях, в печати, на радио и т.п.).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.