Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психосемантические методы




Проективные методы

Тестовые методы

Экспериментально-психологические методы

Клинико-психологические методы

1.1. Самонаблюдение, самоотчет.

1.2.Диагностическая беседа.

1.3.Диагностическое интервью.

1.4.Наблюдение (в т.ч. с использованием рейтинговых шкал).

1.5.Биографический (анамнестический) метод.

1.6.Содержательно-аналитические методы (изучение продуктов деятель­ности, контент-анализ).

2.1. Метод эксперимента в естественных условиях.

2.2. Формирующий психолого-педагогический (диагностический обучающий) эксперимент.

2.3. Нейропсихологические экспериментальные методы.

2.4. Патопсихологические экспериментальные методы.

3.1.Когнитивные тесты и тесты интеллекта.

3.1.1. Тесты отдельных когнитивных способностей и функций.

3.1.2. Тесты преимущественно общего уровня развития.

3.1.3. Тесты общего уровня интеллекта на основе диагностики структуры интеллектуальных способностей.

3.2. Опросники и шкалы.

3.2.1. Клинические опросники и шкалы.

3.2.2. Специализированные опросники и шкалы.

3.2.3.Многомерные личностные опросники.

Представленная классификация наиболее удобна для изучения конкретных методик клинической психодиагностики. Поэтому в данном пособии она взята за основу при обзоре используемых в клинике методик. Представим общую характеристику каждой группы.

Клинико-психологические методы

Данная группа включает методы клинической психологической диагностики, которые наиболее часто используются в клинике. Преимущественно они реализуются разговорными средствами и не требуют существенной процедурной подготовки. Данные методы позволяют получить непосредственное впечатление о личности пациента и его поведении. Большинство клинико-психологических методов не подвергались оценке диагностической эффективности и психометрических свойств. Это определяет максимальную степень субъективизма в оценке и интерпретации полученных данных. Показатели валидности и надежности клинико-психологических методов зачастую неизвестны. Вызываются трудности попытки оцифровки диагностических данных и сопоставления полученных результатов у разных пациентов. Вместе с тем в плане постановки клинического диагноза в психиатрии данные методы являются «золотым стандартом». В последние десятилетия предпринимаются усилия по психометрической обработке клинико-психологических методов. Предлагаются стандартизированные рейтинговые шкалы наблюдения и интервью на клинически значимые темы. Особенно актуальны рейтинговые шкалы и интервью в оценке выраженности психопатологических проявлений и личностных особенностей пациента.

Экспериментально-психологические методы

Экспериментальные методики применяются не так часто, как методы других групп. В основном в клинике проводятся два типа эксперимента: патопсихологический и нейропсихологический. Диагностическая направленность экспериментальных методик состоит в качественной оценке нарушений выполнения психологических проб. Цель диагностики заключается в выявлении патологии психических процессов (в патопсихологическом эксперименте) и нейропсихологических функций (в нейропсихологическом эксперименте). Полученные данные подвергаются качественному анализу, который дает возможность понять индивидуальные особенности патологии психической деятельности пациента. К недостаткам использования экспериментально-психологических методов в клинике относятся:

- техническая трудность проведения исследования;

- неизвестные психометрические свойства методик;

- неясная диагностическая эффективность методик.

С целью устранения указанных недостатков в последние годы делаются попытки стандартизировать экспериментально-психологические методики.

 

Тестовые методы

Тестовые методики широко используются в клинике. Они изначально создавались в соответствии с психометрическими правилами. Поэтому они проходили валидизацию и проверку надежности. Тесты содержат стабильный набор заданий, инструкцию и описание процедуры исследования. Поэтому, как правило, проведение исследования с их помощью не требует существенных временных затрат и сложной подготовки. Тесты - опросники выполняются самостоятельно пациентами, что освобождает специалиста от участия в исследовании. В клинике тесты используются с целью оценки психического состояния, психопатологических проявления, личностных особенностей, отдельных личностных конструктов, интеллекта и когнитивных функций. Диагностические данные в тестах представляются, прежде всего, в цифровой форме. Таким образом, можно выделить преимущества и недостатки использования тестов в клинике.

Преимущества тестов перед другими психодиагностическими методами:

· техническое удобство проведения и экономия временных затрат;

· известные психометрические свойства;

· возможность четкой проверки психометрических свойств и диагностической эффективности;

· представление данных в цифровой и графической формах.

Перечисленные преимущества определили широкое использование тестов в клинике. Однако наряду с преимуществами существует и ряд недостатков или отрицательных сторон использования методик этой группы в клинике. К ним относятся следующие негативные особенности:

· чрезмерное доверие тестовым данным без регулярной проверки психометрических свойств и оценки диагностической эффективности;

· чрезмерно прямолинейное влияние цифровых тестовых данных на формирование диагноза и принятие диагностических решений;

· трудности интеграции тестовых данных и информации, полученной клинико-психологическими методами.

Перечисленные негативные стороны не снижают ценности использования тестов в клинике. Скорее они предъявляют определенные профессиональные требования к специалисту, проводящему тестирование в клинике. Как уже указывалось выше, при применении тестов в условиях клиники, следует помнить, что диагностические решения должны приниматься не на основе полученных тестовых данных, а на основе клинической оценки пациента с учетом тестовых данных и другой диагностической информации.

Проективные методики

Проективные психодиагностические методики имеют самое прямое отношение к клинике, поскольку создавались для клинических целей.

Методики данной группы получили свое названия от понятия «проекция».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.