Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория тестов представляет собой систему математических идей и процедур, оставляющих технологию конструирования тестов и оценки их пригодности к использованию на практике




Общее понятие о теориях тестов

ТЕОРИИ ТЕСТОВ

Контроль отношения к исследованию и тестовых установок

Критерии оценки данных

Оценка надежности

Оценка валидности

Подходы к созданию методик

Теории тестов

Теории тестов включают теоретические и методологические концепции, принципы и правила создания и оценки диагностической состоятельности стандартизированных психодиагностических методик.

Данный раздел включает технологические приемы и способы конструирования стандартизированных психодиагностических методик для нужд клиники.

Валидность представляет собой одну из центральных психометрических категорий психодиагностики. Данная категория характеризует диагностическую адекватность и реалистичность методик и всего процесса психодиагностического исследования. Разработаны специальные приемы и методы оценки валидности. Каждая стандартизированная методика должна соответствовать критериям валидности.

Надежность характеризует устойчивость психодиагностической методики и процесса исследования к ошибкам измерения. Естественно, стандартизация методики подразумевает достижение приемлемого уровня надежности. Разработаны математические методы оценки надежности.

Данный элемент стандартизации включает приемы и принципы разработки критериев правильной оценки полученных диагностических данных. Результаты психодиагностического исследования в клинике показывает вероятность наличия оцениваемого свойства и уровень его выраженности. Правльная оценка результатов исследования требует разработки четких критериев трактовки результатов.

Стандартизированная методика должна содержать правила и приемы оценки тестовых установок и особенностей отношения испытуемого к исследованию. Определенные тестовые установки со стороны испытуемого могут в существенной степени исказить полученные результаты даже при полном соответствии методики другим психометрическим требованиям.

В последующих главах каждый рассмотренный психометрический элемент излагается более подробно.

 

 

ГЛАВА 7

Определенные элементы теории тестов образуют психометрические характеристики диагностической методики, определение которых позволяет оценить ее эффективность в психодиагностике.

В клинической психодиагностике создание психодиагностических методик осуществляется в рамках двух теорий тестов:

· классическая теория тестов;

· современная теория тестов.

 

Классическая теория тестов

Общая характеристика классической теории тестов

Значительная часть психодиагностических методик, которые используются в клинике, создана и продолжает создаваться на основе, так называемой классической теории тестов. Основы этой теории были заложены Ч. Спирменом, который включил в теорию тестирования элементы теории измерения физических величин и корреляционные методы.

В классической теории тестов измерение психических свойств осуществляется на шкале интервалов. Считается, что оцениваемое психическое свойство является линейным и одномерным. Линейность и одномерность означают, что психическое свойство имеет однозначную качественную и количественную определенность, а также обладает интенсивностью своей выраженности.

В классической теории считается, что распределение людей, обладающих измеряемым свойством, описывается кривой нормального распределения.

Подход к тестированию основан на классической теории погрешности измерений, которая полностью заимствована из физики. При этом считается, что психологический тест эквивалентен прибору измерения каких-либо физических параметров (например, напряжения, силы тока). Результаты измерения зависят от величины свойства у испытуемого, а также от того, насколько правильно проводилась процедура измерения.

Основной постулат классической теории теста состоит в том, что результат оценки психологического свойства испытуемого с помощью теста складывается из истинного показателя данного свойства и случайной ошибки.

Исходя из этого постулата, точность оценки истинного показателя измеряемого свойства возрастает при повторных исследованиях. При этом полученный средний балл будет являться характеристикой истинного показателя.

Для точной оценки истинного показателя в классической теории тестов используются многократные измерения и тестирование с помощью параллельных и эквивалентных форм теста.

В математическом плане классическая теория тестов оперирует процедурами и понятиями описательной статистики.

Возможности классической теории тестов в клинической




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.