Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторно-аналитический способ




Критериально-ключевой (эмпирический) способ

Данный способ основан на использовании для отбора диагностических пунктов какого-либо внешнего критерия.

Внешний критерий – это заранее известный признак, который должны оценивать задания методики.

Как правило, для построения модели отбирается группа испытуемых, у которых предварительно установлено наличие соответствующего внешнего критерия.

Существуют три типа внешних критериев:

· экспертные,

· экспериментальные,

· жизненные.

Экспертные оценки определяются экспертами в области исследуемого конструкта. На основании экспертных оценок формируется выборка, имеющая внешний критерий, например, группа пациентов с определенным диагнозом.

Экспериментальные критерии определяются с помощью других методик, например, шкала социальной интроверсии MMPI была сформирована с помощью специального опросника для исследования экстраверсии-интроверсии.

К жизненным критериям относятся социальные и профессиональные характеристики, которые будут выявляться данной методикой.

С помощью критериально-ключевогоспособа создаются так называемые эмпирические методики.

Эмпирическая психодиагностическая методика – это методика, созданная на основе эмпирического подхода без предварительного теоретического описания психологического конструкта.

Критериально-ключевой способ конструирования психодиагностических методик имеет некоторые недостатки, к которым относятся неоднородность созданных шкал и связанные с этим возможные трудности интерпретации.

Факторно-аналитический способ конструирования психодиагностических методик не требует предварительного теоретического описания конструкта или привлечения внешнего критерия. Он основывается на представлении о самостоятельной информативности (автоинформативности) диагностических заданий. Это означает, что диагностические пункты сами по себе уже содержат информацию о клиническом или психологическом конструкте, который они оценивают.

Как правило, факторно-аналитический подход не применяется как первоначальный способ конструирования методики. Если бы это было так, то специалист, создающий психодиагностическую методику, не представлял бы, для чего она изначально необходима.

Первоначально психодиагностическая методика создается в рамках теоретического или эмпирического подходов. Затем, после получения первичных ответов испытуемых на задания методики, подключается факторно-аналитический способ.

В конструировании психодиагностических методик факторно-аналитический способ выполняет следующие функции:

· выделение новых диагностических показателей;

· прояснение внутренней структуры психодиагностической методики;

· валидизация методики (понятие «валидности» рассматривается ниже).

Основная идея факторно-аналитического подхода состоит в том, что если ответы на диагностические задания группы испытуемых изменяются согласованно, то существует скрытая общая причина этой совместной изменчивости, т.е. общий для этих заданий фактор.

Согласованная изменчивость ответов на диагностические пункты обусловливается высокими корреляциями этих пунктов с соответствующим фактором. Данный фактор представляет собой не что иное, как диагностический показатель. Этот показатель может соответствовать диагностическому показателю, который изначально закладывался в модель исходя из планируемой диагностической направленности методики. В этом случае факторно-аналитический подход подтверждает теоретический или эмпирический подходы.

Вместе с тем нередко встречаются ситуации, когда факторно-аналитический способ не подтверждает наличие планируемого диагностического показателя или предоставляет новые показатели. В этих случаях проводится дальнейший анализ полученной информации с последующей реконструкцией методик или оснащением ее новыми диагностическими показателями. Например, применение факторно-аналитического подхода в ходе русскоязычной адаптации 16-факторного опросника Кеттела (16 PF) позволило выделить еще один диагностический показатель – шкалу социальной желательности. Таким образом, 16-факторный опросник Кеттела в русскоязычной адаптации стал 17-факторным.

Факторно-аналитический подход получил свое название от названия статистического метода, который лежит в основе его реализации. Данный метод известен как факторный анализ .

Факторный анализ представляет собой многомерную статистическую процедуру, в результате которой производится классификация пунктов методики в соответствии с выделенными факторами. В этом случае каждый выделенный фактор будет представлять диагностический показатель, содержащий соответствующие ему задания. Сущность факторного анализа состоит в линейной комбинации заданий методики на основе многомерной обработки корреляционной матрицы.

В отличие от эмпирических методик выделенные диагностические показатели-шкалы имеют однородную структуру и поэтому могут легче интерпретироваться.

Недостатком данного способа конструирования является проблема воспроизведения выделенной факторной структуры диагностической методики на других выборках. Это было показано выше на примере 16-факторного опросника Кеттела. Если на американской выборке выделилось 16 факторов, то на русскоязычной - 17. Поэтому факторно-аналитические психодиагностические методики требуют рефакторизации при применении их в других культуральных и иноязычных популяциях.

Существует также мнение, что факторно-аналитический подход раскрывает не столько структуру психодиагностической методики, сколько психологические особенности популяционной группы, которая использовалась для создания методики.

Однако, несмотря на указанные недостатки факторно-аналитический способ широко и эффективно реализуется в клинической психодиагностике, особенно в комбинации с другими подходами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.