Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм формирования




Формирование тестовых установок

Понятие о тестовых установках

Личностная заинтересованность испытуемого.

УСТАНОВКИ

ОТНОШЕНИЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ И ТЕСТОВЫЕ

 

Результаты психофизических экспериментов, как уже указывалось выше, показывают, что испытуемые способны достаточно адекватно и точно распознавать интенсивность стимулов. Однако такие эксперименты носят лабораторный характер и касаются личностно нейтральных раздражителей. В этих экспериментах, как правило, отсутствует личностная заинтересованность испытуемых.

Клинико-психологическая диагностика для испытуемого имеет выраженный личностный интерес. Оценка психического здоровья, диагностика тех или иных психопатологических состояний, особенностей интеллекта и когнитивных функций, личностных особенностей и т.д. неизбежно вовлекает личность испытуемого в диагностический процесс. При этом такая вовлеченность испытуемого далеко не всегда соответствует основной задаче диагностического исследования - получению точной, объективной и достоверной информации. Совершенно очевидно, что в реальной жизни все люди, так или иначе, из любого мероприятия стремятся извлечь определенную личную выгоду. Естественно ожидать, что во всем, что касается собственного здоровья, будет отмечаться выраженная личностная заинтересованность.

В процессе диагностического исследования личностный интерес порождает различные реакции и установки, которые в той или иной степени искажают достоверность результатов и снижают валидность исследования. С личностными установками смешиваются психофизиологические тенденции к переоценке или недооценке стимулов. Они особенно актуальны при оценке соматических симптомов.

Таким образом, психодиагностическая ситуация вызывает у испытуемого специфические особенности отношения к исследованию, которые называются тестовыми установками. Различают два общих типа тестовых установок: адекватные и неадекватные.

· Адекватная тестовая установка заключается в ориентации на сотрудничество со специалистом, правильном следовании инструкции и сообщении о себе достаточно правдивой информации.

· Неадекватные тестовые установки направлены на искажение диагностических результатов, что снижает валидность психодиагностического исследования.

 

Механизм развития тестовой установки включает два этапа, которые подобны этапам копинг-взаимодействия субъекта со стрессовой ситуацией. Данные этапы описаны в когнитивно-феноменологической теории Р. Лазаруса.

· 1 этап. Первичная неосознанная оценка диагностической ситуации в соответствии с моделью действительности испытуемого. На данном этапе в основном включаются когнитивные процессы оценки с одной стороны степени угрожающего характера данной ситуации, а с другой стороны, степени ее полезности для индивида.

· 2 этап. Вторичная осознанная оценка диагностической ситуации. На данном этапе на основе проведенной первичной оценки рассматривается сущность предстоящего исследования, затем вырабатываются способы поведения в диагностической ситуации и взаимодействия со специалистом, проводящим исследование.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.