Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение процедуры исследования




Инструкция к исследованию

Процедурный этап

Данный этап начинается с момента предъявления инструкции к исследованию и диагностических заданий.

Инструкция содержит условия задания и указание на то, что должен делать испытуемый в ходе исследования. Инструкция к любой психодиагностической методике должна удовлетворять следующим критериям:

· простота,

· понятность,

· однозначность,

· полнота,

· краткость.

Может создаться впечатление, что два последних критерия противоречат друг другу. На самом деле это не так. Критерий полноты говорит о том, инструкция должна содержать всю необходимую информацию о процедуре действий испытуемого в ходе исследования. Критерий краткости означает, что в инструкции к методике не должно быть ничего лишнего, не имеющего отношения к процедуре исследования.

Рассмотрим подробнее также критерий однозначности. Он говорит о том, что инструкция к методике должна быть составлена таким образом, чтобы она была буквально и недвусмысленно понята испытуемым, исключая различные вольные толкования.

Иногда испытуемые задают уточняющие вопросы. Отвечая на них, важно четко представлять себе фокус валидности исследования, чтобы ответы на уточняющие вопросы не сместили его в сторону. Например, инструкция к методу Роршаха звучит в виде одного вопроса «Что это может быть?». Испытуемый может спросить: «Я должен сказать, на что похожи эти пятна?». На этот уточняющий вопрос нельзя давать утвердительный ответ, поскольку тогда испытуемый воспримет исследование как ассоциативный эксперимент и у него не включаться когнитивные механизмы, необходимые для получения валидной диагностической информации. Отвечая на этот уточняющий вопрос, необходимо сказать испытуемому, чтобы он рассказал, что он видит на этих изображениях. Такой ответ ориентирует испытуемого на включение механизмов принятия решения в ситуации выбора ответов. Именно эти когнитивные механизмы составляют основу генерирования диагностической информации в методе Роршаха.

Приведенный пример показывает, насколько важно специалисту глубоко понимать концептуальную валидность и диагностическую суть используемого метода клинической психодиагностики.

Процедура психодиагностического исследования в клинике может проводиться в двух форматах:

· взаимодействие специалиста и испытуемого;

· самостоятельная работа с диагностической методикой.

Формат взаимодействия специалиста и испытуемого

Данный формат используется в случае, когда процедура исследования требует непосредственного участия специалиста. Проводящий исследование специалист в непосредственном контакте с испытуемым предъявляет последнему диагностические задания и фиксирует его ответы. Ответы испытуемого отмечаются на специально предназначенных бланках, либо в форме свободного протокола. Как правило, форма непосредственного взаимодействия подразумевает фиксацию не только ответов испытуемого на диагностические задания, но и любые его психологические проявления в ходе исследования (комментарии, вопросы, невербальные проявления, эмоциональные реакции). В результате протокол исследования будет содержать дополнительную диагностическую информацию о поведении испытуемого в проблемной ситуации исследования, его межличностных отношениях и самоотношении. В ряде случаев дополнительная информация, включенная в протокол исследования, может подвергаться цифровой формализации.

Непосредственное взаимодействие специалиста-диагноста и испытуемого осуществляется в процессе использования ряда психодиагностических методов и методик, которые представлены ниже:

· диагностическая беседа;

· биографический метод;

· интервьюирование;

· экспериментально-психологическое исследование;

· исследование когнитивных функций;

· проективные методики;

· психосемантические методики.

Самостоятельная работа с диагностической методикой

В таком формате испытуемый после предварительной беседы получает методику и самостоятельно предоставляет ответы на диагностические задания. Фиксация ответов осуществляется на специальных бланках. После выполнения исследования специалист получает от испытуемого заполненный бланк с ответами и подвергает его дальнейшей обработке. В таком формате диагностического исследования важно предоставить испытуемому конфиденциальное место, где бы он мог валидно работать с методикой. Особое значение имеет также предварительная беседа, в которой испытуемому должно быть разъяснено, что он должен самостоятельно выполнять задания методики, без обращения к кому-либо за советом или помощью.

После получения заполненного испытуемым бланка исследования специалист его проверяет на наличие технических погрешностей, пропущенных заданий и уточняет неясности у испытуемого.

Процедуры проведения исследования в некоторых диагностических методиках предусматривают опрос испытуемого по предоставленным ответам и постановку специальных уточняющих вопросов. Формат самостоятельной работы испытуемого используется в следующих методиках:

· клинические самооценочные шкалы;

· клинические опросники;

· личностные опросники;

· отдельные когнитивные методики (например, тест Рейвена);

· отдельные проективные методики (например, тест незаконченныx фраз);

· отдельные психосемантические методики (например, личностный дифференциал).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.