Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика проективной психодиагностики




Общие основы проективной психодиагностики

ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ В КЛИНИЧЕСКОЙ

Нарциссизм

Внутреннее Я-отграничение

Внешнее Я-отграничение

· Конструктивное внешнее Я-отграничение: адаптивная дистанция Я-другие, достаточное внимание к себе и другим, способность к установлению эмоционально-доверительных отношений и эмоциональному обмену с окружающими людьми.

· Деструктивное внешнее Я-отграничение: чрезмерная дистанция Я-другие, недоверие другим, эмоциональная холодность, избегание эмоционально-доверительных отношений.

· Дефицитарное внешнее я-отграничение: отсутствие дистанции с другими, стремление к эмоциональной близости и чувственному обмену с окружающими, чрезмерная открытость.

· Конструктивное внутреннее Я-отрганичение: достаточная открытость своим чувствам и переживаниям, адекватный контроль над внутренними переижваниями.

· Деструктивное внутреннее Я-отграничение: блокирование внутренних переживаний, дистанцирование от собственных чувств и эмоций.

· Дефицитарное внутреннее Я-отграничение: наводнение внутренними переживаниями, неспособность контролировать эмоции и чувства.

 

· Конструктивный нарциссизм: знание своих достоинств, принятие недостатков, представление о себе основано на реальной оценке своих возможностей, социальная самопрезентация соответствует реальности.

· Деструктивный нарциссизм: чрезмерное самомнение, выраженное представление о своей исключительности, взаимодействие с другими направлено на самовозвеличивание.

· Дефицитарный нарциссизм: сниженная самооценка, чрезмерно критичное самоотношение, негативное самовосприятие.

Ключевые ответы по каждой из 18 шкал учитывают только ответ «верно». Русскоязычная версия была адаптирована на популяции жителей Санкт-Петербурга. Сырые оценки переводятся в стандартизированные Т-баллы. Результаты представляются в графической форме подобно профилю MMPI.

В клинике Я-структурный тест применяется для оценки личностных особенностей пациентов и проведения психотерапевтических мероприятий.

 

 

ГЛАВА 22

 

Проективная психодиагностика начала свое развитие в первой половине 20 века. Как известно, первой проективной методикой, созданной на основе понятия проекции, был предложенный в 1935 году Г. Мюрреем Тематический Апперцептивный Тест.

Согласно взглядам Мюррея, встреча с неоднозначной социальной ситуацией может способствовать проявлению индивидуальных особенностей личности. Позже он объяснил данный процесс на основе феномена проекции, впервые описанного Фрейдом в 1911 году в анализе случая Шребера. При разработке своей концепции Мюррей ориентировался на более поздние взгляды Фрейда в отношении проекции, которая рассматривалась уже не только как защитный, а скорее как более естественный психологический процесс. В соответствии с этой концепцией проекция представляет собой естественную склонность человека интерпретировать неопределенный стимульный материал под влиянием своих индивидуальных психологических особенностей.

В 1939 году Л. Франк распространил концепцию Мюррея на все личностные тесты, включавшие малоструктурированный стимульный материал, назвав их «проективными». Несколько позже было предложено понятие «проективная гипотеза» для определения диагностического механизма проективных тестов.

В проективной гипотезе отмечается, что проекция в ответах испытуемого на задания теста проявляется в приписывании малоструктурированному стимульному материалу своих собственных характеристик, чувств, переживаний и потребностей.

С самого начала своего появления проективная психодиагностика тут же была взята под «свое крыло» психоаналитическим учением и, к сожалению, до настоящего времени фактическим так от него и не освободилась. Чтобы защитить свое право на научно обоснованное существование в 50-е годы проективные методы стали называться «клиническими». Их приверженцы старались доказать, что диагностическая эффективность «клинических» методов не уступает «статистическим» психометрическим методикам.

Критические замечания в адрес проективных методик в основном касаются следующих аспектов:

· недостаточная стандартизация,

· отсутствие статистических и нормативных данных,

· проблемы надежности и валидности,

· отсутствие доказательных критериев оценки,

· субъективизм интерпретации.

Вместе с тем, проективные методики были и остаются уникальными способами доступа к внутреннему миру человека, в особенности к его бессознательным аспектам.

Общими характеристиками проективных психодиагностических методик являются:

· малоструктурированный, аморфный стимульный материал;

· отсутствие «правильных» и «ошибочных» ответов;

· относительно свободная инструкция;

· отсутствие ограничений на количество ответов.

 

Классификация проективных методик

На сегодняшний день известно огромное количество проективных методик. Существует также множество их классификаций. С клинической точки зрения наиболее привлекательной представляется классификация, в основу которой положен характер тестового задания. В соответствии с этим принципом проективные методы можно разделить на 8 групп, которые и представлены ниже.

· Конститутивные – связаны с нахождением смысла и структурированием аморфных стимулов (например, тест Роршаха и другие тесты чернильных пятен).

· Конструктивные – основаны на создании из оформленных деталей целостных объектов (например, тест Мира).

· Интерпретативные – заключаются в истолковании каких-либо событий (например, Тематический Апперцептивный Тест, тест фрустрации Розенцвейга и другие подобные методики).

· Катартические – связаны с организацией ситуации игры (например, Психодрама).

· Экспрессивные – представляют рисование или лепку на свободную или заданную тему (например, графические методики).

· Импрессивные – оценка впечатлений и предпочтений при восприятии стимулов (например, цветовой тест Люшера).

· Аддитивные – заключаются в дополнении незавершенных конструкций (например, тест незаконченных фраз).

· Рефрактивные – оценка индивидуальных проективных проявлений в деятельности (например, в устной или письменной речи).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.