КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 05. Нарушения мотиваций, внимания и эмоций при локальных поражениях мозга. 1 страница
01. Укажите основные характеристики производных мотиваций? *формируются на основе условно-рефлекторного механизма и механизма мышления формируются на основе механизма «случайная мутация / естественный отбор» обеспечиваются совокупной работой коры головного мозга не могут иметь патологическую направленность *могут иметь патологическую направленность *обеспечиваются преимущественно работой префронтальной медиобазальной коры мозга обеспечиваются преимущественно работой гипоталамуса
02. Какие утверждения относятся к признакам произвольного внимания? *внимание определяется содержанием мотивации внимание определяется воздействием нового фактора внешней среды неизменность в процессе индивидуального развития *возникновение в процессе индивидуального развития *механизм обеспечивают нейронные группы преимущественно неспецифической системы механизм обеспечивают нейронные группы преимущественно проекционной системы
03. Эмоция возникает в результате: *оценки действий по реализации мотивации *оценки вероятности реализации мотивации в будущем *трансформации мотивационного возбуждения концентрации внимания на эмоциогенном объекте угасания мотивационного возбуждения *выделения эндогенных нейроактивных соединений в кровь *введения экзогенных нейроактивных соединений углубленного восприятия
04. Какими методами диагностируют нарушения мотиваций и эмоций при локальных поражениях мозга? магнитно-резонансная томография *клиническая беседа регистрация вызванных потенциалов мозга *наблюдение *опознание эмоционального выражения лиц опознание мотивационного состояния лиц
*анализ субъективного и объективного анамнеза
05. Какие симптомы возникают при поражении префронтальной медиобазальной коры левого полушария? угнетение биологических и усиление высших (социальных) мотиваций *угнетение как высших (социальных), так и биологических мотиваций *снижение общей двигательной активности усиление общей двигательной активности *снижение эмоциональных реакций снижение положительных эмоциональных реакций и усиление отрицательных безразличие к окружающим при повышенном внимании к себе *общая некритичность парциальная некритичность
06. Укажите симптомы и синдромы, которые характеризуют нарушения поведения при поражении префронтальной медиобазальной коры? *синдром аспонтанности *апатико-абулический синдром *акинетический мутизм психогенная псевдокома вегетативное состояние *«лобная» психика *полевое поведение динамическая афазия
07. Какие нарушения более характерны для поражения медиобазальных отделов правой лобной доли? *угнетение высших (социальных) и усиление биологических мотиваций угнетение как высших (социальных), так и биологических мотиваций снижение эмоциональных реакций *эйфорическая монотонность *«лобный» юмор безразличие к окружающим при повышенном внимании к себе *утрата чувства дистанции и такта
08. При поражении гиппокампа и миндалины наблюдаются: нарушение «ядра личности» *сохранность критики эйфорическая монотонность *аффективные пароксизмы мотивированные эмоции полевое поведение вегетативное состояние *непостоянные вегетативные нарушения
09. Патологические процессы в области гипоталамуса вызывают следующие расстройства: *нарушения биологических мотиваций нарушение критики нарушение «ядра личности» *астенический синдром *нарушение водной мотивации нервная анорексия
10. Какие изменения в поведении человека могут вызывать предположение об очаговом поражении медиобазальной лобной коры?
*появление неопрятности и безразличного отношения к внешнему виду *резкая утрата родственных чувств *появление некритичности к результатам профессиональной деятельности возникновение идей мессианства появление неуважения к непосредственному руководителю появление запойного пьянства *утрата привычных интересов
********************************
Тема 06. Нарушения восприятия при локальных поражениях мозга.
01. На какие группы классифицируют нарушения восприятия? *нарушения простого восприятия – сенсорные расстройства *нарушения образного восприятия – гностические расстройства *нарушения пространственного восприятия – пространственные расстройства нарушения простого восприятия – галлюцинаторные расстройства нарушения логического восприятия – бредовые расстройства нарушения образного восприятия – пространственные расстройства
02. Чем характеризуются нарушения пространственного восприятия? проявления одинаковы при поражении правого и левого полушарий возникают при поражении премоторных полей правого полушария *нарушения касаются реального пространства при поражении правого полушария нарушения касаются реального пространства при поражении левого полушария возникают при поражении префронтальных полей левого полушария *возникают при поражении зоны ТРО правого и левого полушарий
03. Как классифицируют зрительные агнозии? *патофизиологически – на апперцептивную, ассоциативную и симультанную патологоанатомически – на апперцептивную, ассоциативную и симультанную *феноменологически – на предметную, лицевую, цветовую и буквенную феноменологически – на предметную, лицевую, цветовую и симультанную патофизиологически – на проекционную, ассоциативную и симультанную
04. Какие приемы используют при диагностике зрительных агнозий? арифметические задачи предъявление рисунков с недостающими деталями (фигуры Поппельрейтера) *предъявление зашумленных изображений *предъявление контурных и схематичных изображений графическое копирование объектов по образцу *чтение текста письмо под диктовку
05. Чем характеризуется цветовая агнозия? является одним из видов нарушения цветоощущения возникает при поражении медиального коленчатого тела зрительного бугра *возникает при поражении затылочной доли левого полушария мозга *является результатом нарушения соотнесения цветового ощущения и названия (категории) цвета *страдает использование цвета в качестве кода при описании объекта является врожденным нарушением
06. Перечислите особенности слуховых агнозий? нарушается звуковое опознание вследствие снижения слуха дефект может иметь как врожденный, так и приобретенный характер *наблюдаются при поражении 42 и 22 височных полей *дефект не связан с ухудшением элементарного слуха или снижением интеллекта *нарушается категориальное опознание слуховые агнозии при поражении правого и левого полушария клинически идентичны
07. Чем характеризуется слухоречевая агнозия? наблюдается при поражении 42 и 22 височных полей правого или левого полушария *восприятие предметных шумов сохранено восприятие музыки нарушено слоги опознаются лучше, чем слова *слова опознаются лучше, чем слоги *возникает при поражении вторичных полей левой височной доли
08. Тактильная агнозия характеризуется следующими признаками: *нарушение узнавания объектов на ощупь при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности возникает при поражении 3 поля Бродмана могут отмечаться тактильные парафазии *одним из вариантов является дерматоалексия *часто сочетается с кинестетической апраксией узнавание материала, из которого состоит объект, всегда сохранно возникает только при поражении правого полушария мозга
09. Перечислите особенности анозогнозии при поражении верхней теменной области? *не опознаются отдельные чувствительные или двигательные расстройства, вызванные патологическим очагом *типичным является нарушение опознания левосторонней гемиплегии (гемипареза) типичным является нарушение опознания мозжечковой атаксии характерно общее снижение критики
*одним из проявлений может быть анозогнозия боли одним из проявлений может быть нечувствительность к боли (локальная анестезия)
10. Какие из перечисленных нарушений относятся к нарушениям пространственного восприятия? невозможность завязать узел *нарушение движения по маршруту *неправильная оценка положения стрелок на «слепых» часах ощущение увеличения размеров левой ноги *нарушение ориентировки в схеме нарушение узнавания объемных фигур (куб, цилиндр) на рисунке *нарушение выполнения пробы Иеркса
************************ Тема 07. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.
01. Философские и психологические определения мышления подчеркивают его связь: *с познанием с мотивацией с поведением с условным рефлексом *с отражением
02. Укажите определительные признаки мышления? одним из компонентов мышления является интеллект мышление работает по принципу условного рефлекса *мышление является одним из механизмов создания функциональных систем поведения основой является ассоциация нового случайного звена по временн о му принципу *основой является закономерная комбинация старых звеньев *этапами являются анализ и синтез этапами являются наблюдение и интеллектуальная операция
03. Отметьте правильные разновидности (формы) мышления и соответствующие им синонимы: наглядное (зрительное, конструктивное, оптическое) мышление *наглядное (наглядно-образное, конструктивное, наглядно-действенное) мышление *вербально-логическое (понятийное, абстрактное, дискурсивное) мышление артикуляторно-логическое (понятийное, абстрактное, звуковое, речевое) мышление рациональное (конструктивное, реальное, позитивное) мышление творческое (конструктивное, позитивное, неконфликтное) мышление условно-рефлекторное (одномоментное, врожденное, генетическое) мышление
04. Какие ступени развития понятий выделил Выготский Л.С. в работе «Мышление и речь»? *ступень кучи предметов ступень формирования обобщений *ступень формирования комплексов ступень абстракции *ступень потенциального понятия ступень псевдопонятия
05. Какие методы используются для исследования наглядно-образного мышления? проба на понимание сюжетных картин *проба Равена проба с классификацией предметов *проба Кооса *проба «куб Линка» проба с узнаванием лиц на фотографиях проба нахождения недостающих деталей в картине
06. Укажите разновидности задач, которые используются при исследовании вербально-логического мышления? задачи с умножением и сложением задачи на сообразительность *задачи с последовательными действиями *задачи с операциями частями задачи по геометрии задачи с выключением самостоятельных операций *задачи с включением самостоятельных операций *задачи с конфликтными условиями
07. Выберите правильные названия субтестов метода Векслера? куб Линка *словарный общая сообразительность *нахождение недостающих деталей в картине *нахождение сходства нахождение лишних деталей в картине
08. На какие категории классифицируют приобретенные нарушения мышления? деменция при болезни Альцгеймера *префронтальное слабоумие сосудистое слабоумие дисциркуляторная энцефалопатия *париетальное слабоумие *таламическое слабоумие
09. Отметьте особенности префронтального слабоумия? *внешние проявления могут варьировать внешние проявления единообразны степень слабоумия прямо пропорционально зависит от размеров очага по механизму является операционным *по механизму является мотивационным *«сверхбыстрые ответы» характерны «сверхбыстрые ответы» не характерны
10. Отметьте особенности париетального слабоумия? возникает при поражении постцентральной извилины правой теменной доли возникает при поражении постцентральной извилины левой теменной доли *нарушения можно компенсировать при помощи вспомогательных пространственных ориентиров *характерны повторные попытки при ошибках не характерны повторные попытки при ошибках характерны явления «регистрации» *по механизму является операционным
************************ Тема 08. Функциональная система речи и методы ее исследования.
01. В физиологии высшей нервной деятельности механизмы речи рассматриваются: *с позиций рефлекторной теории с позиций «физиологии активности» с позиций бихевиоризма
02. Укажите место коммуникации в структуре поведенческого акта? коммуникация является частью мотивации коммуникация происходит на этапе действия *коммуникация включается при создании общественной функциональной системы коммуникация включается при создании индивидуальной функциональной системы коммуникация является необходимым условием возникновения эмоции
03. Невербальная коммуникация осуществляется с помощью: математических знаков *мимики *жестов *неречевой вокализации языка глухонемых
04. Этапами вербальной коммуникации являются: *формирование речевого сообщения *передача речевого сообщения *прием речевого сообщения действие по реализации индуцированной мотивации *понимание речевого сообщения
05. Укажите уровни организации речевого высказывания? уровень мимических реакций *поверхностные синтаксические структуры языка *глубокие синтаксические структуры языка глубокие грамматические структуры языка уровень эмоциональных голосовых реакций
06. Укажите структурные единицы речи? слоги *высказывания словосочетания *фонемы *лексемы *семантические единицы *предложения фразы
07. Просодика – организация высказывания с помощью: эмоциональных реакций *пауз *выделения акцентом *интонации жестов мимики
08. Каково, по мнению Выготского Л.С., соотношение мысли и развернутой речи? мысль ассоциируется со словом мысль воплощается в слове *мысль совершается в слове
09. Какой элемент методики исследования вербальной коммуникации наиболее четко выявляет речевую акинезию? исследование повторной речи называние предметов *исследование спонтанной речи исследование диалогической речи
10. Построение логико-грамматических конструкций осуществляется с помощью: интонации мимики *падежей *порядка слов *предлогов поговорок *союзов
************************ Тема 09. Афазии: история проблемы, механизмы, классификации.
01. Какой функциональный дефект имели пациенты, описанные в работах П. Брока 60-х годов? моторную дизартрию *афемию *нарушение экспрессивной речи деменцию нарушение импрессивной речи
02. Какой автор впервые выделил сенсорную, моторную и полную (тотальную) афазии? Л.С. Выготский П. Брока Х. Джексон *К. Вернике А.Р. Лурия
03. Какой принцип положен в основу классификации афазий Вернике – Лихтгейма? феноменологический *психоморфологические представления об отдельных центрах психических функций расстройство речи выступает как одно из проявлений более сложного расстройства – асимболии патогенетический этиологический
04. Укажите определительные критерии афазии как клинического синдрома? страдают все виды (уровни) коммуникации синдром относят к когнитивным нарушениям *синдром относят к нарушениям коммуникации синдром относят к нарушению личности корковый характер поражения корково-подкорковый характер поражения *поражение левого полушария у взрослых
05. Поражение каких нейронных групп может сопровождаться афазией? мозолистое тело переключающие ядра *вторичные поля ретикулярная формация ствола первичные поля *ассоциативные поля
06. Чем отличается дизартрия от афазии? дизартрия является надвербальным расстройством коммуникации дизартрия связана с нарушением артикуляции дизартрия является подкорковым нарушением *дизартрия является довербальным расстройством коммуникации *дизартрия не сопровождается нарушением понимания речи при дизартрии страдает как произносительная, так и содержательная сторона речи дизартрия всегда носит приобретенный характер
07. Укажите клинические синдромы афазий, соответствующие классификации Вернике – Лихтгейма? амнестическая афазия кортикальная сенсомоторная афазия *транскортикальная сенсорная афазия *проводниковая афазия субкортикальная дизартрическая афазия проекционная афазия
08. Укажите клинические синдромы афазий, соответствующие классификации А.Р. Лурия? оптическая афазия *акустико-гностическая афазия кортикальная моторная афазия *афферентная моторная афазия афферентная сенсорная афазия *семантическая афазия симультанная афазия динамическая сенсорная афазия
09. Каковы отличительные признаки беглых (плавных) афазий? возникают при очаге, не выходящем за пределы одной доли мозга страдает синтагматический компонент *страдает парадигматический компонент возникают при поражении лобной доли *нормальная скорость и легкость произношения слов *уменьшение номинативных элементов возникают только при сосудистых поражениях
10. Какие принципы положены в основу классификации афазий А.Р. Лурия? речь – результат работы отдельных центров речи *речь – результат совместной работы нескольких мозговых зон речь – разновидность символической деятельности мозга как целого *принцип специализации нейронных групп принцип неспецифичности нейронных групп афазия – изолированный дефект устной речи *афазия – комплексный дефект устной речи, чтения и письма
************************ Тема 10. Акустико-гностическая, афферентная и эфферентная моторные афазии.
01. Укажите характер первичного дефекта при акустико-гностической афазии? нарушение понимания слов *нарушение сложных форм звукового анализа нарушение интеллекта *нарушение фонематического слуха нарушение декодирования понятия
02. Укажите классификационные критерии акустико-гностической афазии? *беглая афазия небеглая афазия *простая афазия сложная афазия *соответствует кортикальной сенсорной Вернике‑Лихтгейма соответствует транскортикальной сенсорной Вернике‑Лихтгейма *возникает при поражении вторичных полей возникает при поражении первичных полей
03. Укажите отличительные признаки акустико-гностической афазии? *отчуждение смысла слов *нарушение определения услышанного слова страдает только импрессивная речь страдает только экспрессивная речь *диссоциация между сохранностью синтагматического строения речи и нарушением парадигматического строения отдельных слов отсутствие экспрессивной речи при тяжелых формах *экспрессивная речь в виде «словесного салата» при тяжелых формах
04. Каковы особенности нарушения чтения и письма при акустико-гностической афазии? чтение и письмо не страдают *расхождение между сохранностью узнавания знакомых слов и глубоким нарушением подлинного чтения *узнавание привычных текстовых стереотипов сохранно ошибки при письме несистемного характера *ошибки при письме по типу замены оппозиционных фонем и перестановки звуков дефекты письма усугубляются при исключении проговаривания слов
05. Укажите характер первичного дефекта при афферентной моторной афазии? нарушение понимания слов *нарушение опознания позы артикуляционного аппарата нарушение сложных форм звукового анализа нарушение интеллекта нарушение фонематического слуха нарушение декодирования понятия *нарушение возможности использования звуковых кодов языка
06. Укажите классификационные критерии афферентной моторной афазии? *беглая афазия небеглая афазия *простая афазия сложная афазия *соответствует проводниковой Вернике‑Лихтгейма соответствует транскортикальной моторной Вернике‑Лихтгейма *возникает при поражении вторичных полей возникает при поражении ассоциативных полей
07. Укажите отличительные признаки афферентной моторной афазии? отчуждение смысла слов нарушение определения услышанного слова страдает только импрессивная речь *постоянные попытки самокоррекции *затруднение артикуляции отдельных звуков при возможности произносить целые фразы отсутствие экспрессивной речи при тяжелых формах патологическая инертность артикулем *замена отдельных артикуляций
08. Укажите характер первичного дефекта при эфферентной моторной афазии? нарушение понимания слов нарушение опознания позы артикуляционного аппарата *инертность артикуляционных движений нарушение интеллекта *трудности денервации предыдущих артикуляций и плавного переключения на последующие нарушение фонематического слуха нарушение декодирования понятия нарушение возможности использования звуковых кодов языка
09. Укажите отличительные признаки эфферентной моторной афазии? *произнесенная артикулема обнаруживает патологическую инертность нарушение определения услышанного слова *эмболофазия *более сохранно повторение серии артикуляционно различных слов при нарушении повторения серии артикуляционно близких слов страдает только импрессивная речь *при повторном назывании предметов и действий отмечаются замены инертными стереотипами или контаминациями затруднение артикуляции отдельных звуков при возможности произносить целые фразы *отсутствие экспрессивной речи при тяжелых формах замена отдельных артикуляций
10. Каковы особенности нарушения чтения и письма при эфферентной моторной афазии? чтение и письмо не страдают *слова читаются лучше, чем слоги ошибки при письме по типу замены оппозиционных фонем и перестановки звуков *несколько раз повторяются отдельные элементы письма *при грубой степени письмо недоступно *плохо читаются незнакомые слова и повторные чередования двух обычных слов *основой нарушений является патологическая инертность процессов дефекты письма усугубляются при исключении проговаривания слов
************************ Тема 11. Семантическая и динамическая афазии. Смешанные формы афазий.
01. Укажите характер первичного дефекта при семантической афазии? нарушение удержания в памяти словесного ряда *нарушение восприятия речевых конструкций коммуникации отношений нарушение сложных форм звукового анализа нарушение интеллекта нарушение фонематического слуха *нарушение симультанных квазипространственных синтезов
02. Укажите классификационные критерии семантической афазии? *беглая афазия небеглая афазия простая афазия *сложная афазия соответствует кортикальной сенсорной Вернике‑Лихтгейма *соответствует транскортикальной сенсорной Вернике‑Лихтгейма возникает при поражении вторичных полей *возникает при поражении ассоциативных полей
03. Укажите отличительные признаки семантической афазии? отчуждение смысла слов *сохранное восприятие отдельных слов и конструкций коммуникации событий страдает только экспрессивная речь *нарушено понимание обратимых конструкций родительного падежа (брат отца — отец брата) сохранено понимание конструкций пространственно-временных отношений (круг под квадратом и квадрат под кругом) *нарушено понимание сравнительных конструкций (Оля светлее Сони, но темнее Кати) экспрессивная речь в виде «словесного салата» при тяжелых формах
04. Каковы особенности нарушения экспрессивной речи при семантической афазии? характерны литеральные парафазии *страдает номинативная функция речи *могут встречаться вербальные парафазии *подсказка первых звуков приводит к припоминанию оперирование грамматическими структурами не страдает мотив высказывания нарушен *затруднен поиск четкого словесного названия предмета
05. Укажите характер первичного дефекта при динамической афазии? *нарушение спонтанной развернутой речи нарушение опознания позы артикуляционного аппарата трудности денервации предыдущих артикуляций и плавного переключения на последующие нарушение интеллекта нарушение декодирования понятия нарушение возможности использования звуковых кодов языка *нарушение построения линейной схемы фразы
06. Укажите классификационные критерии динамической афазии? беглая афазия *небеглая афазия простая афазия *сложная афазия соответствует проводниковой Вернике‑Лихтгейма *соответствует транскортикальной моторной Вернике‑Лихтгейма возникает при поражении вторичных полей *возникает при поражении ассоциативных полей
07. Укажите отличительные признаки динамической афазии? называние отдельных предметов нарушено страдает переход от одного слова к другому *страдает повествовательная речь *нарушена формулировка самостоятельного высказывания *опорные (промежуточные) слова компенсируют дефект страдает только импрессивная речь постоянные попытки самокоррекции отсутствие экспрессивной речи при тяжелых формах патологическая инертность артикулем
08. Укажите отличительные признаки акустико-мнестической афазии? называние отдельных предметов нарушено *возникает при поражении средних отделов коры левой височной области страдает переход от одного слова к другому *отмечается трудность понимания развернутых сообщений *словарный дефицит в экспрессивной речи опорные (промежуточные) слова компенсируют дефект страдает только импрессивная речь патологическая инертность артикулем
09. Укажите наиболее частые варианты смешанных афазий? *тотальная афазия субтотальная афазия *комплексная моторная афазия мультифокальная афазия *сочетание эфферентной моторной с акустико-гностической афазией *сочетание афферентной моторной с акустико-гностической афазией речевая акинезия
10. Укажите отличительные признаки первичной акалькулии? возникает при поражении лобных долей *возникает при поражении зоны ТРО в основе лежит деменция *в основе лежит нарушение операций в знаковом пространстве *распадается разрядное строение числа затрудняется дифференцированное восприятие цифр возникает при поражении неспецифической системы
************************ Тема 12. Нарушения уровневой организации движений.
01. В чем состоит отличие концепции Н.А. Бернштейна от традиционных представлений об организации движений?
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |