Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категоризация психодиагностических методов по Б.Г. Ананьеву




Нормы и требования к опубликованиям психодиагностического инструментария

Увеличение числа специалистов, открытие многочисленных центров и консультаций, реабилитационных учреждений психологомедикопедагогической ориентации привело к резкому увеличению спроса на методическую литературу, психодиагностический инструментарий, который необходим для применения, обработки и интерпретации получаемых результатов. Особенным спросом стала пользоваться литература, которая содержит подробное описание тестовых материалов и ключей для обработки.

Отсутствие собственного опыта и серьезных профессиональных знаний у большинства "срочным " способом подготовленных практических психологов (а по нашему мнению, даже двухгодичная подготовка в существующем виде недостаточна) не дает необходимой квалификации и опыта для реальной практической деятельности. В то же время такой психолог получает сертификат (в виде документа о специальном образовании), дающий право на проведение диагностического обследования детей и взрослых и, следовательно, на владение диагностическими материалами.

основные причины необходимости строгого контроля за использованием психодиагностических тестов ", а именно:

1) предотвратить всеобщую доступность содержания теста, которая делает его невалидным,

2) гарантировать использование тестов только квалифицированными специалистами.

Далее в методическом пособии формулируются основные требования к разработчикам тестов (в более широком смысле это относится и к любым психодиагностическим материалам, даже не являющимся психометрическими тестами) и к пользователям - как специалистампсихологам, так и специалистам без психологического образования с соответствующими правами и ограничениями.

Не менее важной является и проблема уважения авторских прав в области психодиагностических материалов.

 

 

· В своей классификации Б.Г. Ананьев рассматривал методы психологии взаимосвязано с этапами научного исследования, поэтому их он рассматривает как классификацию этих этапов. По Б.Г. Ананьеву психолог на различных этапах исследования пользуется различными группами методов.

· Все методы он разделил на:

· 1. Организационная группа, которая включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

· Лонгитюдный метод предполагает многократное обследование одних и те же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.

· Комплексный метод включает в себя одновременно эти два метода.

· 2. Эмпирический способ добывания данных:

· 2.1. Наблюдение и самонаблюдение.

· 2.2. Экспериментальные методы:

· а) полевой эксперимент - это специально организованный эксперимент, близкий к естественному;

· б) лабораторный эксперимент - применятся, когда исследование психических процессов происходит в искусственных условиях, в лабораториях, с применением специальных приборов;

· в) неестественный эксперимент - эксперимент, в котором испытуемый не подозревает, что он в нем участвует;

· г) естественный эксперимент, в котором испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия;

· д) формирующий или психолого-педагогический эксперимент.

· 2.3. Психодиагностические методы:

· а) стандартизированные и проективные (формализованные личностные тесты) тестовые методики;

· б) анкеты - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы;

· в) вопросники;

· г) социометрия - метод, использующийся для определения связей и отношений между людьми в группе или коллективе;

· д) интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.;

· е) беседа - широко распространенный в педагогической психологии и практике эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.

· 2.4. Приемы анализа процессов и продуктов деятельности. Этот метод включает праксиометрические методы (циклография, профессиография, оценка изделий и выполненных работ).

· 2.5. Метод моделирования.

· 2.6. Биографический метод. Выбор конкретного эмпирического метода зависит от того, какой организационный метод выбран исследователем.

· 3. Методы и приемы обработки эмпирических данных:

· а) методы математической статистики;

· б) качественная характеристика количественного материала.

· 4. Интерпретационные методы, объясняющие результаты, полученные в данном случае с точки зрения исходных гипотез и посылок, которые служили основой для проведения исследования. Этот метод представляет различные варианты генетического и структурного методов.

· а) генетический метод - интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты, процессы становления психических функций, образований или свойств личности;

· б) структурный метод - интерпретирует материал в характеристиках типов связей и систем, образующих личность, социальную группу.

· Классификации Б.Г. Ананьева, прежде всего, рассматривает весь процесс организации и проведения психологического исследования - от постановки про

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.