Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет различных факторов при подготовке диагностических заключений




Интерпретация результатов исследования и сформулированные на ее основе выводы составляют основное содержание психодиагности­ческого заключения. Отметим основные положения, касающиеся под­готовки психодиагностического заключения, с учетом данных литера­туры и собственного опыта психодиагностической работы в клинике.

1.
Психодиагностическое заключение в клинике представляет со­бой развернутый и одновременно четкий и конкретный ответ на по­ставленный перед психологом вопрос врача: каковы особенности мыс­лительной деятельности, эмоционально-волевой сферы, структуры личности, системы значимых отношений испытуемого и др.


2. В связи с привязанностью психодиагностического исследова­ния к конкретной клинической задаче его структура, содержание, фор­ма, объем варьируют в каждом конкретном случае. «Может быть дана некоторая внешняя форма или схема таких заключений, но основная часть содержания заключений не поддается никакой унификации» [Ру­бинштейн, 1998,с.142].

3.
Помимо клинической задачи, форма и характер заключения оп­ределяются потребностями, интересами и уровнем подготовленности пользователя. Известно, что учителя предпочитают заключения с кон­кретными рекомендациями, а психиатры предпочитают заключения с объяснением основных данных, но без конкретных рекомендаций [Анастази, 1982].

4.
В психодиагностическом заключении отражаются прежде всего отличительные психологические особенности, индивидуальное сво­еобразие личности и интеллекта конкретного испытуемого в сопос­тавлении с нормативными данными (как статистическими, так и кри­териальными).

5.
Наряду с выявленными в психодиагностическом исследовании нарушениями (изменениями, дефицитом, отставанием и т.д.) в заклю­чении обязательно указываются сохранные стороны исследованных форм психической деятельности и личности. Как «позитивная», так и «негативная» психологическая диагностика вносят свой вклад в об­щую клиническую оценку психической деятельности испытуемого и
способствуют выработке индивидуализированной терапевтической и реабилитационной тактики.

6.
В заключении представляются обобщенные данные психодиаг­ностического исследования, их интерпретация и выводы. В некото­рых случаях наряду с качественным анализом выполнения больными отдельных экспериментальных заданий приводятся и количественные показатели: число правильных и ошибочных решений, количество за­ученных слов, итоговые статистические оценки, полученные при ис­пользовании стандартизованных методик. Эти данные приводятся для
подкрепления выводов психолога. Кроме того, они могут заинтересо­вать пользователя (врача, психолога), желающего сопоставить эти количественные показатели с имеющимися у него данными других ис­следований (например, проведенными при прошлых поступлениях больного в стационар). С иллюстративной целью иногда приводятся конкретные ответы испытуемого на задания экспериментальных ме­тодик или конкретные высказывания больного в беседе.


7. Методики, используемые в психодиагностическом исследовании, должны перечисляться в начале изложения результатов эксперимента или упоминаться по ходу изложения материала. Это необходимо преж­де всего с целью обеспечения возможности воспроизведения результа­тов исследования, например, в случае повторной экспертизы. В то же время, не следует перегружать текст заключения техническими подроб­ностями получения и обработки данных; наиболее важны феноменоло­гия выявленных психических особенностей и нарушений и ее объясне­ние с точки зрения современной медицинской психологии.

Следует обращать особое внимание на расхождение результатов отдельных экспериментальных методик, направленных на исследова­ние одной психической функции, свойства. Подобное расхождение обязательно должно получить психологическую интерпретацию (на­пример, изменение отношения испытуемого к процессу исследования, парциальность развития исследуемой функции и проч.) Если расхож­дение обусловлено артефактами технического характера, то такие ре­зультаты должны быть исключены из рассмотрения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.