Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностическое изучение параметров личности




Диагностика природных психофизиологических особенностей человека

Свойства нервной системы – это природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера (Б.М.Теплов). В системе профессиональной ориентации и профессиональной консультации, в управлении формированием профпригодности, в профессиональном отборе очень важно знание индивидуальных природных особенностей людей. Успех в профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом часто определяется тем, насколько удается соблюсти правило «естественного соответствия», т.е. насколько круг профессиональных задач, стоящих перед человеком, близок его психофизиологическим особенностям и их привычным проявлениям.

Программа

Бланковые методики В.А. Данилова на определение силы и слабости нервной системы («Ассоциации», «Исключение», «Образование аналогий»).

1. Опросники Я. Стреляу по определению силы и слабости нервной системы (краткий и полный вариант).

2. Бланковые методики В.Т. Козловой по определению лабильности и инертности нервной системы («Исполнение инструкций», «Код»).

3. Использование метода наблюдения для фиксации поведения человека в различных жизненных ситуациях (схемы наблюдения М.К. Акимовой и В.Т. Козловой, проявляющие силу, лабильность и подвижность нервной системы).

4. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова.

 

Развитие человека и использование им своих способностей зависит от особенностей его мотивационной сферы, уровня эмоциональной регуляции, характера межличностных отношений, в которые включен человек, и сформировавшегося у него представления о самом себе - его самосознания. В представлениях индивида о себе особенно ярко проявляется взаимное влияние способностей и его личностных качеств. Психологическая диагностика и обеспечение оптимальных условий для развития индивида, определение наиболее эффективных путей успешного функционирования личности невозможны без знания структуры личности и закономерностей ее становления Поэтому психологическая диагностика личностных параметров представляет важную составную часть общей психодиагностики Подавляющее большинство психодиагностических методов, применяемых на практике, используют по отношению к человеку язык описания, аналогичный принятому в естественных науках. Человек, как и объект в естественных науках, предстает в этом языке в виде набора параметров, который еще с начала XX века принято называть "профилем личности" В применении к задаче прогнозирования поведения человека в ситуациях социальной жизни отдельный показатель из "профиля" обычно называется "чертой" В различных ситуациях, предъявляющих разные требования к индивиду, активизируются разные черты: ситуации, требующие особой тщательности и внимания, вызывают проявление черт "внимательный - невнимательный", "аккуратный - небрежный", ситуации встречи или знакомства людей друг с другом вызывают проявление черт "общительный - замкнутый", "отзывчивый черствый" и т п Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком классе возможных ситуаций, психологи стремятся измерить так называемые универсальные, базовые или системообразующие черты. Эти черты относятся, как правило, к наиболее общим структурно - динамическим характеристикам стиля деятельности в функциональных понятиях "свойств темперамента" (B. C. Мерлин, 1973) или субстанциональных понятиях "свойств нервной системы" (Б. М. Теплов, 1961; В. Д. Небылицын, 1966) На уровне образных или отвлеченно - теоретических задач выделяется широкий спектр черт характера, определяющих человека как социального индивида, имеющего определенный опыт социально - ролевого поведения. Постепенно в процессе целенаправленной деятельности у человека складываются механизмы и процессы функциональной системы сознательной сферы, системы мотивов и других важных личностных черт, благодаря которым человек не только усваивает знания, умения, навыки, социальный опыт межличностных отношений, но и формирует восприятие, мышление, воображение, чувства и волю, свое активное отношение к действительности. Понятие "личность" определяют по - разному Олпорт (1949), например, приводит 50 различных определений личности. Под термином "личность" чаще всего понимают совокупность психологических качеств, которая характеризует каждого отдельного человека и определяется как природными данными, так и социальными условиями жизни и развития.

Многочисленные и всегда разные проявления личности обусловлены ее структурой. Эта структура является чрезвычайно богатой и сложной и имеет множество качественно различных проявлений. Поэтому целесообразно выявить хотя бы некоторые, основные ее параметры и именно по отношению к ним анализировать проблему психологической диагностики. Лишь такой подход может стать посильной задачей для анализа, ограниченного конкретной практической целью. В структуре личности можно выделить такие параметры, или черты, которые являются системообразующими, или интегральными, т е. сами включают более частные, значимые личностные свойства. К таким сис - темообразующим чертам личности разные авторы чаще всего относят - 1) мотивацию; 2) самосознание; 3) межличностные отношения (совокупность личностных качеств, определяющих поведение, положение (статус) и самочувствие индивида в системе отношений).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.