Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защищайтесь, как хотите




Человеку свойственно сохранять целостность и идентич­ность своего тела. Мы знаем свои формы и размеры, свое лицо и фигуру, всегда узнаем себя в зеркале и, не задумываясь, с воз­мущением откажемся от предложений стать кривыми, горбаты­ми, однорукими и другими типами, которые нам неприятны.

Свое психологическое и социальное «лицо» людям также свойственно защищать от всех порочащих, эмоционально не­приятных «предложений». Эти психологические действия людей, направленные на сохранение привычной для личнос­ти психосоциальной составляющей в биопсихосоциальной структуре, обозначаются как психологическая защита.

Представления о психологической защите формирова­лись в рамках психоанализа. Концепция психологической за­щиты в виде классического аналитического подхода была предложена Анной Фрейд в книге «Эго и механизмы защиты» (1936). Согласно разработанной ее отцом З.Фрейдом также трехуровневой структуре личности (бессознательное, подсо­знание, сознание) психологические защиты рассматриваются как бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения компромисса между противо­борствующими осознаваемыми и неосознаваемыми потреб­ностями. Они направлены на уменьшение тревоги, вызван­ной внутриличностным конфликтом, и представляют собой специфические бессознательные процессы, с помощью кото­рых «Я» пытается сохранить единство и адаптивность лично­сти, соответствие между имеющимися у человека представле­ниями об окружающем, о себе и поступающей информацией.

В отечественной личностно ориентированной (рекон­структивной) психотерапии Б.Д.Карвасарекого, Г.Л.Исури-ной, В.А.Ташлыкова психологическая защита понимается как система приспособительных реакций личности, направлен­ная на защитное изменение значимости дезадаптирующих компонентов отношений — когнитивных, эмоциональных, поведенческих — с целью ослабления их психотравмирующе-го воздействия на Я-концепцию.

Сутью психологических защит является минимизация или даже полное вытеснение не приятных для нормативной сознательной личности чувств, мыслей и представлений.

Единой классификации механизмов психологической за­щиты нет. Разные авторы выделяют от 10 до 23 вариантов пси­хологических защит.

Б.Д.Карвасарский (1998) классифицирует психологичес­кие защиты на 4 группы.

В первую группу психологических защит отнесены те, в которых основным элементом является отсутствие перера­ботки неприятной информации с использованием механизмов вытеснения, подавления, блокирования или отрицания. В сферу сознания активно не допускаются или из нее устраняют­ся болезненные, противоречивые чувства, воспоминания, желания и мысли. Это наименее дифференцированный и обычно малоэффективный способ защиты, но в какой-то степени он присоединяется к другим защитным механизмам. 1. Вытеснение проявляется как избирательная забывчивость тех фактов и поступков, которые снижают чувство ценно­сти и достоинства личности. Чаще этот механизм выявля­ется у инфантильных, истерических личностей и у детей. Характерен он для пациентов, имеющих зависимость от алкоголя. Они возмущаются и протестуют, когда им ука­зывают на алкоголизм и предлагают лечиться. Близкими к вытеснению являются автоматические реакции невос­приятия при наличии болезненного расхождения между поступающей и имеющейся информацией:

подавление — более сознательное, чем при вытеснении,
избегание тревожащей информации;

отвлечение внимания от осознаваемых тревожащих им­
пульсов и конфликтов;

блокирование — задержка, торможение (обычно времен­
ное) вызывающих тревогу эмоций, мыслей или действий;

отрицание — непризнание, отвергание ситуаций, фак­
тов, конфликтов, игнорирование болезненной реально­
сти и фактов.

Вторая группа механизмов психологических защит реали­зуется при прохождении в сферу сознания неприятных мыслей, чувств, воспоминаний и состоит в искажении их смыслового со­держания с целью смягчения их травматичности для личности.

В эту группу включаются:

рационализация — псевдообъяснение, оправдание чело­
веком собственных неприемлемых желаний, суждений
и действий или же отказа от правильных действий;

интеллектуализация — усиление интеллектуального ана­
лиза переживаний, позволяющего «заменить» непо­
средственные переживания эмоций рассуждениями об
их нейрофизиологических и биохимических механиз­
мах, «объективным», абстрактным анализом ситуации,
уменьшающим эмоциональное субъективное реагиро­
вание на нее;

изоляция — интеллектуально-эмоциональная диссоциа­
ция, отделение эмоций от реагирования на травмирую­
щую ситуацию с вытеснением эмоций или связывание
их с менее значимыми представлениями;

формирование реакции с заменой неприемлемых эмо­
ций и побуждений на противоположные, например,
враждебности на демонстративную уступчивость, без­
различия — на формальную заботливость;

смещение — замена реального высокостатусного, недо­
сягаемого субъекта, вызывающего раздражение, на низ­
костатусного, зависимого субъекта, на котором можно,
безопасно для себя, разрядить агрессию;

идентификация — отождествление себя с высокостатус­
ной личностью, достоинства которой ощущаются как
собственные ресурсы, в поведении появляется подра­
жание кумирам;

проекция — «приписывание» непризнаваемых собствен­
ных чувств, мыслей и побуждений другим людям,
на примере которых свои собственные негативные ха­
рактеристики можно обсудить и осудить.

Третью группу психологических защит составляют меха­низмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения:

— реализация в действии — посредством ее эмоциональная
разрядка осуществляется через активацию экспрессив-

ного поведения. Например, протестные реакции под­ростков против опеки родителей реализуются алкого­лизацией, рискованным поведением, агрессивными поступками;

сублимация — преобразование потребностей, удовлетво­
рение которых недопустимо нравственными и социаль­
ными нормами, в социально приемлемые и престижные.
Например, сексуальных потребностей в спортивные
и творческие увлечения. Успехи в этих сферах дают кос­
венное удовлетворение «запрещенных» потребностей;

конверсия — соматизация тревоги, трансформация нега­
тивных эмоций в психосоматические и сенсомоторные
расстройства.

Четвертую группу психологических защит образуют меха­низмы манипулятивного типа:

регрессия — демонстрация признаков обратного разви­
тия личности, в том числе несостоятельности, беспо­
мощности, зависимости, с целью освобождения от тре­
бований реальной ситуации, от ответственности за свои
асоциальные поступки;

фантазирование — приписывание себе отсутствующих
социальных, административных, финансовых и других
ресурсов с целью повышения самооценки и социально­
го статуса для контроля над другими людьми;

уход в болезнь, который освобождает от нравственной
и социальной ответственности, оправдывает асоциаль­
ные поступки, обеспечивает «психологическое алиби»
больному.

А.Т. Филатов подразделяет защиты по уровню зрелости.

Примитивные психологические защиты не допускают по­ступление в сознание травмирующей информации — вытес­нение, отрицание, регрессия.

Зрелые — допускают в сознание неприятную информа­цию, но искажают ее, «переструктурируют», делают безболез­ненной, приемлемой для личности — рационализация, изоля­ция, интеллектуализация, идентификация, проекция, субли­мация и др.

Психологические защиты бессознательны, но их нужно научиться осознавать, чтобы понимать причины своих и чу жих слов и поступков, скрытые механизмы поведения и по­могать людям расти и развиваться.

Положительное влияние психологических защит состоит в том, что они ограждают сознание от информации, которая может нарушить цельность представлений о себе, разрушить целенаправленность мышления, оказать деструктивное и де­стабилизирующее влияние на личность. В этом их защитный, адаптивный смысл в дезадаптирующих ситуациях.

Отрицательным аспектом психологических защит являет­ся то, что они не способствуют разрешению конфликтов и личностному росту. Конфликт искусственно упрощается или устраняется. Человек отказывается от деятельности, не­обходимой для продуктивного разрешения ситуации или проблемы, вызвавшей неприятные переживания, остается инфантильным, повторяет прежний опыт в ущерб саморазви­тию и самореализации.

Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, пережива­ний и поведения, включение в систему противодействия ле­чению часто делают такие защитные механизмы патологиче­скими, препятствующими лечению больных алкоголизмом, наркоманиями, игровыми и другими зависимостями.

Как относиться к психологическим защитам? Б.Д.Карва-сарский (1998), И.С.Павлов (1980, 2002) и другие крупнейшие отечественные и зарубежные психотерапевты считают важ­нейшим правилом психотерапевтической тактики при работе с защитными механизмами признание их положительного зна­чения. Они играют центральную роль в системе психологиче­ской адаптации людей, и люди на них и за них «держатся». Их неожиданное разрушение способствует появлению деструк­тивного, близкого к стрессовому состояния. Адекватной счи­тается постепенная, пошаговая работа с выявлением, осозна­нием и истолкованием способа защиты, признанием факта его наличия и влияния на поведение человека.

Психотерапевтическое воздействие на «защищающегося» может осуществляться на разных уровнях: конструктивное изменение психотравмирующей ситуации, симптоматичес­кое уменьшение тревоги, укрепление «Я», осознание и рас­крытие собственных ресурсов организма и личности, повышение самооценки, коррекция жизненных целей, задач и способов их достижения. Эмпатическое общение, сопере­живание и эмоциональная поддержка человека способствуют уменьшению защитного сопротивления. При целенаправлен­ной работе с механизмами психологической защиты происхо­дит изменение нарушенных отношений личности, осознание и разрешение конфликта.

В ходе психотерапии рекомендуется стремиться к замене при­митивных, незрелых защитных реакций вытеснения более созна­тельными, конструктивными, адаптивными способами совлада-ния, меняется тактика психотерапии для коррекции этих защит.

Уважаемые читатели, воспользуйтесь этой рекомендаци­ей для самих себя. Мы долго и упорно используем примитив­ные психологические защиты — не пропускаем в свое созна­ние не приятную нам информацию об угрозах нашим жиз­ненным интересам со стороны чиновников, мы бессознатель­но искажаем поступившую в сознание информацию, желая уменьшить ее травматичность. Это тормозит наш личност­ный рост, фиксирует нашу пассивную выжидательную пози­цию, стабилизирует и затягивает болезненное, невротическое состояние нации. Нужно изменить стратегию поведения.

Выбирайте сами стратегии поведения и учитесь распознавать стратегии, которые вам навязывают

На Земле живет более 5,8 млрд. людей. Они все разные и живут по-разному, но биопсихосоциальная структура у них едина. Потребности похожи по модальностям, по иерархии их приоритетов и масштабов. Механизмы саногенеза и био­логической адаптации у них сходны. Люди похожи и по меха­низмам социально-психологической адаптации. Анализ структуры социального поведения людей в проблемных, стрессовых ситуациях позволил установить, что все разнооб­разие вариантов поведения людей можно уложить в 26 вари­антов стратегий совладания, или копингов.

Это сознательные варианты и элементы поведения, кото­рые люди используют в проблемных ситуациях. Известна классификация стратегий совладания Хайма (Heim), которая представлена в таблице 3.

Таблица 3

Классификация копинг-стратегий по модальности и адаптивности

 

Когнитивные стратегии Эмоциональные стратегии Поведенческие стратегии
Адаптивные
Установка собственной ценности Протест Сотрудничество
Проблемный анализ Оптимизм Альтруизм
Сохранение самообладания   Обращение
Относительно адаптивные
Придача смысла Эмоциональная разрядка Компенсация
Религиозность Пассивная кооперация Конструктивная активность
Относительность   Отвлечение
Неадаптивные
Смирение Самообвинение Активное избегание
Растерянность Агрессивность Отступление
Диссимуляция Покорность  
Игнорирование Подавление эмоций  

Скопируйте эту таблицу и всегда имейте с собой. Это оп­ределитель прогноза успешности ваших намерений, а также действий ваших друзей, коллег, руководителей всех уровней. Это объективные знания, и их применение в жизни для всех доступно и бесплатно. Мы можем пользоваться ими постоян­но, помогать себе и своим близким сознательно и самостоя­тельно, руководствуясь своими собственными интересами, выбирать стратегии, ведущие к успеху, и не использовать страте­гий, гарантирующих поражение.

Пользуйтесь этой методикой — она научная, объективная, общечеловеческая. Хайм — не политик, не коммунист, не рус ский, поэтому предполагать какую-либо идеологизацию в его научных трудах нет оснований.

Эти знания полезны для осознания технологий информа­ционно-психологической войны, о которой мы писали выше. Вы сами определите наших противников, прикидывающихся друзьями, но навязывающих нам идеологические, политиче­ские, социальные, экономические, культурные, демографи­ческие, образовательные и здравоохраненческие стратегии, приводящие к депопуляции, деградации лучших в мире сис­тем здравоохранения и образования, росту числа больных с психическими расстройствами, алкоголизмом, наркомани­ями и др., к потере политической, экономической и продо­вольственной независимости. – в манипуляции всегда присутствует призыв к действиям, метафора определяет стратегию поведения. Если выступающий говорит «Я» или «вам следует вести себя так-то», то этовсегда манипуляция, нет манипуляции только в случаях, когда выступающий призывает пользоваться «адаптивными» стратегиями.

Ключ для интерпретации стратегий

совладания

Когнитивные (рациональные) копинг-стратегии

Адаптивные стратегии — способствуют преодолению трудных жизненных ситуаций.

Проблемный анализ«Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось», т.е. для успеш­ного решения сложной проблемы нужно уметь разложить ее на составные части, оценить каждую часть и соотношения между ними. Можно даже изобразить проблему графически с обозначением всех элементов и их взаимосвязей.

Сохранение самообладания - «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния». Самообладание подразуме­вает интеграцию психических функций и поведения, конт­роль за своим состоянием и ситуацией, способность к целена­правленной деятельности.

Установка собственной ценности — «В данное время я пол­ностью не могу справиться с этими трудностями, но со време­нем справлюсь и с ними, и с более сложными». Психологиче­ски и морально нужно быть готовым к победе, осознавать свои достоинства и ресурсы, претендовать на улучшение сво­его положения. «Рабы не мы — мы не рабы».

Относительно адаптивные. Эти стратегии дают субъек­тивное облегчение при сохранении объективных стрессирую щих обстоятельств, сохраняют пассивную позицию человека в ситуации, требующей активных действий.

Придача смысла«Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам». Эта стра­тегия позволяет принять трудную ситуацию как испыта­ние, примириться с ней и отложить на неопределенное время, обычно навсегда, действия, необходимые для ее преодоления.

Религиозность — «Если что-то случилось, то так угодно Богу». «На все воля Божья». Эта стратегия позволяет эмоцио­нально примириться с проблемной ситуацией. Помолиться, попросить Бога о помощи, ждать ее, не начиная собственной деятельности.

Относительность — «Я говорю себе: по сравнению с проб­лемами других людей мои — это пустяк». Лучше там — где нас нет. Противопоставление реальным проблемам более тяже­лых виртуальных проблем дает эмоциональное облегчение, но не мотивирует к активной деятельности.

Неадаптивные стратегии — не устраняют причин стрес­совой ситуации, не улучшают состояния и положения челове­ка, усугубляют и затягивают деструктивное состояние.

Смирение«Я говорю себе: это судьба. Нужно с этим смириться». Принятие неприятной ситуации и своей роли обиженного, униженного, оскорбленного, отказ от борьбы за свои интересы обрекает на еще большие страдания и утраты.

Растерянность — «Я не знаю, что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей». Пока у человека нет четкой и понятной для него системы представ­ лений о проблемной ситуации и ее причинах, о себе и своих ресурсах, нет правдивой информации, необходимой для со ставления программы действий, он остается дезорганизован­ным, психологически и поведенчески парализованным, его положение продолжает ухудшаться.

Диссимуляция — «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо». Пока человек себя обма­нывает, пытается убедить, что реальная опасность еще не ре­альная, и еще не опасность, можно сохранять приятную без­заботность, «аварийная» ситуация продолжает нарастать и может привести к полному краху.

Игнорирование — «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности». Пока человек «не берет в голову» опасностей, усыпляет свои разум и волю, считает ненужным напрягаться и суетиться, масштабы опасностей продолжают нарастать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.