Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифракционной решетки

ВОЛНЫ С ПОМОЩЬЮ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ

Вопросы к защите работы.

Вопросы для допуска к работе.

 

1.Какова цель работы?

2.Какие величины входят в расчетную формулу для определения длины световой волны?

3.Как должна выглядеть интерференционная картина, наблюдаемая с помощью окулярного микрометра, если источником света является узкая щель монохроматора?

4.Как определить ширину интерференционной полосы?

5.Какую картину надо получить с помощью линзы?

6.Как определить расстояние между двумя мнимыми источниками, создаваемыми бипризмой Френеля?

7.Как определить расстояние от щели монохроматора до центра линзы?

 

 

1.Какое явление называется интерференцией?

2.В чем состоит принцип суперпозиции волн?

3.Почему условием интерференции является когерентность волн?

4.Каковы условия усиления и ослабления света при интерференции?

5.Способы получения когерентных источников.

6.Как определить расстояние между мнимыми когерентными источниками?

7.Как зависит ширина интерференционной полосы от цвета источника?

8.Как выглядит интерференционная картина, если источники излучают белый свет?

9.Как определить относительную погрешность?

10.Обсуждение результатов.

 

Методические указания к лабораторной работе по разделу физики “Оптика”. “Определение длины световой волны с помощью бипризмы Френеля”.

 

Авторы: к.ф-м.н. Глаголева Ольга Николаевна

к.ф-м.н. Родэ Сергей Витальевич

 

Лицензия ЛР №021296 от 18.06.1998

Подписано к печати.................. № заказа............

Формат 60 х 88 1/16 МГУДТ, 113806

Бумага....................... ул. Садовническая, 33

Печать офсетная Типография МГУДТ, 113806

Объем в усл. печ. л................. ул. Садовническая, 33

Тираж..300 экз.

 

 

 

 

Цель работы: знакомство с явлением дифракции, дифракционными спектрами, определение длины световых волн в спектре источника света.

 

Приборы и принадлежности: гониометр Г-5, дифракционная решетка, источник света.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДНИЕ.

Геометрическая оптика основана на принципе прямолинейности распространения света в однородной среде. Это утверждение является результатом многовековых наблюдений людей за характером распространения световых лучей. Причем, под световым лучом в геометрической оптике понимают бесконечно тонкий световой пучок.

Интерференция света является убедительным доказательством волновой природы света. Тем не менее, при рассмотрении интерференции также используется представление о бесконечно тонких световых лучах, прямолинейно распространяющихся в однородной среде. Уточнение этого представления, по сравнению с понятиями геометрической оптики, заключается в том, что лучи рассматриваются как направления распространения световых колебаний.

1. Метод зон Френеля. Волновые представления о свете первоначально развил Гюйгенс. Принцип Гюйгенса заключается в том, что каждая точка волнового фронта является источником вторичных сферических волн, и огибающая этих вторичных волн в следующий момент времени представляет собой фронт волны в этот момент времени. С его помощью можно объяснить размывание очертаний тени, отбрасываемой на экран краями отверстия, при уменьшении размеров отверстия. Рассмотрим рис.1. На рис.1.а изображен фронт вторичных волн, возникающий на отверстии значительно большем, чем длина волны. Из рисунка видно, что в районе краев этого отверстия свет будет заходить в область геометрической тени. На рис.1б показан фронт вторичных волн, когда отверстие соизмеримо с длиной падающей волны. Как видно, в этом случае захождение лучей в область геометрической тени выражено значительно ярче.

 

Рис.1а Рис.1б

Огибание волнами препятствий и захождение света в область геометрической тени называется ДИФРАКЦИЕЙ.

Для создание количественных представлений о дифракционной картине Френель внес дополнения в принцип Гюйгенса. Рассмотрим рис.2., дающий возможность наглядно представить себе смысл дополнений Френеля.

 

Рис.2.

 

Окружим источник А воображаемой замкнутой поверхностью любой формы. Правильное значение интенсивности (амплитуды) волны в любой точке В за пределами S может быть получено так: уберем источник А и заменим его распределенными по поверхности S вспомогательными источниками М1, М2, М3,..., подобранными соответствующим образом. Действие в В определяется как совокупное воздействие М1, М2, М3 и т.д.

Согласно Френелю, каждую точку М поверхности S надо рассматривать как источник, амплитуда и фаза колебаний которого определяется волной, дошедшей до данной точки от источника (постулат Френеля).

Так как фазы всех этих вспомогательных источников определяются возмущением, идущим из одной точки А, то они КОГЕРЕНТНЫ. Поэтому вторичные волны, исходящие из этих источников, будут интерферировать между собой, т.е. их совокупное действие в каждой точке может быть определено как интерференционный эффект. Френель, таким образом, дополнил принцип Гюйгенса, вложив в него идею интерференции волн и придал ему тем самым определенный физический смысл. Задача определения амплитуды (интенсивности света) в любой точке пространства свелась к задаче расчета интерференции волн от вспомогательных (вторичных) источников.

 

 

Рис.3.

 

Рассмотрим решение такой задачи для случая сферической волны, распространяющейся от точечного источника А (рис.3). Выберем поверхность S так, чтобы она совпадала с поверхностью фронта волны. В этом случае все вторичные источники, находящиеся на поверхности S, будут излучать когерентные волны с одинаковыми амплитудами и равными начальными фазами. Вычисление результата интерференции этих волн будем проводить МЕТОДОМ ЗОН ФРЕНЕЛЯ.

Для этого соединяем А с В и разбиваем поверхность S на сферические сегменты таким образом, чтобы расстояние от краев этих сегментов до точки В отличалось на . Эти сегменты получили название ЗОНЫ ФРЕНЕЛЯ. Первой или центральной зоной Френеля называется сегмент, включающий в себя точку С пересечения поверхности S с прямой, соединяющей источник А с точкой наблюдения В. Соседний сегмент называется второй зоной Френеля и т.д.

Расчет интенсивности света в точке В по методу зон Френеля сводится к вычислению результата интерференции света, излучаемого этими зонами. Принимая во внимание, что амплитуды излучения от отдельных вторичных источников, расположенных на фронте волны равны, как было показано выше, можно сделать вывод, что амплитуда излучения с единицы поверхности фронта будет одинакова во всех точках фронта. А так как для расчета результата интерференции от n зон Френеля необходимо знать амплитуду излучения от каждой зоны, прежде всего надо определить число вторичных источников, а для этого вычислить площадь каждой зоны.

Рассмотрим рис.4. На этом рисунке изображен фронт сферической волны, идущей из А, и две центральные зоны Френеля (первая и вторая). В - точка наблюдения.

Рис.4.

 

Из треугольников АD1К1 и ВD1К1 можно записать:

. (1)

Раскрыв скобки правого равенства, получим:

. (2)

Теперь, учтя, что <<a,b и пренебрегая в сравнении с , приходим к окончательному выражению для х1

. (3)

Воспользовавшись малостью величины х1, мы можем заменить поверхность сферического сегмента боковой поверхностью конуса с вершиной в точке О и образующей с1. Боковая поверхность конуса равна:

. (4)

Из левого равенства (1), с учетом того, что х12<<2ax1, получаем:

(5)

Из прямоугольного треугольника D1К1О с учетом (5) получим:

. (6)

Окончательно выражение для площади центральной зоны Френеля будет иметь вид:

. (7)

Теперь рассмотрим треугольники АD2К2 и ВD2К2. Составляя равенство для r22, аналогичное (1), получим:

(8)

откуда

. (9)

Учитывая, что в выражение площади сферического сегмента входит неизменная величина а и только что определенная нами величина х2, мы опустим промежуточные преобразования, аналогичные (4) - (6). Таким образом получаем:

(10)

Надо учесть, что площадь полученного нами сегмента (10) включает в себя первую и вторую зоны Френеля, Поэтому, для выяснения площади второй зоны необходимо из (10) вычесть площадь первой зоны (7). Проделав эту операцию, получаем:

. (11)

Таким образом, площади всех зон Френеля равны между собой. Это очень важный факт, который указывает на то, что в каждой зоне Френеля находится одинаковое число источников вторичных волн и что в этом смысле все зоны Френеля эквивалентны между собой.

Для дальнейшего вычисления надо учесть, что действие отдельных зон в точке В тем меньше, чем больше угол ai между нормалью ni, к поверхности зоны и направлением на В. Таким образом, действие зон постепенно убывает от центра к периферии.

Для получения окончательного результата учтем, что волны, приходящие в B от соседних зон Френеля, находятся в противофазах, так как разность хода у них равна . Поэтому, если амплитуда волны, пришедшей от центральной зоны, будет равна А1, то от второй (2), от третьей А3 и т.д.; кроме того:

Таким образом, результирующее воздействие в точке В от всех зон Френеля можно записать в следующей форме:

А=А123-... An=A1-(A2-A3)-(A4-A5)... (12)

Все выражения в скобках больше нуля, следовательно, результирующая амплитуда в точке В будет меньше амплитуды, создаваемой центральной зоной Френеля.

С хорошей степенью точности оправдывается допущение о том, что амплитуда волны, пришедшей из i - ой зоны Френеля в точку наблюдения В, определяется как среднее арифметическое от амплитуд двух соседних с ней зон:

. (13)

Следовательно, (12) можно переписать как:

. (14)

Все выражения в скобках (при неограниченном числе зон Френеля, т.е. при отсутствии препятствия) равны нулю и амплитуда колебаний в точке В равна половине амплитуды, созданной центральной зоной Френеля. Другими словами, воздействие в точке В равносильно воздействию части центральной зоны Френеля, площадь которой .

Рассмотрим ряд примеров применения метода зон Френеля для расчета дифракционных картин.

2. Дифракция на круглом отверстии. Если между источником сферической световой волны и экраном поставить непрозрачную преграду с отверстием радиуса r, то на экране можно наблюдать дифракционную картину (рис.5).

Вспомогательная поверхность Френеля должна проходить через плоскость преграды SS, а внутри отверстия - по поверхности сферической волны . При разбиении волнового фронта на зоны Френеля обнаруживаем, что в зависимости от размеров отверстия мы имеем различное число этих зон. Если отверстие открывает небольшое нечетное число зон Френеля (рис.5 б.в.), то в точке В наблюдается большая освещенность, чем в отсутствии преграды. Если, например, открыто 5 зон Френеля, то (14) примет вид:

(15)

Максимальная освещенность в точке В получается при размере отверстия, равном одной зоне Френеля. Если же отверстие открывает четное число зон (рис.5 г,д.), то освещенность в точке В будет меньше, чем в случае свободной волны (отсутствие преграды). Если, например открыто четыре зоны Френеля, то (14) примет вид:

т.к. (16)

3. Дифракция на круглом экране. Повторяя рассуждения пункта «Дифракция на круглом отверстии», мы можем сказать, что при достаточно малом препятствии (рис.6а), когда у нас закрыто небольшое число центральных зон Френеля, амплитуда волны в точке наблюдения будет определяться половиной амплитуды, создаваемой первой открытой зоной, и будет мало отличаться от амплитуды волны, созданной в отсутствии преграды. Таким образом, при достаточно малом размере препятствия в центре его геометрической тени всегда будет расположено яркое светлое пятно (рис.6.б).

4. Дифракция на щели. Пусть на узкую щель шириной b (ширина щели значительно меньше ее длины) падает параллельный пучок монохроматического света (рис.7).

Волновой фронт FF такого пучка представляет собой плоскость, параллельную плоскости щели. Поместим за щелью на достаточно большом расстоянии экран ЭЭ, так как показано на рис.7.

На экране обнаружатся полосы, параллельные щели, которые представляют собой чередующиеся максимумы и минимумы интенсивности. Причем интенсивность максимумов убывает от центрального, самого интенсивного, к периферии. При уменьшении ширины щели В дифракционная картина расширяется и расстояние между максимумами увеличивается. Если монохроматический свет заменить белым, или любым, имеющим сложный состав, максимумы интенсивности превращаются в спектры, расположенные по обе стороны от центрального максимума (нулевого порядка), который собирает в себе все составные части падающего света и, поэтому, имеет тот же цвет, что источник света.

Существует несколько методов качественной и количественной оценки дифракционной картины. Воспользуемся здесь методом, описанным в пункте «Дифракция на круглом отверстии».

Заметим прежде всего, что, не имея возможности удалить экран ЭЭ от щели на достаточно большое расстояние, мы можем поставить между щелью и экраном собирающую линзу Л, фокальная плоскость которой совпадает с плоскостью экрана ЭЭ (Рис.8 а,б,в,г). Линза не вносит дополнительной разности хода в оптические пути волн, идущих от разных точек щели.

На рис.8 а,б,в,г показаны картины, дающие возможность объяснить происхождение максимумов и минимумов интенсивности на основе метода зон Френеля.

Свет, падающий на щель перпендикулярно ее поверхности, имеет плоский фронт, Применяя принцип Гюйгенса, представим себе, что каждая точка волновой поверхности, совпадающей с плоскостью щели является источником вторичных волн. Источники эти, как было показано выше, когерентны, начальные фазы их равны, а длина оптического пути от каждого источника до экрана зависит от положения источника на поверхности волнового фронта и от выбранного угла дифракции j.

Для расчета результата интерференции от этих источников разобьем фронт волны, имеющийся на поверхности щели, на зоны, подобные зонам Френеля, результат интерференции которых мы можем легко найти.

Рассмотрим сначала волны (рис.8а), идущие от вторичных источников перпендикулярно плоскости (j=0). Оптический путь всех этих волн одинаков, они приходят на экран в одной фазе и при наложении дают максимум интенсивности, называемый МАКСИМУМ НУЛЕВОГО ПОРЯДКА.

Теперь найдем разность хода волн, идущих в направлении j1 от источников, расположенных на краях щели. Для этого воспользуемся построением, показанным на рис.8а. Выясним затем, сколько длин полуволн умещается в этой разности хода. В данном случае .

Произведя соответствующее построение, разделим поверхность щели по ширине на зоны 1 и 2,подобные зонам Френеля, у которых волны от краевых источников приходят к экрану с разность хода , значит в противофазе.

Очевидно, что если число источников в зонах 1 и 2 одинаково, то для каждого источника зоны 1 в зоне 2 найдется другой источник, волна от которого приходит к экрану в противоположной фазе, а значит такие источники взаимно гасят друг друга. Легко видеть, что площади зон одинаковы, и поэтому все источники зоны 1 погасят источники зоны 2. В результате на экране в этой точке будет минимум интенсивности.

результате на экране в этой точке будет минимум интенсивности.

 


Рис.5.

 

 

Рис.6.

 

 
 
Рис.5.

 

 


 

Рис.6.

       
   
 
 

 


Рис.7.

 

       
   
Э
 
Рис.7.
 

 


 

Рис.8

Увеличим угол дифракции до значения j2, соответствующего разности хода (рис.8б). В этом случае на ширине щели уместится 3 зоны. Результат интерференции этих зон будет другим. Источники зоны 1 погасят источники зоны 2, но останутся непогашенными источники зоны 3. Таким образом, на экране будет наблюдаться светлая полоса, по интенсивности соответствующая 1/3 энергии излучаемой в этом направлении.

На рис.8в в ширине щели умещается четыре зоны, что говорит о полном попарном гашении волн от соседних зон. В этом случае на экране получается минимум.

При дальнейшем увеличении угла дифракции (рис.8г) мы находим на экране следующую светлую полосу, соответствующую максимуму интенсивности. Из пяти зон, умещающихся на ширине щели, четыре попарно погасят друг друга, а источники от одной зоны останутся непогашенными.

Легко заметить закономерность в получаемой дифракционной картине и сделать следующие выводы:

1. Если в разности хода волн D, идущих от краевых источников щели умещается четное число полуволн падающего света, то в дифракционной картине наблюдается МИНИМУМ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ.

j =2 к=0, . (17)

2. Если в разности хода волн D умещается нечетное число полуволн, то в дифракционной картине наблюдается МАКСИМУМ ИНТЕНСИВНОСТИ.

j . (18)

Максимумближайший к нулевому имеет k = ± 1 и называется МАКСИМУМОМ ПЕРВОГО ПОРЯДКА; при k = ± 2 наблюдается МАКСИМУМ ВТОРОГО ПОРЯДКА и т.д.

3. Если в разности хода умещается не целое число полуволн, то в дифракционной картине наблюдается промежуточная интенсивность.

4. С увеличением угла дифракции, а значит и количества зон, на которые можно разбить фронт волны, вырезаемой щелью, интенсивность максимумов уменьшается.

5. При уменьшении ширины щели b, углы дифракции j, под которыми мы наблюдаем максимумы, увеличиваются и картина дифракции расширяется.

6. Из формулы (18) следует также, что при заданной ширине щели и заданном порядке максимумов угол дифракции j зависит от длины волны l, поэтому максимумы для разных длин волн будут сдвинуты друг относительно друга.

5. Дифракция на двух щелях. Дифракционная решетка. Если в препятствии прорезать две одинаковые щели (рис.9), то они дадут одинаковые, накладывающиеся друг на друга дифракционные картины, в соответствии с этим максимумы должны усиливаться. Однако, на самом деле все обстоит несколько сложнее, так как надо принять во внимание интерференцию лучей, идущих от первой и второй щелей.

Пусть две щели шириной b разделены непрозрачным промежутком а. Очевидно, что минимумы, создаваемые каждой щелью, останутся на прежних местах, так как, если ни одна щель не дает света по данному направлению, то и две щели в этом направлении не дадут света. Кроме этих минимумов образуются дополнительные минимумы. Это связано с тем, что при расположении по некоторым направлениям, волны идущие от «одинаковых» точек разных щелей, интерферируя между собой, гасят друг друга. Это происходит тогда, когда разность хода между этими волнами равна нечетному числу полуволн:

j (19)

 

Рис. 9

 

В направлениях же, определяемых из условия максимума для интерференции

j (20)

 

Рис.10

 

действие одной щели усиливает действие другой так, что этим направлениям соответствуют главные максимумы.

Очевидно, что при возрастании числа щелей число минимумов будет увеличиваться, а главные максимумы будут становиться уже и ярче. Такая система щелей называется ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКОЙ. На рис.10 показан характер изменения дифракционной картины при увеличении числа щелей.

Из (20) следует, что для различных длин волн угол дифракции j, соответствующий максимуму данного порядка, будет различным.

Следовательно, если при освещении дифракционной решетки монохроматическим светом (светом одной длины волны) на экране получается некоторое число максимумов, то при освещении дифракционной решетки немонохроматическим светом на экране наблюдается ряд ДИФРАКЦИОННЫХ СПЕКТРОВ.

Как видно из (20), чем короче длина волны, тем меньший угол дифракции соответствует максимуму данного порядка. Другими словами, при данном порядке дифракции фиолетовый цвет расположен ближе к нулевому порядку дифракции, чем красный.

Нулевой порядок дифракции для всех длин волн расположен в одном месте и имеет «цвет» источника света, освещающего дифракционную решетку.

 

ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И МЕТОДА ИЗМЕРЕНИЙ.

 

Для получения дифракционной картины воспользуемся дифракционной решеткой. Дифракционная решетка представляет собой плоскопараллельную прозрачную пластинку (или пленку), на которой нанесены с помощью специальной делительной машины параллельные штрихи. Количество штрихов на 1 мм может меняться от нескольких десятков до нескольких тысяч. Дифракционную решетку можно представить, как систему щелей, причем сам штрих представляется непрозрачным участком, т.к. рассеивает падающий свет, а промежуток между штрихами - щелью. Если толщина штриха a, ширина промежутка (щели) - b, то расстояние (a + b) = d называется периодом решетки.

Чтобы определить длину световой волны в дифракционном спектре, полученном с помощью дифракционной решетки, воспользуемся формулой

l=(a + b)sinj/k= d sinj/k, (21)

где d - период решетки, j - угол дифракции, k - порядок дифракции.

Период решетки d указан на окантовке решетки, определение порядка дифракции k будет описано позже, угол дифракции j определяют с помощью гониометра Г-5, устройство которого показано на рис.11.

Гониометр - прибор, дающий возможность измерять углы отклонения лучей, идущих от коллиматора (1). Коллиматор представляет собой оптическую систему, предназначенную для получения узкого параллельного пучка лучей, идущих от источника света, расположенного перед щелью (2). Регулировку ширины пучка производят с помощью винта (3), изменяющего ширину щели. На столике (4) может быть помещен любой исследуемый объект, а в данной работе здесь крепят дифракционную решетку.

Изображение дифракционной картины рассматривают в зрительную трубу (5), которая может поворачиваться вокруг вертикальной оси прибора вместе с алидадой (6), снабженной угломерным микроскопом (7), при ослабленном стопорном винте (9). Зрительная труба (5) снабжена фокусировочным винтом (8). Чтобы осуществить точную наводку зрительной трубы на исследуемый объект, винт (9) следует закрутить не применяя больших усилий и осуществить микроподачу винтом (10).

 

 

Рис. 11

 

Отсчетное устройство состоит из алидады (6) и угломерного микроскопа (7), в поле зрения которого имеется шкала, показанная на рис.12. Отсчетное устройство снабжено маховичком (11), дающим возможность привести шкалу в отсчетное положение.

 

Рис. 12

 

Шкала микроскопа состоит из двух частей. В левом большом окошке изображены диаметрально противоположные участки лимба и вертикальный индекс для отсчета числа градусов и десятков минут. В правом маленьком окошек находится шкала с горизонтальным индексом, дающая возможность отсчитывать единицы минут и секунды

Отсчетное устройство, смонтированное в алидаде (6), состоит из стеклянного лимба, на поверхность которого нанесена шкала с делениями. Лимб разделен на 1080 делений, цена деления 20’. Оцифровка делений произведена через 1О. При помощи сложной оптической системы в отсчетный микроскоп передается изображение штрихов двух противоположных участков лимба и оптического микрометра, имеющего 600 делений.

Перемещая маховичок (11) (рис.11) оптического микрометра можно совместить и развести изображения диаметрально противоположных участков лимба. При перемещении шкалы оптического микрометра на 600 делений верхнее изображение штрихов лимба смещается относительно нижнего на 10’. Следовательно, каждое деление шкалы оптического микрометра соответствует 1/600 от 10’, т.е. углу равному 1”.

Чтобы снять отсчет, прежде всего надо поставить шкалу гониометра в отсчетное положение, а для этого вращаем маховичок (11) до совмещения двойных штрихов на верхней и нижней половинах основной шкалы (рис.12).

Число градусов равно ближайшей слева к вертикальному индексу цифре. На рис.12 отсчет соответствует 0О. Число десятков минут равно числу интервалов двойных штрихов между штрихом, обозначающим целое число градусов и числом, отличающимся от него на 180О и изображенным на нижней шкале в перевернутом виде. На рис.12 имеем один интервал между штрихами 0 и 180, это соответствует 10’.

Число единиц минут и секунды определяем по правой шкале, которая имеет правую и левую стороны. На левой стороне шкалы горизонтальный индекс отмечает единицы минут, а на правой стороне - секунды. Отсчет, снятый по рис.12 читается так: 0О 15’ 57”.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.

 

1.Расположите перед щелью (2) исследуемый источник света и включите его в сеть. Ослабьте стопорный винт (9) и установите зрительную трубу (5) перед коллиматором (1) таким образом, чтобы увидеть изображение щели, это будет максимум нулевого порядка в дифракционной картине, полученной от дифракционной решетки, установленной на столике (4). Поворачивая зрительную трубу влево и вправо, вы увидите чередование линий спектра источника, начиная от фиолетовой и кончая красной и, затем, повторения линий в том же порядке, но с меньшей интенсивностью (рис.13).

 

k = 2 k = 1 k = 0 k = 1 k = 2

 
 

 

 


Кр Ж З Ф Кр Ж З Ф Ф З Ж Кр Ф З Ж Кр

 

Рис.13

 

2.Получив дифракционную картину, начинайте измерение углов дифракции. Для этого снимите сначала нулевой отсчет, наведя зрительную трубу на нулевой максимум. Закрепите, не применяя больших усилий, стопорный винт (9) и винтом микроподачи (10) совместите вертикальную линию перекрестья с серединой изображения щели. Снимите по отсчетному устройству угломерного микроскопа (7) значение j0 как показано выше.

3.Ослабьте стопорный винт и, поворачивая зрительную трубу влево, снимите отсчеты ji для линий спектра от фиолетовой до красной, находящихся слева от нулевого максимума. Запишите значения этих углов в таблицу 1 для первого порядка дифракции (k = 1). Поворачивая зрительную трубу дальше в том же направлении, снимите отсчеты по шкале микроскопа для тех же линий спектра второго порядка и т.д. для всех порядков, указанных преподавателем. Соответствующие данные занесите в таблицу 1 и рассчитайте сразу углы дифракции ji = ê ji’ - j0 ê слева от центрального максимума.

4.Повторите измерения для спектров, расположенных справа от нулевого максимума. Занесите значения отсчетов ji в таблицу 1 и найдите углы дифракции ji = ê ji” - j0 ê справа от центрального максимума. В правильно выполненной работе углы дифракции для линии одного цвета и одного порядка, отсчитанные от нулевого максимума влево и вправо должны отличаться незначительно.

 


Таблица 1

№ п/п к j0 цвет ji слева ji=êji’- j0ê слева li слева ji справа ji=êji”- j0ê справа li справа li среднее
                     
                     
                     
                     
    ср.                
                     
                     
                     
                     
    ср.                

 


5.По формуле (21) вычислите значения li, занесите их в таблицу 1 и найдите среднее значение для соответствующих линий слева и справа.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Волны с помощью бипризмы | При помощи гониомера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.146 сек.