КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для повторения 1 страница. 1. Перечислите и охарактеризуйте критерии эффективности организации по Д.С
1. Перечислите и охарактеризуйте критерии эффективности организации по Д.С. Синк. 2. Что относится к признакам эффективного менеджмента по Т.Питерсу и Р. Уотермену? 3. Опишите факторы, влияющие на эффективность управления. 4. Что входит в набор критериев эффективности управления? 5. Назовите и опишите сущность показателей экономической и социальной эффективности управления. 6. Как можно оценить личный вклад менеджера в эффективность управления? 7. Какова взаимосвязь между эффективностью использования компонент менеджмента и жизненным циклом фирмы? 8. Пути и направления повышения эффективности менеджмента: состав, содержание, требования к процессу. 9. Опишите составляющие процесса саморазвития менеджера, их формы, направления, достоинства и недостатки. Заключение Учебное пособие, включающее в себя 18 тем, представляет по своей сути изложение теоретических основ менеджмента. Это обусловлено тем, что читается данная дисциплина в третьем семестре обучения, когда у студентов имеется очень смутное представление о практике хозяйствующих субъектов, их организации, технологии, самом управлении. В связи с этим основное внимание в учебном пособии отводится рассмотрению теоретических положений основных понятий, категорий, принципов менеджмента, его современных концепций, их генезис, исследованию альтернативных подходов к теории принятия управленческих решений. Особое место занимает в пособии проблемы социальной ответственности и этике менеджмента. Особенность состоит в том, что данная проблема не только является самостоятельной темой изучения как одного из основных факторов повышения эффективности управления, но и исходной, определяющей позицией изучения и рассмотрения остальных тем курса.
В учебном пособии много внимания отводится поведенческому аспекту менеджмента. Это касается таких тем как «Связывающие процессы», «Мотивация персонала», «Групповая динамика», «Руководство: власть и личное влияние», «Лидерство», «Управление конфликтами и стрессами», «Управление изменениями и организационное развитие», «Управление трудовыми ресурсами». Каждая тема заканчивается основными выводами по ней и вопросами для повторения, что позволяет студенту определиться с главной идеей данной темы и проверить себя на усвоение материала. Учебное пособие заканчивается итоговыми тестовыми заданиями, помогающими студенту в процессе обучения заниматься текущим самоконтролем, а также подготовке к заключительному экзамену. Итоговые тестовые задания
1. Когда были выделены три уровня управления: верхний, средний и низший? а) во времена Сократа (470-399 гг. до н. э.); б) в средние века, в эпоху Возрождения; в) во времена промышленной революции, начавшейся в середине XVIII в.; г) в начале ХХ века, с возникновением менеджмента.
2. Какой вид управления базируется на праве «легитимного насилия»? а) политическое; б) экономическое; в) государственное; г) менеджмент.
3. Что отражают принципы управления? а) объективную реальность; б) субъективную конструкцию; в) основные фундаментальные идеи; г) объективную реальность субъективного характера.
4. Что такое метод управления? а) совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели; б) назначение и виды управленческой деятельностью; в) внешнее выражение содержания управления; г) совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации.
5. Что предполагает самоорганизация систем, в том числе управляющих систем?
а) это когда системы, предоставленные сами себе, уменьшают меру неопределенности ситуации; б) это хаотичное развитие системы в неопределенном направлении; в) это когда система стремится к самоликвидации; г) это когда управляющая система не имеет влияния на управляемую. 6. Какие факторы влияют на самоорганизацию систем? а) деловые партнеры, поставщики, потребители; б) государственных и муниципальных органы; в) криминальные структуры; г) все влияют.
7. Что не допускает рыночная экономика? а) господство частной собственности, максимальную свободу хозяйственной деятельности предпринимателей; б) экономические кризисы, беззащитность социально слабых слоев населения перед лицом рыночной конкуренции; в) превращение хозяйствующих субъектов в закрытые системы; г) планомерное развитие экономики.
8. Менеджмент это: а) наука и практика управления; б) организация управления фирмой и принятие управленческих решений; в) а+б; г) предпринимательство +б.
9. Что такое компетенция? а) система профессиональных знаний; б) опыт и навыки; в) личные качества менеджера; г) знания, умения, практический опыт.
10. Количество принципов управления у Ф. Тейлора: а) 4; б) 6; в) 8; г) 10.
11. Количество принципов управления у Г Эмерсона: а) 8; б) 10; в) 12; г) 14.
12. Количество принципов управления по А. Файолю: а) 8; б) 10; в) 12; г) 14. 13. Какой принцип не относится к общим принципам управления: а) научность; б) демократический стиль менеджера; в) демократический централизм; г) системность и комплексность.
14. К какому принципу относится противоречие между теорией и практикой? а) научности; б) системности и комплексности; в) единоначалия и коллегиальности; г) демократического централизма.
15. Какой принцип структурирует проблемы и решения по вертикали и горизонтали? а) демократического централизма; б) единоначалия и коллегиальности; в) научности; г) системности и комплексности;
16. Расположить школы науки о менеджменте в правильном хронологическом порядке: 1) Классическая школа управления; 2) Школа человеческих отношений; 3) Научная школа управления; 4) Школа науки управления; 5)Бихевиористское направление:
а) 1, 4, 5, 3, 2; б) 3, 2, 4, 1, 5; в) 3, 1, 2, 5, 4; г) 4, 1, 3, 5, 4.
17. Основоположник классической школы управления? а) Тейлор; б) Файоль; в) Мэйо; г) Фоллетт.
18. Основоположник школы научного управления? а) Тейлор; б) Файоль; в) Мэйо; г) Фоллетт. 19. Основоположник школы человеческих отношений? а) Тейлор; б) Файоль; в) Мэйо; г) Урвик.
20. Какая концепция (концепции) отражают социальную ответственность? а) теория корпоративного альтруизма; б) теория корпоративного эгоизма; в) теория «разумного эгоизма»; г) а, б, в.
21. Основные вызовы современности, не способствующие повышению роли социальной ответственности? а) глобализация и капитализация; б) репутация и менеджмент; в)текущее нарушение основ бизнеса; г) менеджмент, клиенты, персонал.
22. Основные элементы новой парадигмы социальной ответственности? а) корпоративное гражданство, социальные инвестиции, социальное партнерство; б) благотворительность, меценатство; в)альтруизм, социальное инвестирование; г) борьба с бедностью, охрана здоровья, социальное партнерство.
23. Направления функций бизнеса, не имеющих отношение к корпоративной социальной ответственности? а) общая политика и стратегия фирмы; б) планирование, организация, контроль; в)организация труда и производственный процесс; г) отношения с властью и меры по охране окружающей среды.
24. Разработка принципов и функций управления является достижением: а) школы научного управления; б) бихевиоризма; в)классической школы управления; г) школы человеческих отношений. 25. Отделение плановой и организационной работы от производственной являются вкладом в развитие управленческой мысли: а) школы научного управления; б) школы человеческих отношений; в) бихевиоризма; г) классической школы управления.
26. Из перечисленных авторов: 1) А. Файоль; 2) К. Арджирис; 3) Л. Урвик; 4) Д. Марч; 5) Д. Муни; 6) Ф. Гилберт – представителями классической школы управления являются: а) 2,4,6; б) 4,5,6; в) 1,3,5; г) 1,2,3; д) 2,4,5.
27. Знаменитые «хоторнские эксперименты» проводились под руководством:
а) А. Маслоу; б) Д. Муни; в) Э. Мэйо; г) М.П. Фоллетом; д) А. Файолем.
28. Существование и развитие школы человеческих отношений охватывает следующий временной период: а) 1920-1950; б) 1885-1920; в) 1950-по настоящее время; г) 1930-1950; д) 1845-1948.
29. В какой из школ менеджмента были впервые использованы приемы управления межличностными отношениями? а) Школа научного управления; б) Административная или классическая школа управления; в) Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук; г) Школа науки управления.
30. Какой вклад в развитие менеджмента внес Анри Файоль? а) создал штаб; б) создал двойную бухгалтерию; в) признал менеджмент как особого вида искусство; г) сформулировал функции и принципы менеджменты.
31. Некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, – это: а) структура; б) система; в) образование; г) организация.
32. Система, взаимодействующая с внешней средой и приспосабливающаяся к изменениям в ней, называется: а) закрытой; б) гибкой; в) жесткой; г) открытой.
33. Конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время – это а) процессы; б) ситуация; в) условия; г) факторы.
34. Такая характеристика факторов внешней среды как взаимосвязанность – это: а) сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другой фактор; б) число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на деятельность предприятия; в) относительная скорость изменения среды; г) относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности.
35. Такая характеристика факторов внешней среды как сложность – это: а) сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другой фактор; б) число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на деятельность предприятия; в)относительная скорость изменения среды; г) относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности. 36. Какие из ниже перечисленных факторов внешней среды не относятся к факторам прямого воздействия? а) действия конкурентов; б) изменение валютного курса; в) надежность и ритмичность поставки сырья; г) законодательные ограничения.
37. Кому из нижеперечисленных партнеров предприятия будет выгодна инфляция: а) акционерам; б) поставщикам; в) кредиторам; г) дебиторам.
38. Для чего предназначена организационная структура управления? а) для установления целей организации; б) для обеспечения единства действия всех элементов организации; в) для стимулирования действий работников организации.
39. Какие звенья выделяют в организационной структуре управления? а) линейные и функциональные; б) производственные и технологические; в) управленческие и рабочие; г) административные и производственные.
40. Что характеризуют линейные вертикальные связи организационной структуры? а) наличие совместно решаемых звеньями задач; б) подчиненность и ответственность по всем вопросам; в) подчиненность в рамках определенной функции.
41. Что характеризуют горизонтальные связи организационной структуры управления? а) наличие совместно решаемых звеньями задач; б) подчиненность и ответственность по всем вопросам; в) подчиненность в рамках определенной функции.
42. Что характеризуют функциональные вертикальные связи организационной структуры управления? а) наличие совместно решаемых звеньями задач; б) подчиненность и ответственность по всем вопросам; в) подчиненность в рамках определенной функции.
43. Число непосредственно подчиненных, которыми может эффективно управлять менеджер – это а) норма управляемости; б) уровень управляемости; в) предел управляемости; г) звено управления.
44. Что представляет собой норма управляемости? а) регламент; б) приказ; в) технологический норматив; г) организационный норматив.
45. Какие типовые организационные структуры следует отнести к структурам органического типа? а) линейно-штабные и линейно-функциональные; б) дивизиональные; в) матричные и проектные.
46. Что не присуще характеристике рациональной бюрократии? а) появление высококвалифицированных специалистов в каждой должности; б) защищенность служащих от произвольных увольнений; в) гибкость при принятии решений; г) иерархичность уровней управления.
47. Какая из организационных структур характеризуется большим дублированием функций управления: а) линейная; б) функциональная; в) дивизиональная; г) матричная.
48. Какую организационную структуру целесообразно применять в организации, которая выпускает относительно ограниченную номенклатуру продукции, действует в стабильных внешних условиях, для обеспечения своего функционирования требует решения стандартных управленческих задач: а) функциональную; б) дивизиональную; в) матричную.
49. Организационная структура, построенная на основе прямого распределения должностных обязанностей от высшего звена к низшему, называется: а) комиссией; б) функциональной; в) линейной; г) матричной.
50. Отношения между руководителем и его подчиненными называются: а) параллельными; б) коллегиальными; в) функциональными; г) линейными.
51. Процесс передачи полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий – это: а) делегирование полномочий; б) сужение полномочий; в) снятие полномочий; г) распределение полномочий.
52. Что представляет собой делегирование полномочий? а) передачу полномочий; б) передачу ответственности; в) передачу полномочий и ответственности.
53. Информация – это: а) средство общения людей; б) мера устранения неопределенности о каком-либо факте или явлении; в) оба определения корректны; г) оба определения неверны. 54. Основными требованиями к управленческой информации не являются: а) достоверность; б) релевантность; в) субъективность; г) логичность.
55. Коммуникация – это: а) процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми так, чтобы на ее основе можно было действовать; б) совместимость разнотипных систем передачи информации; в) спонтанная передача сообщений.
56. Коммуникация между лицами одинакового статуса или уровня в иерархии организации условно называют: а) внешними; б) невербальными; в) горизонтальными; г) вертикальными.
57. По критерию преобладающей системы кодирования идеи сообщения коммуникации условно можно разделить на: а) горизонтальные и вертикальные; б) внешние и внутренние; в) вербальные и невербальные.
58. Этапом коммуникационного процесса является: а) источник; б) сообщение; в) получатель; г) обратная связь.
59. Декодирование относится к: а) элементам коммуникационного процесса; б) этапам коммуникационного процесса; в)коммуникационным барьерам; г) не имеет отношение к коммуникации.
60. Какой из предложенных ответов не относится к этапам коммуникационного процесса? а) зарождение идеи; б) кодирование информации; в) создание структуры, наилучшим образом способствующей достижению целей; г) передача информации.
61. Способ использования слов и значений, передаваемых словами, изучает: а) риторика; б) семантика; в) прагматика; г) синтаксис.
62. Какая из преград межличностных коммуникаций отражает непонимание смыслового значения слов? а) семантическая; б) невербальная; в)барьер восприятия; г) разность интересов.
63. Адресность как одно из основных требований, предъявляемых к управленческим решениям, предполагает то, что решения менеджера: а) должны быть направлены на достижение определенных инновационных целей; б) должны соответствовать делегированным ему полномочиям; в)должны предусматривать необходимые ресурсы и источники их получения; г) должны быть ориентированы в пространстве и во времени.
64. Иерархическая субординация как одно из основных требований, предъявляемых к управленческим решениям, предполагает то, что решения менеджера: а) должны быть направлены на достижение определенных инновационных целей; б) должны соответствовать делегированным ему полномочиям; в)должны предусматривать необходимые ресурсы и источники их получения; г) должны быть ориентированы в пространстве и во времени.
65. Какому уровню соответствует управленческое решение, если оно является относительно новым для данной организации или для данной ситуации, но в другом месте и другим руководителем уже принималось: а) рутинному; б) селективному; в)адаптационному; г) инновационному.
66. Рутинная проблема требует от менеджера: а) идентифицировать ситуацию и затем взять на себя ответственность за начало определенных действий; б) в порядке личной инициативы найти решение уже известной проблемы; в)осуществить решение неизвестной проблемы; г) выбрать оптимальное направление действий.
67. Решения, основанные на суждениях, – это: а) выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен; б) выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом; в)выбор, обоснованный с помощью объективного аналитического процесса; г) нет правильного ответа.
68. Выбор, сделанный только на основании ощущения того, что он правильный, характеризует: а) рациональное решение; б) интуитивное решение; в)профессиональное решение.
69. Метод, который состоит в последовательном анкетировании экспертов различных областей науки, техники и формировании массива информации, отражающей индивидуальные оценки экспертов, основанные на строго логическом опыте, – это: а) метод синектики; б) метод дедукции; в)метод Дельфи; г) метол ассоциаций.
70. Содержание какого понятия отражает следующее определение – вид управленческой деятельности, который характеризуется однородностью целей, действий или объектов их приложения – это: а) менеджмент; б) функция менеджмента; в)метод менеджмента; г) принцип менеджмента.
71. Началом всякой управленческой деятельности является: а) приказы; б) бюджетное планирование; в) целеполагание; г) контроль.
72. Требование к формулируемым целям: а) измеримость; б) красивая формулировка; в) должны охватывать все направления деятельности; г) глобальность.
73. Модель комплексного, системного подхода к определению состава целей, основанного на упорядочении их иерархии путем декомпозиции главной цели на подцели, называется: а) банк целей; б) пирамида целей; в) дерево целей; г) корзина целей.
74. Что не содержит формулировка миссии организации? а) вид предпринимательской деятельности; б) рабочие принципы относительно внешней среды; в) культуру организации; г) получение прибыли.
75. Решение, не типичное для функции планирования: а) какова природа нашего бизнеса? б) какими должны быть наши цели? в) как меняется внешняя среда и как это может отразиться на будущем предприятия? г) какова природа потребностей подчиненных?
76. Кто впервые ввел понятие стратегии? а) Сократ; б) Бенджамин Франклин; в)Томас Джефферсон; г) Александр Македонский.
77. Планы, регламентирующие текущую деятельность предприятия, называются: а) тактическими; б) среднесрочными; в)долгосрочными; г) стратегическими.
78. SWOT-анализ предназначен для: а) составления таблицы сильных и слабых сторон организации; б) генерирования (выбора) стратегического направления развития фирмы; в)оценки экономического потенциала предприятия.
79. Роль обратной связи в управленческом цикле выполняет функция: а) планирование; б) организация; в)мотивация; г) контроль.
80. Установление стандартов, измерение достигнутого и сравнение с ожидаемыми результатами, коррекция отклонений являются тремя аспектами: а) планирования; б) управленческого контроля; в)организации.
81. Какой принцип не лежит в основе реализации функции контроля: а) принцип непрерывности; б) принцип конфиденциальности; в) принцип всесторонности; г) принцип гласности.
82. Выберите правильный механизм мотивации: а) потребности – действие – мотив – результат; б) мотив – действие – потребности – результат; в) мотив – потребности – действие – результат; г) потребности – мотив – действие – результат.
83. Мотив – это: а) определенческая потребность, т.е. то, что нужно, чтобы потребность была удовлетворена; б) состояние неудовлетворенности, требующее от человека активных путей его удовлетворения; в) набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности; г) нет правильного ответа.
84. В основе мотива лежат: а) действия; б) результаты; в) потребности; г) домыслы.
85. Содержательные теории мотивации исследуют: а) потребности; б) действия людей; в) степень удовлетворения потребностей; г) разнообразные стимулы к труду.
86. К содержательным теориям мотивации относится: а) теория Герцберга; б) теория Врума; в)теория справедливости Адамса; г) модель Портера-Лоулера.
87. К процессуальным теориям мотивации не относится: а) теория Врума; б) теория справедливости Адамса; в)теория Альдерфера; г) модель Портера-Лоулера.
88. Как Ф.Герцберг в своей двухфакторной модели мотивации назвал факторы, влияющие на удовлетворенность работой: а) факторы «гигиены» и «мотиваторы»; б) первичные и вторичные факторы; в)внешние и внутренние; г) нет правильного ответа.
89. Что относится к вторичным потребностям по Маслоу? а) уверенность в будущем; б) потребность в отдыхе; в)признание; г) потребность в безопасности.
90. Какой из мотивационных теорий соответствует следующее положение: всем людям в той или иной степени присущи потребности во власти, успехе и причастности? а) теории А. Маслоу; б) теории Д. МакКлелланда; в)теории Ф. Герцберга; г) теории К. Альдерфера.
91. Что такое мотивация? а) это размещение объектов системы во времени и в пространстве; б) это логическая взаимосвязь между элементами системы; в) это создание условий для активной и результативной работы; г) это функция менеджмента, предусматривающая создание необходимого объема продукции.
92. Формальная группа – это: а) группа, созданная по воле руководителя или иной внешней силы; б) группа, созданная для выполнения формализованных функций; в)группа, созданная для формальной работы; г) нет правильного ответа.
93. Одной из причин, по которой люди вступают в неформальные группы, является: а) желание выделиться из «серого окружения»; б) потребность в самореализации; в)потребность в защите и общении; г) потребность в сплоченности.
94. К ситуационным характеристикам группы относится: а) размер группы; б) пространственное расположение; в)системы вознаграждений; г) все вышеперечисленное. 95. К структурным характеристикам группы не относятся: а) групповое давление и конформизм; б) статусы и роли – кто какую позицию в группе занимает; в)личные симпатии и антипатии участников группы; г) характер, умения, навыки людей, слагающих группу.
96. В менеджменте групповые нормы – это: а) нормы выработки или производительности, устанавливаемые для каждой структурной единицы коллектива (бригада, отдел, участок и т.д.); б) усредненное в пределах группы количество времени, требуемое для выполнения определенного вида работы; в)определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы; г) стандарты, определяющие коллективную ответственность работников перед работодателем.
97. В менеджменте «малая группа» – это: а) человеческий коллектив небольшого по численности размера; б) объединение небольшого количества людей, осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени; в)инициативная группа, создаваемая по воле руководителя (менеджера) и призванная осуществлять разработку и внедрение инноваций; г) всё вышеперечисленное.
98. Под развитием малой группы понимается: а) увеличение числа её участников; б) прохождение группой ряда стадий, сопровождающееся внутригрупповыми конфликтами; в)процесс повышения коллективных знаний и умений, способных осуществляться членами группы; г) снижение уровня конфликтов в группе, вследствие выработки коллективной морали.
99. Социальный контроль, как характеристика неформальной организации основан на: а) свободном распорядке рабочего дня, предполагающем инициативу и творчество; б) поддержке сторонней организации (профсоюз, совет трудового коллектива и т.д.), придерживающейся концепции «человек – прежде всего»; в)системе коллективных ценностей, норм, правил, ритуалов и т.д.; г) нет правильного ответа.
100. Социометрическая структура группы – это: а) немногочисленные по составу группы, объединенные общей целью своей деятельности; б) соответствие статуса группы внешнему социальному окружению; в)система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы; г) все вышеперечисленное.
101. Число стадий развития малой группы в модели Стэнфорда и Роарка: а) пять; б) шесть; в)семь; г) восемь.
102. Что не относится к стадиям развития малой группы по Стэнфорду и Роарку: а) процесс знакомства; б) стадия внутригрупповой активизации; в)формирование инструментальных ценностей; г) стадия конфликта (конфликт между лидерами).
103. Влияние – это: а) способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия на достижение целей организации. б) любое поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, ощущения, отношения, самооценку и т.д. другого человека.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |