Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела




Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Релаксация

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач коррекции Г уровня. Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо- или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на общем его развитии.

В ходе занятий психолог должен подойти к каждому ребенку и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов, показать, как можно их « сбросить ». Необходимо, например, показать на его собственном теле разницу между выполнением команды « опустить кисти » и « руки сломались в кистях » (расслабление кистей достигается только во втором случае).

После выполнения каждого упражнения проводится совместное обсуждение в кругу детей с получением обратной связи от каждого ребенка по принципу « Мое тело может быть ...».

34. Ребенок ложится на спину (или стоит, сидит). Его просят закрыть глаза и сосредоточиться только на своем теле; выполнить 3 4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе. Затем ему надо напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (психолог называет поочередно части тела, останавливаясь на каждой в отдельности, правая рука, шея, спина, живот, поясница, правая нога и т. д.). По позе ребенка и « волне » его дыхания можно легко определить « зажатые » места.

Ребенка просят « прислушаться » к своему телу и при необходимости дополнительно поработать с напряженными участками тела и локальными зажимами (см. главу 2 — « Массаж »; § 1, глава 3 — « Растяжки »).

35. « Силач ». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

36. « Весы ». Предложите ребенку представить, что его ладони чашечки весов, держащие груз. При необходимости реально нагрузить « весы », надавливая собственной рукой или кладя на них какой-либо « груз ».

Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. « Уравновесить » чашечки весов.

Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз, повернув пальцы от себя. С силой вытянуть ее: на этой чашечке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, расслабиться. Повторить упражнение, изменив положение рук. Аналогичное упражнение можно выполнять лежа, весами при этом становятся ноги.

37. « Травинка на ветру ». Ребенок изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).

38. По этому же принципу строится упражнение « Раскачивающееся дерево » (корни ноги, ствол туловище, крона руки и голова), которое может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый ребенок представил себя « своим » деревом: ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.

39. « Парусник ». Ребенок изображает лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены; сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках.

Подул ветер, и парус расправился, надулся (на вдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус « сник » (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой) ... Вернуться в и. п.

40. « Дракон ». Ребенок изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в тактс руками-крыльями. Затем он приземляется на остров и начинает « размешивать »! хвостом море.

41. « Насос и надувная кукла ». Ребенок надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслабленно на полу. Психолог (или другой ребенок) накачивает куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед и произнося звук « с-с-с » на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание воздухом опасно кукла сильно напряглась и может лопнуть. Время окончания надувания определяется по состоянию напряжения тела куклы. После этого из нее вынимают насос, кукла постепенно « сдувается » и « опадает ». Это прекрасное упражнение на расслабление напряжение, а также первый опыт парного взаимодействия на уровне ощущения определенных свойств тела другого человека.

42. « Смазка ». Дети стоят в кругу. Им предлагается представить свое тело в виде любого механизма, который нуждается в смазке: « Я ввожу масло в твой указательный палец, чтобы смазать им все суставы твоего тела. Сосредоточься, чтобы ни один участок не остался без смазки; ведь я не вижу, все ли я делаю правильно: подсказывай мне своим телом ».

43. « Двигательный репертуар ». Детям предлагается свободно двигаться по комнате, не касаясь друг друга, самыми разнообразными способами, сосредоточившись на ощущениях, возникающих в теле. Они могут передвигаться с разной скоростью: медленно, максимально быстро (медленно), чуть медленнее и т. п .; с различным уровнем напряжения (максимально напряженно, чередуя напряжение и расслабление разных групп мышц, максимально расслабленно). В ходе этого процесса их просят вспомнить и воспроизвести (телом) различные ощущения: холод, жара, вкусная еда, неприятные запахи, сильный ветер в спину и т. п.

Эти и следующие упражнения направлены на расширение диапазона движений по следующим параметрам: быстрые медленные; мягкие жесткие; сильные слабые; тяжелые легкие; непрерывные отрывистые; свободные с сопротивлением.

44. « Огонь и лед ». И. п. — стоя в кругу. По команде: « огонь » дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде « лед » дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.

45. Аналогичны упражнения со сменой ролей. « Рыбки и водоросли »: плавные, легкие движения водорослей на месте и рыб с передвижением в воде. « Облако и камень »: движения тяжелые, законченные образ камня и легкие, плавные, непрерывные, связанные с представлением об облаке.

46. « Страна кукол ». Психолог: « Когда-нибудь все люди вырастают и забывают, что были детьми. Игрушки, которые мы так любили в детстве, не исчезают бесследно. Они просто уходят в свою страну, куда мы сегодня и отправляемся, став ненадолго разными куклами ».

« Свободная кукла »: индивидуальный танец в том образе, который выберет ребенок. « Гуттаперчевая кукла »: движения мягкие, плавные; полностью расслабленное тело (тело без костей). « Пластмассовая кукла »: напряженное тело, законченные движения. « Марионетка »: кукла, которую кукловод психолог или другой ребенок приводит в движение при помощи нитей, привязанных к различным частям ее тела. Это упражнение направлено на осознавание центров движения.

Упражнение « Подвески » сложнее: детям предлагается представить, что они куклы-марионетки, которые после выступления подвешены на гвоздиках в шкафу (за руку, за палец, за воротник, за плечо и т. д.), т. е. их тело фиксировано в одной точке, все остальное расслаблено болтается.

47. « Росток ». И. п. — на корточках по кругу; голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Психолог: « Представь себе, что ты маленький росток, только что показавшийся из земли; он растет, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе « расти ». Называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности других. « Один » — медленно выпрямляются ноги; « два » — ноги продолжают « расти », постепенно оживают руки, но пока висят, как « тряпочки »; « три » — осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); « четыре » — выпрямляются плечи, шея и голова; « пять » — руки поднимаются вверх, ребенок смотрит на солнышко, тянется к нему. Усложняя задачу, психолог может увеличивать этапы « роста » до 10 20.

48. « Репка ». Дети садятся на корточки, колени в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ногами. Из этого положения « репка » медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх и поднимаются несколько выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; « репка » выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко.

49. « Потянулись сломались ». Руки и все тело ребенка устремлены вверх (пятки от пола не отрывать). Психолог: « Тянемся, тянемся вверх, выше и выше ... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу) ... А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), вы сломались в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол ... Лежим расслабленно, безвольно, удобно ... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его ».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.