Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология заинтересована в методологических разработках, из-за




- сложности и многоплановости предмета исследования.

- большого количества накопленных фактов, требующих согласованного объяснения

- большая ответственность психолога за общественные последствия

Применение методов в психологии:

Методологический эксперимент – проверка в ходе конкретного исследования эвристичности и полезности метод. Знания того или иного уровня для решения возникшей в науке проблемы (познавательной трудности). Успешное решение научной задачи с помощью разарабат. методологии позволяет применять это знание для решения аналогичных научных проблем.) методо. и диагоностике и прогнозировании проф. пригодности,ых - на равомерномтакой степени прямо от исходных метод. к тре

 

5. Специфика научного знания. Исторический этап развития науки.

Научное знание – это рациональное знание, отвечающее строгим требованиям логического (формального) описания самого знания, методов его получения, используемого инструментария, критериев для оценки истинности и включенное в контекст той или иной научной теории.

Формы представления научного знания, эталоны научности, нормы и средства исследовательской деятельности исторически относительны и развиваются вместе с развитием культуры и общественного сознания в целом.

Стадии развития науки:

1. замкнутая теоретическая наука - (учение Пифагора) научное знание выступает в форме особой новой реальности идеализированных сущностей, прежде всего чисел и идеализированных сущностей. Научное знание самоценно, и его задачи не связаны с запросами практики.

2. фактуально-описательная наука – (система научного знания Аристотеля) изучение реальных объектов в окружающем человека мире, их классификация и систематическое описание. Натуралистичность проявлялась в том, что изучаемый объект понимался как независящий от акта познания

3. наука Нового времени(17 в.) – элементы, факты науки не любые чувственно воспринимаемые события, а особые, истолкованные в контексте опред. теории.

Теоретические конструкты и научные модели, в кот. отражены существенные стороны и связи реальных объектов; эти модели строятся на допущениях и идеализациях (прямолинейное движение, пустое пространство, абс. вакуум). Взаимодействие с реальным объектом опосредствовано идеальным объектом (теоретическим конструктом).

 

В основе первой научной революции лежало соединение математ. методов с эмпирическими исследованиями, что привело к возникновению теоретической науки – классической.

4. Классическая наука (естествознание) - система знаний и способов его получения, построенная на абстракции познающего субъекта, вынесенного за пределы самого процесса познания и познаваемого объекта. Мир – как совокупность атомов, существующих в пустом пространстве рядоположенно с человеком. Факты и элементы реальности вещественны и субстанциональны, они отделены от субъекта и друг от друга.

 

Вторая научная революция в 18 в. – 19 в. - дисциплинарная дифференциация идеалов и норм научного знания, научные знания стали превращаться в товар (рефлексия – как онтологизм).

Третья научная революция конец 19 – нач 20 в. открытие электричества, полей, элементарных частиц и др. Изучение связи между объектами.

5. Неклассическая наука – система знаний и способов их получения, основанная на представлениях, что сам процесс и продукты познания нельзя абстрагировать от процедур и средств (включая научные теории) познания.

Вопрос «какова реальность сама по себе» лишен смысла. Любое свойство любого объекта не принадлежит ему, а всегда проявляется только во взаимодействии с др. объектом. Таким новым объектом явл. человек как субъект познавательной деятельности и его сознание.. Научная картина мира – совокупность всех свойств, обнаруживаемых миром в ходе познавательного взаимодействия. с субъектом познания (рефлексия – как «гносеологизм»).

Предмет и метод не отделены друг от друга, предмет не сущ. пока не начинает изучаться.

6. Постнеклассическая стадия развития науки (формируется в 4 глобальной научной революции по В.С. Степину, началась в конце 20 в.) – современная стадия в развитии научного знания, добавляющая к идеалам неклассич. науки требования учета ценностно-целевых установок ученого и его личности в целом. Эти требования не только не противоречат идеалам объективности научного знания, но и являются его условием. Идея истинности познания уходит на задний план. Вместо отбрасывания неправильных теорий – поиск новых смысловых контекстов. Используются вненаучные средства (миф, религия, игра).

6. Закономерности роста научно знания. Позитивизм. Критический рационализм Поппера.

Философия позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер и др.)

Позитивизм — направление философской мысли, переоценивающее роль непосредственного опыта, требующее прямой эмпирической про­верки каждого отдельного утверждения и принижающее роль теоре­тического знания (особенно философского). Эмпиризм и логика высказываний - основные критериями научного знания.

Познание строго поступательно в истории науки, это движение к приближению к научной истине

Постулат непосредственности: существуют неискаженные знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.