Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет психодиагностики. Психологический диагноз




Билет 1.

Причинность и закон.

Ассоциативная психология: закон ассоциаций - непосредственное связывание содержания сознания, причинно-действующие условия, но не апелляция к объяснительным конструктам - проявление постулата непосредственности понимания детерминизма.

В ХХ в понятие закона стало связываться с причинного обоснования (представление о воздействующей причине и принятие логики причинного вывода).

Причинность:

- закон

- причинно-действующее условие.

Поппер: есть ещё нормативный закон. Он конвенционален, но объективен, не может быть истинен или ложен, т.к. реально определяет действия людей. Характеризует мир людей – социальные законы. Но первоначально законы общества воспринимались как естественные и неизменные, дибо, что все законы установлены Божеством.

Критический дуализм: нормативные законы могут устанавливаться и изменяться человеком.

Человек может выбирать, следовать нормативному закону или нет, и несёт моральную ответственность за это.

Левин: конвенционально-генетическое понимание взаимосвязи между причиной и следствием.

Ломов: закон – это «идентичное в явлениях», устойчивое и повторяющееся.

 

Построение закона – методологическая проблема, связанная с его онтологическим или иным статусом, с определенным пониманием казуальности и генеза явлений.

 

 

Предмет психодиагностики.

Психодиагностика (ПД) сформировалась относительно недавно.

1921 г. – впервые употреблен термин «ПД» в одноименной книге Роршаха.

 

ПД – практическая функция специалиста по установлению психологического диагноза.

По мере развития этой науки понятие менялось:

 

Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием различных методов распознавания и исследования индивидуальных психологических особенностей человека.

 

Ян Тер-Лаак.

Считает, что ПД не следует рассматривать как отдельную область знаний, т.к. ПД не имеет собственной, присущей только ей, области исследования. Она существует не иначе как во взаимодействии с другими предметными областями науки.

+ в ПД не существует собственных, присущих только ей, методов исследования.

 

ПД определяет основные походы к конструированию методик и интерпретации данных, исходя из предмета измерения.

 

Законы и теоретико-методические принципы определяются ПД-кой и распространяются на все области др. психологии.

 

Предмет психодиагностики – методы измерения индивидуально-психологических характеристик человека (индивидуальных особенностей человека).

 

В английской литературе…

ПД – процесс оказания помощи людям в решении их проблем.

4 составляющих этого процесса:

1. Сбор информации.

2. Интерпретация информации.

3. Обобщение информации.

4. Попытка решения проблемы.

 

В немецкой литературе…

ПД – научная дисциплина, которая использует процедуры измерения для оценки характеристик индивидов, групп, организаций, ситуаций, и даже объектов.

 

А.Анастази.

Задачи ПД – в том, чтобы измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях.

 

В отечественной ПД…

ПД (предмет ПД) по Гуревичу:

Цель современной ПД заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам.

 

ð современная ПД определяется как научная дисциплина, которая разрабатывает методы изучения индивидуально-психологических характеристик человека.

Предмет психодиагностики – индивидуально-психологические особенности человека и способы их измерения (исследования).

 

ПД выступает в роли моста между наукой (об индивидуально-психологических различиях) и практикой (постановкой психологического диагноза).

 

ПД является технологической дисциплиной.

Выполняет в психологии роль, аналогичную той, которую выполняют техническая метрология в физико-технических науках, или мед. технология в мед. науках.

 

Шмелев предлагает рассматривать ПД в виде образа человеческого тела:

ГОЛОВА: научные теории в области дифференциальной психологии.

ТУЛОВИЩЕ: образовано репертуаром конкретных методик.

НОГИ: технология конструирования тестов (психометрика) – это то, «на чем стоит» ПД.

РУКИ: прикладные модели и методы практической психологии, которые указывают на схему применения психодиагностических методик для решения конкретных практических задач.

Говоря о развитии ПД, мы должны говорить о грамотном развитии этого тела.

 

Психологический диагноз.

ПД – это наука и практика постановки психологического диагноза ð предмет психодиагностики – психологический диагноз.

 

Понятие «Диагноза»:

Термин «диагностика» образован из 2-х частей: «диа» и «гнозис» = различительное познание.

 

Диагностика – это распознание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и его последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения или принятия решения о возможном воздействии на это поведение в желательном направлении.

 

Цель ПД – помощь данному предмету в функционировании.

 

Диагноз – это всестороннее обследование объекта с целью оценки его общего состояния (такой диагноз чаще всего носит название «всесторонне профилактический диагноз»).

Частичный диагноз – направленный на выявление какого-либо неблагополучия с целью последующей коррекции.

 

Диагностика представляет собой научно-практическую деятельность.

Постановка диагноза – практическое действие, основанное на использовании определенных научных знаний.

Диагност не стремится к описанию и установлению общих закономерностей (это задача исследователей). Его задача – оказать конкретную помощь в установлении имеющегося неблагополучия или обеспечить надежное функционирование и рациональное использование измеряемого (исследуемого) объекта.

 

Диагноз – это всегда подведение конкретного случая под определенное явление общего характера.

 

ПД = «распознание души».

 

Психологическая диагностика – это выяснение наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков.

В ПД выступают особые объекты – люди.

 

(Исторически… психологический диагноз рассматривается как отклонение от нормы развития (≈ медицинский подход)).

 

!! В отличие от медицинского диагноза, психологический диагноз предполагает не только измерения при патологии, но и при норме (в большинстве случаев).

 

Медицинский диагноз – определение и классификация имеющихся проявлений заболеваний.

В психологическом диагнозе нет однозначной связи между симптомом и болезнью. Мы должны выяснить причины и следствия данного поведения.

Психологический диагноз никогда не ограничивается только констатацией наличного состояния. Необходимо дать также прогноз и рекомендации.

Прогноз дается в 2-х вариантах:

1. Если рекомендации будут выполняться.

2. Если рекомендации не будут выполняться.

 

ПД = начало деятельности (психолога).

 

Психологический диагноз – это конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей человека с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций (которые обычно определяются целью исследования).

 

По Выготскому… Уровни постановки диагноза:

1. Симптоматический диагноз – ограничивается только симптоматикой, не может считаться научным.

2. Этиологический – наличие определенных особенностей и причин.

3. Типологический – определение места и значения полученных данных, составляется типологический портрет личности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.