КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема интерпретации ответов
Формулировка вопросов. Субъективный подход в психодиагностике. Билет 25.
Диагностика осуществляется на основе сведений, которые сам о себе сообщает обследуемый (пр: самоописание, самооценивание и т.д.). Задания представлены в виде вопросов или утверждений.
I. Опросники-анткеты – направлены на выяснение информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личности. Биографический метод – позволяет получить данные об истории жизни человека. Часто в таких опросниках можно в встретить вопросы – интересов человека.
II. Личностные опросники – измеряют различные личностные особенности. Проблемы использования личностных опросников: Вопрос должен быть связан с проблемой. От формулировки вопроса зависит ответ. Требования к формулировке: 1) Понимание, т.е. каждый вопрос должен быть понятен с первого чтения. 2) Исключение двусмысленности. Отсутствие в вопросах слов или словосочетаний, имеющих двойной или многозначный смысл. 3) Абстрактность. Каждый пункт опросника д.б. сформулирован с одинаковым уровнем абстрактности. Если вопрос будет сформулирован слишком конкретно, то обследуемый, не имевший подобной ситуации, не сможет ответить. Если слишком абстрактно, то каждый будет отвечать на свое (на свою ситуацию и т.д.). 4) Нацеленность на личный опыт. Каждый вопрос д.б. направлен на личный опыт клиента (пр: прыгнули бы вы в воду, не умея плавать, если тонет человек?) 5) Вопросы, по возможности, должны быть социально нейтральными. Не должны содержать в себе нормативы соц. поведения. 6) Вопросы не должны иметь наводящего характера, т.е. не должны внушать определенный ответ.
7) Вопросы не должны содержать стереотипных формулировок. 8) Вопросы д.б. как прямые, так и обратные. Прямой вопрос – ответ предполагает наличие измеряемого свойства; обратный вопрос – ответ предполагает отсутствие качества. Закрытые опросники часто встречаются для ограничения фантазии и для удобства обработки.
При использовании опросников часто встречается тенденция давать социально желательные ответы. Эдвардс назвал эту тенденцию «эффектом фасада» – желание выглядеть в хорошем свете в глазах других людей. Причины эффекта: - человек недостаточно хорошо себя знает; - обманывается на свой счет; - не желает признать свою ограниченность.
Терстоун: Сила социальной желательности ответа связана с более общей потребностью человека в самозащите, соц. одобрении, желании избежать критики.
Человек может также намеренно или ненамеренно ухудшать свой образ (для жалости, потребность во внимании, помощи и т.п.). Этот эффект встречается в тех вопросах, которые описывают «хорошие» или «плохие» свойства личности, нормы поведения.
Социально одобряемые ответы присутствуют тогда, когда обследуемый устанавливает связь между собственным благополучием и ответом на вопрос.
Для измерения соц. желательности используются контрольные шкалы. Комплекс контрольных шкал: Пр: MMPY (Минисотский много-аспектный личностный опросник) – около 500 вопросов.
4 контрольные шкалы: 1. Шкала вопросов – учитывает количество пунктов опросника, которые обследуемый оставляет без ответа. Существует определенное критическое число. Превышение этого числа означает, что дальнейшая обработка не имеет смысла, т.к. это значит, что испытуемый: 1) не замотивирован или 2) уровень его развития не соответствует необходимому.
2. Шкала лжи – оценка тенденций к социально желательным ответам. Включает в себя такие вопросы, которые предусматривают однозначный ответ (житейские ситуации, которые могут показаться осуждаемыми моралью).
Пр: Иногда мне хочется выругаться. Я не всегда говорю правду. Существует критическое число, превышение которого означает, что дальнейшая обработка не имеет смысла, т.к. человек ориентирован на социально желательные ответы, и в других ответах человек тоже может искажать реальность. (критическое число ≈ половина ответов данной шкалы).
3. Шкала валидности – анализ тенденции к намеренному или неосознаваемому ухудшению результатов обследования. В ней – вопросы, касающиеся особенностей физической и психической сферы, которые редко встречаются в клинической практике, но в обыденном сознании представляются признаками нарушений, болезней. Если количество баллов высокое, это может значить: - мнительность, внушаемость, ипохондричность и т.д. - невнимательность, поверхностность в работе, ответы наугад. - тенденция давать эксцентричные ответы. Пр: Кошмарные сны сняться мне каждую ночь. Временами я чувствую, что я умираю и т.д.
4. Шкала коррекции – направлена на изучение противоположной тенденции: намеренное или неосознанное улучшение результатов обследования. - высокий показатель может означать, что обследуемый пытается сгладить впечатление о себе; м.б. проявлением защитной реакции; попытка показаться хорошим. - низкие результаты → чрезмерная честность, самокритичность, либо нарочитая попытка показаться плохим.
Что делать при высоких показателях? 1. Повторное обследование. 2. Использовать другие методы (которые в меньшей мере подвержены соц. желательности).
ВИДЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОПРОСНИКОВ: 1. Опросники черт личности – разработаны на основе выделения черт личности. При конструировании опросника происходит группировка личностных признаков (при помощи факторного анализа). (пр: 16PF Кеттелла).
2. Типологические опросники – разработаны на основе выделения типов личности как целостных образований, которые не сводятся к набору признаков. При конструировании происходит группировка самих обследуемых, а не признаков (при помощи кластерного анализа) (пр: MMPY)
3. Диагностики мотивов – предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности и позволяют установить направленность активности личности.
(пр: Ориентировочная анкета Кучера-Смехова – изучает направленность личности).
4. Диагностики интересов – предназначены для измерения/ диагностики интересов. Пр.1: Стронг. Бланк проф. интересов – выделяет 4 параметра интересов: 1) сходство интересов клиента с интересами лиц, достигших успехов в определенной профессии; 2) сходство интересов обследуемого с типично мужскими или типично женскими интересами; 3) степень зрелости интересов; 4) степень проф. подготовки. Пр.2: Дифференциальный диагностический опросник Климова – определяет склонность человека к выбору профессии определенного типа. Пр.3: Карта интересов Голомштока – выделяет склонность человека к определенной профессии.
5. Опросники ценностей – направлены на изучение ценностных ориентаций личности. Пр: Опросник ценностных ориентаций Рокича. Сенин. Опросник терминальных ценностей.
6. Опросники установок – предназначены для определения ориентировки обследуемого в каком-то континууме установок.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |