Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика умственного развития




Билет 34.

Методика диагностики темперамента Я.Стреляу.

Автор: Я.Стреляу.

Цель: направлен на изучение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.

Общие теоретические положения: тест разработан на основе дифференциально-психофизиологической концепции Павлова – Теплова.

Область применения: от 13 до 17 лет.

Организация: индивидуальная и групповая.

Краткое описание методики: состоит из 134 вопросов, предполагающих один из вариантов ответа: «да», «не знаю», «нет». При этом в инструкции к этой методике указано, что следует отвечать на вопросы только «да» или «нет». Это разночтение необходимо. По опыту известно, что всегда находятся испытуемые, которые, если им будет предложен и последний вариант, слишком часто будут отвечать уклончиво, так что в конечном счете при обработке результатов возникнет абсолютная неопределенность.

Обработка результатов: по ключу, путем суммирования баллов: совпадение – 2 балла, несовпадение – 0 баллов, «не знаю» – 1 балл. Кроме того, вычисляется коэффициент уравновешенности––неуравновешенности (= сила по возбуждению/ сила по торможению).

Краткое описание шкал:

1. Сила процессов возбуждения – проявляется в функциональной выносливости, т.е. способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение.

2. Сила процессов торможения – проявляется в способности к образованию различных условно-тормозных реакций (угасание, дифференцировка, запаздывание). Проявляется там, где имеют место запреты, воздержание от определенных действий или отсрочка реакции.

3. Подвижность нервных процессов – быстрота перехода одного нервного процесса в другой. Проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с условиями жизни.

Уравновешенность нервных процессов – равновесие процессов торможения и возбуждения.

Алгоритм построения диагноза:

Менее 42 баллов – низкая концентрация свойства.

Более 42 баллов – высокая концентрация свойства.

Уравновешенность по силе:

Меньше 1 – неуравновешенность в сторону возбуждения.

Больше 1 – неуравновешенность в сторону торможения.

По соотношению результатов исследования можно делать предположение о типе темперамента:

САНГВИНИК – СУП

ХОЛЕРИК – СНП

ФЛЕГМАТИК – СУИ

МЕЛАНХОЛИК – Сл.

Сл. – слабый

С – сильный

Н – неуравновешенный

У – уравновешенный

И – инертный

П – подвижный


 

Психодиагностика умственного развития подразумевает диагностику познавательных процессов:

Ощущение – это психический процесс отражения отдельных свойств окружающего мира и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы соответствующей модальности.

Модальность – качественная характеристика ощущений: тактильных, слуховых, зрительный и т.д.

 

Восприятие – познавательный психический процесс отражения предметов и явлений приих непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в восприятии отражаются не отдельные свойства, а предметы в целом; это качественно более высокий уровень познания.

 

Внимание – это сосредоточенность психической активности на определенном объекте; это динамическая сторона всех познавательных процессов.

Диагностика внимания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.