Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика структуры интеллектуальных способностей




Достоверность как специальная разновидность валидности применительно к тестовым самоотчетам. Понятие тенденции желательного ответа. Другие мотивационные искажения. Методы борьбы.

Опросники (стандартизированный самоотчет) – наиболее часто используемый в современном психодиагностическом обследовании метод. По этой причине рассмотрим его подробнее.

К недостаткам тест-опросников часто относят излишнюю «прозрачность», т.е. возможность сильного эффекта социальной желательности.

Социальная желательность – предрасположенность или установка давать на самооценочные вопросы социально одобряемые ответы, чтобы казаться себе или другим более социально привлекательным. Феномен социальной желательности нередко проявляется неосознанно. Для оценки степени его выраженности в конструкцию многих методик включены специальные оценочные шкалы (так называемые «шкалы лжи»). К факторам, влияющим на выраженность феномена социальной желательности, относятся: характер психодиагностической ситуации, особенности мотивации на обследование, индивидуально-личностные особенности обследуемого (например, общая внеситуативная установка обследуемого на морализацию «Я-образа» и социальную успешность), знание содержания методики. Снижению эффекта социальной желательности способствует правильное предъявление методики и предварительная беседа психодиагноста с обследуемым, направленная на снижение недоверия и скрытности.

Тесты интеллекта или тесты общих способностей предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека.

Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений тестологического и экспериментально-логического.

 

Суть тестологического направления заключается в том, что под интеллектом понимается то, что измеряют тесты интеллекта, а именно совокупность познавательных способностей.

 

Экспериментально-психологическое направление, как реакция на неконструктивность тестологических теорий, представлена теориями Ж.Пиаже (идея генетического объяснения интеллекта на основе учета закономерностей его онтогенетического развития) и Л.С.Выготского (влияние социально-культурных факторов на развитие интеллекта). Кроме вышеназванных существует структурный подход к исследованию интеллекта, как пример отечественного исследования, направленного на изучение интеллекта как психической реальности. Полученные с помощью тестов интеллекта результаты выражаются количественно в виде коэффициента интеллекта (IQ).

 

Под интеллектом, как объектом измерения, в психодиагностике понимается структура познавательных свойств человека, возникающая на основе наследственно закрепленных задатков формирующаяся во взаимодействии с ними.

 

Еще в 1905 году Альфред Бине по поручению министерства образования Франции разработал методики, с помощью которых можно измерять уровень умственного развития ребенка. Для каждого возраста подбирались свои задания, которые могли решить 80-90% детей из выборки в 300 детей данного возраста. Детям до шести лет предлагалось по 4 задания, а старше шести лет – 6 заданий. Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Испытание начиналось с выполнения заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребенка, если он справлялся со всеми заданиями, ему предлагались задания для более старшего возраста (если он решал не все из них, то испытание прекращалось). Максимальный возраст, все задания которого решались испытуемым, является его базовым умственным возрастом. Например, если ребенок решил все задания для 7 лет и два задание для 8 лет, то его базовый возраст равен 7, каждое дополнительно выполненное задание оценивается числом «умственных месяцев» (каждое задание соответствует двум месяцам, т.к. 6 заданий равно 12 месяцам), следовательно, умственный возраст ребенка равен 7 лет 4 месяца. Несовпадение умственного и хронологического возрастов считалось показателем либо умственной отсталости (если умственный возраст меньше хронологического), любо одаренности (если умственный возраст больше хронологического).

 

Американский ученый Термен (работал в Стэнфордском университете) усовершенствовал тест Бине, возникла шкала Стэнфорд-Бине, в которой стал использоваться такой показатель, как коэффициент интеллектуальности, представляющий собой частное, получаемо при делении умственного возраста на хронологический, и умноженное на 100. «Коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ, позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников.

 

Среднее значение IQ (умственный возраст соответствует хронологическому) соответствует 100 баллам, самые низкие значения могут приближаться к нулю, самые высокие – к 200. Стандартное (т.е. среднее для всех групп) отклонение – 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84-100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателем от 100 до 116 баллов. Таким образом, это основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются как умственно отсталые (люди с IQ от 10 до 84) и обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180). Если результат ребенка выше тестовой нормы, более 116, то ребенок считается интеллектуально одаренным.

 

Тесты интеллекта представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Они предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одним из наиболее распространенных в психодиагностике. Тесты интеллекта – стандартизированные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач.

 

Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения. Этим общим является вовлечение в любой интеллектуальный акт мышления, памяти, воображения, всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Соответственно под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.

 

Тесты интеллекта применяются в разных сферах общественной практики не только для диагностики, но и для научных исследований. Эти тесты являются хорошим диагностическим средством и кроме анализа структуры интеллекта позволяют определять прогноз успеха респондентов в определенных видах деятельности, например, успешность в профессиональной и учебной деятельности.

 

Главная задача психодиагноста при применении тестов интеллекта – перевод получаемой объективной диагностической информации на язык потребителя. Без этого полученная информация может оказаться неэффективной или вредной [Глуханюк 2005: 64].

 

В школьной практике применяется специальный школьный тест умственного развития (ШТУР). Он предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся 6 – 8 класса.

 

ШТУР состоит из шести субтестов:

 

осведомленность (2 субтеста);

 

аналогии (1);

 

классификация (1);

 

обобщение (1);

 

числовые ряды (1).

 

В их состав входят задания, типичные по форме для большинства вербальных тестов интеллекта. Включенные в них задания составлялись на базе сведений, полученных в ходе психологического анализа учебных программ и учебников 6 – 7 классов общеобразовательной школы. Понятия, используемые в заданиях, подобраны по основным циклам учебных дисциплин: естественному, гуманитарному и физико-математическому. ШТУР ориентирован на социальный норматив, который зафиксирован содержанием школьной программы.

 

Практическое использование теста показало его достаточную эффективность для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся среднего школьного возраста [Шевандрин 2003: 119].

 

Таким образом, интеллект относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно закрепленных (и врожденных) задатков, формирующаяся во взаимосвязи с ними. Он проявляется в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями, обеспечивает адекватное взаимодействие с окружающей действительностью, ее направленное преобразование.

 

В отечественных исследованиях накоплен определенный опыт использования наиболее известных тестов интеллекта, свидетельствующих об их практической ценности в дифференциальной диагностики умственной отсталости, задержек психического развития детей, в судебно-психологической экспертизе подростков.

11. Проективные методики: общая характеристика и диагностические возможности. Контент-анализ продукции деятельности (основные понятия).

1. Наиболее существенный признак проективных методов – использование в них неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые обследуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Стимульный материал служит объектом проекции обследуемого.

2. Для проективных методов характерно отсутствие оценки ответов-реакций обследуемого как «правильных» или «ошибочных». Отсутствуют ограничения в выборе ответов.

3. Для многих проективных методов характерен глобальный подход к оценке личности.

Проективные методы помогают проникнуть в трудно объективируемые, ускользающие при использовании стандартизованных тестов особенности личности.

Критические замечания в адрес этой группы психодиагностических методов сводятся к следующему:

● недостаточная стандартизация, невозможность опереться на нормативные данные;

● неподатливость традиционным способам определения надежности и валидности;

● зависимость успешности проведения и интерпретации от квалификации эксперта.

Различают следующие группы проективных методов:

1) конститутивные (структурирование, оформление стимулов, придание им смысла, например, тест Роршаха);

2) конструктивные (создание из оформленных деталей осмысленного целого);

3) интерпретативные (истолкование какого-либо события, ситуации, например, тематический апперцептивный тест - ТАТ);

4) катартические (осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях);

5) экспрессивные (рисование на свободную или заданную тему, примеры: «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи» и др.);

6) импрессивные (предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим, например, тест цветового выбора Люшера);

7) аддитивные (завершение предложения, рассказа, истории).

При обработке данных проективных техник, интервью, любой речевой продукции используется контент-анализ.

Контент-анализ – перевод качественной информации на язык счета, анализ содержания текста с выявлением частоты появления определенных высказываний, фактов – единиц анализа. Контент-анализ позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах обследуемого.

К психодиагностическим методам, нашедшим применение в практике управления персоналом, относятся также методы стандартизированного наблюдения, включенного наблюдения с последующим рейтинг-шкалированием, метод экспертных оценок, интервью и др.

12. Тесты достижений: отличия от других тестов, требования к построению.

Тест достижений - это группа психодиагностических методик, направленных на оценку достигаемого уровня развития навыков и знаний.

Выделяют 2 ГРУППЫ тестов достижений:

1. Тесты успешности Обучения (используются в системе образования)

2. Тесты профессиональных достижений (тесты диагностики специальных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения профессионально-трудовых действий).

Тест достижения противоположен тесту способностей. Различия: между этими тестами существует различие в степени единообразия предшествующего опыта, который и диагностируется. Если тест способностей отражает влияние совокупного разнообразного опыта, получаемого учащимися, то тест достижений отражает влияние относительно стандартного курса обучения чему-то.

Тесты достижений отличаются также и от тестов интеллекта Последние направлены не на диагностику конкретных знаний или фактов, а требуют от учащегося умения совершать с понятиями (пусть даже и учебными) определенные умственные действия, такие, как проведение аналогии, классификации, обобщение и др.

ЦЕЛЬ применения тестов достижений: тесты достижений - делают конечную оценку знаний и навыков по завершении обучения.

КЛАССИФИКАЦИЯ тестов достижений

-Широкоориентированные - для оценки знаний и навыков, соответствие основным целям обучения (рассчитанным на продолжительное время). Например: тесты достижений на понимание научных принципов.

-Узкоспециализированные - усвоение отдельных принципов, отдельных или учебных предметов. Например: усвоение темы в

УДОБСТВО тестов достижения состоит в том, что они очень компактны и пригодны для оценки достижений больших групп.

Тесты достижений по конкретным ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например, счетными).

ФУНКЦИИ:

-выступают как средство оценки знаний,

- определяют готовность ребенка к обучению в школе,

- выявляют недостатки обучения,

- подсказывают направление последующего обучения,

- обеспечивают мотивацию учащегося,

- помогают приспособить обучение к потребностям индивида,

- дают информацию об уровне знаний, усвоенных учащимися.

Тесты достижений делятся на две основные ГРУППЫ:

1. Тесты успешности обучения.(используется в сфере образования для диагностики успешности обучения. Одним из важных преимуществ тестов достижений над учительской оценкой является их объективность.)

2. Тесты профессиональных достижений.(используются для оценки эффективности обучения профессионалов или профессиональных тренировок. Для отбора людей на наиболее ответственные должности - профотбор. Они используется для оценки уровня квалификации работников, при переходе на другую должность). Цель-оценить уровень обученности профессиональным знаниям, навыкам.

3 ФОРМЫ ТЕСТОВ ПРОФ ДОСТИЖЕНИЙ:

1. Тест исполнения действия.

2. Письменный.

3. Устный.

Тесты профессиональных достижений создаются, как и тесты достижений. Создается большое количество заданий, заведомо больше в несколько раз. Проверяют. Испытывают три группы работников:

1. эксперты высокой квалификации

2. новички

3. представители смежных профессий.

Тесты профессиональных достижений способны помочь в решении целого ряда проблем:

1. Оценка эффективности профессионального обучения.

2. Сравнение разных методов и учебных программ путем сопоставления достижений групп, обучающихся разными способами.

3. Выявление пробелов в знаниях у начинающих профессионалов и их своевременного доучивания с помощью индивидуализированных методов и приемов.

4. Аттестации работников на разряд, для оценки квалификации.

 

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин.

ПРИНЦИПЫ ПОСТОРОЕНИЯ:

1) Разработка сетки спецификаций теста (определение целей; отбор отражающего эти цели содержания; определение уровня владения этим содержанием). Обязательно использование экспертов

 

2) Подбор и составление конкретных тестовых заданий

Формы тестовых заданий:

1. Закрытый вопрос

2. Открытые вопросы

3. Задания на установление правильной последовательности

4. Задания на установления соответствия

Типы тестовых заданий:

Фактологический (Что? Где? Кто? Когда?) – форма любая

Функциональный (Для чего?Зачем?Почему?) –форма любая

Структурный (Из чего, из каких частей состоит?)

Концептуальный (определите понятие…)

Концептуально – ассоциативный (заполните пропуск)

Концецптуально – аналитический (приведите аналогию)

Проблемные задания (кейсы)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.