Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика психофизиологических возможностей




В нашей стране в начале 50-х годов сложилось и успешно развивается оригинальное направление диагностических исследований психофизиологических особенностей человека. Оно получило название дифференциальная психофизиология и тесно связано с именами выдающихся психологов — Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина. Работа школы Б. М. Теплова — В. Д. Небылицина представляет собой дальнейшее творческое развитие идей И. П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности животных и человека. Как известно, эти идеи И. П. Павлова были обоснованы опытами над животными и наблюдениями в нервной клинике. Задача же работ Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина и их сотрудников состояла в изучении этой проблемы применительно к человеку.

 

В дифференциальной психофизиологии принято различать две стороны психики: содержательную и формально-динамическую. Так, люди отличаются друг от друга убеждениями, интересами, знаниями, навыками, умениями. Эти важные черты составляют содержание психики человека и по своему происхождению социальны. Индивидуальные различия по ним зависят от условий воспитания, образования, жизненного опыта. У одного и того же человека под воздействием разнообразных обстоятельств или при его желании эти параметры могут меняться и совершенствоваться. Но люди также различаются между собой по таким особенностям своего психического склада и поведения, как быстрота, темп, выносливость, работоспособность, чувствительность. Так, один человек выполняет какие-то действия очень быстро и за отведенный отрезок времени может сделать большой объем работы. Другой эти же действия выполняет гораздо медленнее и ему по сравнению с первым потребуется значительно больше времени, чтобы справиться с тем же объемом работы. При этом уровень подготовки у того и другого может быть одинаковый. Или один человек может делать трудную, напряженную работу в течение длительного времени, не отвлекаясь и не уставая, другому же нужны частые перерывы в работе, так как у него быстро развиваются утомление, усталость, он начинает отвлекаться, делать ошибки. Эти особенности составляют динамическую, формальную сторону психической жизни. Индивидуальные различия по ним зависят не от внешних причин и не от условий воспитания, а от некоторых природных факторов — в первую очередь от основных свойств нервной системы. По желанию человека индивидуальную представленность свойств нервной системы переделать нельзя, поскольку они имеют генетическую природу и в этом смысле понимаются как устойчивые, стабильные характеристики высшей нервной деятельности. Поэтому с ними нельзя не считаться, нельзя не обращать на них внимание, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в поведении во взаимоотношениях с окружающими.

Исследованиями установлены следующие основные свойства нервной системы:

1. Сила нервной системы (противоположный полюс — слабость нервной системы) проявляется в степени выносливости, работоспособности, устойчивости к разного рода помехам.

2. Подвижность нервной системы (противоположный полюс — инертность) проявляется в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, в скорости привыкания к меняющимся условиям.

3. Лабильность нервной системы (противоположный полюс — малая лабильность, или, как и во втором случае, инертность) проявляется в темпе выполнения различных видов деятельности.

4. Динамичность (противоположный полюс — малая динамичность) проявляется в скорости образования временных связей в коре головного мозга, т. е., другими словами, в скорости обучения.

5. Активированность проявляется в общем тонусе жизнедеятельности человека; высокая активированность — преобладание возбуждения, низкая — преобладание торможения. Существенное значение для диагностики основных свойств нервной системы имеют два момента:

1) каждое свойство нервной системы имеет не одноединственное проявление, а широкий их спектр. Благодаря этому могут быть достигнуты в каждом отдельном случае оптимальные для индивида результаты его взаимодействия со средой;

2) по отношению к свойствам нервной системы неприменим «оценочный подход». Нельзя делить свойства на хорошие и плохие, полезные и вредные. Свойства нервной системы характеризуют разные способы взаимодействия организма со средой, а не разные степени совершенства нервной системы (Теплов, 1985).

Следует коротко остановиться на некоторых наиболее важных сторонах человеческой жизнедеятельности, где учет природных особенностей имеет определенное значение.

Это прежде всего учебная деятельность. Для учителя различия учеников по их формально-динамическим особенностям должны представлять интерес, поскольку эти особенности говорят о таких индивидуальных качествах, как работоспособность, легкость переключения, темп, быстрота усвоения нового материала. Считаясь с индивидуальными психофизиологическими особенностями учащихся, учитель легче найдет надлежащий подход к каждому из них, подскажет, как лучше организовать свою работу в классе и дома (Акимова, Козлова, 1992).

Сам учащийся также должен иметь правильное представление о своих природных особенностях. Очень часто у школьников, не умеющих понять свои достоинства и компенсировать недостатки, возникают дефекты познавательной деятельности, что прямо сказывается на успеваемости.

В системе профессиональной ориентации и профессиональной консультации, в управлении формированием профпригодности, в профотборе также очень важно знание индивидуальных природных особенностей людей. Так, если из анализа содержания и характера труда вытекает, что некоторые свойства нервной системы являются предпосылками формирования профессионально важных качеств, то следует обратить внимание человека на наличие таких специфических требований профессии. Его необходимо проинформировать, каковы его возможности, с какими трудностями он может столкнуться, как эти трудности преодолеть с учетом имеющихся природных особенностей.

Метод наблюдения в диагностике природных психофизиологических особенностей человека

Помимо высокоформализованных методик диагностики проявлений свойств нервной системы, о которых шла речь выше, не утратил своего значения и другой, малоформализованный метод — наблюдение за поведением человека в различных жизненных ситуациях, в которых достаточно отчетливо могут проявляться его индивидуальные особенности, обусловленные свойствами нервной системы. Рассмотрим в качестве примера разработанные М. К. Акимовой и В. Т. Козловой схемы наблюдений за поведением индивида в ситуациях, в которых наиболее ярко проявляются такие свойства нервной системы, как сила, лабильность и подвижность. В эти схемы включены в основном ситуации, возникающие в ходе учебной деятельности.

Наблюдения за поведением учащихся в предложенных ситуациях могут осуществляться на всем протяжении школьного обучения. Особенно актуально применение этого метода для учащихся начальных классов, так как для этого возрастного уровня, кроме методик, требующих специального лабораторного оборудования (электроэнцефалографа, нейрохронометра и т. п.), нет других диагностических приемов. Однако диагностика проявлений основных свойств нервной системы у детей начальных классов (и особенно у дошкольников) имеет определенные сложности, поскольку их анатомо-морфологический субстрат еще находится в стадии созревания и индивидуальные динамические особенности могут не обнаруживать себя в полной мере или не соответствовать их природным предпосылкам.

Как показано в ряде работ, до определенного возраста детям чаще всего свойственны проявления, характерные для слабой и инертной нервной системы. Они эмоционально неустойчивы, быстро утомляются, внешние раздражители часто являются сильным отвлекающим фактором, им свойственны определенная медлительность, нерасторопность. Наблюдая за детьми, не следует рассматривать обнаруженные индивидуальные особенности как окончательные и неизменные. Для одних детей эти особенности действительно могут являться индивидуальными, обусловленными свойствами их нервной системы, а для других — только возрастными.

Как уже подчеркивалось, метод наблюдений требует долгого и кропотливого собирания материала и умения правильно осмыслить этот материал. Особенно это касается такого момента, когда с помощью метода наблюдения нужно составить представление о природных особенностях человека. Здесь наблюдение всегда должно быть длительным, систематическим, а не случайным и эпизодическим. Необходимо проводить его в разнообразных ситуациях, уметь подмечать характерные, постоянно встречающиеся черточки в поведении того, за кем ведется наблюдение. Именно постоянство индивидуального поведения в определенных ситуациях — признак того, что в основе его лежат не случайные факторы, а природные особенности — свойства нервной системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.