Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценообразование в финансово-кредитной сфере 1 страница




 
Цены, финансы, кредит являются элементами единой системы стоимостных экономических категорий. Место цены в системе этих категорий как денежного выражения стоимости обусловлено тем, как она формирует реальный базис для реализации финансовых отношений. Взаимосвязь цен и финансов проявляется на всех стадиях воспроизводства. На первой стадии - стадии распределения - влияние цен особенно значимо, так как на этом этапе образуются первичные доходы в форме чистого дохода и амортизации. Уровень цены во много предопределяет величину чистого дохода, а ее структура - соотношение составных частей: прибыли, НДС, социальных налогов. В результате распределения и перераспределения формируются финансовые ресурсы. Главным финансовым инструментом распределения и перераспределения созданного национального дохода является государственный бюджет. Формирование финансов на макроуровне зависит от системы цен. Доходная и расходная части государственного бюджета в значительной степени определяются уровнем и динамикой цен. Повышение оптовых и розничных цен приводит к росту государственных доходов бюджета. Поэтому бюджет всегда выигрывает от роста цен. На формирование финансов на микроуровне большое влияние оказывают себестоимость и прибыль. В условиях рыночной экономики себестоимость активнее выполняет свои функции как элемент цены и как экономический инструмент управления предприятием. Снижение себестоимости и рост на этой основе прибыли увеличивают финансовые возможности предприятия Объектами ценообразования в финансово-кредитной сфере являются денежные средства. К денежным средствам относятся деньги, валюта, разнообразные ценные бумаги, другие виды финансовых активов и денежных обязательств. Особенность денежных средств как объекта ценообразования состоит в том, что «деньги продаются за деньги». Рассмотрим особенности ценообразования на некоторые виды денежных средств. 13.2. Особенности ценообразования на рынке ценных бумаг Рынок ценных бумаг (РЦБ) в России стал складываться в 1988 г. после выхода Постановления «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг». После 1992 г. РЦБ получает более широкое развитие. Ценная бумага - это форма существования капитала, отличная от товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него, обращаться на рынке как товар и приносить доход. Ценная бумага обладает рядом свойств, которые сближают ее с деньгами. Главное свойство - это возможность обмена на деньги в различных формах (путем погашения, купли-продажи, возврата эмитенту, переуступки и т.д.). Она может использоваться в расчетах, быть предметом залога, храниться в течении ряда лет или бессрочно, передаваться по наследству и др. Существующие на практике ценные бумаги делятся на: - основные - имущественные права на какой - либо актив (товар, деньги, капитал, имущество и др.); - производные ценные бумаги - ценные бумаги на какой-либо ценовой актив. Например, на цены кредитного рынка (процентные ставки). Рассмотрим основные виды ценных бумаг. Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, оставшегося после ликвидации. На механизм ценообразования акций сказываются следующие особенности: неизнашиваемость, способность приносить доход в виде дивидендов, возможность перепродаж. Дивиденд рассчитывается как отношение прибыли, распределяемой на дивиденды, к общему количеству акций. Облигация - ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный срок, ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Покупатель облигаций выступает в роли кредитора, а продавец - в роли заемщика денег. Покупатель облигаций стремиться купить их по цене более низкой, чем цена последующего выкупа облигаций продавцом или другими лицами, перекупающими облигации у владельца. Покупатель будет стремиться за счет разницы между ценой покупки и ценой последующей продажи (погашения) облигаций возместить упущенную выгоду, связанную с отвлечением его денег на время. На практике различают номинальную, балансовую, курсовую и рыночную стоимость ценных бумаг. Номинальная стоимость - определяется в процессе подготовки проспекта эмиссии и представляет собой деление суммарного размера уставного капитала на количество ценных бумаг. Понятие номинальной стоимости обычно используют по отношению к акциям и облигациям. Количество того или иного вида ценных бумаг зависит от прогнозной оценки возможного числа акционеров (владельцев облигаций). Наиболее часто в качестве номиналов используются цифры: 20, 50, 100, 1000, 2000, 3000 и т.д. Номинальная цена указывается на ценной бумаге. В момент регистрации проспекта эмиссии балансовая стоимость ценной бумаги совпадает с номинальной. Однако, если решением собрания акционеров уставной капитал общества меняется (увеличивается или уменьшается), то в момент принятия решения меняется в соответствующей пропорции и балансовая стоимость. Пример. Уставной капитал акционерного общества на 1 января 2004 г. составляет 50 млн.руб. Выпушены акции 50 000 шт. при номинальной стоимости 1 акции 1 000 руб. После переоценки основных фондов на 1 января 2005 г. Уставной капитал увеличился до 300 млн.руб. Номинальная стоимость не изменилась. Дополнительная эмиссия - 250 млн.руб. Балансовая стоимость составит: 300 млн. руб./ 50 000 шт. = 6 000 руб. Курсовая стоимость акции (облигации) рассчитывается в процентах как отношение дивиденда (либо чистой прибыли) в расчете на одну акцию к банковской ставке рефинансирования (обычно используют ставку рефинансирования Центробанка). Рыночная стоимость любой ценной бумаги определяется по результатам биржевых котировок фактически заключенных сделок с ценными бумагами методом средней арифметической взвешенной. Часто, рыночную цену ценной бумаги называют курсом ценной бумаги. Существует 2 курса: - курс покупки, по которому ценная бумага покупается в данный момент; - курс продажи, по которому ценная бумага продается. Курс ценной бумаги зависит, прежде всего, от соотношения спроса и предложения и практически никогда не соответствует его номинальной стоимости. Если рыночная стоимость превышает номинальную, то владелец ценной бумаги может получить прибыль, например, продав ее. Факторы, влияющие на курс ценных бумаг: - доходность; - степень риска вложений; - величина ссудного (кредитного, депозитного) процента; - альтернативность сфер вложения средств. 13.3. Особенности ценообразования на валютном рынке Ценой на валюту является валютный курс. Валютный курс: - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны; цена иностранной валюты в национальных денежных единицах или национальной валюты в иностранных денежных единицах. Если валютный курс национальной денежной единицы снижается, т.е. снижается цена национальной валюты в единицах иностранной валют, то говорят об ослаблении национальной валюты. И наоборот, если курс национальной денежной единицы повышается, то говорят об усилении национальной валюты. Когда происходит ослабление национальной валюты, то цена экспортируемых товаров на внешних рынках, выраженная в единицах иностранной валюты, уменьшается. Это значит, что при прочих равных условиях конкурентоспособность экспортируемых товаров на внешнем рынке возрастает. Товары можно продавать по прежней цене, увеличив прибыль на единицу проданного товара. Цена импортируемых товаров на внутреннем рынке при ослаблении национальной валюты возрастает. Это означает, что импортерам придется при сохранении прежней, продажной цены на внутреннем рынке довольствоваться меньшей прибылью на единицу импортируемого товара. Таким образом, ослабление национальной валюты ведет к увеличению экспорта и уменьшению импорта, и наоборот, укрепление национальной валюты ведет к увеличению импорта и уменьшению экспорта. Валютный курс определяется на свободном валютном рынке в результате взаимодействия спроса и предложения валюты, либо регулироваться государственными органами. Формула при определении цены «цена = себестоимость + прибыль» не действует и приходиться больше учитывать покупательную способность валюты или государственные интерес. Предложение национальной валюты может изменяться путем изменения уровня эмиссии денежной массы, осуществляемой центральным банком страны. Предложение иностранной валюты также может регулироваться центральным банком за счет имеющихся у него резервных валютных фондов. Увеличение объемов денежной массы национальной валюты, находящейся в обращении, осуществляемое за счет эмиссии центрального банка, приводит к обесцениванию национальной валюты и называется девальвацией. Увеличение объемов денежной массы иностранной валюты, осуществляемое центральным банком за счет имеющихся у него валютных резервов или за счет займов у других государств, приводит к повышению цены национальной валюты и называется ревальвацией. Выбрасывание в обращение дополнительных объемов денежной массы (национальной или иностранной валюты) называется денежной интервенцией. Наряду с денежной интервенцией используется стерилизация национальной валюты. На внутренний национальный рынок выбрасываются ценные бумаги, а вырученная от их продажи национальная валюта изымается из обращения и перебрасывается на внешний рынок. Увеличение денежной массы на внешнем рынке приводит к девальвации национальной валюты и обеспечивает сокращение внешнеторгового дефицита. Кроме того, сокращение денежной массы на внутреннем рынке (за счет перевода ее в ценные бумаги) ведет к подавлению инфляционных процессов. 13.4. Особенности ценообразования на кредитном рынке Денежные средства в виде денег приобретаются не навсегда, а на определенное время. Например, приобретение денег в кредит. При этом денежные средства не изнашиваются в прямом смысле слова, хотя и могут терять ценность в связи с инфляцией. Лицо, продающее денежные средства в кредит, теряет упущенную выгоду, т.е. возможность использовать деньги по другому назначению. Заемщик должен возместить кредитору эту упущенную выгоду. Кроме возмещения упущенной выгоды, продавец кредита должен получить прибыль. Ценообразование в рыночной экономике тесно связано с кредитной системой. Взаимосвязь цены и кредита прослеживается через механизм кредитования. Объемы кредитных вложений напрямую связаны с уровнем цен. Изменение цен оказывает влияние на ресурсы и объем кредита. Рост цен способствует увеличению кредитных ресурсов, а их снижение - уменьшению. Существует несколько видов кредита: банковский, коммерческий, потребительский, государственный, ипотечный. Ценой кредита является норма процента или процентная ставка (ссудный процент, ссудная ставка). Процентная ставка представляет собой долю, часть стоимости, процент от номинальной цены кредитных денежных средств, который должен выплачивать заемщик кредитору, чтобы получить право пользования денежным средством. Процент за кредит, реализующий один из принципов кредита - его платность, представляет собой специфическую цену за использование заемных средств. В данной цене учитываются затраты, связанные с реализацией конкретной услуги, спрос и предложение, качественные параметры по предоставлению кредита. Процентная ставка непостоянна и колеблется во времени. Поэтому за установленную норму процента принимают ее среднее значение за тот или иной период времени. Предметом торга на рынке купли - продажи кредитных денежных средств выступает именно процентная ставка платы за кредит, которая в условиях свободного ценообразования устанавливается на основе взаимодействия спроса и предложения. При изменении условий на рынке происходит смещение кривых спроса и предложения и, в результате, процентная ставка меняется. Например, при увеличении налогов на банковские кредитные операции, предложение уменьшается и кредиты предлагаются по более высоким ценам. Если спрос на кредитные деньги снижается, например, в результате спада деловой активности, то кредитные деньги дешевеют. Процентные ставки являются не только результатом свободного рыночного торга, а могут назначаться государственными органами или монополистами. Так, Центробанк устанавливает процентную ставку, по которой он предоставляет кредиты коммерческим банкам, фактически директивным образом, не учитывая спрос коммерческих банков на деньги. Размеры устанавливаемых банком процентных ставок зависят от: - уровня инфляции; - инвестиционного риска; - потребности госсектора в заемных средствах; - спроса на ссуды; - обменного курса валют. Влияние инфляционного роста цен выражается в увеличении доли краткосрочных ссуд. Кроме того, банки стремятся предоставлять ссуды в твердой иностранной валюте. С целью сокращения общего объема денежных сумм, находящихся в обращении, проводят политику кредитной рестрикции. Она направлена на сокращение объемов выдаваемых кредитов. Сократить объемы выдаваемых кредитов можно за счет повышения процентных ставок. Если кредит окажется слишком дорогим, то заемщик, решившись его взять, будет стремиться использовать его по назначению. Кроме того, он в максимальной степени использует свои внутренние резервы, чтобы не пользоваться дорогостоящим кредитом. Заемщики, работающие с повышенным уровнем риска, также перестают претендовать на дорогой кредит. В итоге затраты на выпускаемую продукцию и цены в известной степени оказываются под контролем и более или менее стабилизируются. Однако кредитная рестрикция не дает возможности использовать временно свободные средства и оперативно направлять их на развитие производства. Поэтому такая политика, с одной стороны, ведет к снижению инфляционных процессов, но, с другой стороны, тормозит развитие производства. Резюме к теме 13 Взаимосвязь цен и финансов проявляется на всех стадиях воспроизводства. Главным финансовым инструментом распределения и перераспределения созданного национального дохода является государственный бюджет. Доходная и расходная части государственного бюджета в значительной степени определяются уровнем и динамикой цен. На формирование финансов на микроуровне большое влияние оказывают себестоимость и прибыль. В условиях рыночной экономики себестоимость активнее выполняет свои функции как элемент цены и как экономический инструмент управления предприятием. Ценная бумага - это форма существования капитала, отличная от товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него, обращаться на рынке как товар и приносить доход. Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, оставшегося после ликвидации. Облигация - ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный срок, ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Различают номинальную, балансовую, курсовую и рыночную стоимость ценных бумаг. Номинальная стоимость - представляет собой деление суммарного размера уставного капитала на количество ценных бумаг. Балансовая стоимость ценной бумаги - в момент регистрации проспекта эмиссии совпадает с номинальной; в случае решения собрания акционеров об изменении уставного капитала, меняется в соответствующей пропорции. Курсовая стоимость акции (облигации) рассчитывается в процентах как отношение дивиденда (либо чистой прибыли) в расчете на одну акцию к банковской ставке рефинансирования. Рыночная стоимость (курс) любой ценной бумаги определяется по результатам биржевых котировок фактически заключенных сделок с ценными бумагами методом средней арифметической взвешенной. Существует курс покупки и курс продажи ценной бумаги. Валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны. Увеличение объемов денежной массы национальной валюты, находящейся в обращении, осуществляемое за счет эмиссии центрального банка, приводит к обесцениванию национальной валюты и называется девальвацией. Увеличение объемов денежной массы иностранной валюты, осуществляемое центральным банком за счет имеющихся у него валютных резервов или за счет займов у других государств, приводит к повышению цены национальной валюты и называется ревальвацией. Денежная интервенция - выбрасывание в обращение дополнительных объемов денежной массы (национальной или иностранной валюты). Стерилизация национальной валюты: на внутренний национальный рынок выбрасываются ценные бумаги, а вырученная от их продажи национальная валюта изымается из обращения и перебрасывается на внешний рынок. Ценой кредита является норма процента или процентная ставка. Процентная ставка представляет собой долю, часть стоимости, процент от номинальной цены кредитных денежных средств, который должен выплачивать заемщик кредитору, чтобы получить право пользования денежным средством. В данной цене учитываются затраты, связанные с реализацией конкретной услуги, спрос и предложение, качественные параметры по предоставлению кредита. Процентная ставка непостоянна и колеблется во времени. Процентные ставки являются не только не только результатом свободного рыночного торга, а могут назначаться государственными органами или монополистами. Размеры устанавливаемых банком процентных ставок зависят от: уровня инфляции; инвестиционного риска; потребности госсектора в заемных средствах; спроса на ссуды; обменного курса валют. Политика кредитной рестрикции - проводится с целью сокращения общего объема денежных сумм, находящихся в обращении; направлена на сокращение объемов выдаваемых кредитов. Сократить объемы выдаваемых кредитов можно за счет повышения процентных ставок. Политика кредитной рестрикции, с одной стороны, ведет к снижению инфляционных процессов, но, с другой стороны, тормозит развитие производства.


Ценообразование и система налогообложения

 
Система налогообложения - важнейший элемент экономики государства и главный инструмент перераспределения финансовых ресурсов общества. За счет налогов государство содержит непроизводственную (бюджетную) сферу, осуществляет финансирование перспективных научно-технических программ, решает другие задачи. Система налогов оказывает влияние на формирование цен и их динамику. Цены во многом определяют размеры налоговых поступлений. В условиях рынка необходима система налогов, стимулирующая предпринимательскую деятельность и одновременно поддерживающая бюджетные организации. Налогообложение - определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для оплаты расходов федеральных и местных органов власти. От прогрессивности этой системы, ее направленности на стимулирование предпринимательской деятельности в значительной степени зависят темпы экономического роста. Налоги, сборы, пошлины и платежи, определяющие финансовые взаимоотношения предприятия с государством, отражаются в составе цен неадекватно: - некоторые из них входят в состав затрат (социальные налоги, плата за пользование водными объектами, земельный налог, плата за выбросы в окружающую среду и др.); - иные ограничивают прибыль, остающуюся у предприятий (налог на прибыль, налог на имущество); - прочие представляют прямую надбавку к цене (НДС, акцизы). Налоги имеют двойственную связь с ценой. С одной стороны, налоги входят в состав цены товара, с другой - выступают в роли цен соответствующих видов ресурсов. Так, плата за воду промышленных предприятий - это цена за пользование водой, взимаемая по всей территории страны. Плата за воду в пределах норматива входит в затраты на производство, а при сверхнормативном потреблении относится на прибыль предприятия. 14.2. Налог и его социально-экономическая роль По своей экономической сути налог - это принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социально-экономической политики. Налоги тесно связаны с ценой и выполняют определенную социально-экономическую роль: • налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета; • налоги влияют на развитие производства, способствуя его росту или сокращению; • налоги могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их движение и инфляцию; • налоги выполняют социальные действия - определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоев населения. В состав цены включаются следующие виды налогов: социальные налоги, налог на добавленную стоимость, акциз и налог на прибыль. 14.3. Социальные налоги Социальные налоги - это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд медицинского страхования. Величина перечисленных социальных налогов жестко связана с расходами на заработную плату, включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат - «единый социальный налог». Социальные налоги имеют целевое назначение, поэтому их называют специальными налогами, отчисляются они не в бюджет, а во внебюджетные фонды. Единый социальный налог составляет 26 %, в том числе в пенсионный фонд - 20 %, в фонд социального страхования РФ - 3,2 %, в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,8 %, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2 %. 14.4. Понятие прямых и косвенных налогов По объекту налогообложения различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов. К прямым налогам относят подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, земельный налог, налог на доходы банков и др. Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет в бюджет государства. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины и др. Следует обоснованно подходить к определению рационального соотношения прямых и косвенных налогов в системе налогообложения. В настоящее время в России упор сделан на косвенные налоги. В рыночной экономике считается целесообразным использовать косвенные налоги для сдерживания потребления, т.к. косвенные налоги - это налоги на потребителя. Они считаются несправедливыми, т.к. регрессивны по отношению к доходу. Регрессивный налог означает взимание более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких. Например, семья с доходом 25 тыс. руб. и семья с доходом 250 тыс. руб. покупают бытовой прибор за 10 тыс.руб. При этом они уплачивают косвенный налог - НДС в размере 18 %, то есть 1525 руб. В одном случае НДС составит 6,1 % (1525 / 25 000 * 100%), в другом - только 0,61 % (1525 / 250 000 * 100 %). 14.5. Налог на прибыль (доход) предприятий Налог на прибыль (доход) предприятий - это форма платежа, взимаемая с доходов или имущества юридических лиц, характеризующаяся обязательностью, регламентацией размера и сроками внесения. Этот налог является одним из основных источников налоговых поступлений в бюджет. Налог на прибыль платят все предприятия и организации по соответствующим ставкам. Ставки налога на прибыль дифференцированы для предприятий, кредитных и посреднических организаций, развлекательных учреждений. Объектом налогообложения является валовая прибыль за вычетом отдельных видов расходов и скидок (дивидендов, расходов на расширение производства, расходов на НИР). Прибыль представляет собой ту часть произведенного дохода, которая тесно связана с уровнем цен и затрат. Предприятия стремятся к максимизации прибыли, что достигается увеличением объема продаж, минимизацией затрат или ростом цен. Среди российских предприятий более распространен вариант максимизации прибыли за счет повышения цен в силу недостаточной развитости конкуренции на рынке. 14.6. Налог на добавленную стоимость и его экономическая сущность Налог на добавленную стоимость и акциз были введены в России с января 1992 года. Произошло совмещение введения НДС, акцизов и либерализации цен. По экономической сущности налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, реализуемой в цене товара, услуги, работы. На каждой стадии производства товаров (работ, услуг) создается новая добавленная стоимость. Прирост этой добавленной стоимости определяется как разница между стоимостью изготовленных и реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью приобретенных сырья, материалов, использованных при изготовлении. На практике НДС определяется как разница между суммой налога, полученной предприятием по реализованным товарам (работам, услугам) и суммой налога, уплаченной предприятием по приобретенным сырью и материалам. Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Ставка НДС в 1992 г. составляла 28 %, с января 1993 г. - введено две ставки - 20 % и 10 % (на детские и продовольственные товары, кроме подакцизных), в настоящее время - 18 и 10% к цене реализации. В перечень продовольственных товаров, по которым применяется ставка НДС в размере 10 %, включены: мясо и мясопродукты, яйца и яйцепро-дукты, хлеб и хлебобулочные, масло растительное, макаронные изделия, рыба, морепродукты (за исключением деликатесных), овощи и др. Список детских товаров с НДС в размере 10 % включает: швейные и трикотажные изделия, обувь, школьно-письменные принадлежности и т.д. Если установлена цена, включающая НДС, то исчисление НДС производиться их этих цен по ставке 15,25 % (18/118*100) и 9,09 % (10/110*100). Основными являются ставки в 18 и 10 %, а ставки в 15,25 и 9,09 % - производными от основной. Как показывает практика, ставка в размере 18% достаточно высокая, она увеличивает цену реализации и тем самым представляет собой налог на потребителя, перераспределяя его доходы в бюджет. В большинстве стран ставка НДС ниже, чем в России. Например, в Италии льготная ставка в размере 2 % применяется к товарам первой необходимости, по непродовольственным товарам установлена основная ставка 9%, по предметам роскоши - 38 %. Во Франции применяются три основных ставки: сокращенная (2,1%), нормальная (5,5%), повышенная (25%). В России действует перечень социально значимых товаров и услуг, освобожденных от НДС. Это услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), квартирная плата, услуги в сфере образования, услуги учреждений культуры и искусства и т.д. НДС является регрессивным налогом для конечного потребителя. При отсутствии каких-либо скидок и льгот НДС вынуждает лиц с низкими доходами выплачивать больший по сравнению с более состоятельными слоями населения процент своих доходов. 14.7. Акциз и его воздействие на уровень цены На товары, которые не являются предметами первой необходимости, введены с января 1992 г. акцизы. Акциз - косвенный налог, включенный в цену товара и взимаемый с потребителя. Он устанавливается государством на отдельные товары, услуги и некоторые виды минерального сырья. Акцизы устанавливаются на: спирт и спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию, пиво, шоколад, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, газовый конденсат, бензин, легковые автомобили, икра осетровой и лососевых рыб, готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов и др. Через акцизы государство реализует перераспределительную функцию цены. Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением акцизов на минеральное сырье) являются едиными по всей территории РФ и устанавливаются в процентах или абсолютной сумме (в рублях) на единицу измерения. Ставки акцизов колеблются от 13 до 190 % к отпускной цене. По подакцизным видам минерального сырья, производимого на территории РФ (нефть, природный газ и др.), ставки акцизов дифференцированы для отдельных месторождений. Наибольшую сумму в бюджет приносят 3 налога: НДС, акцизные сборы и налог на прибыль (доход) предприятий. НДС и акцизы являются ценообразующими факторами, они способствуют росту цен, часто делая их недоступными для людей с низкими доходами, перераспределяют средства из доходов покупателей в бюджет, тем самым не стимулируют спрос. С другой стороны косвенные налоги, включаемые в цену, увеличивают себестоимость изготовления товаров, удорожают их, тем самым не стимулируют предпринимательство, сдерживают производство. Действующая в России система налогообложения, с одной стороны, является необходимым источником формирования государственного бюджета, с другой - влияет на рост цен. Налоговые платежи и другие сборы непосредственно увеличивают цены товаров, воздействуя как на уменьшение предложения, так и на сокращение спроса. Чем выше ставки налогов и платежей, тем больше их воздействие на спрос и предложение товара на рынке. Резюме к теме 14 Налогообложение - определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для оплаты расходов федеральных и местных органов власти. Налоги, сборы, пошлины и платежи отражаются в составе цен неадекватно: некоторые из них входят в состав; иные ограничивают прибыль, остающуюся у предприятий; прочие представляют прямую надбавку к цене. Налог - это принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социальноэкономической политики. Налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета. Налоги влияют на развитие производства, способствуя его росту или сокращению. Налоги могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их движение и инфляцию. Социальные налоги - это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд медицинского страхования; они связаны с расходами на заработную плату, включаются в себестоимость продукции в качестве статьи затрат - «единый социальный налог». Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий и др.). Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). Они считаются несправедливыми, т.к. регрессивны по отношению к доходу. Регрессивный налог означает взимание более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких. Налог на прибыль (доход) предприятий - это форма платежа, взимаемая с доходов или имущества юридических лиц, характеризую -щаяся обязательностью, регламентацией размера и сроками внесения. Ставки налога на прибыль дифференцированы для предприятий, кредитных и посреднических организаций, развлекательных учреждений. Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, реализуемой в цене товара, услуги, работы. На практике НДС определяется как разница между суммой налога, полученной предприятием по реализованным товарам (работам, услугам) и суммой налога, уплаченной предприятием по приобретенным сырью и материалам. В настоящее время ставки НДС составляют 18 и 10%. Акциз - косвенный налог, включенный в цену товара и взимаемый с потребителя. Он устанавливается государством на отдельные товары, услуги и некоторые виды минерального сырья. Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением акцизов на минеральное сырье) являются едиными по всей территории РФ и устанавливаются в процентах или абсолютной сумме (в рублях) на единицу измерения. По подакцизным видам минерального сырья ставки акцизов дифференцированы для отдельных месторождений.
   

|




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.