Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы криминалистической диагностики. Под диагностикой понимается важная криминалистическая теория, разрабатывающая вопросы установления свойств




Под диагностикой понимается важная криминалистическая теория, разрабатывающая вопросы установления свойств, состояний, изменений изучаемых объектов, изучение механизма преступного события и установление причинной связи между определенными фактами событий, а так же сами исследования, направленные на указанных задач.

Объектами исследований являются объекты окружающего мира. Они подразделяются на диагностирующие и диагностируемые.

Диагностируемые - это те свойства и состояния, явления, которые надо установить.

Диагностирующие - это материальные объекты или обобщенные сведения о них, которые несут на себе или в себе устанавливаемые черты, особенности, состояния и т.д. Признаки используемые при данных исследованиях называются диагностическими.

Сам процесс диагностического исследования, который состоит из 4 стадий:

-подготовительная

-раздельное исследование свойств, признаков и состояний, отобразившихся в следах.

-сравнение выявленных признаков, свойств и состояний с типовой моделью или типичными ситуациями

-подведение итого, формулировка выводов, подготовка заключения.

Диагностика делится:

-следственную

-экспертную

-судебную

Научные основы криминалистической диагностики составляют:

• возможность познания события по его отображению;

•закономерность возникновения криминалистически значимой информации;

• данные науки криминалистики о типичных моделях отражения механизма преступления (свойства личности, свойства предметов, взаимодействие объектов);

• методы и методики криминалистического диагностирования.

Цели криминалистических диагностических исследований:

• определение свойств и состояния объекта, его соответствия (несоответствия) заданным характеристикам (например, из какого металла изготовлено кольцо; исправен ли замок);

• установление факта и причин изменения первоначального состояния объекта или его несоответствия заданным характеристикам (для исследования обстоятельств действия), например, с какой стороны произведен взлом преграды; подвергались ли документы частичным изменениям;

• анализ криминальной ситуации: обстоятельств места, времени, механизма взаимодействия субъектов.

Методологическую основу криминалистической диагностики определяют:

• принципиальная возможность познания объекта, события по его отображению;

• сведения об общих закономерностях возникновения доказательств, включая вещественные, как средства отражения криминалистически значимой информации;

• сведения, накопленные криминалистикой о закономерностях возникновения исследуемых ею объектов, свойствах и признаках;

• сведения о типичных моделях отражения действия (события) с учетом объективных свойств взаимодействовавших предметов, условий взаимодействия и, при необходимости, свойств личности (физических, психофизиологических и др.);

Задачи.

Задачи, разрешаемые криминалистической диагностикой, подразделяют на простые и сложные, прямые и обратные.

Простые диагностические задачи.

1) Диагностирование свойств и состояния объекта непосредственно включают:

• исследование свойств объекта, его соответствие определенным (заданным, установленным стандартом) характеристикам;

• определение фактического состояния объекта, наличия или отсутствия каких-либо отклонений от его нормального состояния;

• установление первоначального состояния объекта;

• определение причин и условий изменения свойств (состояния) объекта.

2) Диагностирование свойств и состояния объекта по его отображению включает:

• определение степени информативности следа;

• установление свойств и состояния объекта в момент возникновения отображения;

• определение причины изменения свойств или состояния объекта.

Сложные (составные) диагностические задачи — исследование механизмов, событий, процессов и действий по результатам (объектам, отображениям):

• определение механизма события, процесса, действия: возможность судить о механизме и обстоятельствах события по его результатам (последствиям, отображениям), отдельным этапам (стадиям, фрагментам) события; установление механизма события в его динамике; установление возможности (невозможности) совершения определенных действий при определенных условиях; установление соответствия (несоответствия) действий специальным правилам;

• определение условий (обстановки): времени (периода) или хронологической последовательности действия (события);

определение места действия (его локализация, границы), позиции участников; определение иных условий;

• определение причинно-следственных связей между действиями

и наступившими последствиями.

Прямые диагностические задачи — движение от причины к следствию. Это, как правило, простые диагностические задачи типа: каков состав этого объекта или его структура; при какой температуре происходит самовозгорание данного вещества и пр. Прямые сложные диагностические задачи типа, каков будет механизм данного процесса при заданных условиях, решаются при создании методик для диагностических исследований.

Обратные диагностические задачи. Большинство сложных задач, разрешаемых криминалистической диагностикой, являются обратными — от следствия к причине. Основным методом, используемым в этом случае, является моделирование: мысленное, физическое, математическое.

Сравните: прямая задача — установить состав и марку металла, из которого изготовлен обломок ножа, а обратная — реконструирование по обломку «биографии изделия», установление технологии его изготовления или причин излома и т.д.

Этапы диагностического исследования.

1. Формулирование задачи диагностического исследования.

2. Решение простой диагностической задачи.

3. На основании результатов решения простых задач и полученных в результате признаков производится построение типовой модели (реконструкция) процесса, способа действия, события, явления. Например, на основании состава взрывчатого вещества и анализа повреждений производится моделирование условий взрыва.

4. Выведение следствий из полученной модели и сравнение гипотетических следствий с отображениями на элементах вещной обстановки, выявление специфических особенностей.

5. При положительных результатах сравнения — установление механизма данного события, процесса, действия (например установление механизма взрыва), при отрицательных — возврат к первому или второму этапу.

 

5.Понятие и научные основы судебной баллистики. Объекты судебной баллистики. Классификация огнестрельного оружия

Термин «баллистика» происходит от греческого «балло» – «бросаю».

Судебная баллистика – это раздел криминалистической техники, которая изучает огнестрельное оружие, боеприпасы, закономерности выстрела и его следов, разрабатывает средства и приемы собирания и исследования этих объектов и следов их применения с целью раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Основой для создания судебной баллистики послужили как положения общей баллистики, так и сведения из других военных наук (материальная часть оружия, конструирование оружия и др.). В судебной баллистике отражены основные положения трасологии, касающиеся механизма возникновения следов, идентификации объекта по следам. Она тесно связана с судебной медициной — в области исследования огнестрельных повреждений на одежде и теле человека.

Объектами криминалистического баллистического исследования являются:

1) огнестрельное оружие, отдельные его части;

2) боеприпасы к огнестрельному оружию, в том числе выстреленные пули, стреляные гильзы, дробь, картечь, пыжи и т. п.;

3) следы применения огнестрельного оружия;

4) заготовки деталей оружия;

5) инструменты и различные материалы, применяемые при изготовлении оружия и боеприпасов;

6) предметы, в которых хранилось оружие.

Огнестрельное оружие – это устройство, конструктивно предназначенное для поражения цели снарядом, который получает направленное движение за счет энергии газообразующего вещества.

Огнестрельное оружие классифицируется:

1. по целевому назначению: гражданское; боевое; военное; охотничье; спортивное; античное; криминальное.

2. по устройству канала ствола: нарезное, гладкоствольное, комбинированное;

3. по длине ствола: короткоствольное (до 20 см); сред-нествольное (от 20 до 40 см); длинноствольное (более 40 см);

4. по калибру: малокалиберное (до 6.5 мм включительно); нормального калибра (до 9 мм включительно); крупнокалиберное (свыше 9 мм);

5. по способу заряжания: дульнозарядное (шомпольное); казеннозарядное;

6. по применяемым патронам: центрального боя; кольцевого воспламенения; бокового боя (шпилечные патроны Ле-Фоше);

7. по количеству стволов: одноствольное; двухствольное; многоствольное;

8. по количеству зарядов: однозарядное; многозарядное;

9. по действию механизма заряжения: неавтоматическое (магазинное или барабанное); автоматическое (самозарядное, самострельное, комбинированное);

10. по способу изготовления: стандартное; нестандартное;

11. по конструкции (виду): пистолеты, револьверы, пистолеты-пулеметы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.