Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сенсорные слуховые расстройства 2 страница




 

  1. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга

Речь и ее наруш-я изуч-ся целым рядом дисциплин (общей, детской психол-й, лингв-й, физиол-й, дефектол-й, акустикой и др.).

В задачи НП входит исслед-е разных форм патологии речи, возн-щих при локальных пораж-ях мозга. Отеч. НП рассм-ет эти наруш-я с общ. теоретич-х позиций, разраб-х А.Р.Лурия.

Речь – очень сложн. психич. деят-сть, подразд-ся на различ. виды и формы. Речь — специфич-ки человеч-я психич. ф-ция, кот. можно опред-ть как проц. общ-я поср-вом языка.

Как сложн. функц. с-ма, речь включает много афферентных и эфферентных звеньев. В реч. функц. с-ме приним. участие все анализ-ры: слух., зрит., кожно-кинест., двиг. и др.; кажд. из них вносит свой вклад в аффер. и эффер. основы речи. Поэтому мозг. организ-я речи очень сложна, а наруш-я речи — многообразны и различны по хар-ру в завис. от того, какое из звеньев реч. с-мы пострадало в рез-те мозг. пораж-я.

Лок. пораж. мозга не выз-ют общ., диффуз. наруш-я реч. деят-сти, а лишь к дифференц-ным формам реч. наруш-й. Они очень неоднородны.

При пораж. лобных отд. мозга или перед. отд. реч. зоны – наруш. в проц. порожд-я реч. сообщ-я и воплощ-я исход. замысла в разверн. высказ-е: наруш. внутр. речи либо синтагматич. стр-я разверн. реч. высказ-я в целом.

При пораж. гностич. отд. коры - страдает проц.овлад-я фонематич., лексич., семантич. или логико- грамм. кодами языка: наруш. реч. высказ-я.

Лок. пораж. задних отд. мозга - распад овлад-я фонематич. стр-ем речи, либо наруш. ее лексич. состава, либо трудн. поним-я сложн. логико-грамм. стр-р, в основе кот. лежит проц. превращ-я послед-но предъяв-мой инф. в симультанные схемы.

При пораж. передних отд. мозга - страдает поним-е предикативной, синтагматически постр-ной речи, но может никак не измениться процесс овладения кодами языка: его фонематическим, лексическим, семантическим и логико-грамматическим строем.

Это говорит о том, что отд-е с-мы коры ГМ лев. полуш., особенно реч. зон, участвуют в обеспеч. сложн. проц. реч. деят-сти на разл. ролях.

НП данные позв. расчленить тот единый и неделим. проц., кот-м хар-ся стр-е реч. высказ-я, и выд-ть сост. эл-ты, леж-е в его основе. Эти данные имеют огромное знач. и привели к созд-ю нов. отр. науки — нейролингвистики.

 

  1. Афазии

Афазиинаруш-я уже сформир-ся речи, возн-щие при локальных пораж-ях коры (и «ближайшей подкорки» - А. Р. Лурия) лев. полушария (у правшей) и предст-щие собой с-мные растр-ва различ. форм реч. деят-сти. Афазии проявл-ся в виде наруш-й фонематич., морфологич. и синтакс. стр-ры собст.речи и поним-я обращенной речи при сохр-сти движ-й реч. аппарата, обеспеч-х членоразд. произн-е, и элемент-х форм слуха.

Зоны коры лев. полуш-я (у правшей), пораж-е кот. приводит к той или иной форме афазии, назыв. «реч. зонами». К ним отн. сред. отделы конвекситальной поверх-ти коры лев. полуш-я мозга у правшей.

В соотв. с класс-цией Лурия, сущ-ет 7 форм афазий, кажд. из них связ. с наруш. одного из факторов, на кот. осн-на реч. с-ма, и наблюд-ся при опред. локализации патолог. пр-са.Все афазии можно разд. на 2 класса: реч. наруш-я, связ-е с выпад-ем (наруш-ем) афферент. звеньев реч. функц. с-мы, и афазии, возн-щие вследст. пораж-я ее эффер-х звеньев.

При выпадении афер. звеньев реч. функц. с-мы возн-ют след. формы афазий (у правшей):

сенсорная ( связ. с пораж-ем задней трети височ. извилины лев. полуш-я: наруш-е фонематич. слуха, т. е. спос-сти различать звук. состав слов; при пораж-ии 41-го первич. и 42-го и 22-го вторич. полей слух. анализ-ра «зоны Вернике», наруш-ся вся реч. с-ма),

акустико-мнестич. (при пораж. сред. отделов коры лев. височ. обл. вне ядерной зоны слух. анализ-ра.; больной прав.

восприн-ет звуки родн. языка, поним. обращ-ю к нему уст. Речь, но не способ. запомн. даже сравн. небольш. реч. мат-л вследст. грубого наруш-я слухореч. Памяти – 3 элемента вместо 7±2; сниж. скорость перераб. словесной инф.; усиление проц. ретроактив. и проакт. тормож-я следов),

оптико-мнестич. (при пораж. задненижних отделов височ. обл. (у правшей); др. название оптическая амнезия; несп-сть прав. наз-ть предм., слабость зрит. предст-й (образов слов).; пытаются дать предм-м словесн. описание без назыв-я; также набл-ся при пораж. нижн. отделов коры затыл. (или зат.-темен.) обл-тей лев. полуш. возн. первич. оптич. алексия (наруш. чтения) в виде неузн-я отд-х букв (оптич. литеральн. алексия), либо целых слов (оптич. верб. алексия).; при пораж. заты.-темен. отделов прав. полуш. (у правшей) нередко возн. одностор. оптич. алексия, игнорир-е лев. стороны текста, больной не замечает своего дефекта),

афферент. моторная или кинестет.афазия (выпад-е (ослабл.) кинест. афферент. звена реч. с-мы, при пораж. нижн. отделов темен. обл. мозга (у правшей), наруш-ся кинестет. Реч. афферентация (реч. кинестезии), т. е. возм-ть появл-я четких ощ-ний, поступ-х от артикуляц. аппарата в кору больш. полуш. во время реч. акта),

семантичекая (при поражении обл. коры, наход-ся на границе вис-х, тем-х и затыл-х отделов мозга: страдают симультанный анализ и синтез, или возм-ть оценки простр-х и «квазипростр-х» отнош-й; больные не поним. многих грамм. констр-й, в кот. отраж-ся эти отнош-я; обычно сочет-ся с нар-ми счет. операций - акалькулией).

При выпадении эфер. звеньев реч. функц. с-мы возн-ют след. формы афазий (у правшей):

моторн.эффер. афазия (при пораж. нижн.отделов коры премоторной обл. (з оны Брока), не могут произн-ти почти ни одного слова, нечленоразд. Звуки, но в опред. степ. поним.обращ-ю к ним речь; страдает собст. двигат. орг-ция реч. акта (наруш. «кинетич. мелодии» реч. акта).

динамич. афазия (пораж. обл-й, распол-х вблизи от зоны Брока, примык-е к зоне Брока спереди и сверху; речевая адинамия - речь очень бедна, ответы односл., часто повтор. отд. слова вопроса при сохр-ти реч. моторики, поним. уст. речи).

  1. Основные характеристики памяти

Память – сохр-е инф. о раздр-ле после того, как его д-вие уже прекр-сь. Все биол. с-мы хар-ся наличием мех-змов памяти, т. е. обладают опред. нервн. аппаратами, кот. обесп. фиксацию, сохр-е, счит-е и воспроизв-е следа.

Разл-ют память как биол. и как психич. ф-цию (или нервно-психич.): как биол. ф-ция - филогенетич., или наследств. память, кот. опред-ет стр-е кажд. орг-зма в соотв.с историей его вида (иммунитет, приобрет. в проц. онтогенеза, и др. явл-я, протек-е на элемент. (физиол. и клеточ. ур-нях. как психич.ф-ция тоже относится к онтогенетич. памяти.

Основн. хар-ки памяти как биол. и психич. ф-ции: *длит-сть форм-я следов (мгновен. память – кратковр.запечат-е следов, длящ. неск. с, кратк. память – проц. запечат-я, кот. длятся нес. мин, долг. память – длит. (возм., в теч. всей жизни) сохр-е следов.); *их прочность и продолж-сть удерж-я; *объем запечатл-го мат-ла; *точность его счит-я; *особ-сти его воспр-я.

как психич. ф-ция имеет ряд др. хар-к:

1. по модальности выд-ют: зрит.; слух.; такт.; двиг. (мотор.); обонят. и др.; эмоц.память (на эмоц. окраш-е события). 2. по ур-ню упр-я или рег-ции мнестич. проц-ми (произв. и непроизв. пам). Именно в произв. форме память выступ. как особая мнестич. д-ность. 3. по семантич. орг-ции: неосмыслен. (механич.) и семант-ки орг-ная

Стр-ра произв. мнест. деят-сти(стадии): а) мотива (или намер-я); б) программ-я мнест. деят-сти; в) использ-я разл. спос. запом-я мат-ла, мнест-х операций; г) контроля за рез-тами деят-сти и коррекции, если они неудовл. с т.з. пост-ной задачи.

специф. закон-сти произв. мнест. деят:

1. разл-е по модальн. раздр-ли запечат-ся исп-ми по-разному. 2. Мнест. деят-сть четко зависит и от хар-ра смысловой орг-ции мат-ла. 3. Разл. стадии мнест. деят-сти в разн. степ. подч-ся произв-ной рег-ции ( наиб. рег-я – стад. запечат-я и воспроизв-я мат-ла).

Закон-ти непроизв. зап-я мат-ла: 1. лучше зап-ся то, что явл. целью деят. или вызывает затр. во время ее осущ-я 2.непроизв. память неодинак. в разн. периоды жизни чел.: лучше в дет. и постеп. ухуд-ся. 3.Хран-е следов, запечат-ных непр-но (а также с пом. произв. усилий) – не пассивный проц. (происх. их опред. преобраз-е, кот. соверш-ся по особым законам (семантизации или кодир-я инф. и др.)). 4.Воспроизв-е следов при непроизв. зап. как конеч. фаза мнест. проц-ов происх. в виде пассивн. узнав-я объектов либо актив. припом-я.

  1. Нарушение памяти при локальных поражений мозга

Нарушения памяти: 1)гипомнезия (ослабл-е пам.), мож. быть связ. с возр. изм-ми, или врожд., или появ. как след. какого-то мозг. заб-я (склероза мозг. с-дов). 2) парамнезии (ложные узнав-я) – особ. сост-я, когда чел. испыт. ощ-е «знакомости» при встрече с незн. объек. Это связ-но с изм-ми сост-я созн-я (сост-я «дежа вю»). 3) гипермн. ( обостр-е пам.) – резкое увел-е объема и прочн. зап-я мат-ла по сравн. со сред. норм. показ-ми.; при гипофизарн. очагах, возд-щих на средин. стр-ры мозга. 4) амнезии (значит. сниж. или отсут. пам.) - при лок. пораж-ях мозга длит. время расцен-сь как общемозг. симптомы, не имеющ. лок. знач-я.

2 осн. типа наруш. пам., а также особ. тип наруш. (наруш. мнест. деят-ти, псевдоамнезия):

1. модально-неспециф. наруш. пам. – группа патолог. явл-й, неоднор-х по хар-ру, хар-ся плох. запеч-ем инф. любой мод-сти. Возник. при пораж. разн. ур-ней средин. неспециф. стр-р мозга: 1) при пораж. ур-ня продолг. мозга: наруш. пам. протек. в синдроме нар-ний созн-я, вним-я, цикла «сон—бодрст-е» (ретроградная и антероградная амнезия). 2) диэнцефального ур-ня (ур. гипофиза): больше страдает кратк. пам., усилен. д-вие мех-змов интерференции. Гомоген. инт-ция – при кот. в кач-ве «помех» исп-ся деят-сть запом-я, но уже другого мат-ла. При гетероген. инт-ции в качестве «помехи» - др. деят-сть (счет в уме, чтение). Следы запеч-ся лучше. повыш-я реминисценция следов, т. е. луч. воспр-е мат-ла при отсроч. (неск. ч. или дней) воспр-нии мат-ла. Пораж. лимбич. с-мыкорсак. синдром ( отсут. пам. на текущ. соб-я, при сохр. ДП). В разверн. форме этот синдром возник. при пораж. гиппокампальн. стр-р обоих полуш., часто конфаб-ции.; пораж. медиальн. и базальн. отд. лоб. долей мозга – наруш. пам. в целом преим. наруш. КП и повыш. интерф. следов., добавл. и растр. семант. пам., «фен-н привнес-я нов. слов»); наруш. опосред. запом-го мат-ла. 2. модально-специф. наруш. пам. – наруш. зрит., слухореч., муз., такт., двиг. пам. и др. Возник. при пораж. разн. анализат-х с-м. Наруш. слухореч. пам.- акустико-мнест. афазия. Дефект выст. в изол-ной форме. При оптико-мнест. афазии наруш. зрит.-речевая пам. (не могут назвать предметы). Наруш-я слухореч. и зрит.-реч. пам. хар-ны лишь для пораж. лев.полуш. мозга (у правшей). Для пораж. прав. полуш. – нереч. (музык.) слух – амузия (гностич. и мнест. дефекты); агнозия на лица. Пораж. тем.-затыл. отд. прав. полуш. – нар-я простр. и цвет. пам. 3. псевдоамнезия – массив. пораж. лоб. долей мозга: отсут. стратегии, плана запом-я мат-ла (произв. пам. хуже непроизв.).

 

 

  1. Амнезии

Амнезии – значит. сниж-е или отсут-е пам. Могут набл-ся не только при локал. пораж. ГМ, но и как общемозг. симп-мы, сопровожд. практич. все наруш-я при пораж-ях мозга. Виды:

Фиксационные – недостат. фиксация впечат-я в КП или ДП (корсак. синдром – больной способен к воспр-ю прош. опыта, но не сегодн. событий из-за интерференции, вызв-й наруш. лимбич. стр-р, кортикально-таламич. обл.)

Ретроградная – по отнош-ю к событиям опред. периода, предш-го др. событию.

Антероградная – на события после шока, травмы, психолог. изм-я.

Прогрессирующая – последоват-но наруш-ся пам. на события от соврем. к прошед. и от диффузн. к четким.

Лурия подразд. амнезии на:

1) модально-неспециф. наруш. пам. – плохое запечат-е (воспроизв-е) любой по модал-сти инф. Возник. при пораж. разл. ур-ней средин. неспециф. стр-р мозга. - уровень продолговатого мозга - диэнцефальный уровень - уровень лимбической системы - уровень медиальных и базальных отделов лобных долей мозга

2) модально-специф. наруш. пам. связаны лишь со стимулами опред. мод-сти и распростр-ся только на раздр-ли, адресующиеся к какому-то одному анализ-ру: - наруш-я слухоречевой памяти при акустико-мнестической афазии; - наруш-я зрительно-речевой памяти при оптико-мнестической афазии; - наруш-я слуховой памяти при пораж-ях прав. полуш-я; - наруш-я зрительной памяти при пораж-ях прав. полуш-я

  1. Виды и формы внимания

Вним-е нельзя рассм-ть как самостоят. психич. проц., т.к. оно не имеет своего содерж-я, продукта;

оно хар-зует динамику любого психич. проц.; это тот фактор, кот. обеспеч. избират-сть протек-я любой психич. деят-сти – как простой, так и сложной.

А. Р. Лурия дает широк. опред-е вним-я – как фактора, способст. селект-сти протек-я любых психич. проц-в, как познав-х, так и аффект.-волевых. Сущ-ет неск. форм вним-я, соотв-но тем проц-сам, в кот. оно реализ-ся:

а) сенсорное вн-е (зрительное, слуховое, тактильное и др.); б) двиг-ное вн-е ( в моторн. проц-х, в их осознании и регуляции); в) эмоц. вн-е ( от эмоц-но-значимых стимулов; тесная связь с пам., с проц. запечат-я инф. (проц-ми импритинга)); г) инт-туальное вн-е (проявл-ся в инт. де-ности (вн-е к предмету обдум-я, к инт. операциям, с пом. кот. реализ-ся сам проц. мышл-я).

Сущ-ют 2 самост. ур-ня вн-я: непроизвольный и произвольный. Л. С. Выготский обознач. их как первич. и вторич. вн-е, считая, что первич., непроизв. вн-е – то, с кот. ребенок рождается; вторич., произв. вн-е форм-ся по мере становл-я всех др. психич. ф-ций и явл-ся прежде всего соц-но опосред-ным типом вн-я.

 

  1. Нарушение внимания при локальных поражениях мозга

Cущ-ют 2 самост. типа наруш. вн-я:

1) модально-неспециф. – распростр-ся на любые его формы и ур-ни. (больной не может сосредот-ся на стимулах любой мод-сти (зрит., слух., такт. и др.), наруш-я вн-я прояв-ся в любой психич. деят-сти. При пораж-х неспециф. средин. стр-р мозга разн. ур-ней.

При пораж. ниж. отделов неспециф. стр-р (ур-ня продолг. и сред. мозга) - быстрая истощ-сть, резкое сужение объема вн-я и наруш-е его концен-ции в любом виде деят-сти: при вып-нии серийных счетных операций больные сначала дают быстрые и прав. ответы, затем латентные периоды ответов резко увелич. (по типу истощ-я), появл-ся ошибки и следует отказ от выпол-я зад-я. В большей степ. страдают непроизв. формы вн-я. Возм-сть компенсации наруш-й вн-я поср-вом обращ-я к высш. смысловым категориям или с пом. сопровожд-я д-вий громкой речью. • На ур-не диэнцефальных отделов мозга и лимбич.с-мы: наруш-я вн-я прояв-ся в более грубых формах (больные часто вообще не могут сосредот-ся ни на какой деят-сти или их вн-е крайне неуст-во). Компенс-я или отсут., или длится очень недолго – тип наруш-й вн-я со сниж. возм-ми комп-ции вследствие ослаб. мех-змов произв. регуляции деят-сти. • На ур-не медиобазальных отделов лоб. и височ. долей: страдают произв. формы вн-я в разл. видах психич. деят-сти. Одновременно патолог-ки усилены непроизв. формы вн-я (бесконтр-я реакт-сть, отражающ. растормаж-е элемент-х форм ориентир-ной деят-сти.

2) модально-специф. прояв-ся только в одной сфере (к стимулам одной мод-сти) – явл-е игнорир-я тех или иных стимулов; труд-ти осозн-я стимула в опред. сит-х.

Зрит. невн-е: наруш-я полей зрения, «необращ-е вн-я на стимул» (игнорирование). • Слух. невн-е: при одновр. подаче разной инф. в кажд. ухо происх. игнор-е инф., поступ-й в одно из них (симпт. грубого игнор-я звуков, поступ-щих с одной стороны). • Такт. невн-е: больной как бы «не замечает» прикосн-я к одной руке (чаще к левой), когда даются два прикосн-я одновр-но, что является симптомом пораж-я прав.полуш-я ГМ (преимущ. прав.темен. доли). • Двигат. невн-е: симптом двиг. игнор-я носит строго одностор. хар-р. При пораж. перед. отделов больш. полуш-й (чаще прав.) – премотор., префронт. обл-тей коры, а также глубин. стр-р мозга, включая базальные ядра.

  1. Виды и этапы мышления

Соврем. психол. наука рассм-ет мышл-е как актив. психич. деят-сть, напр-ю на реш-е опред. задачи, кот. подчин-ся всем законам психич. деят-сти. М возник. лишь при наличии соотв. мотива и постановке опред. задачи (цели, появляющ. перед субъектом в опред. усл-ях).

Мыслит. деятельность проходит ряд этапов, или стадий:

♦предварит. ориент-ка в усл-ях задачи; ♦форм-я программы и выбора ср-в реш-я задачи (выраб-ка общей стратегии ее реш-я); ♦непоср. осущ-е разл. операций, напр-х на реш-е задачи; ♦ контроль за промежут. и конеч. рез-тами; ♦сличение конеч. рез-та с усл-ми задачи и ожид. рез-том.

Выд-ют 3 вида мышл-я: конкр.-дейст-ное, или практич. (напр-но на реш-е конкр. задач в усл-ях произв-ной, конструкт-й, организат-й и иной практич. деят-сти людей; это технич., конструкт. мышл-е, состоящ. в понимании техники и в умении самост. решать технич. задачи; хар-рными особ-ми явл-ся ярко выраж. наблюд-сть, вним-е к деталям, частностям и умение использ. их в конкр. сит-ции, оперир-е пространст-ми образами и схемами, умение быстро переходить от размыш-я к д-вию и обратно), конкр.-образн. (отвлеч-е мысли, обобщ-я чел-к воплощает в конкр. образы) и абстр. (напр-но на нахожд-е общ. закон-стей в природе и чел. общ-ве; отраж. общ. связи и отнош-я; оперирует понят-ми, широк. категор-ми, а образы, предст-я в нём играют вспомогат. роль).

Различ. также: теоретич. и практич. мыш-е различ. по типу реш-х задач и вытек-х стр-рных и динамич. особ-стей. Теор. мыш-е – познание законов, правил. Осн. задача практ. мыш-я- подгот-ка физич. преобраз-я дейст-сти. Различия между инт. и аналит. (логич.) мыш-ем: временные (время прот-я проц.), стр-рные (этапы), ур-нь прот-я (осозн-сть или неосоз-сть). Аналитич. мыш-е разв-то во времени, имеет четко выраж. этапы, в значит. степ. предст-но в созн. самого мыслящего чел-ка. Инт. мыш-е хар-ся быстротой прот-я, отсут. четко выраж-х этапов, явл-ся мин. осозн-м. Реалист. мыш-е напр-но на внеш. мир, регул-ся логич-ми законами, а аутистич. – напр-но внутрь, связ. с реал-цией желаний чел-ка. Различ-е продукт. и репродукт. мышл-я основ-но на степ. новизны получ-го в проц. мыслит. деят-сти продукта по отнош-ю к занятиям субъекта.

Необх-мо также различ. непроизв. мысл. проц. от произв.: непроизв. трансф-ции обр-в снов-я и целенапр. реш-е мысл. задач.

  1. Нарушение мышления при локальных поражений головного мозга

Мыш-е как самостоят. форма познават. деят-сти форм-ся постеп-но, явл-сь одним из наиб. позд. психол. образ-й.

Опыт исслед-я наруш-й интел-ной деят-сти с т.з. теории с-мной динамич. локал-ции ВПФ показал, что нейропсих. симптомы наруш-й мыш-я имеют такое же локальное знач-е, как и симптомы наруш-й др. познават. проц-в. Лурия, описывая нейропсих. синдромы пораж-я разн. отделов лев. полуш-я мозга (у правшей) – височ., тем.-затыл-х, премоторн. и префронт., — выд-ет неск. типов наруш-й инт-ных проц-в.

При пораж. лев. височ. обл-ти на фоне сенсорн. или акустико-мнестич. афазии инт-ные проц-сы не остаются интактными. Несмотря на наруш-е звук. образа слов, их семантич. (смысловая) сфера ост-ся относит. сохр-ной. Вербальные парафазии в речи больного с сенс. афазией, возн-ют по законам категориал. мыш-я. Но у них грубо наруш. те смысл. операции, кот. требуют пост. опосред-го участия реч. связей или если треб-ся удерж-ть в памяти реч. мат-л. Частич. компенс-я этих наруш-й возможна лишь при опоре на нагляд. зрит. стимулы.

При пораж. тем.-затыл-х отделов мозга: трудности простр-го анализа и синтеза. Происх. выпад-е (или ослаб-е) оптикопростр-го фактора (плохо выд-ют нагляд. признаки и их простр-е отнош-я). Сохранно намер-е вып-ть задачу, могут сост-ть общий план предстоящ. деят-сти, но не способны вып-ть само задание. Хар-на акалькулия, трудности поним-я опред-х логико-грамматич. констр-ций, отражающ. простр-е и «квазипростр-е».

Пораж-е премотор-х отделов лев. полуш-я ГМ: премоторн. синдром – трудн-ти временной орг-ции всех психич. проц-в, включая инт-ные. Набл-ся не только распад «кинетич-х схем» движ-й и труд-сти перекл-я с одн. двиг-го акта на др., но и наруш-я динамики мыслит. проц. Наруш-ся сверн-й, автоматиз-й хар-р инт-ных операций («умст-х д-вий»). Эти наруш-я входят в синдром динамич-й афазии (замедл-сть процесса поним-я рассказов, басен, арифмет. задач проявл-ся у больных уже при их прослуш-и). Следствие — наруш-е динамики верб.-логич. мыш-я (стереотип. ответы при перекл-нии на нов. операцию).

Пораж-е лоб. префронт-х отделов мозга: наруш-я очень разнообр.: от груб. инт-ных дефектов до почти бессимптомных случаев. Эта противореч-ть объясн-ся разнооб-ем «лобных» синдромов и недостат. адекват-тью испол-ных методик. Происх. распад стр-ры инт-ной психич. деят-сти. 1-я стадия инт-ной деят-сти – форм-е «ориентир. основы д-вия» – у них либо полн-ю выпадает, либо резко сокращ. при вып-нии как неверб., так и верб.-логич-х задач. Также трудн-ти возник. при анализе сложного лит-рного текста, требующ. актив. ориент-вки, размыш-я (понимают тексты неправ.). Наруш-е избирательности логич. операций побочными связями (задачи на класс-цию предм.): логич. принцип заменяется ситуац-ным.

  1. Эмоционально-личностная сфера и сознание

эмоционально-личностная сфера, в которой сущ-ную роль играют врожденные (мало осознаваемые или неосознав.) и непроизвольные психические процессы и состояния;

к сост-ям сознания — сложным интегративным сочетаниям «образа мира» и «образа самого себя».

Этим психич.явл-ям в меньшей степени присущи хар-ки, свойств-е ВПФ: прижизненное форм-е, опосредованность, осознанность, произвольность. Они в НП иссл-ны мало и теоретически, и экспер-но, что связано как со сложностью этого типа психич. явлений, так и с трудностями адекватных метод. подходов к их изучению.

1. В понимании эмоционально-личностной сферы как проблемы ОП Выготский и Лурия утверждали, что все психич. явл-я, включая и самые сложные, в целом подчиняются общим законам происхожд-я и орг-ции, к к-рым относятся культурно-исторический генез и системное строение. Т.е. эмоционально-личностные психические явл-я, как и познав. процессы, имеют системную орг-цию и формир-ся под влиянием культурно-исторических ф-ров.

По Выготскому, сущ-ет тесная связь между эмоц. и познав.проц-ми («связь аффекта с интеллектом»), что проявляется в виде «интеллектуализации» эмоций, он подчеркивал, что основу новой психологии эмоций д. составлять:

принципы историзма, системности, социальной природы психики с одной стороны;

принципы особой биологической (органической, мозговой) реализ-ции эмоциональных явлений. Онразделял предст-я о сущ-нии низших («натуральных») и высших (приобретенных) эмоций, считая, что первые связаны с относительно элемент-ми, а 2е — с социально обусловленными потр-ми.

2. Проблема сознания — как ОПкая проблема — была центральной для Выготского и его школы. Само сознание трактовалось Выготским как сложное системное и смысловое образование, в форм-нии которого центр. роль играет речь, слово. Он считал, что речь, слово (т. е. использование языка в процессе общения) является коррелятом сознания, а не мышл-я. Выготский различал значение как объективно сложившуюся устойч.систему обобщений, стоящую за словом, и смысл как индивидуальный, субъективный аспект значения.

В процессе онтогенеза структура слова, его значение и смысл изменяются, вместе с этим изменяется и смысловое и системное строение сознания.

В своих р-тах Выготский трактовал развитие и изменение сознания у ребенка как процесс развития и изменения межфункциональных связей и отношений (например, между восприятием и памятью).

Он считал, что в основе культурно-исторической теории развития ВПФ лежит учение о системном и смысловом строении сознания человека», исходящее из признания первостепенного значения следующих явлений:

♦ изменчивости межфункциональных связей и отношений;

♦ образования сложных динамических систем, интегрирующих целый ряд элементарных функций;

♦ обобщающего отражения действительности в сознании.

Лурия, как и Выготский, объединял проблему сознания (и отвлеченного мышления) с проблемой языка. В своей монографии «Язык и сознание», развивая идеи Выготского о решающей роли речи в формировании сознания, он обсуждает разные аспекты этой проблемы. Строение сознания тесно связано со словомединицей языка,считал Лурия. Слово, обладающее значением, обеспечивает переход от чувственного познания к рациональному.

В нейропсихологических работах понятие «сознание» использовалось им в двух смыслах:

1) как некий фон (общая система значений и смыслов), на котором протекают различные психические процессы (т. е. как «состояния сознания»);

2) как определенная особенность, свойство высших психических процессов или психической деятельности («сознательные психические процессы», «сознательная психическая деятельность»).

В соответствии с требованиями к нейропсихологической диагностике оценка состояния сознания, согласно А. Р. Лурия, является обязательным компонентом общего исследования больного.

В целом, можно констатировать, что изучение этих механизмов в современной отечественной и мировой нейропсихологии только начинается. Оно требует нового осмысления самих объектов исследования («эмоции», «личность», «сознание») и принципиально новых современных технологий. Это, безусловно, самые сложные области всех наук о мозге, включая и нейропсихологию.

  1. Нарушение эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях головного мозга

Патологию эмоционально-личностной сферы Лурия описывал в качестве компонентов различных нейропсихологических синдромов, прежде всего синдромов поражения лобных долей мозга. Он отмечал, что при разных вариантах «лобного» синдрома возникает целый ряд симптомов нарушений эмоц.-личностной сферы в виде неадекватности эмоц-х реакций, некритичности, отсутствия устойчивых переживаний, изм-я отн-я к близким, к окруж-щим, снижения уровня интересов, растормаж-я элемент. влечений…

Лурия считал, что при локальных поражениях мозга между нарушениями эмоц.-личностной сферы и когнитивных процессов возможна диссоциация двух типов:

а) при явных эмоц.-личностных расстр-вах частные когн-е ф-ции (воспр-е, память, мышл., речь) остаются отн-но сохранными;

б) наруш-я разл. когн. процессов протекают на фоне отн. сохранности эмоц.-личностной сферы.

1 тип диссоциации набл. при поражении передних отделов больших полушарий, 2й — при поражении задних отделов. Т.о. Лурия выделял передне-задние различия НПких синдромов по отн-ю к эмоц.-личностной сфере.

Второе противопоставление синдромов, включающих эмоц.-личностные наруш-я, по Лурия, связано с поражением конвекситальных и медиобазальных отделов коры больших полушарий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.