Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к проведению следственного эксперимента. СЭ - следственное действие




СЭ - следственное действие. Оно заключается в проведении следователем или судом опытных действий по воспроизведению обстановки расследуемого преступления в целях проверки и уточнения данных по делу.

Подготовка к проведению следственного эксперимента состоит из двух стадий:

1. Стадия подготовки к проведению следственного эксперимента до выезда (выхода) на место его проведения, в ходе которой следователь:

а) определяет:

время, место и цель проведения следственного эксперимента в целом и каждого опытного действия в отдельности;

содержание, способ, вид каждого опытного действия и очередность их проведения;

необходимые условия проведения опытов;

участников следственного эксперимента и их обязанности;

средства фиксации следственного эксперимента;

б) составляет план проведения следственного эксперимента;

в) проводит организационные мероприятия:

подготавливает объекты, необходимые для реконструкции обстановки происшедшего события;

подготавливает объекты, необходимые для производства опытных действий;

подготавливает технические средства фиксации;

обеспечивает явку участников следственного эксперимента;

решает вопрос об обеспечении транспортом.

2. Стадия подготовки к производству следственного эксперимента по прибытии на место его проведения, в ходе которой следователь:

а) разъясняет участникам следственного эксперимента их права и обязанности;

б) подготавливает надлежащую обстановку проверяемого события для проведения опытных действий, а именно:

уточняет происшедшие изменения в обстановке;

реконструирует обстановку проверяемого события;

проверяет соответствие условий эксперимента условиям, в которых произошло проверяемое событие;

в) инструктирует участников следственного эксперимента и размещает их на месте проведения опытных действий. При этом следователь решает, в каких пределах каждый участник эксперимента должен быть ознакомлен с содержанием предстоящих опытных действий, и каковы их обязанности при проведении следственного эксперимента;

г) предупреждает участников следственного действия об ответственности за разглашение данных эксперимента, а свидетеля и потерпевшего - об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний по ст. 307 и 308 УК РФ.

 

43. Криминалистическая характеристика взяточничества. В.- является одним из самых опасных видов должностных преступлений, которые относятся к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы. Посягая на нормальное функционирование государственного аппарата, распространение этого вида преступлений дезорганизует деятельность органов управления, нарушает охраняемые законом права и интересы граждан, дискредитирует органы государственной власти и управления в глазах населения.

Объективная сторона получения взятки может выражаться:

а) в действиях (бездействии) должностного лица в пользу взяткодателя, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия данного должностного лица;

б) в способствовании указанным действиям (бездействию) в пользу взяткодателя со стороны должностного лица в силу его должностного положения;

в) в общем покровительстве или попустительстве по службе по отношению к взяткодателю;

г) в совершении должностным лицом незаконных действий либо в его противоправном бездействии в пользу указанных лиц.

Объективную сторону дачи взятки составляет передача (незаконное вручение, пересылка и т.д.) должностному лицу лично или через посредника предмета взятки с целью извлечения соответствующей пользы для себя либо для иных лиц.

Отличительными особенностями взяточничества (коррупции), осложняющими его выявление и влияющими на методику расследования, являются:

1) высокая степень скрытности, латентности преступления;

2) договоренность о даче-получении взятки достигается, как правило, наедине, без свидетелей. Также скрытно, в отсутствии посторонних производится и передача предмета взятки;

3) наличие круговой поруки, согласительного характера совершения преступления. Дача-получение взятки, как правило, не влечет за собой жалоб, так как виновные стороны получают взаимную выгоду от незаконной сделки. Интерес взяткополучателя в сокрытии факта получения взятки подкрепляется незаинтересованностью в его разоблачении взяткодателем, поскольку в этом случае ставятся под угрозу интересы, достигнутые с помощью взятки;

4) действия взяткополучателя, совершения которых добивается взяткодатель, сами по себе не являются противоправными. Взяткополучатель не допускает отклонений в своей служебной деятельности и не выходит за пределы предоставленных ему прав и полномочий, в связи с чем не остается следов его заинтересованности в удовлетворении интересов взяткодателя и иных признаков, указывающих на преступление;

5) неоднократность совершения однотипных преступных действий. Как правило, взяточники не ограничиваются дачей или получением одной взятки.

Взяткополучателем, т.е. субъектом преступления, может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах и воинских формированиях Российской Федерации. Как правило, взяткополучателями являются должностные лица государственных или общественных организаций, учреждений и предприятий, обладающие профессиональным и жизненным опытом, хорошо знающие специфику организации работы на своем предприятии и использующие имеющиеся в ней недостатки для получения взяток. Нередко взяточники умышленно создают такой режим работы предприятия, который побуждает и вынуждает лицо к даче взятки в целях успешного решения своего вопроса.

Взяткодателем, т.е. субъектом преступления, могут быть как частные, так и должностные лица, обладающие средствами для дачи взятки. Действия посредника в получении или даче взятки, в зависимости от того, в чьих интересах (взяткополучателя или взяткодателя) он действует, квалифицируются как соучастие в получении либо дачи взятки в соответствии со ст. 33 УК РФ.

С субъективной стороны дача и получение взятки всегда характеризуется только прямым умыслом.

Необходимым признаком взяточничества является предмет преступления - взятка. В качестве взятки могут выступать деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера (например, приобретение квартир, машин, бесплатный ремонт и т.п.).

Взяточниками используются различные способы и места дачи взятки. Предмет взятки вручается взяткополучателю лично или через посредника в его служебном кабинете, ресторане, машине, оставляется на рабочем месте взяткополучателя, вкладывается незаметно в ящик его письменного стола, портфель, карман взяткополучателя, доставляется ему на квартиру, дачу, передается членам его семьи. Кроме того, дача взятки маскируется передачей денежных средств в качестве займа, возвращением долга, выплатой необоснованно высоких гонораров, оплатой туристических поездок и т.п.

Как правило, после получения предмета взятки взяткополучатели принимают все возможные меры к сокрытию следов совершенного преступления. Так, они стремятся скорее приобрести на полученные денежные средства какое-либо имущество, разменять их на более мелкие купюры, уничтожить служебную и бухгалтерскую документацию, договоры, счета, расписки, личные записи, фотографии и т.п.

При расследовании взяточничества устанавливаются следующие обстоятельства:

факт передачи предмета взятки должностному лицу;

является ли получатель взятки должностным лицом, отвечающим за выполнение каких-либо действий, каков круг его служебных полномочий, был ли он ранее осужден за получение или дачу взятки;

кем, когда, где, кому, при каких обстоятельствах дана взятка;

что являлось предметом взятки, его денежная сумма или стоимость. Если взяткой были деньги, то какими купюрами, не было ли на них каких-либо пометок, особенностей, по которым их можно опознать. Если взяткой было имущество вещь, то какова его стоимость, индивидуальные признаки;

каковы источники средств для взятки, являлись ли они личной собственностью взяткодателя или государственной (общественной) собственностью;

цель дачи взятки;

какие действия были выполнены (или не выполнены) взяткополучателем, какие положения нормативных правовых актов при этом нарушены, какое отражение это получило в документах;

имело ли место вымогательство взятки, в чем конкретно оно выражалось (вымогательство может выражаться в форме прямого требования вознаграждения за выполнение или невыполнение должностным лицом определенных действий в интересах взяткодателя);

наличие прямого умысла на дачу или получение взятки, цели и мотивы взяточничества;

круг лиц, виновных в совершении преступления, характер взаимоотношений между ними, роль каждого в совершении взяточничества;

данные, характеризующие личность участников преступления и обстоятельства, влияющие на степень и характер их ответственности;

характер и размер причиненного ущерба и преступного обогащения взяткополучателя;

обстоятельства, способствовавшие взяточничеству.

 

44. Пофамильный и дактилоскопический учет лиц, совершивших преступление.

Криминалистический учет живых лиц по сравнению с другими видами наиболее распространен. На федеральном учете (в ГИЦ МВД России) состоят:

а) осужденные на территории Российской Федерации к исключительной мере наказания – смертной казни и лишению свободы, независимо от состава преступления и срока наказания;

б) осужденные в иностранном государстве и переданные России для отбывания наказания в соответствии с договорами о правовой помощи по уголовным делам, независимо от вида наказания;

в) осужденные к ограничению свободы, в отношении которых судом вынесено определение о направлении в места лишения свободы;

г) осужденные к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора, в отношении которых судом вынесено определение о направлении в места лишения свободы для отбывания наказания, назначенного приговором;

д) лица, объявленные в розыск органами безопасности и внутренних дел.

На местном учете (ИЦ МВД, ГУВД, УВД республик краев и областей, входящих в состав Российской Федерации) помимо указанных выше категорий значатся также:

е) все осужденные, арестованные и привлеченные в качестве обвиняемых на территории республики, края, области независимо от состава преступления, срока и вида наказания, избранной меры пресечения;

ж) осужденные в других республиках, краях, областях к исключительной мере наказания, а также к лишению свободы, поступившие для исполнения приговора либо отбывания наказания в данную республику, край, область;

з) лица, совершившие преступления, материалы на которых без возбуждения уголовного дела направлены для применения мер общественного воздействия;

и) лица, совершившие общественно опасные деяния, помещенные по решению суда в психиатрические больницы для принудительного лечения, а также переданные на попечение родственникам или опекунам.

Основаниями для постановки на учет служат приговор суда, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, постановление органа следствия (дознания) или определение суда о заключении под стражу, постановление о заведении розыскного дела, постановление о передаче материала о преступлении без возбуждения уголовного дела для применения мер общественного воздействия.

Для формирования банка данных используются основные и корректирующие документы. К основным учетным документам относятся алфавитная карточка формы 1 на осужденного (арестованного), дактилоскопическая карта, розыскная карточка. Корректирующие документы включают извещение о движении осужденного (арестованного), уведомление о его помиловании, сообщение о внесении изменений в анкетные данные осужденного (арестованного), сообщение о смерти ранее судимого лица.

Учетные документы составляются на русском языке в течение 48 часов с момента поступления основания для постановки лица на учет. Заполнение учетных документов возлагается на следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и тюрьмы, выполняющие функции СИЗО, исправительно-трудовые учреждения и спецкомендатуры, следователей органов внутренних дел, службы безопасности и прокуратуры, инспекции исправительных работ горрайорганов внутренних дел, паспортные отделы, суды.

Для проверки по пофамильному учету применяется требование установленной формы, которое направляется в информационный центр по территориальности. Если имеются основания предполагать, что проверяемый привлекался к ответственности в другом регионе страны, то требование шлют также и в ГИЦ МВД РФ для проверки по федеральному учету. Результаты проверки отражаются на обороте указанных требований. Здесь приводятся сведения обо всех судимостях, изменениях приговоров, основаниях и времени освобождения по последней судимости, месте отбывания наказания с указанием почтового адреса. Запросы исполняются в течение трех – пяти дней.

С пофамильным учетом тесно связан дактилоскопический. На него берут тех же лиц, что и на пофамильный. Постановка на дактилоскопический и пофамильный учет осуществляется одновременно. При этом на алфавитной карточке проставляется оттиск указательного пальца правой руки регистрируемого и дактилоскопическая формула. Поэтому при необходимости по алфавитной карточке можно легко найти дактилоскопическую карту проверяемого. Они в картотеке располагаются не по фамилиям, а по дактилоскопическим формулам - цифровому обозначению рисунков папиллярных узоров.

По одному экземпляру алфавитной карточки и дактилоскопической карты направляют в информационный центр местного МВД, УВД, а вторые – в ГИЦ МВД РФ. Перед помещением в картотеку пальцевые узоры кодируются – выводится дактилоскопическая формула.

Согласно закону обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат граждане Российской Федерации:

а) призываемые на военную службу,

б) проходящие военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена такая служба,

в) проходящие службу в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности, органах внешней разведки, федеральных органах налоговой полиции, органах государственной налоговой службы, органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах и подразделениях судебных приставов органов юстиции, таможенных органах, органах государственной охраны, органах правительственной связи и информации,

г) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований Российской Федерации,

д) члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации Российской Федерации,

е) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, неспособные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить эти данные иным способом невозможно,

ж) граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, подозреваемые в совершении преступления либо осужденные за него, а также подвергнутые административному аресту, если установить их личность иным способом невозможно,

з) иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории страны, прибывшие в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавшие ходатайство о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории РФ. Обязательной дактилоскопической регистрации подлежат все неопознанные трупы.

Закон предусматривает добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию граждан страны. Она проводится по их письменному заявлению органами внутренних дел по месту жительства гражданина.

Государственная дактилоскопическая регистрация позволяет:

– вести розыск пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также содействовать подтверждению их личности;

– установить по неопознанному трупу личность погибшего;

– установить личности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить о себе данные.

Она способствует раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, а также выявлению и предупреждению административных правонарушений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.