Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятие христианства — переломный момент в истории русской культуры 5 страница




Важным элементом отделения светской культуры от духов­ной была замена старого церковнославянского шрифта новым гражданским.

В результате процесса секуляризации в российской куль­туре начала складываться новая система ценностей. До Петра I в этой системе религиозные ориентации доминировали над мир­скими и политическими. При Петре I на смену религиозной сред­невековой ментальности, основу которой составляло служение Богу и государю, пришли новые светские принципы и главный из них — служение «царю и Отечеству». Это — один из важней­ших принципов национально-культурной идентификации в ус­ловиях абсолютистского государства.

Предметом сакрализации, поклонения становятся светские институты и, прежде всего, государство, оттеснив систему право­славных ценностей на второй план.

Наряду с церковной реформой Петр I проводит в жизнь принцип свободы совести, то есть свободы выбора исповедания. Он считал, что «Господь дал царям власть над народами, но над совестью людей властен один Христос». В результате такой поли­тики при Петре I католики и протестанты получили возможность свободного исповедания своей религии.

Важной чертой культуры Нового времени стала ее откры­тость, способность к контактам с культурой других народов, за­имствование передового опыта, что явилось результатом поли­тики, направленной на подрыв конфессиональной замкнутости и преодолению религиозной нетерпимости, укоренившейся в со­знании русского народа под влиянием идеологий православной исключительности. В период правления Петра I небывалыми темпами расширяются связи с Западной Европой: Голландией, Германией, Польшей, Италией. Наряду с широкими контактами с западным миром, в бытовой уклад вводились новые обряды, чтобы привить западноевропейский стиль жизни. Взамен ста­рого летоисчисления «от сотворения мира» с первого января 1700 года было введено летоисчисление «от Рождества Христо­ва». Появился обычай праздновать Новый год: устраивать фей­ерверки, наряжать елки. Новой формой общения стали «при­емы» — ассамблеи. В процессе своей реформаторской деятель­ности Петр I активно привлекает к преобразованию русской старины на западноевропейский лад иностранцев, не стесняясь называть их своими учителями. Частная жизнь дворянства бы­ла полностью ориентирована на западные образцы. По указа­нию царя были подготовлены и изданы многочисленные руко­водства, например, переведенные с немецкого «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708 г.), учебник хорошего то­на «Юности честное зерцало» (1719 г.).

Секуляризационные процессы затронули и сферу образо­вания. В период русского средневековья существовала церков­ная монополия на образование, киторое по преимуществу носило богословский характер. Грамоте также обучали и в семье. До на­чала XVIII в. в России не существовало государственной системы образования. Обучение было домашним индивидуальным и цер­ковным. Целью обучения было по преимуществу овладение язы­ками — латинским и греческим. Преподавались также граммати­ка, риторика и философия. При правлении императора Петра I (1682-1725 гг.) проблема школы, образования детей и молодежи становится государственной проблемой..

Петровские реформы представляли собой последователь­ный курс, взятый на модернизацию страны и ее культуры. Они привели в движение все оферы жизнедеятельности русского об­щества, которые остро нуждались в новых образованных кад­рах. Первые правительственные школы открываются в начале XVIII века и представляют собой сугубо профессиональные, узкоспециальные учреждения. В качестве примера можно при­вести открытие в Москве Навигационной школы, предназна­ченной для подготовки кадров для формировавшегося в стране первого из флотов — Азовского. Это учебное заведение стало ос­новой будущего Морского училища и Морской академии Рос­сии. В стране появились и так называемые «цифирные» школы, осуществлявшие подготовку техников для армии и казенных строительных работ. В некоторых городах России создавались гарнизонные школы, готовившие из солдатских детей грамот­ных унтер-офицеров и сержантов.

Обучение грамоте считалось частным делом граждан. При этом для дворян и духовенства обучение было обязательным, ина - че они лишались некоторых привилегий: продвижения по службе и возможности вступать в брак. Для дворянских детей были вве­дены обязательные государственные экзамены. При монастырях открывались школы для подготовки священнослужителей. Эти школы стали основой будущих духовных семинарий. В основном в них обучались дети священнослужителей, что формировало традицию русского белого духовенства делать свою профессию наследственной. Широкое распространение получает практика обучения молодых людей за границей для усвоения наук, техни­ки, строительного и корабельного дела, искусства торговли.

Развитие школы требовало большого количества учебни­ков, разного рода справочников. По указанию Петра была раз­вернута широкая издательская деятельность. Были напечата­ны «Арифметика» JI. Ф. Магницкого, «Грамматика славянская» В. П. Поликарпова, «Первое обучение отрокам» Феофана Про­коповича и многие другие книги. Потребность в учебной литера­туре стимулировала необходимость значительного расширения материальной базы печатного дела. Помимо Москвы и Петер­бурга, издательские центры располагались в Костромской, Там­бовской, Калужской, Пензенской губерниях.

В 1714 г. в Петербурге возникает первая в России Государ­ственная публичная библиотека, укореняется и такая форма общения с книгой, как домашняя библиотека.

В 1719 году открылся первый русский музей — Кунсткаме­ра. Тем самым было положено начало сбору естественнонаучных и исторических коллекций, экспонаты Кунсткамеры затем вошли в состав «Эрмитажа», Военно-морского музея. Петр I и его спо­движники рассматривали просвещение русского народа как важ­ный залог успешного проведения реформ в России. Чтобы довести до сознания народных масс мотивы и сущность проводимых преоб­разований нужно было организовать по-новому информационную политику и расширить средства воздействия на общественное мнение. Одним из важных шагов в этом направлении было создание в России периодической печати. Для того, чтобы люди «смотрели и учились» Петр I приказал печатать существовавшие ранее руко­писные «Куранты» и распространять их в народе. Позднее эти «Ку­ранты» назвали «Ведомости», которые регулярно начали выходить в свет. «Ведомости» Петра I — это первая русская газета.

Поскольку официальные указы и распоряжения царя не всегда положительно оценивались теми, кто их должен был испол­нять, Петр I привлек к агитационно-пропагандистской работе пользующееся авторитетом и доверием у людей духовенство. При­давая церковной проповеди преимущественно светский характер, Петр приглашает в Москву людей «к проповедованию способных». Стремление Петра I обратить церковную кафедру в политичес­кую трибуну представляло собой одно из наиболее характерных проявлений мировоззренческой секуляризации.

Характерная черта петровской эпохи — растущий интерес к научным знаниям. В начале XVIII века интерес к науке был вы­зван чисто практическими потребностями государства, которое нуждалось в освоении новых территорий, в добыче полезных иско­паемых, в развитии промышленности. В стране возникают первые научно-технические лаборатории. Появляется целый ряд техниче­ских изобретений и новшеств. В результате экспедиций, организо­ванных государством, впервые была составлена карта Каспийского моря, открыт пролив, разделяющий Европу и Азию («Берингов про­лив»), появилась возможность издать первый русский атлас импе­рии. Существенные сдвиги происходят и в сфере гуманитарных наук, прежде всего, в области исторической мысли. История начи­нает осознаваться как государственное дело, тесно связанное с по­литическими интересами. Предметом целого ряда сочинений стала история русско-шведских отношений: «История Свейской войны» Т. П. Шафирова, «История императора Петра Великого от рожде­ния до Полтавской баталии» Феофана Прокоповича и другие. Та­ким образом, наука становится частью новой светской культуры.

Закономерным итогом петровских преобразований в сфере образования и науки было открытие Академии наук в Петербур­ге (1725 г.). В состав Академии входили «три класса наук»: мате­матический, физический и гуманитарный. Ведущую роль играли два первых класса.

Особенностью петербургской Академии было то, что она объединяла три учреждения, которые в Западной Европе дейст­вовали самостоятельно — университет, т. е.«собрание ученых лю­дей, обязанных обучать молодых людей наукам», гимназию, кото­рая готовила учеников для прохождения курса в университете, и собственно Академию, т. е. «собрание ученых и искусных лю­дей». Таким образом, в Академии были объединены научно-ис­следовательская и педагогическая функции, что диктовалось не­обходимостью решения двуединой задачи — подготовки собст­венных научных кадров и развития науки.

Развитие реформаторской деятельности, становление но­вого типа власти поставило перед общественно-политической мыслью задачу обоснования абсолютизма. Обоснование идеоло­гии абсолютизма отражалось в законодательных актах того вре­мени, а также в трудах сторонников Петра. Первоначально кон­цепция неограниченной власти самодержца опиралась на идею о богоданной природе царской власти. Однако по мере расшире­ния контактов с Западной Европой в Россию проникают ранне­просветительские идеи «естественного права», «общественного договора», «общего блага». Эти теории активно использовались идеологами абсолютизма.

Крупнейшим идеологом абсолютизма был Феофан Проко­пович (1684-1736 гг.). Развивая концепцию неограниченной влас­ти монарха, Прокопович опирался, с одной стороны, на традицию Московского царства, с другой, на западноевропейские теории ес­тественного права, общественного договора и общего блага. В сво­ем сочинении «Правда воли монаршей», связывая право монарха на власть с божественными установлениями, Прокопович в своих рассуждениях не останавливается на этом источнике абсолютной монархии. Исключительное право монарха на власть он все же выводит из «всенародного намерения, которым монархия введена и содержима быть разумеется». В основе монархического управ­ления лежит договор, по которому власть была передана монарху. Таким образом, Прокопович утверждает, что носитель суверен­ной власти обязан как божественному установлению, так и народ­ной воле, совпадающих по своему содержанию и значимости. Точ­нее, божественное установление власти совершается не сверхъе­стественным, а естественным путем, при посредстве народной воли, направляемой в каждом отдельном случае божественным промыслом. Однако народная воля является у Прокоповича вы­ражением Божьей воли лишь при начальном становлении той или иной формы государственного устройства. Впоследствии она те­ряет божественное воздействие.

Главной обязанностью символа государственной власти, сточки зрения Феофана Прокоповича, является «всенародная поль­за». Одним из важных инструментов достижения такой пользы яв­ляется образование и распространение науки. Поэтому носителем госу царственной власти должен быть просвещенный монарх, «фи­лософ на троне», который должен править, опираясь на строго со­блюдаемый закон. Идеалом абсолютного, просвещенного монарха для Прокоповича выступал Петр I. Таким образом, в России был сформирован первый вариант теории просвещенного абсолютизма, обосновывавшая приоритет светского начала, разума, науки, опи­рающихся на сильную и просвещенную власть, главной обязаннос­тью которой является осуществление всенародной пользы.

PecboDMbi Петра I определили развитие отечественной ху­дожественной культуры первой трети XVIII в.. Литература и искусство стало одним из существенных средств утверждения новой государственной политики, направленной на всесторон­нюю модернизацию страны. Властные структуры государства во главе с императором содействовали тем видам художествен­ного творчества, с помощью которых появлялась возможность не только воздействовать на массовое сознание людей, но и мо­билизовывать его на реализацию важнейших задач, стоящих перед Россией.

Один из крупнейших писателей того времени — Феофан Прокопович. Он был автором трагикомедии «Владимир», многих произведений ораторской прозы, лирических и шутливых стихов, а также трактата «о поэтическом искусстве». В своей трагикоме­дии «Владимир, Славянских стран князь и повелитель, от неверия тьмы в свет евангельский приведенный Духом Святым» он прово­дит идею борьбы с застоем и обскурантизмом. Прогрессивной си­лой, по мнению автора, является правительство, светская власть, а силой, задерживающей развитие, — духовенство.

Феофан оказал заметное влияние ча формирование поли­тических и эстетических взглядов молодого А. Д. Кантемира (1708-1744 гг.), на просветительскую деятельность и творчество В. К. Тредиаковского (1703-1768 гг.). Кантемир и Тредиаковский европеизировали русскую литературу. Первый ввел в нее жанр сатиры, второй начал реформу русского стихосложения. Оба они известны переводами классической и современной им литерату­ры. Кантемир развил тезис Петра I о необходимости подтверж­дения благородства по происхождению благородством поведе­ния и личными заслугами перед государством. Реформа русского стихосложения, начатая Тредиаковским, получила продолже­ние и завершение в реформах стиха Ломоносова. Именно благо­даря Тредиаковскому в русскую поэзию вошел ямб.

Ведущими видами искусства начала XVIII в. становятся архитектура, скульптура, живопись, театр. Они обновляют свой образный язык, широко используют светские формы выраже­ния, создают новые жанры.

Наиболее существенно новый светский характер художест­венной культуры проявляет себя в архитектуре. Основой архитекту­ры становится ордер (латин. ordre — порядок, строй) — определен­ная художественная система строечно-балочной конструкции, раз­работанная в Древней Греции и перешедшая в архитектуру других стран в различные исторические периоды. Принципы ордерной ар­хитектуры стали определяющими при возведении второй столицы России — Петербурга. Город был построен по единому, четкому пла­ну, с использованием достижений лучших европейских и отечест­венных архитекторов. Самыми знаменитыми сооружениями Петер­бурга того периода были Зимний дворец, комплекс Смольного мона­стыря (арх. К. Растрелли), Таврический дворец (арх. И. Старов). В петровское время не менее интенсивно и творчески интересно обу­страивалась Москва (например, здание Сената — арх. М. Казаков, дом Пашкова — арх. В. Баженов) и близлежащие к ней территории, на которых располагались родовые дворянские усадьбы. Жемчужи­ной отечественной культуры, русским центром искусств XVIII в. ста­ло родовое имение дворян Шереметевых — Кусково.

Период реформ стал временем развития литой бронзовой скульптуры, которая достигла своего совершенства в классичес­ком памятнике Петру I «Медный всадник» скульптора Э. Фальконе. В живописи наиболее популярными становятся:

жанр портрета (В. Боровиковский, Д. Левицкий, Ф. Ро­котов);

исторический жанр (А. Лосенко); бытовой жанр (М. Иванов, С. Щедрин).

В 1756 г. в Ярославле открывается первый в России про­фессиональный театр, в котором осуществлялись постановки трагедий на патриотические темы А. Сумарокова, бытовых драм М. Хераскова, комедий Д. Фонвизина.

На всем протяжении XVIII в. главным пафосом литера­турных жанров являлись идеи государственного строительства и общественных преобразований. Отсюда такое мощное разви­тие получают:

высокая патриотическая поэзия (М. Ломоносов); критическое, сатирическое обличение пороков русского общества и государства, представленное сатирой, басней, быто­вой комедией нравов А. Кантемира, А. Радищева, Д. Фонвизина.

' Русское искусство XVIII в. не только начинало ощущать себя частью европейского культурного сообщества, но и смело бросало вызов самым авторитетным школам Европы.

После смерти Петра I русская культура развивалась на про­тяжении большей части XVIII столетия в атмосфере нестабиль­ности — сменяющих друг друга дворцовых переворотов, реформ и контрреформ, борьбы за власть и влияние в бюрократических структурах, интриг, фаворитизма и т. д. Однако заложенные Пет­ром I основы новой культуры продолжали приносить свои плоды. Определенный импульс в развитии образования, науки, художе­ственной культуры был дан во время правления дочери Петра I Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.). В этот период в Академии наук являются первые национальные кадры, меняется характер ее деятельности. Первым русским членом Академии наук стал М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.). Ему принадлежит ведущая роль в развитии культуры середины XVIII века. Ученый-естество­испытатель мирового значения, он сделал крупнейшие откры­тия во многих областях знания. Идеи Ломоносова далеко опере­дили науку его времени. Велика заслуга М. В. Ломоносова и’в развитии русской литературы. По определению В. Г. Белинско­го, М. В. Ломоносов был «Петром Великим русской литературы». Наследие Ломоносова в области языка, теоретической грамма­тики, стихосложения, в русской словесности XVIII в. в целом ог­ромно и бесценно.


При содействии П. И. Шувалова и активном участии М. В. Ло­моносова в 1755 году в Москве был открыт Московский университет. Обучение в нем велось на русском языке на трех факультетах. При университете работали две гимназии.

В 1757 г. в Петербурге была открыта Академия художеств, позднее вырастившая плеяду замечательных русских художников.

2.

Век Екатерины II в русской культуре Однако наиболее интенсивное развитие культуры XVIII в. проис­ходит в период правления Екатерины II (1762-1796 гг.). Екатери­на II продолжила усилия Петра I по секуляризации и европеиза­ции русской культуры. Как и Петр I, Екатерина II стремилась про­вести в России реформы, направленные на установление нового, европейского типа общественных отношений и формирование «новой породы людей», которые стали бы социальной базой для европейского типа развития. В своей реформаторской деятельно­сти Екатерина II опирается на идеи французских просветителей Вольтера, Монтескье, Руссо, Даламбера, Дидро и др. С Вольтером она состояла в течение многих лет в личной переписке.

Екатерина II продолжила дело Петра I по установлению контроля за деятельностью Русской Православной церкви. Од­ним из важнейших актов Екатерины II в этом направлении был Указ (1769 г.) о секуляризации церковных владений. В соответ­ствии с этим Указом монастырские и церковные вотчины с насе­ляющими их крестьянами передавались в управление коллегии экономики, а государство брало на себя обязательство по содер­жанию духовенства и монашества. Таким образом Русская Пра­вославная церковь стала зависимой от государства не только в административном, но и в экономическом отношении.

При Екатерине II была продолжена реформа образования. В созданную Петром I систему образования она вносит серьезную основательность, придав этой системе широкий государственный масштаб. В 1786 г. в России впервые была образована государст­венная система народного образования, открыты малые народные училища в уездных городах, главные училища в губернских горо­дах. По проекту И. И. Бецкова в России организуется широкая сеть частных школ закрытого типа. Бесспорной заслугой Екатерины II было открытие в Петербурге Смольного института благородных девиц для дворянок и Екатерининского для мещанок, положив­ших начало женскому школьному образованию в России. Создан­ная в 1766 г. Медицинская академия была первым в России учеб­ным заведением, готовящим профессиональных медиков.

При Екатерине II получили дальнейшее развитие наука и общественно-политическая мысль. В 1765 г. в Петербурге основа­но первое русское научное общество — Вольное экономическое общество, занимавшееся проблемами сельского хозяйства. Из сре­ды народа выдвигаются талантливые изобретатели-самоучки:

уральский рабочий И. И. Ползунов (1728-1766 гг.), разра­ботавший проект первой в мире паровой машины;

Механик-самоучка И. П. Кулибин (1735-1818 гг.), создавший телескоп, лифт, безопорный мост, механическую сеялку и мн. др.

Общественно-политическая мысль развивается под сильным влиянием идей французского Просвещения. Русские просветители Я. П. Козельский (ок. 1728-1794 гг.), Н. И. Новиков (1744-1818 гг.) и др. выступали пропагандистами идей Руссо, ставили вопрос об отмене крепостного права, высказывали уравнительные идеи о владении собственностью. Идеи Просвещения нашли отклик и развитие в русской литературе того времени. В 1783 г. появля­ются тираноборческие трагедии Я. Б. Княжнина и Н. П. Николае­ва. В этом же году А. И. Радищев пишет сразу ставшую знамени­той оду «Вольность». В 1792 г. появляется его «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором резко обличалось самодержа­вие, крепостничество, осуждалось социальное неравенство и другие нарушения «человеческого естества». Таким образом было положено начало революционно-демократической тради­ции в русской общественно-политической мысли и литературе.

Идеология Просвещения оказала решающее влияние и на формирование стиля художественной культуры. Господствую­щим направлением в художественной культуре второй половины XVIII в. был классицизм. В литературе важную роль в основании и утверждении классицизма сыграл поэт и драматург А. П. Сума­роков (1717-1777 гг.). А. П. Сумароков — создатель русской наци­ональной трагедии. Основной идеей его трагедий «Хорев», «Синав и Трувор» была мысль о гражданском долге. Сумароков призывал всех, включая и самодержца, обуздывать личные страсти в инте­ресах общества. Сумароков положил также начало жанру коме­дии в русской литературе. В его комедиях весьма заметна связь с народным театром Петрушки.

Продолжателем Сумарокова был Д. И. Фонвизин (1745­1792 гг.). В его комедиях «Бригадир» и «Недоросль» созданы сати­рические портреты дворянского и купеческого общества России того времени. Эти произведения стали знаменательным шагом русской литературы на пути к реализму XIX века.

Классицизм был господствующим, но не единственным художественным стилем в русской литературе этой эпохи. Уже в последней трети XVIII в. каноны классицизма подвергаются критике и происходит становление нового стиля в русской лите­ратуре — сентиментализма. Его зачинателем стал Г. Р. Державин (1743-1816 гг.). В своих знаменитых одах Державин разрушал эс­тетику классицизма и выдвинул новый для русской литературы принцип: творческая личность автора есть основа поэзии. Держа­вин подчеркивал значение личностного отношения автора к изоб­ражаемой действительности.

Произведения А. И. Радищева, И. А. Крылова также выхо­дили за рамки эстетики классицизма. Однако русский сенти­ментализм приобрел свою классическую форму в произведениях

Н. М. Карамзина (1766-1826 гг.). Н. М. Карамзин сделал своими ге­роями простых людей, говорящих о своих чувствах на обычном разговорном языке. Усилиями Карамзина происходит сближение литературного языка с разговорным. Это позволило привлечь к чтению широкий круг населения и создало предпосылки для формирования русского общенародного разговорного языка. В качестве образца выступает московский диалект.

Русская архитектура второй половины XVIII века развива­ется также в стиле классицизма. Русские классицисты обратили пристальное внимание на городской ансамбль и достигли в этой об­ласти высокого совершенства. Зачинателями классического стиля в русской архитектуре были зодчий А. Ф. Кокоринов (1726-1778 гг.) и приехавший из Франции архитектор Жан-Батист Валлен-Де­ламот (1724-1800 гг.). Здание Академии художеств в Петербурге, построенное русским архитектором Кокориным по проекту Вал­лена-Деламота, выдержано в стиле классицизма, хотя еще име­ет некоторые черты господствовавшего в это время барокко. Мраморный дворец в Петербурге, дворец в Гатчине, павильоны в Ораниенбауме Антона Ринальди (ок. 1720-1794 гг.), оформление набережной Невы, ограда Летнего сада, старый Эрмитаж в Пе­тербурге Ю. И. Фельтена (1732-1801 гг.) — утверждали класси­цизм в русской архитектуре.

Величайшим русским зодчим второй половины XVIII в. был В. И. Баженов (1737 или 1738-1799 гг.) — первый выпускник Ака­демии художеств. По его проектам в Петербурге были построены Каменноостровский дворец и Арсенал. Баженовым был разрабо­тан, но не осуществлен проект Кремлевского дворца в Москве. Зодчий пытался в этом проекте реализовать синтез традиций древнерусской архитектуры и классицизма. Проект Баженова поражал размахом и смелостью, современники называли его «восьмым чудом света». Однако недостаток средств заставил Ека­терину отказаться от постройки баженовского ансамбля. Бажено­вым был создан грандиозный дворцовый ансамбль в Царицыне — подмосковном имении Екатерины И; однако строительство не бы­


ло завершено, а часть дворцового ансамбля по приказу царицы была даже разрушена. Пережив постигший его удар, Баженов долгое время жил в Москве. Здесь он построил немало частных зданий, в их числе — изумительный по красоте дом Пашкова (ны­не одно из зданий Государственной Российской библиотеки).

Другим выдающимся архитектором того времени был И. Е. Старов (1745-1808 гг.). Его лучшее произведение — Тавриче­ский дворец в Петербурге — построено в духе строгого класси­цизма. Это здание вызвало много подражаний по всей России (усадьбы богатых помещиков).

Одновременно с Баженовым и Ставровым в Петербурге ра­ботали выходцы из-за рубежа, среди которых особое место заня­ли шотландец Чарльз Камерон (1730-е гг. — 1812 гг.) и итальянец Джакомо Кваренги (1744-1817 гг.). Камерон работал над отделкой комнат Царскосельского дворца (Камеронова галерея); замеча­тельным его творением были дворец и парк с павильоном в Пав­ловске. Камерон превратил этот петербургский пригород в одно иэ^красивейших мест Европы. Кваренги возвел множество пост­роек в Петербурге — Смольный и Екатерининский институты, здания Академии наук, Государственного банка. Монументаль­ность и строгость форм, свойственная классицизму, достигают в творениях Кваренги наибольшей завершенности.

Московским мастером классицизма был М. Ф. Казаков (1738-1812 гг.). Москва обязана Казакову зданиями Сената в Кремле, Московского дворянского собрания с его знаменитым Колонным залом, старым зданием Московского университета, Голицынскои больницей.

Значительный подъем в развитии переживает изобрази­тельное искусство. Особых успехов русская живопись XVIII в. достигла в области портрета. Множество иностранных портре­тистов, работавших в России в середине века, познакомили рус­ских живописцев с техникой и колоритом стиля рококо. Однако русские портретисты отнюдь не были простыми подражате­лями. Крупнейшие русские живописцы XVIII в. — это мастера, чье творчество несет печать национальной самобытности. Таков

А. П. Антропов (1716-1795 гг.), в портретах которого органично сочетались национальные традиции старорусской парсуны с ев­ропейскими приемами портретной живописи. Жизненность, правдивость характеристик в портретах его работы выходят за рамки условности портретного этикета рококо (портреты Из­майловой, портрет Петра III).

Ф. С. Рокотов (17357-1808 гг.) пошел дальше Антропова в раскрытии человеческого образа и в реалистических тенденци­ях. Блестящая техника, богатый колорит, разнообразие компози­ции обнаруживают незаурядный талант портретиста. Одна из самых замечательных работ художника — гармоничный по кра­сочности и свободе кисти портрет поэта В. И. Майкова.

Крупнейшим русским портретистом XVIII в. был Д. Г. Ле­вицкий (ок. 1735-1822 гг.). Он создал богатую серию портретов — Екатерины II, воспитанниц Смольного института, московских куп­цов. Левицкий показал себя мастером тончайших характеристик даже в парадных портретах (портрет архитектора Кокоринова).

Учеником Левицкого был выдающийся русский живописец В. Л. Боровиковский (1757-1825 гг.). Его портретам были присущи черты сентиментализма. Боровиковский обычно изображает порт­ретируемых на фоне мягкого пейзажа, которому вполне соответст­вует несколько чувственная манера письма — неяркий скользящий свет, тончайшие теневые нюансы (портрет М. И. Лопухиной).

Во второй половине XVIII в. выступила целая плеяда замеча­тельных русских скульпторов: Ф. И. Шубин, Ф. Г. Гордеев, М. И. Коз­ловский, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Прокофьев, И. П. Мартос.

Ф. И. Шубин (1740-1805 гг.) был выходцем из среды помор­ских резчиков по кости. В девятнадцатилетнем возрасте он, подоб­но Ломоносову, прибыл с рыбным обозом в Петербург, и его вели­кий земляк помог ему сначала устроиться дворцовым истопником, а потом учеником в Академию художеств. Шубин создал галерею психологически выразительных портретов русских людей конца века. Здесь и представитель просвещенной аристократии Ф. Н. Го­лицын, и статс-секретарь Екатерины II П. В. Завадовский, и пол­ководец П. А. Румянцев-Задунайский. Одно из самых замечатель­ных творений Шубина — бюст Михаила Ломоносова.

Творчество другого представителя классицизма — скульп­тора М. И. Козловского (1753-1802 гг.) — было проникнуто просве­тительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоцио­нальностью. Его «Самсон, раздирающий пасть льва» (статуя для Большого каскада в Петергофе) символизировал победу России над Швецией.

Говоря о скульптуре России XVIII в., нельзя не упомянуть гениальное произведение француза Этьена Мориса Фальконе (1716-1791 гг.) — памятник Петру I в Петербурге. Идейный замы­сел «Медного всадника»—изобразить Петра, по выражению Фаль­коне, «благодетелем своей страны, поборовшим все препятствия своим могучим гением и упорством». Памятник по праву считается одним из величайших произведений мировой скульптуры.

В середине XVIII в. был основан первый постоянный публич­ный театр с русскими актерами и пьесами русских авторов — под ру­ководством основоположника русской классической драматургии — Сумарокова. Создание театра связано с именем первого русского про­фессионального актера Ф. Г. Волкова (1729-1763 гг.), которого назы­вают «отцом русского театра», т.к. в 1756 г. в Петербурге он открыл профессиональный русский публичный театр. В литературе второй половины века пробивались ростки реализма, ощущались они и в театре. В актерском искусстве наблюдался отход от классицизма (И. А. Дмитриевский) и создание нового, реалистического стиля иг­ры (JI. Е. Шушерин, Е. С. Сандунова). Значительное место в теат­ральной и музыкальной культуре XVIII в. занимало творчество кре­постных. Во второй половине века большое распространение полу­чили к{Э£постные театры. Так, громкую славу приобрел крепостной театр графов Шереметевых в Москве и подмосковных имениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.